ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ MVC
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ASP.NET
2.1 Использование контроллеров
2.2 Использование представлений
2.3 Использование моделей
3. РАЗРАБОТКА ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯ
4. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА
4.1 Понятие графического интерфейса пользователя
4.2 Применение движка Razor и Bootstrap
4.3 Описание пользовательского интерфейса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Тема преддипломной практики: разработка веб-приложения «Учёт и ведение аварийных и ремонтных заявок» является актуальной для аварийно-диспетчерской службы, в которой необходимо проводить учет заявок. Замена интеллектуального труда человека на машинный труд в процессах управления технологией приводит к повышению эффективности и качества принимаемых управленческих решений, сокращению сроков их реализации, снижению затрат, более полному использованию имеющихся резервов производственной системы организации, обеспечению максимального уровня оперативности и гибкости, существенному ограничению численности инженерно-технического персонала. Данный программный продукт сэкономит время при сборе информации, позволит эффективно вести учет аварийных и ремонтных заявок для аварийно-диспетчерской службы.
Целью данной практики является разработка веб-приложения для учета и ведения аварийных и ремонтных заявок для аварийно-диспетчерской службы.
Для реализации цели дипломной работы необходимо решить ряд задач:
- провести анализ предметной области;
- описать постановку прикладных задач;
- разработать и сформировать базу данных;
- разработать программные модули;
- провести тестирование разработанного приложения.
В качестве средства разработки были выбраны среда программирования Microsoft Visual Studio 2015, языке программирования C# с использованием технологии ASP.NET, в качестве проектировании баз данных выбрана СУБД MySQL.
1. ПОНЯТИЕ MVC
Model-view-controller (MVC, «модель-представление-контроллер», «модель-вид-контроллер») – схема использования нескольких шаблонов проектирования, с помощью которых модель приложения, пользовательский интерфейс и взаимодействие с пользователем разделены на три отдельных компонента таким образом, чтобы модификация одного из компонентов оказывала минимальное воздействие на остальные. Данная схема проектирования часто используется для построения архитектурного каркаса, когда переходят от теории к реализации в конкретной предметной области [6].
Концепция MVC была описана Трюгве Реенскаугом в 1979 году, работавшим в то время над языком программирования «Smalltalk» в научно-исследовательском центре «Xerox PARC». Оригинальная реализация описана в статье «Applications Programming in Smalltalk-80: How to use Model-View-Controller». Затем Джим Алтофф с командой разработчиков реализовали версию MVC для библиотеки классов Smalltalk-80.
В оригинальной концепции была описана сама идея и роль каждого из элементов: модели, представления и контроллера. Но связи между ними были описаны без конкретизации. Кроме того, различали две основные модификации:
- пассивная модель – модель не имеет никаких способов воздействовать на представление или контроллер, и используется ими в качестве источника данных для отображения. Все изменения модели отслеживаются контроллером и он же отвечает за перерисовку представления, если это необходимо. Такая модель чаще используется в структурном программировании, так как в этом случае модель представляет просто структуру данных, без методов их обрабатывающих [7];
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ASP.NET
Платформа ASP.NET MVC представляет собой фреймворк для создания сайтов и веб-приложений с помощью реализации паттерна MVC.
Концепция паттерна (шаблона) MVC (model - view - controller) предполагает разделение приложения на три компонента:
Контроллер (controller) представляет класс, обеспечивающий связь между пользователем и системой, представлением и хранилищем данных. Он получает вводимые пользователем данные и обрабатывает их. И в зависимости от результатов обработки отправляет пользователю определенный вывод, например, в виде представления [8].
Представление (view) - это собственно визуальная часть или пользовательский интерфейс приложения. Как правило, html-страница, которую пользователь видит, зайдя на сайт.
Модель (model) представляет класс, описывающий логику используемых данных.
Конкретные реализации и определения данного паттерна могут отличаться, но в силу своей гибкости и простоты он стал очень популярным в последнее время, особенно в сфере веб-разработки.
Свою реализацию паттерна представляет платформа ASP.NET MVC. 2013 год ознаменовался выходом новой версии ASP.NET MVC - MVC 5, а также релизом Visual Studio 2013, которая предоставляет инструментарий для работы с MVC5.
3. РАЗРАБОТКА ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯ
На сегодняшний день существуют несколько этапов разработки веб-сайта:
В зависимости от текущей задачи, какие-то из этапов могут отсутствовать, либо быть тесно связаны один с другим.
- Создание технического задания. Составлением технического задания для специалистов занимается менеджер проекта. Работа с заказчиком начинается с заполнения брифа, в котором заказчик излагает свои пожелания относительно визуального представления и структуры сайта, указывает на ошибки в старой версии сайта, приводит примеры сайтов конкурентов. Исходя из брифа, менеджер составляет техническое задание, учитывая возможности программных и дизайнерских средств. Этап заканчивается после утверждения технического задания заказчиком. Важно сразу отметить, что этапы проектирования веб-сайтов зависят от многих факторов, таких как объём сайта, функциональность, задачи, которые должен выполнять будущий ресурс и многое другое. Однако, есть несколько этапов, которые в обязательном порядке присутствуют в планировании любого проекта.
- HTML-верстка Утверждённый дизайн передаётся HTML-верстальщику, который «нарезает» графическую картинку на отдельные рисунки, из которых впоследствии складывает HTML-страницу. В результате создаётся код, который можно просматривать с помощью браузера. А типовые страницы впоследствии будут использоваться как шаблоны [5].
- Программирование Далее готовые HTML-файлы передают программисту. Программирование сайта может осуществляться как «с нуля», так и на основе CMS – системы управления сайтом.
4. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА
4.1 Понятие графического интерфейса пользователя
Интерфейс – совокупность технических, программных и методических средств сопряжения в вычислительной системе пользователей с устройствами и программами, а также устройств с другими устройствами и программами.
Различают: интерфейс пользователя – набор методов взаимодействия компьютерной программы и пользователя этой программы; программный интерфейс - набор методов для взаимодействия между программами; физический интерфейс - способ взаимодействия физических устройств [4].
Рассмотрим более подробно пользовательский интерфейс – совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером.
Современными видами пользовательских интерфейсов являются: командный интерфейс, реализованный в виде технологии командной строки; GUI – интерфейс, где диалог с пользователем ведется с помощью графических образов - меню, окон, других элементов; SILK - интерфейс (Speech - речь, Image - образ, Language - язык, Knowlege - знание),где компьютер находит для себя команды, анализируя человеческую речь [4].
Графический интерфейс пользователя (англ. Graphical user interface, GUI) – разновидность интерфейса в котором элементы интерфейса представлены на дисплее, исполнены в виде графических изображений.
В GUI пользователь имеет произвольный доступ ко всем видимым экранным объектам (элементам интерфейса) и осуществляет непосредственное манипулирование ими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполненной работы разработано и реализовано веб-приложение с GUI интерфейсом и применением Razor-движка, а также Bootstrap, в среде программирования Microsoft Visual Studio Express.
Данное приложение предназначено для ведения учета аварийных и ремонтных заявок для аварийно-диспетчерской службы.
В разработанном приложении данные передаются по протоколу HTTP. Если данные необходимо получить – используется метод GET, если же отправить на сервер – используется метод POST.
В приложении используются следующие графические образы элементов GUI интерфейса: Button, Ol, Label, меню, ActionLink.
Недостатком данного приложения является то, что не все документы для создания личного дела есть возможность создать в приложении, и нет возможности при необходимости вывести их на печать. Это означает, что данная программа имеет перспективы развития.
Таким образам в данном приложении реализованы возможности использования OLE контейнера в графическом интерфейсе MDI приложения.
1. Кристиан Нейгел, Билл Ивьен, Джей Глинн, Карли Уотсон, Морган Скиннер – С# 5.0 и платформа .NET 4.5: Москва, Санкт-Петербург, Киев, Диалектика, 2014 – 1430с.
2. Дэвид Сойер Макфарланд – Большая книга CSS3: Питер, 2016 – 608с.
3. Беэр Бибо, Иегуда Кац – jQuery. Подробное руководство по продвинутому JavaScript: Питер, 2011 – 624с.
4. Графический интерфейс пользователя [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://academic.ru.
5. Веб-разработка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
6. Model-View-Controller [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://codenet.ru.
7. Модели. Модели и БД [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://metanit.com/
8. Введение в ASP.NET MVC 5. Особенности ASP.NET MVC. Что нового в MVC 5 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://metanit.com.
9. Контроллеры. Основы контроллеров [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://metanit.com.
10. Представления. Введения в представления [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://metanit.com/.