ВВЕДЕНИЕ
Технологическая практика проходила в период с 09.01.2020 по 19.02.2020 в Закрытом акционерном обществе «Акционерный банк реконверсии и развития» (ЗАО «РРБ-Банк»).
ЗАО «РРБ-Банк» – современный европейский банк, созданный 22 февраля 1994 годам и ориентированный на кредитование реального сектора экономики и населения.
Цель технологической практики – формирование базовых профессиональных навыков и профессионального мышления.
Задачи практики:
изучение организационной структуры банка, структурных подразделений банка, их функций. Изучение состава клиентуры банка, порядка её обслуживания. Изучение должностных инструкций специалистов;
изучение порядка организации синтетического и аналитического учета в банке. Изучение форм синтетического и аналитического учета в банке;
изучение порядка осуществления безналичных расчетов с использованием платежного поручения. Изучение порядка учета и документального оформления безналичных расчетов субъектов хозяйствования с использованием платежного поручения;
изучение видов расходных кассовых операций банка, порядка осуществления банком расходных кассовых операций, порядка документального оформления и учета расходных кассовых операций;
изучение видов счетов, открываемых банком, порядка открытия банковских счетов и оформления договора на их открытие. Составление пакета документов для открытия текущего (расчётного) банковского счёта юридическому лицу;
изучение способов обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, их документальное оформление и учет;
изучение организации работы банка по кредитованию юридических и физических лиц. Оформление кредитного досье. Изучение видов кредитов, предоставляемых банком, порядка определения кредитоспособности кредитополучателя, документального оформления. Отработка умений по бухгалтерскому учёту кредитных операций;
изучение видов факторинга, осуществляемые банком, порядка расчёта суммы платежей по факторингу, порядка документального оформления операций по факторингу. Изучение технологии расчёта суммы платежей по факторингу. Документальное оформление факторинговых операций;
Объектом исследования в данном отчете является ЗАО «РРБ-Банк».
Раздел 1 Основы организации деятельности
ЗАО «Акционерный банк реконверсии и развития» (ЗАО «РРБ-Банк», далее - Банк) было создано 22 февраля 1994 года и является частным банком (приложение А).
В 1995-1996 годах акционерами ЗАО «РРБ-Банк» и ЗАО «Белмедбанк» были достигнуты договоренности по вопросу объединения банков. Национальным банком Республики Беларусь 30 сентября 1996 года были зарегистрированы изменения в учредительные документы ЗАО «РРБ-Банк» в связи с присоединением к нему ЗАО «Белмедбанк».
Банк также имеет лицензии Госкомитета по ценным бумагам Республики Беларусь от 26 мая 1994 года на право осуществления коммерческой, посреднической и консультационной деятельности, от 21 октября 1997 года - на проведение деятельности депозитария.
Основными банками - корреспондентами по обслуживанию платежей ЗАО «РРБ-Банк» являются: в долларах США и ЕВРО - Коммерцбанк и ВТБ (Германия); в российских рублях - ОАО «Альфабанк» и АКБ «Промсвязьбанк» (РФ, г. Москва); в украинских гривнах - КБ «Приватбанк» (Украина, г. Днепропетровск, а также Лицензия на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности п оценным бумагам, Лицензия на право осуществления деятельности, связанной с привличением в РБ иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан РБ за границей, Разрешение на право гарантировать уплату таможенных платежей.
Банк входит в единую банковскую систему Республики Беларусь, являясь коммерческой организацией, привлекающей и размещающей денежные средства, а также осуществляющей другие виды банковских операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Банк является юридическим лицом со дня его регистрации в Национальном банке Республики Беларусь. Банк обладает обособленным имуществом, имеет корреспондентский счет в учреждении Национального банка Республики Беларусь, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.
Целью деятельности Банка является систематическое получение максимальной прибыли в процессе осуществления деятельности.
Для достижения вышеназванной цели Банк осуществляет по специальному разрешению (лицензии) (приложение Б) Национального банка Республики Беларусь следующие банковские операции:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты);
размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
Раздел 2 Организация бухгалтерского учета и отчетности
Организация бухгалтерского учета и отчетности в ЗАО «РРБ-БАНКЕ» включает:
организацию операционного дня;
организацию внутреннего контроля;
ведение регистров бухгалтерского учета;
организацию работы по ведению лицевых счетов;
формирование и хранение документов.
Операционный день часть рабочего дня банка, отведенная для приема и оказания услуг клиентам в коммерческий банках. В течение операционного дня банк принимает документы от клиентов, учреждений других банков, с почты, телеграфа, проверяет их и проводит по соответствующим счетам бухгалтерского учета в тот же рабочий день; документы, поступившие в банк по окончании операционного дня, отражаются в балансе следующего рабочего дня. В течение операционного дня клиентам предоставляются банковские услуги по кредитованию и размещению ресурсов, расчетному, кассовому, валютному и другим видам обслуживания. Денежно-расчетные документы, принятые после окончания операционного дня подлежат отправке в учреждения других банков в тот же день.
Кассовые документы хранятся под ответственностью лица, которое обеспечивает их сохранность, в кладовой. По истечении года кассовые документы передаются в архив. Документы до сдачи их в архив хранятся в текущем архиве. В несгораемых сейфах в ЗАО «РРБ-Банк» хранятся годовой бухгалтерский отчет за истекший год, месячный баланс за последний месяц со всеми приложениями, ежедневные балансы, кассовые журналы за текущий месяц, проверочные ведомости на первое число текущего месяца, действующие лицевые счета, кассовые документы за последние двенадцать месяцев, мемориальные документы за текущий месяц. В железных шкафах хранятся книги и журналы учета, книги открытых лицевых счетов, карточки с образцами подписи и оттисками печати, ведомости по начислению процентов, картотеки по расчетным документам.
Основной формой аналитического учета в филиалах являются лицевые счета, которые открываются в разрезе балансовых и внебалансовых счетов на бумажных и электронных носителях информации.
Записи в лицевых счетах делаются только на основании надлежаще оформленных расчетно-кассовых документов. Обязательными реквизитами лицевых счетов и выписок являются: номер лицевого счета, дата совершения последней операции, дата совершения текущей операции, номер документа (не менее 6-и знаков), номер счета-корреспондента, номер банка-корреспондента, код вида операции, код валюты, сумма операции, итоги оборотов по дебету и кредиту, сумма входящего остатка, сумма исходящего остатка, реквизиты банка, ведущего счет.
Раздел 3 Безналичные расчеты
Платежное поручение – расчетный документ, содержащий письменное поручение плательщика банку о перечислении (переводе) с его счета определённой суммы на счет получателя в том же или другом банке. (Приложение Г)
Платежное поручение применяется при осуществлении международных и внутренних банковских переводов.
Платежные поручения представляются в банк-отправитель плательщиками на бумажном носителе в двух экземплярах, если иное не предусмотрено договором между банком и клиентом, либо в виде электронных платежных поручений.
Плательщик при соблюдении требований нормативных правовых актов Национального банка, регулирующих порядок осуществления валютно-обменных операций, и наличии достаточной суммы денежных средств на счете вправе дать банку-отправителю платежное поручение на перевод с конверсией, покупкой, продажей. Операции по списанию денежных средств при переводе с конверсией, покупкой, продажей могут оформляться платежным ордером банка при наличии платежных инструкций в договоре между банком и клиентом или постоянно действующего платежного поручения.
Банк-отправитель при приеме платежных поручений проверяет их подлинность, оформление и заполнение обязательных реквизитов в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
Банк-отправитель не принимает к исполнению платежные поручения плательщика в случаях, если:
у плательщика на счете отсутствует достаточная сумма денежных средств для исполнения платежного поручения;
невозможно провести конверсию, покупку, продажу валюты в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка, регулирующих порядок осуществления валютно-обменных операций, или по указанному плательщиком обменному курсу;
нарушения требований к их оформлению и порядку заполнения обязательных реквизитов, установленных настоящей Инструкцией, иными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления безналичных расчетов;
наличия исправлений и подчисток;
затруднения при чтении реквизитов;
несоответствия подписей плательщика, бенефициара (взыскателя) и оттиска печати на расчетном или ином документе заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати, отсутствия подписей либо печати (при ее наличии в заявленных в банк образцах подписей и оттиска печати);
не прохождения в банке электронным документом или электронным сообщением процедур безопасности;
Раздел 4 Организация кассовой работы
Кассовые операции – это операции по приему и выдаче наличных денег из касс. Касса структурное подразделение предприятия, выполняющее кассовые операции.
Для осуществления кассового обслуживания клиентов банка, а также выполнения операций с денежной наличностью и иными ценностями банки создают у себя кассовые узлы.
Устройство и оборудование кассовых узлов должны соответствовать техническим требованиям на проектирование зданий банков и обеспечивать нормальные условия для работы персонала и обслуживания клиентов, а также сохранность ценностей, документов и безопасность работников. При этом банки могут применять индивидуальные технические решения, которые не противоречат основным техническим требованиям, обеспечивают сохранность ценностей и документов, а также безопасность работников.
Наиболее укрепленным помещением кассового узла должно быть хранилище ценностей. В качестве хранилища ценностей могут быть использованы кладовая, сейфовая комната для хранения ценностей в сейфах или отдельные сейфы, которые должны соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь и сдаваться под централизованную охрану.
Все операции, в первую очередь, отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов, в которых содержится необходимая информация о характере совершаемых операций.
Прием наличных белорусских рублей в кассу банка осуществляется по следующим документам:
объявлению на взнос наличными (приложение Е), для ИП и юридических лиц;
приходному кассовому ордеру (приложение Ж), для физических лиц;
комплекту квитанций.
Прием наличной иностранной валюты в кассу банка осуществляется по приходному валютному ордеру.
Прием ценностей, подлежащих учету на внебалансовых счетах, в кассу банка осуществляется по приходному внебалансовому ордеру.
Для сдачи наличных денег в кассу клиент заполняет приходный кассовый документ и передает его операционному работнику, уполномоченному подписывать приходные и расходные документы.
Операционный работник проверяет и оформляет приходный документ на взнос наличных денег в соответствии с указаниями по ведению бухгалтерского учета и передает документы в кассу.
Раздел 5 Пассивные операции
Пассивные операции - операции по формированию банковских ресурсов, в результате проведения которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами. Они имеют большое значение для каждого банка, так как ресурсная база во многом определяет возможности и масштабы активных операций, обеспечивающих получение доходов банка. Стабильность банковских ресурсов, их величина и структура служат важнейшими факторами надежности банка. Наконец, цена полученных ресурсов оказывает влияние на размеры банковской прибыли.
Также пассивные операции банков играют важную народнохозяйственную и социальную роль. Мобилизация с их помощью временно свободных средств предприятий и населения позволяет банковской системе удовлетворять потребности экономики в основном и оборотном капитале, трансформировать сбережения в производственные инвестиции, предоставлять потребительские ссуды населению. Проценты по вкладам и долговым ценным бумагам банков хотя бы частично компенсируют населению убытки от инфляции.
Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков:
первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка;
отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;
получение кредитов от других юридических лиц;
депозитные операции.
Источниками банковских ресурсов являются: собственные средства, привлеченные и заемные.
С помощью первых двух форм пассивных операций создаются собственные средства. Следующие две формы пассивных операций создают привлеченные и заемные кредитные ресурсы.
Собственные средства банка включают в себя уставный фонд, нераспределенную прибыль, специальные фонды и другие собственные средства, свободные от обязательств клиентов и кредиторов. Они обеспечивают обязательства банка перед вкладчиками, а именно дают возможность выплаты компенсаций в случае ликвидации банка, сохранение его платежеспособности за счет созданных резервов для покрытия кредитных, процентных и валютных рисков, продолжение деятельности банка независимо от угрозы появления убытков.
Основой банка является собственный капитал - это средства, принадлежащие непосредственно банку, в отличие от заемных, которые банк привлек на время. Наличие этого капитала служит основанием для привлечения чужих средств. Источниками собственного капитала являются: акционерный капитал (уставный фонд), резервный капитал (резервный и другие фонды, образованные за счет прибыли) и нераспределенная прибыль.
Раздел 6 Операции банка с ценными бумагами
Банковский сертификат – это ценная бумага банка, удостоверяющая сумму вклада, внесенного вкладаполучателем и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада (депозита) и процентов по нему у вкладаполучателя (банка) выдавшего сертификат.
Сертификаты выпускаются только в документарной форме и только в белорусских рублях на конкретный срок (выпуск сертификата до востребования не допускается).
Банковский сертификат подразделяется на:
сберегательный сертификат – ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада (депозита), внесенного Банку, и права вкладчика (физического лица – держателя сберегательного сертификата) на получение по истечение установленного срока суммы вклада (депозита) и процентов по нему в Банке или в любом подразделении Банка;
депозитный сертификат - ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада (депозита), внесенного Банку, и права вкладчика (юридического лица – держателя сберегательного сертификата) на получение по истечение установленного срока суммы вклада (депозита) и процентов по нему в Банке или в любом подразделении Банка.
Владельцами сертификатов Банка могут быть резиденты и нерезиденты Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Депозитные и сберегательные сертификаты могут быть именными ценными бумагами или ценными бумагами на предъявителя.
Владелец сертификата вправе досрочно предъявить сертификат к платежу в Банк или в любое подразделение Банка, а Банк обязан при предъявлении сертификата выплатить сумму вклада (депозита) и проценты, начисленные за срок нахождения денежных средств на счете по ставке вклада (депозита) «до востребования» для физических лиц, в наличном либо безналичном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Операции с депозитными сертификатами осуществляется работниками корпоративного бизнеса, а операции со сберегательными сертификатами осуществляется работниками розничного бизнеса.
Для приобретения депозитного или сберегательного сертификатов вкладчики заполняют заявление соответствующей формы.
Сертификат может быть выдан только после поступления денежных средств вкладчика в Банк в полном объеме.
Банк выдает вкладчику или его представителю сертификат Банка, оформленный днем зачисления денежных средств вкладчика на счет Банка по учету выпущенных сертификатов.
Раздел 7 Кредитные операции
Кредитор вправе требовать для обеспечения своевременного возврата кредита, а также процентов по нему, предоставления заемщиком имущества в залог либо предоставления поручительства (гарантии) со стороны третьих лиц. Банковское законодательство Республики Беларусь оговаривает, что выдача кредитов банками должна обеспечиваться соответствующими формами обеспечения.
Важнейшими видами кредитного обеспечения, используемого банками разных стран, являются: залог, гарантия, поручительство, страхование, переуступка (цессия) в пользу банка требований и счетов заемщиков третьему лицу. Банки вправе использовать одну или несколько форм кредитного обеспечения, что дополнительно оговаривается в кредитном договоре. В случаях, когда договором кредита предусмотрено обеспечение его исполнения залогом имущества, заемщик обязан предоставить кредитору возможность осуществления контроля за обеспеченностью кредита.
По договору залога имущества залогодержатель вправе реализовать имущество, если обязательство по кредитному договору не было выполнено. Залог должен обеспечивать не только возврат суммы кредита, но и процентов по нему за весь срок кредитования. Кроме того, при обеспечении возврата ссуды, следует учитывать тот факт, что рыночные колебания цен оказывают влияние на стоимость заложенного имущества.
Предметом залога может быть любое имущество, которое в соответствии с действующим законодателем может быть отчуждено залогодержателем, а также ценные бумаги и имущественные права. Ограничения на отчуждение имущества в Республике Беларусь существуют на государственные предприятия и некоторые квартиры физических лиц.
Залог подразделяется на два вида:
при котором предмет залога остается у залогодателя, а кредитор только контролирует его наличие;
при котором предмет залога передается в распоряжение кредитора.
Залог, при котором имущество остается у залогодателя, выступает в нескольких формах, основными из которых являются:
залог товаров в обороте;
залог товаров в переработке;
залог недвижимого имущества.
По договору поручительства (приложение О) поручитель берет на себя обязательство отвечать перед кредитором за выполнение заемщиком взятых на себя обязательств по кредитному договору. Договор поручительства уменьшает риск выдаваемого кредита. Поручитель, вместе с заемщиком, несут перед кредитором солидарную ответственность.
Раздел 8 Факторинговые операции
Факторинг - услуга для участников экономической деятельности по предоставлению отсрочки выплаты. Факторинг в Беларуси объединяет три стороны, а именно, банк, продавца товара (услуги) и покупателя. Иногда может быть задействована и четвёртая сторона в качестве посредника, которая предоставляет участникам сделки цифровую и информационную платформу.
Факторинг – финансирование под уступку денежного требования.
Фактор – это факторинговая компания или банк, предоставляющие факторинговые услуги.
Поставщик – клиент факторинговой компании (банка), уступающий ей (ему) свои денежные требования в обмен на факторинговое финансирование.
Покупатель (должник) – дебитор поставщика, денежные обязательства которого уступаются факторинговой компании (банку).
Виды факторинга:
в зависимости от объема рисков передаваемых фактору:
факторинг с регрессом, регрессивный факторинг — вид факторинга при котором фактор, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика;
факторинг без регресса, безрегрессный факторинг факторинг — вид факторинга, при котором фактор предоставляет клиенту услуги по финансированию, страхованию кредитных рисков, управлению и сбору дебиторской задолженности. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме финансовый агент потерпит убытки.
в зависимости от страны нахождения участников торговой сделки:
внутренний факторинг — вид финансирования торговой операции, при котором стороны по договору купли-продажи находятся в пределах одной страны;
международный факторинг, внешний факторинг — вид финансирования торговой операции, при котором поставщик и покупатель являются резидентами разных государств.
в зависимости от информирования покупателя об участие фактора в сделке:
открытый факторинг — разновидность факторинга при которой покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки;
закрытый факторинг (undisclosed factoring) — разновидность фактоинга при которой покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора;
реверсивный факторинг — разновидность факторинга ориентированная на финансирование закупок покупателя, однако стороной по договору в рамках продукта все равно выступает поставщик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РРБ-Банк ориентирован на кредитование реального сектора экономики, а также развивает и расширяет обслуживание социально-значимых программ. В настоящее время ЗАО «РРБ-Банк» предлагает для населения экспресс-кредиты без поручителей и залога, с минимальным пакетом документов. С начала 2008 года начато финансирование предприятий малого и среднего бизнеса Республики Беларусь за счет кредитной линии ЕБРР, открытой нашему Банку.
В структуре Банка во всех областных и крупных районных центрах функционируют точки продаж: центры банковских услуг и пункты банковских услуг. В Минске представлено шесть центров банковских услуг, включая головной офис.
В связи с текущей ситуацией на мировых финансовых рынках обращаем Ваше внимание, что ЗАО «РРБ-Банк» осуществил комплекс мер по повышению надежности и сохранению средств клиентов. Так, для повышения имиджа и надежности Банка на международной финансовой арене, помимо привлечения иностранных инвестиций европейского банка в собственный капитал, совместно с ЕБРР подписано соглашение о привлечении долгосрочного субординированного кредита.
Таким образом, стратегия развития ЗАО «РРБ-Банк» при поддержке ЕБРР позволит вывести Банк на лидирующие позиции в Республике Беларусь и обеспечит высокий международный уровень обслуживания Клиентов. Структура активов, в состав которых входит ЕБРР в качестве учредителя, позволяет говорить о стабильности ЗАО «РРБ-Банк» и его уверенности в завтрашнем дне.
В ходе прохождения практики в ЗАО «РРБ-Банк мною были изучены: организация деятельности банка, его задачи, принципы деятельности, основные мероприятия по совершенствованию банковской деятельности на территории Республики Беларусь, организация бухгалтерского учета в банке.
Так же достигнуты поставленные цели, такие как:
закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков;
изучение деятельности структурных подразделений банка, их функций;
ознакомление с порядком проведения спектра банковских операций, которые выполняют структурные подразделения банка;
оформление документов, сопровождающих осуществление спектра банковских операций.
Важным считаю приобретение первоначальных, но глубоких знаний по составлению различных видов договоров, используемых в банковской деятельности.