Введение
1 Общая характеристика промышленности Республики Беларусь (на примере машиностроительной отрасли)
2 Характеристика современных производственных процессов и технологий, оценка их влияния на формирование качества и конкурентоспособности продукции (на примере ОАО «Гомсельмаш»)
3 Роль экономических служб в структуре управления предприятием
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Ознакомительная практика играет важную роль в получении необходимых практических навыков в области маркетинга, которые пригодятся в будущей профессии.
Объектом исследования является ОАО «Гомсельмаш».
Целью ознакомительной практики является закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных по общепрофессиональным, специальным дисциплинам и практических навыков работы в области маркетинга в ОАО «Гомсельмаш».
Задачи практики:
- закрепление теоретических знаний полученных при изучении пройденных экономических и маркетинговых учебных дисциплин;
- приобретение навыков и опыта самостоятельной работы по выбранной специальности;
- ознакомление с организацией управления ОАО «Гомсельмаш», условиями его работы на рынке;
- изучение функций и задач экономических служб в системе управления организацией;
- ознакомление с основными обязанностями работников экономических служб в организации;
- изучение особенностей осуществления внешнеэкономической деятельности организации;
- изучение практики проведения исследований рынка, его сегментации.
В процессе прохождения ознакомительной практики были получены следующие компетенции:
1. академические:
- умение применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
- владение системным и сравнительным анализом;
- владение исследовательскими навыками;
- умение работать самостоятельно;
- обладание навыками устной и письменной коммуникации
2. социально-личностные:
- быть способным к социальному взаимодействию;
- обладание способностью к межличностным коммуникациям;
- умение работать в команде;
профессионально-личностные:
- работа с юридической литературой и трудовым законодательством.
1 Общая характеристика промышленности Республики Беларусь (на примере машиностроительной отрасли)
Машиностроение Республики Беларусь включает производство электрооборудования, машин и оборудования, вычислительной, электронной и оптической аппаратуры, а также транспортных средств и оборудования. На его долю приходится более 16% обрабатывающей промышленности республики.
Беларусь специализируется на производстве грузовых автомобилей, автобусов, карьерных самосвалов. Ключевыми предприятиями являются ОАО «Минский автомобильный завод» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» и ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (г.Жодино). ОАО «БЕЛАЗ» занимает треть мирового рынка большегрузных карьерных самосвалов и входит в группу ведущих мировых производителей карьерной техники.
Ведущим белорусским производителем зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, известных под брендом «ПАЛЕССЕ», является холдинг «Гомсельмаш». Компания имеет широкую географию экспорта – это страны СНГ, Евросоюз, Китай, Латинская Америка, а также развитую товаропроводящую сеть, ряд совместных предприятий и сборочных производств.
Производство легковых автомобилей – это стремительно развивающееся направление автомобильной отрасли Беларуси.
Сегодня основным производителем легковых автомобилей в республике является завод полного цикла СЗАО «БелДжи», производственная мощность выпуска автомобилей которого составляет до 60 тысяч автомобилей в год.
Машиностроительный комплекс Республики Беларусь располагает высокотехнологичным производственным и научным потенциалом, в его составе 337 предприятий, организаций и производств, развитие которых в 2015-2018 гг. было направлено на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе разработки и внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, модернизации производств, эффективного использования трудовых и финансовых ресурсов.
Специфической особенностью машиностроительной отрасли республики является значительная степень зависимости от импорта сырья и комплектующих (в основном из России), а также преимущественная ориентация сбыта продукции на рынок Российской Федерации.
Состояние машиностроительного комплекса в 2015-2018 гг. определялось влиянием как исторически сложившихся особенностей развития промышленного сектора Беларуси, так и макроэкономической ситуацией в республике и Российской Федерации - крупнейшем потребителе продукции белорусского машиностроения. Значительную роль на динамику развития оказал фактор государственной поддержки ведущих машиностроительных предприятий республики.
2 Характеристика современных производственных процессов и технологий, оценка их влияния на формирование качества и конкурентоспособности продукции(на примере ОАО «Гомсельмаш»)
ОАО «Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш» зарегистрированного решением Гомельского областного ис-полнительного комитета от 29.01.2003 г. № 64 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400051757.
Организация создана в соответствии с приказом Министра промышленности Республики Беларусь от 24.01.1995 г. № 12 «О реорганизации производственного объединения «Гомсельмаш».
Основные заводы компании «Гомсельмаш» расположены в Гомеле. Организация располагает также заводом в г. Светлогорске (Гомельская область) по производству режущих аппаратов жаток.
В Российской Федерации, в городе Брянске, работает совместное белорусско-российская организация «Брянсксельмаш», производящее в кооперации с «Гомсельмашем» кормоуборочные и зерноуборочные комбайны. В Аргентине работает филиал компании, в Китае – постоянное представительство компании.
В Республике Татарстан (Российская Федерация) и Казахстане созданы совместные производства зерноуборочной техники. В ближайших планах «Гомсельмаша» – создание совместных производств в Украине, в Евросоюзе, а также собственного производства в Латинской Америке.
Органом государственного управления организацией (далее – «уполномоченный орган») является Министерство промышленности Республики Беларусь.
ОАО «Гомсельмаш» является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Организация имеет самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютные, гербовую печать, штампы, фирменные бланки со своим наименованием.
Гомсельмаш» сегодня – современный многопрофильный производитель, выпускающий под брендом «ПАЛЕССЕ» модельные ряды зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, початкоуборочные и картофелеуборочные комбайны, косилки и другую сельскохозяйственную технику.
3 Роль экономических служб в структуре управления предприятием
Организационная структура ОАО «Гомсельмаш» построена по линейно-функциональному принципу, который предполагает отсутствие дублирования усилий и потребления ресурсов в функциональных блоках (Приложение Д).
Во главе ОАО «Гомсельмаш» находится генеральный директор, которому в свою очередь подчиняются первый заместитель генерального директора по маркетингу и продажам, главный инженер, заместитель ген. директора по производству, зам. ген. директора по финансовым вопросам, зам. ген. директора по качеству, зам. ген. директора департамента обеспечения производства, зам. ген. директора по идеологической работе, зам. ген. директора производства самоходных комбайнов, помощник генерального директора, помощник ген. директора по коммерческим интересам. Первому заместителю генерального директора подчинен зам. ген. директор департамента обеспечения региональных продаж. Главному инженеру подчинен первый зам. главного инженера по производству, зам. главного инженера по совместным организациям, зам гл. инж. по содержанию и ремонту основных фондов, зам. гл. инж. по охране труда и промышленной безопасности, зам гл. инж. по строитеел. нач. упр. строител. и надзора., зам гл. инж. начальник упр. технического перевооружения. Зам. ген. директору по финансовым вопросам подчинен главный экономист.
Можно сделать вывод, что в ОАО «Гомсельмаш» функционирует иерархическая организационная структура, относящаяся к типу линейно-функциональных структур. Руководители высшего звена – генеральный директор и его заместители осуществляют свою деятельность на принципах единоначалия. Для обеспечения необходимой компетенции их управленческих решений создаются функциональные подразделения (отделы, бюро, руководство цехом), которые возглавляют ведущие эксперты в своей области.
Норма управляемости в организации допустимая, но в зависимости от подразделения (отдела) и выполняемых им работ она не одинакова. Высшее руководство ОАО «Гомсельмаш» в основном обладает широким масштабом управляемости. Ступени управления также, как и норма управляемости различны и в среднем равны четырем-пяти ступеням. Для организации такого размера как ОАО «Гомсельмаш» это вполне оптимально.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отчете по ознакомительной практике был проведен анализ деятельности ОАО «Гомсельмаш» за период 2014-2018 гг.
В результате проделанной работы можно сделать ряд выводов.
ОАО «Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш» зарегистрированного решением Гомельского областного ис-полнительного комитета от 29.01.2003 г. № 64 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400051757. Организация создана в соответствии с приказом Министра промышленности Республики Беларусь от 24.01.1995 г. № 12 «О реорганизации производственного объединения «Гомсельмаш».
Анализ показателей деятельности ОАО «Гомсельмаш» в период 2015-2018 гг. позволяет говорить о положительной динамике показателей деятельности. Объем производства продукции в 2018 году увеличился по отношению к 2014 году на 67,33%, в то время как в по сравнению с показателем 2017 года он увеличился на 0,95%.
Затраты на производство также в 2018 уменьшились на 0,2% , а в сравнении с показателем 2014 года увеличились на 46,77%.
Исходя из этого, такая же тенденция наблюдается по выручке от реализации: в 2018 году наблюдалось снижение показателя на 82134 тыс. руб., а в сравнении с 2014 годом наблюдалось увеличение на 69034,9 тыс.руб.
Рентабельность реализованной продукции в 2014-2015 гг. имеет отрицательное значение по причине отсутствия прибыли от реализации, а в 2018 году составила 9,68%., что на 3,94 тыс. руб. меньше, чем в 2017 году.
Среднесписочная численность работников в 2018 году увеличилась на +39 человек в сравнении с 2017 годом и сократилась на 43 человека в сравнении с 2014 годом. По фонду заработной платы можно отметить положительную тенденцию: в 2018 году он увеличился на 2,85%, а в сравнении с показателем 2014 года увеличился на 40,39%.
Производительность труда увеличилась на 68,17%в сравнении с показателем 2014 года за счет увеличения производства продукции и сокращения численности работников.
Исходя из анализа показателей рентабельности можно сделать выводы, что все показатели рентабельности в 2014-2015 году имели отрицательное значение ввиду отсутствия прибыли. Таким образом, можно отметить, что организация работала два года нерентабельно. Однако в 2016-2018 гг. местами наблюдается положительная тенденция. Например, рентабельность реализованной продукции в 2018 году составила 9,68%, хотя рентабельность производства составила -14,48%.
1. Анташов, В. Использование результатов финансового анализа для принятия управленческих решений / В. Анташов, Г. Уварова // Финансовый директор. – 2012. – № 12. – с. 57–63.
2. Бабук, И.М. Трудовая активность: Мотивация и стимулы / И.М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2000. – 472 с.
3. Багаев, А. Сфера социума: Психологические аспекты управления / А. Багаев // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – № 5. – С. 112–118.
4. Беляцкий, Н.П. Современные методы оценки персонала / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш // Управление персоналом: Учебное пособие. – Минск, 2000. – С. 163–189.
5. Брасс, А.А. Дисциплина в организации: Установка и поддержание правил/ А.А. Брасс // Кадровик. Управление персоналом. – 2013. – № 15. – С. 48-53.
6. Бурганова, Л.А. Теория управления: Учебное пособие. – М.: ИНФАРА-М, 2008. – 139 с.
7. Бурыхик, Б.С. Стимулирование трудового потенциала и трудового вклада работников управления / Б.С. Бурыхик. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 293 с.
8. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие / Е.Е. Вершигора. – М. : ИНФРА-М, 1998. – 256 с.
9. Веселова, Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры / Н.Г. Веселова, В.А. Трайнев. – М.: ИТК «Дашков и К», 2002. – 340 с.
10. Волков, В.П. Как управлять организацией / В.П. Волков. – Минск: Деко, 2003. – 189 с.
11. Воробьев, Л.А. Менеджмент предприятия / Л.А. Воробьев. – Минск: Ин-т аграрной экономики НАН Беларуси, 2003. – 444 с.
12. Глазов, М.М. Управления персоналом: Анализ и диагностика персонал-менеджмента: Учебник для вузов / М.М. Глазов, И.П. Фирова, О.Н. Истомина. – Спб.: Андреев. Изд. дом, 2007. – 251 с.
13. Джакупова, Д. Позиционирование и система мотивации: Практика применения / Д. Джакупова // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – № 7/8. – С. 170-172.
14. Егоршин, А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2005. – 720 с.
15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: Учебное пособие / Е.П. Ильин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2004. – 263 с.
16. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебник / Н.И. Кабушкин. – Минск: БГЭУ, 2006. – 284 с.
17. Лукьянов, А.О. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / А.О. Лукьянов. – М.: Издательство Института психотерапии, 2005. – 624 с.
18. Низамова, Д.Р. Социально-психологические механизмы взаимодействия в системе корпоративного управления / Д.Р. Низамова // Вопросы инновационной экономики. – 2012. – № 4. – С. 13-19.
19. Овчинникова, Т.Н. Управление конкурентоспособностью предприятия на основе социальной функции / Т.Н. Овчинникова, Е.А. Резникова, И.А. Давыденко // Управление персоналом. – 2008. – № 1. – С. 53-54.
20. Основы социального управления: Учебное пособие для вузов / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др.; под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001. – 271 с.
21. Официальный сайт ОАО «Гомсельмаш». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gomselmash.by/.
22. Петрович, М.В. Эффективность управленческого труда: методология оценки / М. В. Петрович // Белорусский экономический журнал. – 2007. – № 3. – С. 56-63.
23. Портер, М.Э. Роль и оценка эффективности использования человеческих ресурсов / М. Э. Портер // Экономика. Финансы. Управление. –2010. – № 7. – С. 7-10.
24. Социально-психологические методы управления / Б.И. Врублевский [и др.] // Менеджмент в потребительской кооперации: Учебное пособие для вузов – Гомель, 2001. – 301 с.
25. Турлюк, Т. Нематериальное поощрение сотрудников / Т. Турлюк // Кадровик. Управление персоналом. – 2013. – № 17. – С. 57–61.
26. Управление персоналом и эффективность предприятий: Учебное пособие / В.П. Галенко [и др.]; под общ. ред. В.П. Галенко, О.А. Страхова, С.И Файбушевича. – Минск: Новое знание, 2004. – 382 с.
27. Федорова, Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. – М.: КноРус, 2007. – 416 с.
28. Чайков, М.Ю. Повышение конкурентоспособности предприятия за счет усиления мотивации работников / М.Ю. Чайков, А.М. Чайкова // Человек и труд. – 2012. – № 1. – С. 64–65.
29. Черепкова, Н.В. Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе / Н.В. Черепкова, С.А. Чугункин // БМИК. – 2011. – № 1, т. 1. – С. 45-48.