Введение
1 Теоретические раздел “Конкурентоспособность продукции как экономическая категория”
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции и факторы ее определяющие
1.2 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции
2 Технико-экономический анализ
2.1 Организационно-управленческая характеристика предприятия
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ внешней среды предприятия
2.4 Анализ использования ресурсов на предприятии
2.5 Оценка конкурентоспособности продукции предприятия
Заключение
Список использованных источников
Введение
В условиях усиления конкурентной борьбы для каждого предприятия на первый план выходит задача сохранения и повышения собственной конкурентоспособности.
Все большее число предприятий ориентируется на достижение победы в конкуренции и добивается намеченных целей в результате постоянных усилий менеджмента в осуществлении эффективной конкурентной стратегии развития.
В контексте мировых кризисных явлений проблема формирования устойчивой конкурентоспособности приобрела особую актуальность в силу повышения изменчивости внешней среды и недостаточной научно-методической разработанности многих аспектов формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятий.
Проблема управления конкурентоспособностью продукции актуальна и с практической точки зрения в силу далеко не полного владения руководством предприятий современными методами оценки конкурентоспособности и механизмами разработки конкурентоустойчивых стратегий.
Оценка конкурентоспособности является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Оценка конкурентоспособности предприятия необходима для выявления резервов роста предприятия как для улучшения позиции на отечественном рынке, так и для выхода на зарубежные рынки.
Актуальность темы состоит в том, что существует острая необходимость совершенствования методов оценки и управления конкурентоспособностью продукции.
Существует множество методик оценки конкурентоспособности продукции. Но не существует единой, стандартной методики, которой можно было бы руководствоваться при оценке конкурентоспособности продукции. Большинство методик обладают недостатками. При выборе методики для оценки конкурентоспособности продукции необходимо учитывать больше показателей и направлений, чтобы оценка конкурентоспособности была наиболее полной.
Цель преддипломной практики – в процессе изучения производственно коммерческой деятельности хозяйствующего объекта закрепить, расширить и систематизировать знания, полученные студентами по всему курсу обучения, а также собрать, проанализировать и подготовить материалы к дипломной работе.
Задачи практики:
– закрепление теоретических знаний и умений студентов по экономике, организации производства и управления, по специальным и общепрофессиональным дисциплинам;
– приобретение практических навыков и подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности;
– сбор необходимой информации для выполнения дипломной работы по выбранной теме. В процессе прохождения преддипломной практики студенты проводят анализ деятельности организации (общеэкономический, структур управления, кадровый и др.), осваивают по возможности, конкретное рабочее место менеджера-экономиста.
1 Теоретические раздел “Конкурентоспособность продукции как экономическая категория”
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции и факторы ее определяющие
Конкуренция относится к экономическим категориям, сущность которых не имеет однозначного толкования. По мере становления и развития экономической мысли в содержании понятия «конкуренция» отражались различные аспекты. Можно выделить несколько теоретических подходов к пониманию экономического содержания понятия «конкуренция».
Изначально слово «конкуренция» вошло в экономическую теорию из бытового языка и в течение длительного времени обозначало только независимое соперничество двух или более лиц. Именно поведенческий подход к трактовке категории конкуренции изначально установился в экономической литературе. Конкуренция рассматривалась как внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое естественным образом проявляется и в экономическом поведении людей, стремящихся к соперничеству.
Впервые А. Смит в работе «Исследование о богатствах народов» попытался внести ясность в определение конкуренции. Он писал о том, что «конкуренция сейчас же начнется среди покупателей, если произойдет сокращение предложения, что повлечет за собой повышение цен», но когда предложение слишком велико, цена будет падать тем ниже, чем больше конкуренция между продавцами, «или, смотря по тому, насколько окажется для них быстрее сбыть этот товар». А. Смит отождествлял конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров», с «не видимой рукой» рынка – рыночными ценами, формирующимися под влиянием конкурентных сил. Сущность конкуренции, по мнению А. Смита, представляет собой совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Следовательно, конкуренция – это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества. При этом основным методом конкурентной борьбы служит изменение цен.
В экономической литературе еще не существует единого определения конкурентоспособности, которое могло бы всесторонне отразить ее сущность как экономической категории. Не разработано универсальных методик, применимых к оценке конкурентоспособности различных экономических объектов и субъектов.
Опираясь на экономическое содержание понятия «конкуренция», многие авторы раскрывают понятие «конкурентоспособность», акцентируя внимание на различных ее аспектах. На сегодняшний день даны различные определения конкурентоспособности (таблица 1.1).
2 Технико-экономический анализ
2.1 Организационно-управленческая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Санкус-М» (сокращенное наименование ООО «Санкус-М») находится по адресу: г.Минск, ул. Московская, дом 8, комн.1.
Предприятие было зарегистрировано Минским городским комитетом 03.12.1996 года. В единый государственный реестр юридических лиц внесено за №101189494.
Согласно Уставу предприятие может осуществлять следующие виды деятельности:
-производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки ;
- производство мебели ;
- производство мебели для офисов и предприятий торговли;
- производство кухонной мебели;
-производство прочей мебели;
- предоставление различных видов услуг потребителям;
- оптовая торговля;
Целью предприятия является: получение прибыли, удержания лидирующего положения на рынке, удовлетворения потребностей клиентов и расширения продаж.
ООО «Санкус-М» изготавливает продукцию как для физических, так и для юридических лиц. За анализируемый период (последние три года ) заказчиками продукция являлись только Резиденты РБ , т.е. на экспорт она не поставлялась .
ООО “Санкус-М” была получена Декларация о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза:
-ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции»;
-ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» ;
-ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость техсредств» .
Дата регистрации 28.01.2016 г.
ООО «Санкус-М» имеет свой Товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания под номером 45252 24.07.20113 г.
Особенностью предприятия является то, что оно изготавливает мебель по индивидуальным заказам. Предварительно заказчик предоставляет техническое задание в виде текстовой или графической информации, дизайнер работает над дизайн-проектом, затем утверждает его с заказчиком. Изготовление продукции производится после утверждения Заказчиком дизайн-проекта и цветовой гаммы выбранных материалов.
Заключение
Таким образом, в процессе изучения производственно коммерческой деятельности хозяйствующего объекта были закреплены, расширены и систематизированы знания, полученные по всему курсу обучения, а также собраны, проанализированы и подготовлены материалы к дипломной работе
Проблема управления конкурентоспособностью предприятий актуальна и с практической точки зрения в силу далеко не полного владения руководством предприятий современными методами оценки конкурентоспособности и механизмами разработки конкурентоустойчивых стратегий.
Были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы конкурентоспособности и качества продукции на предприятии;
- изучены методические подходы к оценке конкурентоспособности;
Общество с ограниченной ответственностью «Санкус-М» (сокращенное наименование ООО «Санкус-М») находится по адресу: г.Минск, ул. Московская, дом 8, комн.1.
Предприятие было зарегистрировано Минским городским комитетом 03.12.1996 года. В единый государственный реестр юридических лиц внесено за №101189494.
Согласно Уставу предприятие может осуществлять следующие виды деятельности:
-производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки ;
- производство мебели ;
- производство мебели для офисов и предприятий торговли;
- производство кухонной мебели;
-производство прочей мебели;
- предоставление различных видов услуг потребителям;
- оптовая торговля;
Целью предприятия является: получение прибыли, удержания лидирующего положения на рынке, удовлетворения потребностей клиентов и расширения продаж.
ООО «Санкус-М» изготавливает продукцию как для физических, так и для юридических лиц. За анализируемый период (последние три года ) заказчиками продукция являлись только Резиденты РБ , т.е. на экспорт она не поставлялась .
Финансово-экономический анализ ООО “Санкус-М” показал, что в период с 2018 по 2019 годы предприятие не наращивает объемы производства, выручка от реализации продукции осталось на одном и том же уровне, однако вместе с тем увеличилась себестоимость произведенной продукции, и как следствие наблюдается убыток, что негативно отразилась на экономическом состоянии предприятия.
1. А. Г. Мокроносов. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. — Екатеринбург : Изд-во Урал унта, 2014. – 194, [2] с.
2. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие / под ред. Т. Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 58 — 59.
3. Петров В. Конкурентоспособность. Анализ факторов, показателей и критериев, определяющих успех субъектов рынка в конкурентной борьбе на различных уровнях экономической деятельности (микро-, мезо-, макро-, глобальном) // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 4. С. 4–11.).
4. Целикова Л. В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки // Вестн. Моск.ун-та. Сер. 6. Экономика. 2012. № 2. С. 57–67).
5. Гвозденко А. Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях // Маркетинг и маркетинговые исслед. 2013. № 2. С. 144 – 156.
6. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. — М.: Центр Экономики и маркетинга, 2014. — 456 с.
7. Горбашко Е. А. Конкурентоспособность промышленной продукции. Учеб. пособие. - СПб: Университет экономики и финансов, 2012. —560 с.
8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль.- СПб. Питер, 2012 – 896 с.
9. Кревенс Д. Стратегический маркетинг. М.: Вильямс, 2013.
10. Дружникова Е.П.: Формирование и оценка потенциала конкурентоспособности на основе резервов экономического развития предприятия. - Белгород: Б.И., 2012.
11. Савельева Н.А.: Управление конкурентоспособностью фирмы. — Ростов н/Д: Феникс, 2011.
12. Рубин Ю.Б.: Теория и практика предпринимательской конкуренции. - М.: Маркет ДС, 2008.
13. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. — М: Дашков и К, 2013. — 372 с.
14. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 439 с.
15. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. М.: Дашков и Ко, 2013. 400с.
16. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса. В 2 кн. / В. Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. акад. В. Г. Гусакова. – Минск: Белорус. наука, 2012, Кн. 1 – 891 с.
17. Экономика предприятия: учеб. Пособие / Скляренко В. К., Прудников В.М.; под ред. В. К. Скляренко — М.: ИНФРА-М, 2012. — 528 с.
18. Экономика предприятия. Практикум: учеб. Пособие / Э.В. Крум [и др.] ; под ред. Э.В. Крум. Минск : Изд-во Гревцова, 2011. 360 с.
19. Экономика предприятия : учеб. пособие / T. H. Нехорошева [и др.] ; под ред. директора экон. наук, проф. JI. H. Нехорошевой. — Минск : БГЭУ, 2012. — 719 с.
20. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / П. В. Лещиловский [и др.]: под ред. П. В. Лещиловского, В. С. Тонковича, А. В. Мозоля – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2011. – 574 с.
21. Анализ хозяйственной деятельности /А. С. Вартанов. – Финансы и статистика, 2013. – 301 с.
22. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / Е.Е. Вершигора, А.В. Неверов. – Минск: Амалфея, 2011. – 496 с.
23. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. Пособие / Г. В. Савицкая. – 6-е изд., стер. – Мн.: Новое знание, 2012. – 652 с.
24. Экономика предприятий и отраслей АПК. Практикум : учеб. пособие / А.А. Зеленовский, А.В. Королев, В.М. Синельников. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 320 с.
25. Экономика организации (предприятия): учебное пособие: В 2 ч. / А. А. Зеленовский [и др.]. – Минск: БГАТУ, 2012. ч. 1 – 452 с.
26. В.В.Матюшев, Инновационные технологии производства экструдированных кормов в учебном хозяйстве КРАСГАУ // Вестник КРАСГАУ – 2012 - №5 – С. 401-404.