1 Информационный блок
2 Описание технологии опыта
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1 Информационный блок
1.1. Название темы опыта: «Развитие речи у детей 1 младшей группы посредством пальчиковых игр»
1.2. Актуальность опыта обусловлена тем, что у детей первой младшей группы происходит интенсивное усвоение всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Именно этот возрастной период является сензитивным для усвоения основ речи. Отечественными учеными А.Н. Гвоздевым [7], Д.Б. Элькониным [16] и другими доказана связь между речевой функций и общей двигательной активностью человека, а именно между речевым центром головного мозга и мелкой мускулатурой руки. Доказано, что от нервных импульсов пальцев происходит развитие речи. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, обладают более развитым мышлением, памятью, вниманием, связной речью. Развитие мелкой моторики руки оказывает позитивное влияние на формирование правильного произношения, темпа речи, интонационного разнообразия. Помимо этого снимает психоэмоциональное напряжение [7, с. 65]. Важность развития мелкой моторики в специально организованной деятельности заключается еще и в том, что современные игрушки, предметы быта не всегда способствуют развитию в достаточной степени мелкой мускулатуры руки. Обзор современных методик развития мелкой моторики руки у детей первой младшей группы позволяет констатировать, что пальчиковые игры используются в недостаточной степени в качестве одного из эффективных и доступных методов развития речи детей.
2 Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Методологическую основу педагогического опыта составляют труды отечественных психологов, педагогов, лингвистов, создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития в детском возрасте: Л.С. Выготского [6], А.Н. Гвоздева [7], К.Д. Ушинского [14], Д.Б. Эльконина [16].
По мнению А.Г. Арушановой, если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи [4, с.116].
Исследования отечественных психофизиологов (И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.П. Бехтерева), свидетельствуют об исключительной роли движений двигательно-кинестетического анализатора в формировании речи и мышления и позволили доказать, что первой приоритетной врожденной формой деятельности является именно двигательная [11, с.60].
Исследователи Л.Т. Журба и Е.М. Мастюкова считают, что на втором этапе развития (с трех лет) движения рук усложняются, формируется координация движений, что приводит к совершенствованию осознанных движений рук и пальцев. На данном этапе взрослые должны содействовать активизации подвижности пальцев руки и усиливать тактильные ощущения рук ребенка. Взрослые могут производить массаж пальчиков, применять игры и потешки для массажа рук, показывать движения пальцами и руками [11].
Е.Ф. Архипова считает, что на этапе определения ведущей руки этот период является одним из самых важных, поскольку ребенок уже может длительное время удерживать положенный ему в руку предмет, непроизвольные движения становятся произвольными [5, с. 47]. На этом этапе, по мнению ученых [7; 13], тоже необходима педагогическая организация движений рук ребенка, поскольку роль движений руки уже выходит за границы физиологии, происходит формирование волевых черт личности. Важно при этом наполнять занятия с детьми позитивно окрашенными эмоциями, что будет повышать заинтересовывать детей, а также позволит сформировать такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость в достижении результата, развить представления о пространстве, совершенствовать координацию движений рук и другие качества [13].
Заключение
Пальчиковые игры в развитии ребенка 1 младшей группы играют важную роль, так как соответствуют возрастному развитию ребенка, интересны, не противоречат принципам педагогики. С помощью пальчиковых игр развивается мелкая мускулатура пальцев ребенка, что положительно сказывается на развитии речевых навыков, психических функций. Пальчиковые игры улучшают эмоциональный фон общения ребенка со взрослыми и ровесниками, учат внимательно слушать речь других людей, повышают речевую активность детей. Сопровождение пальчиковых упражнений и игр чтением стихотворений, потешек, приговорок делает речь ребенка более четкой, выразительной, совершенствует контроль ребенка за движениями. Игры и упражнения способствуют приобретению силы, подвижности и гибкости мелкой мускулатуры рук, что впоследствии облегчит приобретение навыков письма. Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития детей 1 младшей группы. Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, становятся более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова игр. Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами. Поэтому очень важно продолжать использовать такие пальчиковые игры во всех видах деятельности, так как они способствуют формированию интеллектуальных способностей, положительно влияют на речевые зоны, а самое главное – способствуют сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
1. Агапова, И.А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009. – 60 с.
2. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. – №7. – С. 33-37.
3. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ, 2011. – 64с.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение / А.Г. Арушанова. – Минск, 1999. – 221 с.
5. Архипова, Е.Ф. Для чего нужна пальцевая гимнастика ребенку? / Е.Ф. Архипова // Современная дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №1. – С.46-53.
6. Выготский, Л. С. Основы дефектологии : учебник для вузов / Л.С. Выготский. – СПб.: Владос, 1995. – 112 с.
7. Гвоздев, Н.А. Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 406 с.
8. Журба, Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. – М.: Медицина, 1981. – 271 с.
9. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 181 с.
10. Лукьянова, О.Л. Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста / О.Л. Лукьянова // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5.
11. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. - 2011. -№1. - С. 60-61.
12. Серебрякова, Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н.В. Серебрякова. – М.: Каро, 2014. – 64 с.
13. Старжинская, Н.С. Детская речь / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Пачатковая школа, 2016. – 167 с.
14. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.
15. Шатлова, С. Играем пальчиками – развиваем речь / С. Шатлова, С. Анонова, О. Рябинина // Дошкольное воспитание. – 2015. - №5 – С. 72.
16. Эльконин Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. - 452 с.