Конфликтная личность: виды, проявления и условия конструктивного взаимодействия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Практикум
на тему: «Конфликтная личность: виды, проявления и условия конструктивного взаимодействия»
по дисциплине: «Конфликтология»
2021
24.00 BYN
Конфликтная личность: виды, проявления и условия конструктивного взаимодействия
Тип работы: Практикум
Дисциплина: Конфликтология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты детей по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты детей по психодиагностическим методикам.
Поделиться
1 Обоснование актуальности вопроса
2 Практическая значимость
3 Анализ теоретических оснований
4 Проведение практического исследования
5 Анализ и описание результатов
6 Психолого-педагогические рекомендации
Список использованных источников
1 ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ВОПРОСА
Актуальность учебно-исследовательского проекта обусловлена возрастанием психологической напряженности в отношениях субъектов взаимодействий в различных сферах общественной жизни. Психологические исследования конфликтов, независимо от их видов и существования объективных причин, свидетельствуют, что во многих случаях истинными, а не декларируемыми источниками их возникновения, являются личностные характеристики участников конфликта, которые связаны с их специфическими внутренними условиями. Как показывает практика, возникающие противоречия, далеко не всеми людьми воспринимаются как угрожающие, а, следовательно, не все из-за них вступают в конфликт. Данные реально существующие специфические внутренние условия позволили обосновать понятия психологической предрасположенности личности к конфликтам и конфликтной личности.
В связи с этим особое значение приобретают исследования конфликтных личностей, изучение их психологических характеристик, выявление характерологических особенностей, их внутренних условий, специфики поведения, общения и отношений. Это и обусловило выбор темы учебно-исследовательского проекта: «Конфликтная личность: виды, проявления и условия конструктивного взаимодействия».
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Изучение характеристик конфликтной личности, видов и особенностей проявления, позволит разработать конструктивные способы снижения уровня их конфликтности, а следовательно, и общего числа конфликтов, имеющих психологические причины, базирующихся на предмете, не имеющем действительно значимых объективных оснований. Углубленные психологические исследования конфликтных личностей позволят разрешить и имеющееся противоречие между доминирующими установками, что большинство конфликтов вызвано объективно существующими причинами и реальным положением дел, тогда как многие конфликты возникают вследствие противоборства конфликтных личностей.
3 АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ
«Конфликтная личность» – это личность, предполагающая повышенное продуцирование конфликтов. Различные деформации личности, патология психики, стереотипность отношений, поведения, психологический дискомфорт, неадекватность восприятия и понимания другого человека, мотивов его поведения, ситуации и другие психологические особенности личности, препятствующие адекватному восприятию и пониманию других людей, их взаимоотношений и общей ситуации жизнедеятельности человека могут быть причинами возникновения конфликтов. Конфликтность личности определяется действием таких психологических факторов, как особенность темперамента, уровень агрессивности, компетентность в общении, эмоциональное состояние. А также рядом социальных факторов – условиями жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры [2, с. 28].
Конфликтные личности обладают системой специфических внутренних условий и личностных характеристик, определяющих их реагирование на существующие противоречия, исключительно как представляющие для них угрозу. К настоящему времени в психологии наибольшую популярность приобрела следующая типология конфликтных личностей:
1. Демонстративный тип.
4 ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования: выявить психологические особенности и изучить поведенческие особенности проявления конфликтности личности в старшем дошкольном возрасте.
Выборка исследования: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, 15 человек.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика не включенного наблюдения за игровой деятельностью детей (Р.Р. Калинина).
2. Проективная методика «Картинки» (Р.Р. Калинина). Цель: выявление уровня отношения ребенка к конфликтной ситуации. Материал: сюжетные картинки. Содержание: каждому ребенку индивидуально предлагаются рассмотреть 4 картинки с конфликтными ситуациями из повседневной жизни детей в группе детского сада. Ребенка просят по изображению на картинке уяснить суть конфликта между детьми и ответить на вопрос: «А что бы ты сделал на месте обиженного ребенка?». Оценивается выбранный способ поведения ребенка в конфликтной ситуации [7].
5 АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
В ходе организации наблюдения за игровой деятельностью детей были выявлены 7 основных причин возникновения конфликтов в детской группе:
1. «Разрушение игры» разногласия из-за поведения детей, которые вмешивались в процесс игровой атмосферы, воображаемой игровой ситуации.
2. «По поводу выбора общей темы игры» обсуждение вопроса в какую игру будут играть.
3. «По поводу состава участников игры» споры детей о том, кто именно будет играть в данную игру.
4. «Из-за ролей» конфликты возникают из-за разногласий, кто будет выполнять наиболее привлекательную либо неинтересную роль.
5. «Из-за игрушек» сюда входили споры из-за обладания игрушками.
6. «По поводу сюжета игры» дети не могут договориться, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, роли и их взаимодействия.
7. «По поводу правильности игровых действий» дети конфликтуют, если в игре кто-то из участников действует не по правилам.
На основании данных наблюдения были выделены дети, которые отличались конфликтностью во взаимодействии со сверстниками, проявляли по отношению к ним вербальную и физическую агрессию. Количество детей, которые отличались повышенной конфликтностью, составило 15 человек.
6 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для организации конструктивного взаимодействия с конфликтными детьми педагогу можно применять методику активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка. При активном слушании ребенку дают понять, что все о чем он рассказал, его мысли и чувства взрослый понимает и принимает. В процессе слушания очень важно постоянно осуществлять обратную связь: отражать информацию и чувства ребенка. Взрослый выказывает поддержку, уточнения, слушает с сочувствием, повторяет наиболее важные мысли и чувства (т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка). При этом педагог занимает нейтральную позицию, не принимает ничью сторону. Во время беседы обязательно нужно убедиться, что правильно поняли рассказ ребенка, выдержать паузу – это время принадлежит ребенку, которая помогает ребенку разобраться в своем переживании. После ответа ребенка не надо сразу высказывать свое мнение, может он еще что-то добавит. Разговаривать важно в спокойной обстановке. Если ребенок еще не готов услышать слова взрослого, то это можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль.
При разрешении конфликтной ситуации необходимо выслушать всех участников спора. Каждый высказывает свою точку зрения и понимает, что в его проблему вникают. Дети должны сами сделать выводы из своих собственных слов.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология : [теория и практика] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 6-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2016. – 525 с.
3. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. и др. : Питер, 2009. – 538 с.
4. Зедгенидзе, В. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ/ Зедгенидзе В.- Айрис, 2006 – 112 с.
5. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Мн.: Тетра Системс, 2000. – 432 с.
6. Коломинский, Я.Л. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жишевский // Вопросы психологии. – 1990. – №2. – С.35-42.
7. Марциновская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марциновская. – М.: Просвещение, 2011. – 314 с.
8. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 5 – 14.
9. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская. – М.: Институт практической психологии, 2013. – 264 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты детей по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты детей по психодиагностическим методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты