Семейная психология
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Готовые практикумы
на тему: «Семейная психология»
по дисциплине: «Семейная психология»
2020
12 BYN
Семейная психология
Тип работы: Готовые практикумы
Дисциплина: Семейная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
Практическое задание к билету №1.
Практическое задание к билету №2.
Практическое задание к билету №3.
Практическое задание к билету №4.
Практическое задание к билету №5.
Практическое задание к билету №6.
Практическое задание к билету №7.
Практическое задание к билету №8.
Практическое задание к билету №9.
Практическое задание к билету №10.
Практическое задание к билету №11.
Практическое задание к билету №12.
Практическое задание к билету №13.
Практическое задание к билету №14.
Практическое задание к билету №15.
Практическое задание к билету №16.
Практическое задание к билету №17.
Практическое задание к билету №18.
Практическое задание к билету №19.
Практическое задание к билету №20.
Практическое задание к билету №21.
Практическое задание к билету №22.
Практическое задание к билету №23.
Практическое задание к билету №24.
Практическое задание к билету №25.
Практическое задание к билету №26.
Практическое задание к билету №27.
Практическое задание к билету №28.
Практическое задание к билету №21.
Практическое задание к билету №22.
Практическое задание к билету №23.
Практическое задание к билету №24.
Практическое задание к билету №25.
Практическое задание к билету №26.
Практическое задание к билету №27.
Практическое задание к билету №28.
Практическое задание к билету №29.
Практическое задание к билету №30.
Практическое задание к билету №1.
К психологу обратилась супружеская пара, в браке 12 лет. Женщина 35 лет, привлекательная, ухоженная, одета сдержанно, но стильно, макияж не броский. Мужчина 42года, статный, привлекательный, одет в джинсы и свитер. У супругов двое совместных детей: девочка 10лет, мальчик 5лет. Обратились в связи с тем, что в последнее время карьера жены пошла вверх, заработок превысил доходы мужа, что спровоцировало обострение отношений, конфликты по поводу излишней (с точки зрения мужа) занятости жены и распределению семейного бюджета. Запрос на помощь в сохранении брака.
Назовите теоретическую концепцию, которая станет основанием для психотерапевтической работы с семьей.
Системная семейная психотерапия
1. Сформулируйте гипотезу о причинах трудностей в супружеском взаимодействии.
Отсутствие навыков правильной коммуникации.
Практическое задание к билету №3.
К терапевту обратилась внешне благополучная пара с запросом о игровой зависимости супруга. Возраст супругов составлял 37 лет- муж и 39 лет- жена. Внешне пара выглядела опрятно, супруг всячески опекал и помогал супруге раздеться, открывал перед ней двери, пропускал вперёд, спрашивал не холодно ли ей и куда она хочет сесть. Сели они по разные стороны дивана. Говорила в основном жена, запрос в ее исполнении звучал так «мой муж играет, он не может себя контролировать, у него куча долгов, он не бережет меня». Так же, во всех красках она рассказала, как он не хочет меняться, как он обманывает ее и как она устала просить его прекратить играть. В разговоре она озвучила, что у них двое мальчиков 12 и 3 лет и что он является плохим примером для них, он испортил их жизнь и она хочет, чтобы терапевт сделать что-нибудь с ним, что бы он изменился. Муж при этом напряженно молчал, а когда терапевт обратилась к нему, он сквозь зубы говорил, что хочет сохранить семью, как и его жена, что он очень любит ее и детей, при этом он стучал кулаком о вторую ладонь, имитируя удары.
1. В рамках какой психотерапевтической концепции можно работать с данным обращением.
Поведенческая терапия или бихевиоризм
Практическое задание к билету №5.
В семье алкоголика один человек говорит другому: “Ты должен без этих моих постоянных напоминаний, ругани и принуждения, сам бросить пить и самостоятельно устроиться на работу”.
Вопросы: 1. Выявить два уровня сообщений.
Я-сообщение и Ты-сообщение.
2. Определить в чем их парадоксальность.
Парадоксальность сообщений в том, что проблема рассматривается в рамках одного уровня и абсолютно упускается в рамках другого.
Практическое задание к билету №7.
«Мы с женой прожили 15 лет. Вроде было всё нормально, но последние годы просто ужас, постоянно ругаемся, меня просто обижает что она никогда не поддержит меня не в чём, ей что не расскажи всегда я у неё не прав, слово за меня не скажет. У неё есть дочь от первого брака. Я женился на ней, когда дочери было 5 лет, сейчас ей 20 и последний год на меня вообще никакого внимания, всё внимание на неё, чтобы она не сказала она всегда права я нет, по дому она не помогает, допроситься сходить в магазин нереально но её она во всём прощает, бегает только вокруг неё и всегда на её стороне, хотя она может меня и послать на три буквы. Жена только посмеевается и соглашается с ней, со мной может не говорить неделями, кричит я ей не нужен, а сама на развод не подаёт. Что мне делать посоветуйте?
1. Сформулируйте гипотезу о проблеме.
Проблема в том, что муж считает себя обделенным вниманием и не считается частью семьи.
2. Обозначьте направления работы.
Семейная и супружеская терапия, определение границ взаимодействия между мужем и женой, а также определение степени взаимодействия мужа и дочери.
Практическое задание к билету №9.
К психотерапевту обратилась супружеская пара, с жалобой на постоянные конфликты, когда никто не хочет уступить.
1. Назовите, в какой теоретической концепции используется «Упражнение с бумагой».
Эволюционная терапия.
2. Какова инструкция и назначение этого упражнения.
Для определения стадии развития пары, необходимо отдать бумагу партнеру, или не отдавать, в зависимости от желания. В зависимости от того, как партнеры настроены делиться, делается вывод о том, какие отношения характерны для конкретной пары.
3. О каких отношениях в паре говорит приведенный диалог при выполнении упражнения с бумагой?
Отношения в паре отражают сущность семейного взаимодействия, которое направлено на то, чтобы стать лидером в отношениях. С одной стороны, каждый хочет стать главным и в рамках достижения этой цели использует различные методы и способы действия.
Слава: Не говоря ни слова, вырывает бумагу у Эллы.
Элла: Я плохо держала её.
Слава: (смеется) Хороший был захват. Теперь она у меня, но я дам тебе еще один шанс (отдает бумагу).
Практическое задание к билету №11.
Семья обратилась к психотерапевту по поводу депрессии у своей 15-летней дочери. Девочка отказывалась разговаривать с родителями и значительную часть времени проводила в своей комнате. Во время встречи с семьей психотерапевт обратил внимание, что попытки отца урезонить дочь наталкиваются на сопротивление матери. На сессии мать и дочь выглядели подавленными. Дочь сообщила психотерапевту, что отец не любит ее и мать и у него есть «подруга».
1. Сформулируйте гипотезы о роли симптома в семье.
Депрессия ребенка – ответная реакция негативные отношения между родителями. Синдром «заболевшего ребенка».
2. Определите теоретическую концепцию работы психотерапевта.
Психодинамическая семейная психотерапия
Практическое задание к билету №13.
Информация для анализа ситуации в семье.
Состав семьи: муж (29 лет), жена (28 лет), дочь (3 года), мать жены (60 лет).
Цели супругов: Отделиться от бабушки и разрешить некоторые разногласия, возникающие в их отношениях.
Цель жены: ей хотелось бы, чтобы муж больше принимал решений и больше брал на себя ответственности.
На приеме присутствовали только муж и жена. Они сообщили, что бабушка против отделения, так как тогда ее жизнь станет довольно пустой. У молодой семьи недавно появилась собственная квартира, которая нуждалась в ремонте. Они были в состоянии обеспечивать себя и помогать бабушке. У бабушки был еще женатый сын с двумя детьми, но бабушка проводила очень мало времени с другими двумя внуками.
Задание:
1.Определите цели работы терапевта.
– определение целей каждого члена семьи и выявление их конструктивности.
– определение оптимальных путей взаимодействия в семье
2. Сформулировать предписание для жены таким образом, чтобы оно учитывало сформулированную ею цель.
Определять цели и задачи каждого действия, в рамках которого ей необходима помощь
Практическое задание к билету №15.
Достигнув значительного взаимопонимания в ходе первых сеансов психотерапии, супруги (Егор и Галина) были все же обеспокоены своей неспособностью обсудить, а тем более решить спорный вопрос о покупке новой машины. Дело было не столько в самой машине, сколько в том, как за нее платить, и именно это вызывало яростные разногласия.
Супруг (Егор) хотел оплатить первый взнос из семейных сбережений, чтобы уменьшить ежемесячные выплаты. Это взбесило жену (Галину). Как мог Егор даже подумать о том, чтобы залезть в их сбережения? Разве он не понимал, что их совместный фонд получал в два раза больший процент, чем тот зачем, что они должны были взять на покупку машины?
К сожалению, оба они были слишком заняты тем, чтобы изменить мнение друг друга, вместо того чтобы попытаться понять, что ими движет.
Терапевт прервал их спор и спросил каждого, что они чувствуют и что их беспокоит. Его не интересовал вопрос урегулирования несогласия. Его больше интересовала история волнений каждого из супругов. Расспросы о внутренних переживаниях партнеров выявили, что муж (Егор) был обеспокоен бременем ежемесячных расходов. Оказалось, что Егор всю жизнь испытывал страх оттого, что у него недостаточно денег. Рассказ Егора об аскетизме его детства были лишь ширмой, за которой прятались отсутствие внимания и любви со стороны гордой и необщительной матери. И поэтому он приучился баловать себя новой рубашкой или интересной поездкой всякий раз, когда чувствовал себя слабым.
Одной из главных особенностей Галины была ее щедрая и экспрессивная натура. Она была любящей, ласковой и всегда готовой потворствовать желанию Егора купить что-то для себя.
Галина связывала свою тревогу о том, что необходимо иметь какие-то сбережения на черный день, с воспоминаниями о ее отце, который был ненадежным кормильцем в семье. В отличие от родителей Егора ее родители тратили деньги с легкостью.
Терапевт пришел к выводу, что часть бессознательной сделки Галины с Егором состояла в том, что она могла рассчитывать на него, как на надежную и прочную опору, и строить будущее. Часть его бессознательных ожиданий от нее состояла в том, что она будет потакать ему. Неудивительно, что они так бурно реагировали по данному вопросу.
1. Определите в какой теоретической концепции строит психотерапевт работу с супружеской пары.
Психодинамическая концепция.
2. Аргументируйте свой вывод.
В основе конфликтной ситуации лежат бессознательные мотивы, которые определяют необходимость формирования той или иной психологической установки.
Практическое задание к билету №17.
1. Определите, о каких методах (техниках) психотерапевтической работы идет речь?
2. Назовите концепцию семейной психотерапии, в которой они используются.
1. Это напряженное, но безмолвное действие, при котором психотерапевт сосредоточен, но не мешает рассказу.(Ответ: активное слушание).
2. Психотерапевт воздерживается от вмешательства в виде советов, желания успокоить или противостоять мнениям членов семьи, предпочитая этому упорное молчание и молчаливое погружение в их переживания (Ответ Эмпатическое слушание).
Практическое задание к билету №19.
Прочитайте приведенное ниже высказывание клиента и решите, какой способ реагирования окажется самым подхо¬дящим для каждого отдельного случая.
Высказывание клиента: «Моя девушка в эти выходные сильно расстроила меня. Мы пошли на вечеринку, где она напрочь забыла обо мне. Последнее время она крепко "закладывала за воротник". На прошлой не-деле она выпила лишнего на вечеринке, и мне было так стыдно за нее... Я пытался ее образумить, но она заявила, что отнюдь не считает себя алкоголичкой. Это так тяжело для меня. Вот уже год как я не пью, и мне нужен человек, который бы поддержал меня в этом».
1. Выберите самый подходящий ответ, с помощью которого; можно уточнить чувства клиента и выяснить, что он на самом деле имеет в виду.
а. «Что случилось на той вечеринке?»
б. «Не значит ли это, что вы изменили отношение к ней?»
2.
а. «Каким образом вы придерживаетесь трезвого образа жизни?»
б.« Вы беспокоитесь, что можете попасть под ее влияние?»
2.Выберите ответ, который бы лучше всего отражал чувства и точку зрения клиента.
3.
а. «Вы посещаете собрания общества "Анонимные алкоголики"?»
б. «Вы расстроены, потому что начинаете понимать, что эта девушка не для вас?»
Практическое задание к билету №21.
Здравствуйте! Очень хотела бы получить Ваш совет. Развелась 4 года назад по своему желанию. Мне 38 лет. Боюсь начинать новые отношения, вернее, когда они далеки от моей семьи, а именно от детей — не страшно. Но мне очень страшно, что не смогу уберечь деток от опасности: мне кажется, что не смогу их уберечь от потаённой глупости, жестокости, каких-то нелепых мотивов и инстинктов, неожиданных, непредсказуемых, скрытых от меня, нового мужчины. Мне кажется, когда выйду на работу или в магазин, он выкинет в окно ребёнка — и преподнесёт так, что выпал нечаянно сам. Или разозлится и ударит, зарежет и т.д. Я не могу допустить здесь ошибки, мне доверяют дети, я должна их защитить. Вариант встречаться на стороне мужчину как-то не привлекает, утверждает, что хочет семьи, говорит, что хочет заботиться о моих детях. Но так говорит. А риск большой.
1. Определите теоретическую концепцию работы психотерапевта.
Рационально-эмотивная концепция психотерпевта.
2. Выявите иррациональные суждения клиентки.
Чувство опасности, стремление кого-то другого причинить вред ребенку.
Практическое задание к билету №23.
Супруги, проживающие вместе три года, обратились к терапевту по проблеме постоянных споров по поводу того, как лучше потратить деньги. Супруги были скептически настроены и не верили в возможность изменений, поскольку споры о деньгах возникали «всегда». Детей в семье не было. Муж, обвинял жену в том, что она «транжирит» деньги, на всякие ненужные мелочи, на что жена отвечала, что «она просто пытается обустроить их быт лучшим образом, несмотря на то, что ее муж с детства привык жить в свинарнике и не понимает ее желания».
1. Произведите оценку семейного взаимодействия.
Нарушено взаимодействие на уровне понимания потребностей и деятельности друг друга.
2. Определите теоретическую концепцию работы психотерапевта.
Психоаналитическая концепция работы
Практическое задание к билету №25.
На прием к психотерапевту обратилась женщина 30-ти лет. Ее беспокоят отношения с дочерью, состояние собственного здоровья и здоровья дочери.
Женщина - разведена с мужем 2,5 года назад, проживает с дочерью 6-ти лет в комнате общежития, работает. Отношения с бывшим мужем «натянутые», общение - только при необходимости (например: напомнить про Новый Год, день рождения у дочери и т.д.). В настоящее время беспокоят одышка при минимальных физических нагрузках, боли в легких. После полного медицинского обследования поставлен диагноз: хронический бронхит с астматическим компонентом, назначено медикаментозное лечение. По истечении курса лечения состояние осталось без изменений. До развода практически не болела. Сейчас «зациклена» на проблеме здоровья дочери и своем. Раздражительна, разговаривает с девочкой «на повышенных тонах», часто «срывается» на крик, осознает свое «неправильное» поведение, но не предпринимает никаких мер по его изменению.
Дочь – девочка 6 лет, физическое и умственное развитие соответствует возрастной норме. В возрасте 4-х лет поставлен диагноз: бронхиальная астма, часто болеет простудными заболеваниями. Замкнутая, идет на контакт только после одобрения со стороны матери. Часто кричит и рыдает без видимой причины до заикания, агрессивно ведет себя по отношению к матери (кричит, обзывает, бросает игрушками, может ударить), через некоторое время плачет и бежит к матери, чтобы та ее «пожалела». Отца любит и хочет общаться, но отец игнорирует общение с девочкой. В детском саду с детьми и воспитателями общается адекватно. Любит бывать у бабушки.
1. Сформулируйте гипотезу о проблеме.
Психосоматические нарушения, вызванные проблемами в семье.
2. Определите теоретическую концепцию работы психотерапевта.
Психоаналитическая.
Практическое задание к билету №27.
1. Проанализируйте предложенные ситуации.
2. Определите, из них требуют психологического сопровождения, какая семейного консультирования или семейной психотерапии.
3. Сформулируйте цели работы
4. Ответ аргументируйте.
1. Измена мужа, которая не привела к разводу. Жена решила попытаться все склеить, восстановить отношения. У них общая, взрослая дочь, которая живет и учится в Лондоне. Следствие измены супруга - потеря доверия супруги. Женщина жалуется на потерю аппетита, нарушение сна, утрату смысла жизни (психотерапия).
2. Пара живет уже 7 лет вместе. Жена подала на развод, ввиду постоянного отсутствия мужа, связанного с его работой, частые командировки. Супруг не хочет разводиться, но и работу оставлять не собирается (консультирование).
3. Женщина находится в ситуации домашнего насилия. Шестилетний ребенок является постоянным свидетелем происходящего. Муж не видит в этом ничего страшного, считает это естественным (сопровождение).
Практическое задание к билету №29.
К терапевту обратилась мама с дочкой. Мама 42 лет и дочка 15 лет. Мама в разводе с отцом дочери. Отец девочки очень обеспеченный человек и мама имеет собственный бизнес. Инициатором терапия стала мама и запрос ее звучал следующим образом «Они с отцом балуют свою красавицу дочь дорогими вещами, поездками за границу, внушительными сумами карманных денег, покупают ей все, что она хочет. Дочь, в ответ на такую заботу, совершенно перестала слушаться, настроена агрессивно по отношению к родителям, особенно к матери, прогуливает школу, врет и отказывается помогать по дому». На что дочь ответила, что ее никто не понимает и она хочет уехать учиться за границу, а родители не дают ей денег на ту учебу, которую она хочет. Мать, в разговоре, предположила, что возможно они ее разбаловали и она чувствует себя виноватой за то, что развелась с ее отцом, который ей изменял. Она спросила, возможно ли повлиять на ее дочь?. Девочка, при этом, ушла в себя и отказывалась комментировать что-либо в присутствии матери.
1. Сформулируйте гипотезы о проблеме.
Чувство вины и снижение уровня воспитания ребенка в семье
2. Обозначьте направления дальнейшей работы.
– проведение семейной психотерапии с участием отца.
3. Определите теоретическую концепцию работы психотерапевта.
Рационально-эмоциональная
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты