ВВЕДЕНИЕ
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на весь проделанный объём работы по созданию системы законодательства, направленного на уголовно-правовое противодействие должностной и коррупционной преступности, можно констатировать отсутствие единства подходов к определению понятия должностного лица, причислению к числу должностных тех или иных категорий лиц и, следовательно, наличие проблем, возникающих в практике применения соответствующих правовых норм.
Существует явное противоречие между значимостью детальной регламентации понятия должностного лица в тексте уголовного закона и имеющими место недостатками нормативно-правового регулирования связанных с этим вопросом. Многие аспекты дефиниции должностного лица неоднозначно трактуются в науке уголовного права, что, в совокупности с неполнотой разъяснений высшей судебной инстанции, имеет своим следствием ошибки в правоприменительной практике.
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Проблема состояния коррупционно-должностных деяний и борьба с ними всегда привлекала внимание не только специалистов, но и достаточный круг непрофессионалов. Одна из причин такого интереса – острота вопроса, его жизненность. Коррупционно-должностные правонарушения – это прежде всего проблема общества, а не только государства.
Важнейшими факторами должной профилактики коррупционных проявлений являются не уголовно-правовой контроль, но и расширение социально-правового контроля в общественных отношениях и государственной службе.
Следует отметить, что отличительной чертой коррупционно-должностных правонарушений от общеуголовных является высокая латентность. Способы и методы совершения коррупционных деяний постоянно совершенствуются и изменяются, в соответствии с реалиями. Какими же основными признаками наделяется коррупционно-должностное деяние?
Под коррупцией понимается систематическое получение должностным лицом лично или через посредника материальных ценностей или приобретение выгоды имущественного характера, предоставляемых ему исключительно в связи с занимаемым им служебным положением – за покровительство или оказание услуг в будущем. А. Гуров выделяет три основные формы коррупции:
Первая – политическая. Чиновник вступает в противоречие с законом из-за сложившихся кланов, родственных отношений.
Вторая – связана с криминальной деятельностью и основана на подкупе должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают незаконные услуги. Третья форма предполагает целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц для создания особо благоприятного режима одной из сторон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, субъектом коррупционного преступления также может быть признано и лицо, в отношении которого не издан нормативный акт о назначении на должность, но которое фактически выполняет организационно-распорядительные, либо административно-хозяйственные функции, либо осуществляет функции представителя власти по специальному полномочию. Специальное полномочие может быть предоставлено управомоченным на то органом, должностным лицом, трудовым коллективом и оформлено, соответственно, приказом или решением трудового коллектива.
Таким образом, компромиссное решение проблемы толкования специального субъекта коррупционного преступления может заключаться в признании таковыми лиц, осуществляющих публичную функцию.
1. Борков В. Н. Должностное лицо, как субъект коррупции // Современное право. 2016. № 4. С. 96.
2. Быкова Е., Яшков С. К вопросу о признании должностным лицом руководителей коммерческих организаций // Уголовное право. 2015. № 3. С. 4.
3. Коробченко В. В., Иванкина Т. В. Правовая природа ответственности гражданских служащих за коррупционные правонарушения // Актуальные проблемы права. 2016. № 7. С. 35.
4. Четвертакова Е. Ю. Проблемы унификации понятийного аппарата в сфере борьбы с коррупцией в рамках Содружества Независимых Государств // Международное уголовное право и международная юстиция. 2016. № 4. С. 21.