ВВЕДЕНИЕ
1 ОЦЕНКА РАДИАЦИОННОГО РИСКА У ПАЦИЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕНТГЕНОРАДИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Методика оценки радиационного риска медицинского облучения
1.2 Взвешивание рисков и обоснование диагностических рентгенорадиологических исследований
2 МОДЕЛИ АБСОЛЮТНОГО И ОТНОСИТЕЛЬНОГО РИСКА. УДВАИВАЮЩАЯ ДОЗА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Наиболее серьезные последствия ионизирующего излучения – наследственные дефекты у потомков облученных родителей – были обнаружены еще в 1920-х годах Германом Джозефом Мюллером. Он подвергал плодовых мушек – дрозофилу рентгеновским лучам и обнаружил у следующих поколений пороки развития и другие заболевания. На основании своих исследований он пришел к выводу, что воздействие низких доз и, следовательно, даже естественное фоновое излучение является мутагенным, и не существует безвредного диапазона доз для наследственных эффектов или индукции рака. Его работа была отмечена Нобелевской премией по медицине в 1946 году. В 1950-х годах Мюллер предупреждал о воздействии на генетический фонд человека, вызванном производством низкоуровневого радиоактивного загрязнения в результате атмосферных испытаний.
Цель данной работы заключается в изучении понятия генетического радиационного риска и его сопоставление с другими рисками, а также разборе понятий абсолютного и относительного рисков и удваивающейся дозы.
Объект исследования: радиационный риск.
Предмет исследования: понятие генетического радиационного риска и его сопоставление с другими рисками. Абсолютный и относительный риск. Удваивающая доза.
При написании данной работы были использованы методы анализа, синтеза, классификации и обобщения, а также сравнительный метод.
1 ОЦЕНКА РАДИАЦИОННОГО РИСКА У ПАЦИЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕНТГЕНОРАДИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Ионизирующее излучение повреждает генетический материал в репродуктивных клетках и приводит к мутациям, которые передаются из поколения в поколение. Мутагенные эффекты радиации были впервые обнаружены в 1920-х годах, и с тех пор радиация используется в генетических исследованиях как важное средство получения новых мутаций в экспериментальных организмах. Хотя профессиональное воздействие высоких уровней радиации всегда вызывало озабоченность, только во время и после Второй мировой войны были предприняты согласованные усилия по оценке генетического воздействия радиации на все население. Эти усилия были мотивированы озабоченностью по поводу воздействия чрезвычайно крупных источников излучения, которые разрабатывались в ядерной промышленности: радиоактивных осадков в результате испытаний атомного оружия в атмосфере и быстро растущего использования радиации в медицинской диагностике и терапии.
В 1956 году Национальная академия наук – Национальный исследовательский совет (NAS-NRC) учредила Комитет по биологическим эффектам атомной радиации (обозначенный как комитет BEAR), который был предшественником последующих комитетов NAS-NRC по биологическим эффектам ионизации. В серии отчетов Научного комитета ООН по действию атомной радиации также были рассмотрены генетические последствия радиационного воздействия на население [4].
Хотя существует постоянная потребность в оценке генетических эффектов радиационного облучения, по нескольким причинам перспектива несколько изменилась по сравнению с 1950-ми годами. Во-первых, теперь ясно, что риск рака у людей, подвергшихся облучению, является значительным, и что ограничение воздействия радиации для снижения риска рака также ограничивает генетически значимое облучение.
2 МОДЕЛИ АБСОЛЮТНОГО И ОТНОСИТЕЛЬНОГО РИСКА. УДВАИВАЮЩАЯ ДОЗА
Усложняющий фактор связан с тем, что генетические эффекты зависят не только от величины и мощности дозы радиации, но и от уровня спонтанных или естественных мутаций. Необходимо различать модель абсолютного риска, в которой принимается, что риск, вызванный облучением, увеличивается на определенную величину, и модель относительного риска, в которой принимается, что риск возрастает на величину, пропорциональную естественному риску.
Частоту индуцированных мутаций можно выразить в абсолютных терминах или в относительных единицах-отношение такой частоты мутаций на зиверт к частоте спонтанных мутаций. Это отношение называется относительным мутационным риском и выражается в Зв-1. Часто используют показатель удваивающей дозы, т. е. дозы, которая вызовет 100%-е увеличение частоты спонтанных мутаций.
Удваивающая доза – это величина, обратная относительному мутационному риску. Предположим, например, что 1 Зв увеличивает уровень мутаций на 50% сверх спонтанного уровня. Если 50% выразить в долях, получим 0,5. Таким образом, относительный мутационный риск равен 0,5, а удваивающая доза составит 1:0,5 или 2 Зв [2].
Относительный риск в ряде случаев является важным показателем. Например, естественный риск рака увеличивается с возрастом, поэтому модель относительного риска предсказывает большее число смертей от злокачественных заболеваний, чем модель абсолютного риска (рис. 1) [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, основываясь на обзоре соответствующих данных, полученных от людей, других млекопитающих и мышей, можно полагать, что значения в таблице 1 дают наилучшие текущие оценки риска, основанные на выводе о том, что удвоение дозы для людей вряд ли приведет к меньшим результатам, чем приблизительно 1 Зв, полученный при исследованиях на мышах. Конечно, есть неопределенности, но рассчитанные риски основаны на впечатляющем массиве данных и знаниях радиобиологических принципов.
Следует еще раз подчеркнуть, что практически все мутации имеют негативные последствия. Некоторые мутации имеют радикальные эффекты, которые проявляются немедленно, и они довольно быстро устраняются из популяции. Другие мутации имеют более мягкие последствия и сохраняются в течение многих поколений, распространяя свой вред среди многих людей в отдаленном будущем. Однако многие из долгосрочных эффектов невозможно оценить с учетом имеющихся данных и понимания, и по этой причине важно подчеркнуть эффекты мутаций, которые проявляются в первом поколении, поскольку они вызывают непосредственную озабоченность и могут быть оценены с помощью некоторой уверенности.
Большая часть неопределенности в оценке рисков радиационно-индуцированных мутаций связана с признаками со сложными моделями наследования, которые являются результатом сочетания множества генетических факторов и факторов окружающей среды. Оценка риска частично определяется степенью, в которой эти признаки определяются мутациями, но мутационный компонент многих наиболее распространенных признаков не определен.
В данном исследовании были также рассмотрены модели абсолютного и относительного риска, а также изменение частоты рака с возрастом согласно моделям абсолютного и относительного риска.
1. Иванов В.К., Меняйло А.Н., Кащеев В.В., Чекин С.Ю., Горский А.И., Максютов М.А., Туманов К.А. Сравнительный анализ современных моделей оценки радиационных рисков МКРЗ и НКДАР ООН. АНРИ 2013, № 3 (66), С. 18-29.
2. Международное Агентство по Атомной Энергии. Радиационная защита и безопасность источников излучения: Международные основные нормы безопасности. Серия норм МАГАТЭ по безопасности, № GSR Part 3. МАГАТЭ, Вена, 2011.
3. Оценка радиационного риска у пациентов при проведении рентгенорадиологических исследований. – Методические рекомендации МР 2.6.1.0098-15. – Москва 2015. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293757/4293757384.htm.
4. National Council on Radiation Protection and Measurements. Radiation Dose Management for Fluoroscopically-Guided Interventional Medical Procedures. NCRP Report No. 168. NCRP, Bethesda, 2012.
5. United Nations Scientific Committee on the Effects of Atomic Radiation. Sources and Effects of Ionizing Radiation. UNSCEAR 2008 Report to the General Assembly with Scientific Annexes. Annex A. Medical Radiation Exposures. United Nations. New York, 2012.