ВВЕДЕНИЕ
1. Избирательность питания
2. Коэффициенты эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Все организмы нуждаются в пище: в качестве источника энергии для поддержания жизни и выполнения своих функций, а также в качестве материала для построения и обновления своих клеточных структур, производства и воспроизводства. С начала использования органического вещества нет принципиальных различий в характере тотальных реакций между питанием растений и животных [1].
Вопрос о селективности питания - один из самых сложных и мало проработанных в трофических исследованиях. В литературе по рассматриваемой проблеме пока нет единого мнения. Некоторые исследователи полагают, что морфология и размер клеток водорослей являются наиболее важными факторами в избирательности питания ракообразных, но есть свидетельства значительной роли хеморецепции в выборе пищи. Описаны даже специальные органы, способные оценивать качество пищи и отбирать те или иные частицы [5].
Цель работы заключается в характеристике избирательности питания и коэффициенты эффективности.
1. Избирательность питания
Трофические, пространственные и временные компоненты считаются наиболее важными компонентами экологической ниши. Перекрытие экологических ниш в естественных сообществах происходит, когда виды используют одни и те же ресурсы или параметры окружающей среды. Выявление механизмов экологической сегрегации видов в условиях сожительства позволяет установить факторы и условия, обеспечивающие их сосуществование на одной территории, определить степень экологической дифференциации, охарактеризовать структуру их экологических ниш. Наиболее значимыми трофическими факторами, по которым происходит разделение ресурсов и дивергенция в нишах, являются состав пищи, разнообразие пищевых объектов в местообитаниях, стратегия и тактика пищевого поведения исследуемых видов. При этом кормодобывающее (охотничье) поведение можно рассматривать как основной признак, отражающий другие трофические факторы - состав кормов и кормовую структуру биотопа, что, в свою очередь, может определять неоднородность распределения видов. в этом. Изучение указанных трофических факторов позволит выявить особенности, которые позволяют синтопическим видам занимать характерные экологические ниши, избегать или смягчать конкуренцию друг с другом и сосуществовать с видами других таксономических групп [4].
Одним из наиболее значимых разделов проблемы пищевых отношений организмов является процесс избирательного потребления пищевых ресурсов. Не принимая во внимание случай крайнего проявления избирательного питания (монофагии), особенно распространенного среди насекомых, когда животное потребляет только один вид пищи, следует признать, что избирательная способность более или менее присуща всем без исключения животным [ 3].
2. Коэффициенты эффективности
Одна из первых попыток количественной оценки кормовой базы и спектров питания относится к первой четверти прошлого века. Так, Скотт (1919) приводит в своей работе отношение среднего количества пищевых организмов, наблюдаемых в кишечнике, к среднему количеству организмов в окружающей среде. Ларсен (1936) уже оперирует не средними числами, а относительными значениями организма в окружающей среде и пищевым спектром рыб. Однако в то же время по неизвестным причинам он использует отношение доли объекта в окружающей среде к его доле в желудке рыбы, получая таким образом значение, обратное степени использования биомассы отдельных пищевых организмов.
В настоящее время существует ряд методов оценки селективности, предложенных в разное время разными авторами. Коэффициент избирательности Шорыгина (Шорыгин, 1939), показатели избирательности и избегания Константинова (Константинов, 1953), индекс избирательности Ивлева (Ивлев, 1955). Все эти методы оценки избирательности имеют разные особенности.
Так, индекс избирательности Шорыгина вычисляется по формуле [5]:
I = ri / pi
где: ri - доля корма в рационе животного, pi -доля корма в среде [5, 6].
Его значения находятся в пределах от 0 до бесконечности. При этом значения от 0 до 1 свидетельствуют об избегании определенных пищевых объектов, а от 1 до бесконечности о предпочитании [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Селективность приема питательных веществ выражена в разной степени как у растений, так и у животных. Плохая селективность характерна для многих беспозвоночных (пожиратели почвы, фильтры воды, паразиты), но встречается и у акул. Селективное питание, достигающее стенофагии, характерно для более развитых беспозвоночных и большинства позвоночных.
Селективное питание - это частный случай избирательного устранения, который, в свою очередь, представляет собой один из элементов борьбы за существование. Феномен пищевой селективности зависит от ряда факторов, некоторые из которых, такие как предпочтение, отдаваемое хищником одному ингредиенту пищевого комплекса перед другим, являются признаками, присущими хищнику, а другие, в частности, более или менее значительные – безопасность, полностью составляют особенности пищевых объектов.
Среди консументов можно выделить: монофаги (животные, питающиеся одним типом жертв), олигофаги (питающиеся небольшим количеством типов жертв) и полифаги (питающиеся многими типами жертв). Не следует думать, что полифаги и олигофаги неразборчивы в выборе пищи из потенциально приемлемых пищевых объектов. Напротив, почти всегда в той или иной степени есть предпочтение тому или иному объекту.
В настоящее время существует ряд методов оценки селективности, предложенных в разное время разными авторами. Коэффициент избирательности Шорыгина (Шорыгин, 1939), показатели избирательности и избегания Константинова (Константинов, 1953), индекс избирательности Ивлева (Ивлев, 1955). Все эти методы оценки избирательности имеют разные особенности.
1. Акимова, Т.А. Экология: человек – экономика – биота – среда / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 495 с.
2. Бигон, М. Экология. Особи, популяции и сообщества: В 2-х т. Т.1. / М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таунсенд; пер. с англ. – М.: Мир, 1989. – 667 с.
3. Избирательное питание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ekologiyastati.ru/ekologija-pitanija-ryb/izbiratelnoe-pitanie-vvodnye-zamechanija.html.
4. Новрузов, Н.Э. Сравнение трофических спектров и охотничьих стратегий некоторых крупных паукообразных (Arachnida: Scorpiones, Solifugae, Aranei) в полупустынных биоценозах Гобустана (Восточный Азербайджан) / Н.Э. Новрузов // Кавказский энтомол. Бюллетень. – 2017. – № 13(2). – С. 135-144
5. Пономарев, С.А. Питание и пищевые взаимоотношения рыб прибрежных экосистем Кандалакшского залива Белого моря: автореферат дис. ... кандидата биологических наук: 03.00.10 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Москва, 2004. – 24 с.
6. Семенченко, В. П. Консументы и их роль в экосистемах: Курс лекций / В. П. Семенченко. – Мн.: БГУ, 2004. – 95 с.