Введение
Культурно-историческая, политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии государства
Заключение
Список использованных источников
Введение
Можно дать следующее определение идеологии белорусского государства, или белорусской государственной идеологии. Это целостная, относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых белорусский народ осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения посредством использования государственной власти.
Если же говорить предельно просто, то идеология белорусского государства есть сумма ответов народа на вопросы смысло-жизненного характера: кто мы, белорусы, есть? Почему мы именно такие? Каковы наши ценности и идеалы? Каково наше положение в существующей действительности? Почему мы именно так, а не иначе устраиваем свое бытие? Каковы наши цели и устремления? Какими путями мы будем их достигать? Суть ответов на данные вопросы – обеспечиваемая посредством государственной власти совокупность фундаментальных идей, представлений, ценностей, целей и устремлений, отвечающих интересам белорусского народа.
Культурно-историческая, политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии государства
Понятие «правовая идеология» в современных юридических текстах можно встретить достаточно часто и в различном контексте. В частности, теоретическое осмысление проблем правосознания не обходится без характеристики его структуры, одним из элементов которой выступает правовая идеология. Между тем определение данного понятия, которое достаточно прочно вошло в научный оборот и, как правило, находит отражение на страницах как научной, так и учебной литературы, не представляется столь однозначным.
Структура правосознания (выделение в ней двух основных элементов – правовой идеологии и правовой психологии) впервые была проанализирована И.Е. Фарбером в работе «Правосознание как форма общественного сознания» в 1963 году [1, с. 12] и впоследствии прочно закрепилась на страницах как научной, так и учебной литературы.
При анализе структуры правосознания становится очевидным, что понятие «правовая идеология» связывается с концептуальным теоретическим отражением потребностей и интересов людей, получившим выражение в юридических понятиях и категориях, и определяется как «систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения» [2, с. 442].
Указанная формулировка сама по себе не вызывает возражений, но, учитывая, что наряду с выделением структурных элементов правосознания также проводится и его видовое подразделение на общественное, групповое и индивидуальное, возникает вопрос, насколько указанное определение данного понятия, где ключевым словом является «система», будет адекватно применительно к правосознанию индивидуальному. Учитывая тот факт, что структура правосознания рассматривается всегда без каких-либо оговорок, можно сделать вывод, что выделение структурных элементов возможно и даже необходимо применительно к любому из указанных видов. В этом случае есть необходимость пояснить смысловую разницу понимания правовой идеологии в качестве структурного элемента применительно к общественному и индивидуальному правосознанию, поскольку определение понятия «правовая идеология» как структурного элемента правосознания будет иметь качественное отличие в зависимости от того, о каком виде правосознания идет речь.
Заключение
Современный уровень разработки проблематики правовой идеологии в общей теории права нельзя признать удовлетворительным по следующим основаниям.
Во-первых, правовая идеология, как правило, определяется в теоретико-правовой литературе как структурная часть правосознания, но при этом собственно исследование структуры правового сознания подменяется изучением состава, что не позволяет определить место правовой идеологии в общем строе правосознания, изучить ее функциональное предназначение.
Во-вторых, не проясненными остаются основания, по которым состав правосознания разделяется на правовую психологию и правовую идеологию, поскольку имеются основания считать, что эмоциональные компоненты правосознания не лишены рациональных механизмов действия, а его рациональные компоненты неразрывно связаны с эмоциональными процессами.
В-третьих, в теоретико-правовой литературе отсутствует необходимое объяснение рационального характера правовой идеологии. Те признаки, по которым идеологические структуры в составе правосознания определяются как рациональные, не способны раскрыть существо правовой идеологии.
Правовая идеология имеет функциональное предназначение; она призвана представить в сознании адресата определенные ценности как истинные, самоочевидные, естественные и универсальные и определить соответствующее таким ценностям восприятие действительности и модели правового поведения. Правовая идеология позволяет переводить идеи и ценности в нормативные установки сознания адресата и его деятельности.
Специфика правовой идеологии в сравнении с другими типами идеологии состоит в том, что она воспроизводит и производит правовую действительность (идеи, нормы и отношения) и выражает ее в форме ценностно-целевых структур, неразрывно связанных с идеями справедливости, меры (нормы), свободы, равенства, порядка, закона. При этом ни одна из данных идей не является исключительной «собственностью» правовой идеологии, имея иные значения и формы выражения в религиозной, моральной и политической идеологии.
1 Фарбер, И.Е. Правосознание как форма общественного сознания / И.Е. Фарбер. – Москва: Юрид. лит., 1963. – 206 с.
2 Марченко, М.Н. Общая теория государства и права: академический курс: в 3 т. / М.Н. Марченко. – Москва: НОРМА, 2016. – Т. 3. – 527 с.
3 Вопленко, Н.Н. Правосознание и правовая культура / Н.Н. Вопленко. – Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2000. – 50, [1] с.
4 Фомина, В.А. Общественное сознание и закономерности его развития [Текст] / В.А. Фомина; М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Науч.-метод. кабинет по заоч. обучению при Моск. гос. ун-те им. М.В. Ломоносова. – [Москва]: Моск. ун-т, 1960. – 62 с.
5 Зайцева, Е.С. О понятии «правовая идеология» / Е.С. Зайцева // Совресенное право. – 2014. – № 1. – С. 7-10.
6 Байниязов, Р.С. Философия правосознания: постановка проблемы / Р.С. Байниязов // Правоведение. – 2001. – № 5. – С. 12-23.
7 Михайлов, А.М. Понятие правовой идеологии и его место в составе теоретико-правового знания / А.М. Михайлов // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2017. – Т. 21, № 3. – С. 355-379.
8 Стругова, Е.В. Формирование идеологии как фактор формирования политики в государстве / Е.В. Стругова // Правовая идеология и политика. ‒ 2006. ‒ № 4. ‒ С. 3-5.
9 Байков, А.Ф. Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства: сущность и реализация в условиях правового государства: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / А.Ф. Байков. – Екатеринбург, 2006. – 176 с.
10 Бибило, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2015. – 206 с.
11 Вишневский, А.Ф. Правотворческий процесс: учебное пособие / А.Ф. Вишневский [и др.]; под общ. ред. В.А. Кучинского, В.И. Павлова; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск: Академия МВД, 2016. – 139 с.
12 Кацубо, С.П. Общая теория права / С.П. Кацубо, Л.А. Краснобаева. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2018. – 48 с.
13 Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права Учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск: Интегралполиграф, 2009. – 552 с.
14 Цыганкова, Д.Ю. Правовая идеология: аспекты понимания / Д.Ю. Цыганкова // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. – № 8. – C. 183-185.