ВВЕДЕНИЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ (НА КОНКРЕТНОМ ПРИМЕРЕ ИЛИ В ОБЩЕМ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на большое количество разработанных методик оценки эффективности и действенности налоговых органов, существует необходимость в совершенствовании и формировании единой и открытой системы показателей, на основе которой можно было бы проводить анализ качества работы не только сотрудниками органов власти в рамках внутриведомственного контроля, а также внешними пользователями в рамках общественного контроля. ...
Таким образом, по мнению авторов, «система оценки результативности и действенности контрольно-надзорной деятельности направлена на снижение уровня вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности, а также на достижение оптимальное распределение трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизация необоснованного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных лиц». Сразу возникает вопрос о сущности и соотношении терминов «эффективность» и «действенность» [3].
Как известно, под производительностью обычно понимают («результативность» от англ. «Effectiveness», синоним - эффективность) - отношение фактического результата (измеряемого показателя или критерия эффективности) к запланированному результату. С другой стороны, в соответствии с п. 3.2.14 ГОСТ Р ИСО 9000-2001, эффективность представляет собой степень выполнения запланированных мероприятий и достижения запланированных результатов. В свою очередь, результативность (англ. «Effective», лат. «Effectivus») согласно ISO 9000: 2015 - это соотношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами. В любом случае термин «эффективность» практически идентичен термину «эффективность». Этот термин представляет собой либо отношение фактического результата к запланированному, либо степень выполнения запланированных мероприятий и достижения запланированных результатов.
Не менее странно в нормативном акте определено понятие «эффективность», под которым понимается достигнутый контрольно-надзорными органами уровень защиты неких «охраняемых законом ценностей». При этом авторы пытаются учесть объем использованных (задействованных) ресурсов, однако кроме «трудовых, материальных и финансовых» никакие иные ресурсы (например, информационные, интеллектуальные, технические, технологические) не учитываются. Вызывает сомнение правомерность использования терминов «ключевые показатели» и «индикативные показатели», которые правильнее назвать качественными и количественными, исходя из их громоздкого определения, представленного в рассматриваемом нормативном акте (с точки зрения элементарной юридической техники, нормативный акт должен быть написан простым, доступным языком, понятным даже непрофессионалам).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ (НА КОНКРЕТНОМ ПРИМЕРЕ ИЛИ В ОБЩЕМ)
Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого лица запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к ответственности, установленной законодательными актами.
Проверяемое лицо считается добросовестным исполнителем требований закона, пока не будет доказано обратное.
В случае неясности или неоднозначности положений законодательного акта решение должно приниматься в пользу проверяемой организации.
Проверки не должны препятствовать производственной и хозяйственной деятельности проверяемых лиц.
Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием превентивных и предупредительных мер, реализуемых надзорными (надзорными) органами во взаимодействии с субъектами контроля (надзора), в том числе путем:
мониторинг, отправка рекомендаций по устранению и предотвращению выявленных в результате мониторинга недостатков;
проведение разъяснительной работы по порядку соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
информирование субъектов (в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, СМИ) о типичных нарушениях, выявленных в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
проведение семинаров, круглых столов и др.
Не допускается взимание контролирующими (надзорными) органами вознаграждения с проверяемых лиц за проведение проверок, за исключением возмещения (выплаты) в случаях и в порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь. Беларусь, затраты, связанные с исследованиями, тестированием, техническими обследованиями, экзаменами, привлечением экспертов, специалистов, отбором и отбором образцов.
Общественный контроль в форме проверок может осуществляться профсоюзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в случаях и в порядке, установленных иными законодательными актами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо согласовать разработку пакета критериев оценки величины риска для предприятий по видам их экономической деятельности. При определении степени риска для хозяйствующего субъекта учитывались как вид его экономической деятельности, так и статистические данные о нарушениях в различных сферах деятельности, совершенных в предыдущие периоды. Такая возможность появилась благодаря обмену информацией между инспекторами о результатах проверочной деятельности. Субъекты хозяйствования с низким уровнем риска полностью освобождены от плановых проверок, а для организаций с очень высоким уровнем риска следует ввести постоянный режим контроля в виде нахождения на предприятии органов, осуществляющих контрольные функции.
Возможный эффект от внедрения модели надзора, основанной на оценке рисков, предполагает сокращение ежегодных проверок примерно на 10%, что в количественном выражении составляет 50 проверок в год. Размер штрафных санкций на одного нарушителя составляет примерно 20 тысяч рублей. При использовании риск-ориентированной модели взыскание штрафных санкций может составлять до одного миллиона рублей в год.
1. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». - Режим доступа: https://mshp.gov.by/documents/vk/eaeea7648a1ea7a1.html.
2. Андреева Ю.А. Контроль и надзор: основные подходы к разграничению понятий // Научный вестник Омской академии МВД России. 2009. № 1(32).
3. Аузан А.А., Крючкова П.В. Административные барьеры в экономике: институциональный анализ. М., 2002.
4. Бабелюк Е.Г. Проблемы разграничения деятельности по оказанию государственных услуг и контрольнонадзорной деятельности государства // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник статей / под общ. ред. Е.В. Гриценко, Н.А. Шевелевой. М., 2007.
5. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для ВУЗов. 2-е изд., изм. И доп. . М., 2005.
6. Баранов М.Л. Соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор»: теория и практика вопроса //Право и жизнь. 2011. № 157 (7); 158 (8).
7. Бессонова Е.В. и др. Административные барьеры на пути развития малого бизнеса в России / под ред. Н.А. Волчковой, М., 2010.
8. [Электронный ресурс]. URL: http://open.gov.ru/events/5511157/