Введение
1 История разработки антидепрессантов
2 Новые антидепрессантов
Заключение
Список использованных источников
Введение
У людей довольно часто встречаются различные психические расстройства. Примерно 1% всего населения земного шара страдает шизофренией, а у 15-30% в той или иной период жизни наблюдаются различные формы депрессии. О механизмах развития этих, а также многих других психических заболеваний и о лежащих в их основе нарушениях ЦНС известно очень мало. Возможно, все эти патологические состояния связаны с нарушениями деятельности высших нервных центров и главным образом лимбической системы. В последние три десятилетия для лечения таких заболеваний было разработано множество лекарственных препаратов. Изучение влияния этих психотропных препаратов на поведение человека и животных (психофармакология) и на различные нервные центры (нейрофармакология) показало, что большинство таких веществ прямо или косвенно влияет на функцию центральных моноаминергических систем. В связи с этим моноаминергическим системам отводят важную роль в развитии многих психических заболеваний [6]. В свою очередь состояние, характеризуемое термином депрессия, включает аффективные расстройства, которые сопровождаются рядом других нарушений, включая беспричинную печаль, расстройство сна, изменения аппетита, различные психомоторные нарушения, потерю интересов к удовольствиям, ощущение своей бесполезности и довольно часто суицидальные мысли. Депрессия - одно из наиболее частых психических заболеваний. В каждый момент времени около 5-6% людей находится в состоянии депрессии, а у 10% депрессия возникает в какой-либо период их жизни. Симптомы депрессии могут быть мало заметны, и их пропускают как пациенты, так и врачи. Больные с неясными жалобами, которые трудно объяснить соматическими нарушениями, а также люди, которых в жизни называют «невротиками», могут на самом деле быть в состоянии депрессии [7].
1 История разработки антидепрессантов
Выделение антидепрессивных средств (антидепрессантов) в самостоятельную фармакологическую группу произошло в 1950-х годах с открытием синтетических препаратов ипрониазида и имипрамина , обладающих тимоаналептическим действием. До этого времени в качестве антидепрессантов использовались различные природные опиаты и синтетические амфетамины, которые исчезли из употребления в связи с большим количеством побочных эффектов, бромиды, барбитураты, а также алкалоиды, выделяемые из растений раувольфия, и зверобой, в настоящее время относимые к другим фармакотерапевтическим группам.
Амфетамины применяли у пациентов с выраженной психомоторной заторможенностью, опиаты, бромиды и барбитураты – при ажитированных психических состояниях. Эффективность такой терапии была очень сомнительной [5].
Ингибиторы МАО. В 1951 г. были созданы новые противотуберкулезные средства – изониазид и его изопропиловое производное ипрониазид. У больных туберкулезом ипрониазид повышал настроение. В 1952 г. Зеллер и сотр. обнаружили, что ипрониазид ингибирует МАО (изониазид таким действием не обладает). В середине 1950-х гг., после исследований Клайна и Крейна, ипрониазид был применен для лечения депрессии. Таким образом, он стал первым современным антидепрессантом (Healy, 1997).
Трициклические антидепрессанты. В конце 1940-х гг. Хафлигер и Шиндлер синтезировали более 40 производных дифениламина. Предполагалось, что они могут использоваться в качестве Н1блокаторов, транквилизаторов, обезболивающих и антипаркинсонических средств. Одним из этих веществ был имипрамин — дибензазепин, отличающийся от фенотиазинов лишь заменой атома серы на этиленовый мостик с образованием семичленного центрального кольца, аналогичного таковому нейролептиков-дибензазепинов.
2 Новые антидепрессанты
После того, как был предложен механизм специфического нейронального захвата серотонина в ЦНС в конце 1960-х годов, возникло новое направление поиска антидепрессантов.
Технология, которая позволила осуществлять скрининг молекул, способных к селективному ингибированию обратного захвата серотонина, была разработана в начале 1970-х годов.
В 1972 году была показана такая способность флуоксетина, которая характеризуется селективным угнетением обратного захвата серотонина в синаптосомах крыс. Для применения в США данный препарат был одобрен в декабре 1987 года. Соответственно, флуоксетин представляет собой первый представитель новой группы антидепрессантов, к которой относятся и такие препараты как сертралин, пароксетин, циталопрам и флувоксамин. То влияние, которое способны оказывать препараты данной группы препаратов на лечение депрессии трудно переоценить. Так, препарат флуоксетин принимали более чем 30 миллионов человек. В первую очередь успех СИОЗС основан на том, что они характеризуются отсутствием тяжелых побочных эффектов, которые свойственны для циклических антидепрессантов. Широкое признание данных препаратов как пациентами, так и врачами обусловлено отсутствием следующих эффектов: антихолинергического, антигистаминергического, анти-α-адренергического и кардиотоксического, а также отсутствие увеличения веса и потенциальной летальности при передозировке. Именно благодаря более мягкому спектру побочных эффектов, появилась возможность назначать пациентам адекватные терапевтические дозы как в остром состоянии, так и при длительной терапии. Врачи, соответственно, были освобождены от необходимости корригировать дозу, а пациенты – в необходимости терпеть постоянное наличие неприятных и опасных побочных эффектов [2].
Заключение
Антидепрессанты представляют одну из самых многочисленных групп психофармакологических средств. Она включает более 2000 препаратов, многие из которых применяются достаточно редко. В медицинской практике используется сравнительно небольшой набор лекарственных средств, обладающих антидепрессантными свойствами. Такое явное несоответствие между количеством зарегистрированных препаратов и спросом на них связано с несколькими причинами. Во-первых, большинство антидепрессантов обладают однотипным спектром фармакологической активности, несмотря на разные механизмы их действия. Этот спектр охватывает оценку, прежде всего, тимолептического, тимэректического, седативного и обезболивающего действия. Во-вторых, лабораторная (экспериментальная) оценка антидепрессантов сравнительно затруднительна, поскольку депрессия как чисто человеческий феномен не может быть абсолютно адекватно смоделирована на традиционно используемых в эксперименте животных (грызунах). И, наконец, разные механизмы действия и точки приложения антидепрессантов предполагают разный подход к оценке их клинической эффективности.
Несовершенство существующих экспериментальных моделей для исследования антидепрессантов предполагает поиск новых, в достаточной степени адекватных моделей.
1. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману том 1. / Под ред. А. Г. Гилман. - Переводчик: Николай Алипов. — М.: Практика, 2006. – 448 с.
2. Клиническая фармакология: Учеб. / Под ред. В. Г. Кукеса. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 944с.
3. Данилов, Д. С. Антидепрессанты – ингибиторы обратного захвата и норадреналина: 30-летняя история / Д. С. Данилов // Социальная и клиническая психиатрия. – 2018. – Т. 28. - № 2.- С. 84-93.
4. Гаевый, М. Д. Фармакология с рецептурой: учебник. / М. Д. Гаевый и др. – Изд-е 5-е, исправл. И дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. – 448 с.
5. Марценковский, И. А. Клиническая фармакология антидепрессантов: механизмы эффективности и побочных эффектов / И. А. Марценковсий // Нейро News: психоневрология и нейропсихиатрия. – 2006. — № 1 (1). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://neuronews.com.ua. Дата доступа: 21.05.2019.
6. Шмидт, Р. Тевс Г. Физиология человека / Р. Шмидт, Г. Тевс. - М.: Мир, 1996 – 313 с.
7. Бертрам Г. Базисная и клиническая фармакология / Бертрам Г. Катцунг. – Т. 1, 2. – Пер. с англ. Изд. 2-е,перер. и доп. – М., СПб. : Бином, Диалект, 2007.– 648 с.