1. Цель, сущность и задачи экологического образования детей дошкольного возраста.
2. Роль природы в развитии личности ребёнка и его ценностных ориентаций.
3. Содержание учебной программы дошкольного образования по ознакомлению детей с природой и экологическим образованием.
4. Классификация методов и приёмов ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
5. Виды наглядных методов и их характеристика.
6. Значение, виды и формы организации наблюдений.
7. Методика рассматривания растений с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах.
8. Наглядно-иллюстративный материал и ТСО в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.
9. Разновидности календарей природы и погоды. Их сущность и значение.
10. Содержание и методика ведения календаря природы за ростом и развитием растения.
11. Недельная методика ознакомления детей дошкольного возраста с сезонными явлениями природы.
12. Воспитательно-образовательное значение труда в природе.
13. Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе
14. Формы организации и методические рекомендации по организации труда детей в природе.
15. Дежурство в уголке природы. Педагогическая ценность дежурств.
16. Место и роль игр в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
17. Словесные методы, их характеристика
18. Значение словесных методов в экологическом образовании детей дошкольного возраста
19. Экологическая сказка. Её значение и особенности.
20. Методика использования художественной природоведческой литературы в разных возрастных группах.
21. Беседа, её виды и место в эколого-природоведческой работе с детьми дошкольного возраста.
22. Требования, предъявляемые в беседе. Методические приёмы руководства беседой.
23. Занятия, их роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
24. Характеристика типов экологических занятий.
25. Организация эколого-природоведческой работы в повседневной жизни учреждения дошкольного образования.
26. Виды, структура прогулок и экскурсий в природу.
27. Классификация экологических пространств. История и значение уголка природы.
28. Требования к объектам уголка природы. Оформление и размещение уголка природы.
29. Методические рекомендации по организации экологической тропы, её функции.
30. Значение участка учреждения дошкольного образования. Озеленение участка.
31. Формы сотрудничества учреждения дошкольного образования с семьёй в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
32. Роль семьи в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста.
1. Цель, сущность и задачи экологического образования детей дошкольного возраста.
Дидактические принципы отбора содержания экологического образования в детском саду.
Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды” (И. Д. Зверев).
2. Роль природы в развитии личности ребёнка и его ценностных ориентаций.
Ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
3. Содержание учебной программы дошкольного образования по ознакомлению детей с природой и экологическим образованием.
Основное содержание экологического воспитания дошкольников – «формирование… осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (С. Н. Николаева).
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом.
4. Классификация методов и приёмов ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Критерий: этапы ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Включает следующие группы методов:
а) методы приобретения детьми знаний;
б) методы формирования умений и навыков;
в) методы применения знаний на практике;
г) методы творческой деятельности детей;
д) методы закрепления материала;
е) методы проверки правильности применения знаний, умений и навыков на практике.
5. Виды наглядных методов и их характеристика.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального.
Наблюдения проводятся под руководством воспитателя. Это способствует умственному развитию детей и формированию у них правильных представлений о живой и неживой природе. При этом необходимо использовать различные анализаторы детей.
6. Значение, виды и формы организации наблюдений.
Значение наблюдений. Метод наблюдения в экологическом образовании детей дошкольного возраста является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами и явлениями.
7. Методика рассматривания растений с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах.
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Но уже с детьми средней группы следует проводить экскурсии.
Экскурсии и прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение; они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность.
8. Наглядно-иллюстративный материал и ТСО в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.
Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы. Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений.
9. Разновидности календарей природы и погоды. Их сущность и значение.
В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
10. Содержание и методика ведения календаря природы за ростом и развитием растения.
Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Основная форма работы - систематические наблюдения в повседневной ной жизни и целевые наблюдения. Методика работы с детьми соответствует возрастным особенностям. С детьми второй младшей группы педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).
11. Недельная методика ознакомления детей дошкольного возраста с сезонными явлениями природы.
Наблюдение первое (понедельник). Наблюдение погоды. На прогулке воспитатель предлагает детям около минуты наблюдать за погодой и затем ответить на следующие вопросы: холодно или тепло на улице? Как одеты дети? Ветрено или спокойно? Как узнать, что ветрено (или спокойно)? Солнечно или пасмурно? Идет ли дождь или нет? Был ли дождь или нет (как об этом узнали)? Будет ли еще дождь (как об этом можно узнать)?
В группе после прогулки педагог подводит детей к календарю, показывает, каким цветом и в какой графе надо закрасить прямоугольник «понедельник», как и какими значками отмечать те явления, которые они наблюдали.
12. Воспитательно-образовательное значение труда в природе.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости, соответствует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
13. Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе.
Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: ухода за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).
14. Формы организации и методические рекомендации по организации труда детей в природе.
Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.
15. Дежурство в уголке природы. Педагогическая ценность дежурств.
Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.
Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируется общественные мотивы труда и т.д.
16. Место и роль игр в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание играет большую роль в восприятии окружающего нашими детьми. Детский сад - это место, где ребенок чаще всего больше познает об окружающем его мире.
В течении дня, независимо от возраста ребенка, воспитатель раскрывает тайны природы, которые встречаются на пути у детей.
17. Словесные методы, их характеристика.
Словесные методы обучения – это популярная группа техник, используемых на практике педагогами. Ее применяют на всех школьных предметах и на любой ступени образования. Источником получения знаний выступает слово. Оно бывает устным или письменным.
18. Значение словесных методов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу.
Словесными методами решается ряд задач. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и киноильмы.
19. Экологическая сказка. Её значение и особенности.
Экологическая сказка получила неоспоримое призвание в дошкольных учреждениях.
Чем объясняется обращение педагогов к экологической сказке?
1. Известно, что форма сказки наиболее доступна для дошкольников.
2. Сказка увлекает детей своим действием, вводит в воображаемые обстоятельства
3. Сказка заставляет переживать вместе с героями.
4. Экологические сказки требуют определенной точности и конкретности
20. Методика использования художественной природоведческой литературы в разных возрастных группах.
К выбо¬ру книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого и др.
21. Беседа, её виды и место в эколого-природоведческой работе с детьми дошкольного возраста.
В педагогической литературе беседа определяется как целенаправленный организованный разговор с детьми. Беседа применяется для активизации умственной деятельности детей. Исходя из дидактических задач, выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.
22. Требования, предъявляемые в беседе. Методические приёмы руководства беседой.
Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей. Беседа - это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.
23. Занятия, их роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Экологические занятия, как одна из форм организации обучения детей, имеют свою совершенно определенную и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематические наблюдения в уголке природы и на участке, создание и поддержание необходимых условий жизни для растений и животных, живущих по соседству с детьми) позволяет им познать конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения.
24. Характеристика типов экологических занятий.
Экологические занятия, как одна из форм организации обучения детей, имеют свою совершенно определенную и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематические наблюдения в уголке природы и на участке, создание и поддержание необходимых условий жизни для растений и животных, живущих по соседству с детьми) позволяет им познать конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения.
25. Организация эколого-природоведческой работы в повседневной жизни учреждения дошкольного образования.
Каким же образом формируется осознанное и гуманное отношение к природе? Прежде всего через наблюдение и труд в природе, позволяющие накопить определенные знание и применять их в практическую деятельность.
26. Виды, структура прогулок и экскурсий в природу.
Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. На такой прогулке выделяется основная задача - ознакомление детей с явлением или объектом природы для расширения и уточнения детских впечатлений.
27. Классификация экологических пространств. История и значение уголка природы.
1.«Экологическое пространство» -- это условное понятие, которым обозначены специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в пед. Процессе экологического воспитания.
28. Требования к объектам уголка природы. Оформление и размещение уголка природы.
Содержание уголка природы (в соответствии с новыми ФГТ):
- комнатные растения
- календарь погоды и природы
- альбомы, гербарии
- художественная литература о природе
- дидактические игры природоведческого содержания
- различные природные материалы
- оборудование для организации опытнической деятельности
- модели, отражающие предметы и явления природы
29. Методические рекомендации по организации экологической тропы, её функции.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
30. Значение участка учреждения дошкольного образования. Озеленение участка.
В каждом учреждении дошкольного образования есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени, особенно, в теплое время года. Хорошо озеленённый участок – это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
31. Формы сотрудничества учреждения дошкольного образования с семьёй в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.
32. Роль семьи в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста.
Цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.