Методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин Шпаргалка
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин»
по дисциплине: «Методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Поделиться
1.Содержание общепрофессиональных и специальных дисциплин.
2.Понятие о педагогическом проектировании, объекты педагогического проектирования.
3.этапы и формы педагогического проектирования
4. Виды планирования теоретического обучения. Содержание планируемых Документов
5.Методика составления календарно-тематических планов.
6.План урока, его значение, содержание и структура
7.Урок: понятие, особенности.
8.Типы уроков, их цели, место в учебном процессе, структура.
9. Требования к уроку: дидактические, воспитательные, психологические, организационные, гигиенические.
10.Дидактическая структура и подструктуры урока.
11.Особенности содержания общетехнических дисциплин.
12.Методика отбора учебного материала.
13.Структура технического знания.
14.Дидактический анализ учебного материала.
15.Логическое структурирование учебного материала.
16.Значение межпредметных связей в процессе обучения. Виды межпредметных связей.
17Формы и методы установления межпредметных связей
18.Нестандартные уроки. Структура нестандартного урока (пример).
19.Лекция: дидактические цели и место лекции в учебном процессе. Типы лекций.
20.Семинар. Дидактические цели семинарских занятий. Виды семинаров. Методика подготовки и проведения семинара.
21.Учебная экскурсия. Методика подготовки и проведения учебной экскурсии.
22.Учебная конференция. Методика подготовки докладов и выступлений на конференции.
23.Консультация. Дидактические цели консультации. Виды консультации. Методика их проведения.
24.Лабораторное занятие. Методика организации и проведения лабораторных занятии.
25.Практическое занятие. Дидактическая цель практических работ. Отбор содержания практических работ.
26.Курсовое проектирование. Методика организации и выполнения курсовых проектов (курсовых работ).
27.Производственная практика. Методика организации и проведения практик.
28.Дипломное проектирование. Дидактические цели дипломного проектирования. Тематика, структура и содержание дипломного проекта.
29.Назначение контроля и предъявляемые к нему требования.
30.Функции и виды контроля. Особенности отдельных видов контроля.
31.Методы и формы контроля. Их достоинства и недостатки.
32.Методика разработки традиционных вопросов и заданий.
33.Тестирование обученности: достоинства, недостатки, виды тестов.
34.Требования к педагогическим тестам. Этапы их конструирования
35.Критерии самоанализа деятельности преподавателя.
36.Требования к анализу и самоанализу учебного занятия. Виды и типы анализа уроков.
37.Последовательность анализа урока теоретического обучения.
38.Методы и приемы активизации деятельности учащихся.
39.Роль наглядных средств обучения в изучении технических и специальных дисциплин
40.Место и значение специальной технологии и системе подготовки рабочих строительной отрасли
41.Содержание учебного материала специальной технологии.
42.Особенности преподавания специальной технологии.
43.Методика проведения занятия по одной из тем специальных дисциплин: краткая характеристика темы, обоснование типа урока, цели урока, методика использования методов и средств обучения на каждом этапе урока.
1.Содержание общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Основная цель специальных и общепрофессиональных предметов, являющихся, как правило, «сквозными» для групп профессий – раскрытие принципов, лежащих в основе производственных процессов, характерных для определённых отраслей, теоретических основ устройства и работы оборудования, свойств основных материалов, углубление политехнической направленности подготовки квалифицированных рабочих.
Общепрофессиональный блок включает учебный материал, являющийся теоретической и практической основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (или на межотраслевом уровне). Этот блок содержит также общие технико-технологические или деятельностные основы профессий, входящих в группу.
Применительно, например, к профессии широкого профиля станочник.
2.Понятие о педагогическом проектировании, объекты педагогического проектирования.
Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.
3.Этапы и формы педагогического проектирования.
Проектирование педагогических систем, процессов и ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Она реализуется как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к детально описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа педагогического проектирования:
Этапы
Педагогическое моделирование - это разработка общей идеи создания педагогической системы, процесса или ситуации и основных путей их реализации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда те или иные качества учащихся будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Например, учитель технического труда поставил цель сформировать у подростков техническое мышление. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения в конкретных условиях урока.
4. Виды планирования теоретического обучения. Содержание планируемых Документов.
Планирование педагогического процесса – это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Качество проводимых занятий во многом зависит от того, насколько они хорошо спланированы, подготовлены и оснащены всеми необходимыми средствами обучения. Планирование учебной работы преподавателя – одно из важнейших условий рационального построения учебно-воспитательного процесса. Основными видами планирования учебного процесса являются календарнотематическое (перспективно-тематическое) и текущее планирование (план учебного занятия, технологическая карта учебного занятия).
5.Методика составления календарно-тематических планов.
Календарно-тематический план (КТП) является обязательным учебнопланирующим документом преподавателя, который позволяет рационально определять место каждого учебного занятия в системе занятий, обеспечивает логическую взаимосвязь между ними, а также определяет комплекс учебнометодического обеспечения учебной дисциплины. Хорошо продуманный и качественно составленный календарно-тематический план помогает преподавателю заблаговременно подготовить к занятиям необходимые средства обучения, правильно спланировать проведение лабораторных и практических занятий. Наличие календарно-тематического плана дает возможность осуществлять систематический контроль за выполнением учебной программы по учебной дисциплине и равномерной загрузкой учащихся со стороны учебной части и цикловой комиссии.
6.План урока, его значение, содержание и структура.
В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия "Урок", как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками примени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста уровня подготовки. Ему присуща следующая совокупность признаков:
- наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей;
- отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
- достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения.
7.Урок: понятие, особенности.
В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия "Урок", как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками примени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста уровня подготовки. Ему присуща следующая совокупность признаков:
- наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей;
- отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения.
8.Типы уроков, их цели, место в учебном процессе, структура.
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
- по основной дидактической цели;
- по основному способу их проведения;
- по основным этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков: урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного;урок применения знаний и умений;урок обобщения и систематизации знаний;урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок.
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:в форме
9.Требования к уроку: дидактические, воспитательные, психологические, организационные, гигиенические.
Воспитательные требования, которые предусматривают реализацию воспитательных функций обучения:
- Единство морального, нравственного, трудового воспитания, формирования мировоззрения, политической культуры школьника;
- Формирование инициативы, ответственности, добросовестности, трудолюбия;
- Выработка привычки к систематичности работы, дисциплины и т.п..
10.Дидактическая структура и подструктуры урока.
Кратко охарактеризуем основные этапы дидактической структуры урока. Этап актуализации опорных знаний и умений выполняет следующие задачи: 1) подготовка учащихся к изучению нового материала: повторение, закрепление прежних знаний и способов деятельности для использования их в качестве опорных при усвоении новых знаний и способов действия; контроль за состоянием опорных знаний, умений и навыков учащихся; 2) психологическая подготовка учащихся к уроку: возбуждение интереса к теме, создание эмоционального настроя, оценка степени готовности учащихся к восприятию нового материала и пр. Видами деятельности учащихся на этом этапе могут быть устный счет, устное или письменное изложение усвоенных знаний, решение задач, выполнение упражнений, самостоятельные работы репродуктивного и продуктивного характера, взаимопроверка и пр.
11.Особенности содержания общетехнических дисциплин.
Конкретные знания и умения, формирующиеся в процессе общетехнической подготовки, создают реальную основу для переноса умений в профессиональную деятельность, а решение воспитательных и образовательных задач обеспечивает развитие и воспитание человека, что само по себе является инвариантной частью образования в целом
Цель преподавания дисциплин общепрофессионального цикла в техникумах и колледжах — изучение и объяснение общих закономерностей, присущих разнообразным объектам, что помогает успешно осваивать их конструкцию и работу, создает базу для последующего изучения спецдисциплин и способствует расширению технического кругозора, абстрактно-обобщающего мышления, формирует профессионально-мобильных, компетентных и сравнительно легко адаптирующихся к производственным условиям специалистов.
12.Методика отбора учебного материала.
Основу учебного материала составляют предметные знания, которые представляют собой систему научных, технических и технологических понятий, определенным образом сформулированных и структурированных. Определение Предметные познания – это научные знания, которые были преобразованы в учебные знания.
Научные знания состоят из: предметных научных знаний (к примеру, описание явлений, объектов, процессов и т. д.) знаний о методах науки (о методах исследований, с помощью которых знания были получены) логики науки (ход развития, разработка содержания и процедур исследований и др.) историко-научных знаний (история науки, история решения научных проблем, творчество ученого, история открытий и т.д.)
13.Структура технического знания.
Техническое знание – область, значител но более широкая, нежели научнтехническое знание или тем более научнтехническое исследование. Его фундаментальный уровень включает в себя помимо знаний, полученных в результате научных (в том числе и научнотехнических) исследований, знания, полученные в ходе практической, технической деятельности Человечества. По преимуществу это знания типа «как», а не «почему», знания рецептурного характера. Например, различного рода «профессиональные секреты». Несмотря на то, что зачастую технические знания не только не облечены в научную, (наукообразную) форму, но и вообще, порой даже не вербализованы, тем не менее, многие из них могут быть отнесены к фундаментальным.
14.Дидактический анализ учебного материала.
Дидактика (от греч. didaktikos -- поучающий, относящийся к обучению) - часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания в процессе обучения.
Развитие современной дидактики характеризуется усилением ее связей с другими науками - философией, логикой, психологией, лингвистикой, математикой, информатикой и др. При этом, как теперь уже представляется очевидным, речь идет не об отказе от традиционной дидактической проблематики и соответствующих методов исследования, а об их органическом синтезе с методами других отраслей знания.
15.Логическое структурирование учебного материала.
Логическая структура учебного материала – один из видов проектной деятельности преподавателя при подготовке к учебному занятию. Успешность этой деятельности во многом определяется его умением выявить структуру учебного материала.
Учебный материал можно рассматривать как некоторую систему, обладающую определенной структурой. Логическая структура учебного материала представляет собой совокупность понятий, утверждений и логических связей между ними. Понятия и утверждения составляют носитель структуры, а логические связи - отношения, придающие этому множеству определенную структуру. Говоря о логической структуре учебного материала, мы имеем в виду отношения, которые существенны и необходимы в дидактическом аспекте, а некоторые понятия и утверждения считаем элементарными и не включаем в логическую структуру.
16.Значение межпредметных связей в процессе обучения. Виды межпредметных связей.
Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
17.Формы и методы установления межпредметных связей.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то можно выделить следующие формы связей:
1) по составу,
2) по направлению действия,
3) по способу взаимодействия направляющих элементов.
18.Нестандартные уроки. Структура нестандартного урока (пример).
Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.
Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.
19.Лекция: дидактические цели и место лекции в учебном процессе. Типы лекций.
Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой
Лекция выполняет следующие функции:
· информационную (излагает необходимые сведения),
· стимулирующую (пробуждает интерес к теме),
· воспитывающую,
· развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление).
· ориентирующую (в проблеме, в литературе),
· разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),
· убеждающую (с акцентом на системе доказательств).
20.Семинар. Дидактические цели семинарских занятий. Виды семинаров. Методика подготовки и проведения семинара.
Семинар (лат. Seminarium - рассадник) - вид практических занятий, который предусматривает самостоятельную проработку студентами отдельных тем и проблем в соответствии содержания учебной дисциплины и обсуждения результатов этого изучения, представленных в виде тезисов, сообщений, докладов, рефератов и т.
21.Учебная экскурсия. Методика подготовки и проведения учебной экскурсии.
Учебная экскурсия – сложная в методическом и организационном отношении форма занятия с обучающимися в природе или на производстве, требующая тщательной подготовки учителя и обучающихся. В курсе школьной географии установлен обязательный минимум учебных экскурсий для каждого класса. Тематика экскурсий и их последовательность установлены с таким расчетом, чтобы обучающиеся на протяжении школьного курса ознакомились со всеми явлениями природы, выполнили требуемые программой практические работы на местности
Учебные экскурсии в основном проводятся во вне учебное время , так как для проведения учебной экскурсии нужно не менее двух часов, а иногда и более. Учебные экскурсии, возможно проводить до изучения программного материала или после.
22.Учебная конференция. Методика подготовки докладов и выступлений на конференции.
Начать конференцию целесообразно с небольшого вступительного слова учителя, в котором напоминаются основные задачи конференций, разъясняется порядок ее проведения, рекомендуется внимательно прослушать доклады, по ходу делать короткие записи в тетрадях, выполнять схемы и зарисовки, поясняющие принцип действия приборов и технических установок. Записывать рекомендуется темы докладов, числовые данные, наиболее важные применения явлений, название технологических процессов, сущность которых рассматривается в докладах.
После каждого доклада классу необходимо дать возможность обратиться к докладчику с вопросами, сделать дополнения и уточнения, если они имеются у учащихся.
23.Консультация. Дидактические цели консультации. Виды консультации. Методика их проведения.
На уроках данного типа, проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.
В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые уроки-консультации. Тематические консультации проводятся либо по каждой теме, либо по наиболее значимым или сложным вопросам программного материала. Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д.
На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: общие, групповые и индивидуальные.
24.Лабораторное занятие. Методика организации и проведения лабораторных занятии.
Лабораторное занятие - форма учебного занятия, при которой студент под руководством преподавателя проводит естественные или имитационные эксперименты или опыты с целью подтверждения отдельных теоретических положений определенной учебной дисциплины, приобретает практические навыки работы с лабораторным оборудованием, оборудованием, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой, методикой экспериментальных исследований.
Основными задачами лабораторных занятий являются: углубление и уточнение знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы; формирование интеллектуальных умений и навыков планирования, анализа и обобщения; овладение техникой; накопления первичного опыта организации производства и овладение техникой управления им подобное.
25.Практическое занятие. Дидактическая цель практических работ. Отбор содержания практических работ.
Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.
Дидактическая цель практических работ - формирование у студентов профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин.
26.Курсовое проектирование. Методика организации и выполнения курсовых проектов (курсовых работ).
Курсовой проект – это учебный проект, ограниченный предметной областью учебной дисциплины и дисциплин, логически предшествующих ей, направленный на решение конструкторских или технологических задач, предполагающий анализ проблемной ситуации, генерацию возможных путей ее разрешения, обоснование рационального варианта решения, выполнение расчетных, исследовательских, конструкторских, технологических, программных и других работ, включая обязательную разработку комплекта или отдельных элементов технической документации либо создание образцов готовой продукции, ее элементов (например, программ для ЭВМ).
27.Производственная практика. Методика организации и проведения практик.
Систематическое, ежедневное выполнение определенных видов работы в условиях реального производства позволяет обучающемуся приобретать производственный опыт. Это означает, что оспособлснис видами деятельности происходит в рамках реальных, производственных условий, и тем самым будущий рабочий, специалист приобретает необходимые общекультурные и профессиональные компетенции.
Производственная практика - это противоположность теории. Действие, деятельность - это, с точки зрения ученых философов[8], социологов, педагогов сложная динамическая система, включающая в себя такие ее составные компоненты как цель, средства, результат и пр.
28.Дипломное проектирование. Дидактические цели дипломного проектирования. Тематика, структура и содержание дипломного проекта.
ЦЕЛЬ: углубление компетенций, систематизация знаний и умений.
задачи: - расширение знаний, отработка умения их применять в профессиональной деятельности
- глубокое освоение методов аналитической и проектной деятельности,
- совершенствование навыков научноисследовательской работы
- отработка практических умений владения инструментарием
- отработка владения методами организации проектного процесса
- углубление знаний о технологиях, технических процессах и свойствах материалов
29.Назначение контроля и предъявляемые к нему требования.
Под педагогическим контролем понимается система проверки результатов обучения и воспитания студентов.
Цели контроля: проверка уровня достигаемого студентом обучения; обобщение и закрепление ранее сформированных ЗУН студентов; оценка эффективности и результативности учебно-познавательной и самообразовательной деятельности каждого студента персонально; самоконтроль и самоанализ преподавателя за результатами собственной преподавательской деятельности.
30.Функции и виды контроля. Особенности отдельных видов контроля.
Функции контроля: контролирующая, организаторская, развивающая, ориентирующая, методическая, воспитывающая, диагностическая, прогностическая.
Классификация видов контроля. В зависимости от цели педагога контроль бывает: исходным, проверяющим, диагностическим.
По характеру получения информации в процессе обучения контроль бывает: устным письменным, лабораторным.
По месту на основных этапах обучения контроль бывает: текущим, промежуточным (рубежным, периодическим), итоговым.
31.Методы и формы контроля. Их достоинства и недостатки.
Выделяют следующие методы контроля:
методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение, методы графического контроля, методы программированного и лабораторного контроля.
Методические приемы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля
Текущим педагогическим контролем можно назвать все повседневные действия преподавателя, когда он на основе получаемых по каналам «обратной связи» сведений вносит те или иные коррективы в учебный процесс.
32.Методика разработки традиционных вопросов и заданий.
Задание является основной единицей методического оснащения педагогического обследования в образовании. В проверочно-оценочной деятельности используются, как правило, задания одного типа — проверочные. Тип тренировочных (учебных, или дидактических) заданий нужно рассматривать отдельно от них. Это разграничение отчасти условно, т.к. и в тех, и в других заданиях (правда, в разной мере) совмещаются контрольные и учебновоспитательные функции. Проверочные задания — достаточно распространенный и обширный тип заданий, используемых в образовании.
33.Тестирование обученности: достоинства, недостатки, виды тестов.
Преимущества
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
Более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.
Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5.
34.Требования к педагогическим тестам. Этапы их конструирования.
Технология конструирования педагогических тестов – дело исключительно ответственное и трудоемкое, поскольку они являются основой контроля и диагностики в управлении процессом обучения. Отсюда и исключительно высокие требования к их содержанию и форме.
Дать оценку качества измерения позволяют критерии, важнейшими из которых являются:
объективность;
надежность;
валидность.
35.Критерии самоанализа деятельности преподавателя.
Самостоятельный анализ педагогом своей профессиональной деятельности — довольно сложная аналитическая операция, требующая определенных навыков исследовательского труда. В центре внимания следует расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, — попытаться сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период “профессиональной биографии”.
36.Требования к анализу и самоанализу учебного занятия. Виды и типы анализа уроков.
Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.
Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов рациональной организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Для чего анализируется урок? Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.
37.Последовательность анализа урока теоретического обучения.
Анализ урока теоретического обучения – контроль и оценка содержания, организации, методики проведения и результатов урока.
Важным условием эффективности анализа урока является его комплексность, т.е. оценка организации и методики проведения, а также анализ и оценка качества знаний и умений учащихся, приобретенных в результате урока.
Комплексный подход к анализу урока означает также сочетание контроля деятельности преподавателя и оказания ему методической помощи в повышении эффективности урока.
38.Методы и приемы активизации деятельности учащихся.
Методы активизации познавательной деятельности учащихся
Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
39.Роль наглядных средств обучения в изучении технических и специальных дисциплин.
Особое значение имеет использование наглядных пособий, раскрывающих смысл различных условных и схематических обозначений, применяемых в соответствующем производстве. Определенные особенности имеют использование чертежей, принципиальных и монтажных схем судовых систем, технологических карт и другой производственной документации. Эта документация при подготовке квалифицированных рабочих выполняет две функции: является наглядным пособием при изучении учебного материала и производственной документацией при выполнении работы.
40.Место и значение специальной технологии и системе подготовки рабочих строительной отрасли.
Строительство является одним из ведущих народнохозяйственных комплексов страны, который в значительной мере определяет развитие большинства отраслей народного хозяйства. Значение строительной продукции велико еще и потому, что она должна удовлетворять потребности не только поколения, которое ее создает, но и последующих поколений; одновременно она во многом влияет на формирование среды, окружающей человека. Помимо этого, строительная продукция имеет весьма специфический характер, определяемый рядом свойств, к числу которых относятся: стабильность, материалоемкость, долговечность, длительность создания и высокая стоимость. Наличие перечисленных свойств вполне понятно, и не нуждается в толковании.
41.Содержание учебного материала специальной технологии.
Основная цель специальных и общетехнических предметов, являющихся, как правило, «сквозными» для групп профессий – раскрытие принципов, лежащих в основе производственных процессов, характерных для определённых отраслей, теоретических основ устройства и работы оборудования, свойств основных материалов, углубление политехнической направленности подготовки квалифицированных рабочих.
42.Особенности преподавания специальной технологии.
В чём же заключаются особенности специальной технологии как учебного предмета, накладывающие отпечаток на содержание и характер подготовки преподавателя к занятиям?
Первая весьма существенная особенность специальной технологии состоит в том, что в основе содержания этой дисциплины лежит несколько разнородных технических и других наук, связанных с производством. Так, основу содержания специальной технологии наладки металлообрабатывающих станков составляют знания из таких дисциплин, как теория резания, металлообрабатывающий инструмент, проектирование станков, технология машиностроения, автоматизация производственных процессов, экология, теория трудовых процессов и др.
43.Методика проведения занятия по одной из тем специальных дисциплин: краткая характеристика темы, обоснование типа урока, цели урока, методика использования методов и средств обучения на каждом этапе урока.
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки: в форме беседы;лекции;экскурсии;киноуроки;самостоятельная работа учащихся;лабораторные и практические работы;сочетание различных форм занятий.
Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:вводные;первичного ознакомления материалом;образования понятий, установления законов и правил;применения полученных правил на практике;повторения и обобщения;контрольные; смешанные или комбинированные.
Триединая цель урока:1. обучающий аспект2. воспитывающий аспект
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты