3. Цель и задачи дошкольного образования Республики Беларусь, реализуемые в условиях образовательного процесса дошкольного учреждения
Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Задачи дошкольного образования:
охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
формирование у воспитанников гуманного отношения к себе и окружающему миру, гуманных взаимоотношений с окружающими;
обеспечение разностороннего развития личности ребенка, а также создание условий для его ранней социализации и саморазвития;
приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей с целью полноценного развития детей и повышения психолого-педагогической культуры родителей;
формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры;
обеспечение преемственности между дошкольным образованием и первой ступенью общего.
6. Программно-планирующая документация образовательного процесса учреждения дошкольного образования.
Программно-планирующая документация воспитания
Статьёй 95 Кодекса определен перечень программно-планирующей документация воспитания.
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи определяет содержание воспитания и методологические подходы к воспитанию обучающихся. Концепция разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи - основной документ, раскрывающий цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в современных условиях, закрепляющий приоритеты воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь. Данная программа разрабатывается сроком на пять лет, утверждается Министерством образования Республики Беларусь и определяет основные направления воспитания обучающихся и мероприятия на 2011-2015 годы. Особое внимание в содержании программы уделено гражданско-патриотическому воспитанию.
Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодежи разрабатывается на основе Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях сроком на пять лет и утверждается соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.
9. Типовой учебный план дошкольного образования и его использование в процессе планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении
Типовой учебный план дошкольного образования устанавливает перечень образовательных областей, количество учебных часов на их изучение по группам воспитанников, общее количество учебных часов в неделю (5-дневная учебная неделя), в том числе при организации образовательных услуг сверх содержания образовательных областей, установленного образовательными стандартами дошкольного образования, максимальную допустимую учебную нагрузку.
Типовой учебный план дошкольного образования как составной компонент учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования соответствует образовательным стандартам дошкольного образования и является основой для разработки и утверждения учебного плана учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующих образовательную программу дошкольного образования, на текущий учебный год (с 1 сентября по 31 августа).
Типовой учебный план дошкольного образования является основой для разработки и утверждения учебного плана учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующих образовательную программу дошкольного образования, на текущий учебный год в разновозрастных, санаторных группах, в интегрированных группах для воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в зависимости от возраста воспитанников. В интегрированных группах при организации образовательного процесса для детей с особенностями психофизического развития используется учебный план группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, который разрабатывается учреждением образования (иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), утверждается руководителем учреждения образования (руководителем иной организации, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) по согласованию с государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, координирующим деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
12. Характеристика учебной программы дошкольного образования и принципы ее реализации в условиях образовательного процесса дошкольного учреждения
Учебная программа дошкольного образования – технический нормативный акт, входит в структуру учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования (далее – учебная программа).
Учебная программа определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды детской деятельности, рекомендуемые формы и методы воспитания и обучения.
Содержание учебной программы разделено на два блока:
первый блок – «Содержание дошкольного образования», в котором определены цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание (базовый компонент, т.е. минимальное обязательное содержание образования, и сверхбазовый компонент, т.е. содержание сверх установленного образовательными стандартами дошкольного образования содержания образовательных областей), дифференцированное по возрастным группам воспитанников;
второй блок – «Реализация содержания дошкольного образования», в котором определяются время, отведенное на изучение содержания, виды детской деятельности, рекомендуемые формы и методы воспитания и обучения.
Содержание учебной программы обеспечивает доступность дошкольного образования, его преемственность и непрерывность с первой ступенью общего среднего образования. Содержание учебной программы соотносится с целью дошкольного образования, имеет развивающую и воспитывающую направленность, отобрано в соответствии с принципами: научности, системности (имеет внутренние взаимосвязи между образовательными областями и их компонентами), целостности, доступности и др.
Учебная программа обеспечивает равенство белорусского и русского языков, деятельность учреждений дошкольного образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у воспитанников духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, национального самосознания на основе государственной идеологии, ответственности, трудолюбия.
Содержание учебной программы предусматривает создание условий для социализации и саморазвития личности воспитанников, для развития их творческих способностей, их включения в различные виды детской деятельности, для воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, достижения качества дошкольного образования.
15. Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении
В дошкольной педагогике образовательный процесс рассматривается как целенаправленное, содержательно насыщенное и организованно оформленное взаимодействие взрослых и детей.
В качестве ведущей цели выступает воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач.
Основой образовательного процесса является планирование. Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:
· постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;
· умение диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;
· своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;
· сочетание воспитания с самовоспитанием;
· опора на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.
18. Характеристика видов детской деятельности, актуализируемых в процессе обучения детей дошкольного возраста
Двигательная деятельность. Развивается в подвижных играх, физических упражнениях, физ. минутках. У детей развиваются физические качества, воспитываются чувства взаимопомощи, дружбы, справедливости. Обогащается запас движений, укрепляется здоровье ребенка, происходит приобщение к здоровому образу жизни.
Изобразительная (продуктивная) деятельность. Эта деятельность приобщает детей к миру прекрасного, развивает эстетические чувства, мелкую моторику, сенсорику ребенка. Малыш не только учится пользоваться кистью, красками, но и заряжается положительной энергией, так как изобразительная деятельность благотворно влияет на психо-эмоциональное состояние.
Трудовая деятельность также присутствует в жизни детей. Конечно, детей не заставляют работать, их постепенно приобщают к труду. В процессе трудовой деятельности ребенок овладеет трудовыми навыками. Дети дошкольного возраста могут выполнять некоторые виды этой деятельности:
- Труд в природе (посадка, полив растений, уборка участка);
- Самообслуживание (уход за своими вещами, поддерживать чистоту в комнате и т. д);
- Дежурство (сервировка стола – старшие дошкольники, подготавливать рабочее место);
- Ручной труд (подклейка книг, помощь в строительстве кормушек).
21. Годовой план работы учреждения дошкольного образования и пути его реализации в условиях образовательного процесса.
В годовом плане работы ДОУ определены:
конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе,
система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте,
формирование опыта работы педагогов,
внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования.
Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.
Основные задачи планирования заключаются в следующем:
в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста; в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива; в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей; в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.
24. Основные функции воспитателя дошкольного образования, реализующего образовательный процесс дошкольного учреждения
Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями дошкольного образовательного учреждения дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества.
Развивающая функция заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий.
Информационная функция в работе воспитателя связана со всеми ее функциональными компонентами. Воспитатель должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий;
Координирующая функция профессионально-педагогической культуры заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. Данная функция является основой совершенствования его дальнейшей профессиональной деятельности.
Рефлексивная функция. Рефлексия связана не только с пониманием воспитателем собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных способностей «рефлектирующего» другими воспитателями, руководителем, педагогами.
27. Характеристика моделей организации образовательного процесса в дошкольном учреждении
Три модели организации образовательного процесса в ДУ
Учебная модель
В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу.
Комплексно-тематическая модель
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально- образной форме. Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
30. Основные формы организации специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников в условиях образовательного процесса дошкольного учреждения
Основные формы организации специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников в условиях образовательного процесса дошкольного учреждения.
Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной и нерегламентированной. Специально организованная деятельность – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учётом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей основным видам деятельности.
Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве.
Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью в соответствии с возрастом детей специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности дошкольника. Занятие отличают наличие познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (но не отметки). Результатом занятий выступает разностороннее развитие детей, овладение ими представлениями, умениями и навыками как удовлетворения их познавательных потребностей.
33. Характеристика разных форм организации образовательного процесса в дошкольном учреждении
Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Формы отличаются:
· по количественному составу участников,
· характеру взаимодействия между ними,
· способам деятельности,
· месту проведения.
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
36. Специфика методического инструментария развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях образовательного процесса дошкольного учреждения
Особенность обучения дошкольников проявляется и в том, что дети этого возраста, тем более малыши, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем они не могут выполнить поставленную педагогом задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное объяснение, диктантный способ сообщения задания и его выполнение. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и его выполнения.
Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается и в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Так, мотив обучения будет для ребенка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сделать для игры. Например, если на занятиях по лепке детям второй младшей группы предлагают вылепить печенье для кукол (в процессе обучения лепке дискообразной формы), то они с большим увлечением учатся, стараются передать форму как можно лучше.
39. Характеристика режимных процессов во вторую половину дня, последовательность их организации
Подъем детей
1. Постепенный подъем, общение воспитателя с детьми.
2. Индивидуальная работа с детьми, создание условий для самостоятел. деятельности.
3. Дыхательная гимнастика: подготовка к гимнастике, привлечение внимания детей.
4. Закаливающие мероприятия: закаливание, массаж.
5. Формирование культурно-гигиенических навыков
6. Формирование культуры поведения; доброжелательные отношения со сверстниками, взрослыми.
Организация самостоятельной игровой деятельности детей
Общение с детьми, индивидуальная работа, игры.
Гигиенические процедуры
Учим детей под присмотром взрослых, а затем самостоятельно мыть; беседы воспитателя о чистоте; положительная оценка деятельности детей.
42. Сравнительный анализ основных форм организации образовательного процесса: занятие и игра
Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
Различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.
В заключение можно сделать следующий вывод. Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.
45. Сравнительный анализ показателей развития воспитанников от 3 до 4 лет и от 4 до 5 лет в условиях образовательного процесса дошкольного учреждения
3-4
Элементарные математические представления. Оперирует понятиями "много", "один", "два", "три" (без пересчета), "столько - сколько", "поровну", "одинаково" на основе действий с предметами. Имеет представления о величинных характеристиках предметов ("длинный", "короткий"), может сравнивать предметы по величине, группировать предметы по параметрам величины.
Ребенок и природа. Проявляет доброжелательный интерес к физическим особенностям человека (части тела, лица; особенности строения глаза, уха и т.д.).различает и называет свойства воды, снега, льда, песка, глины, камней и т.д. (льется, лепится, гладкий и др.).
Речевое развитие. Употребляет разные части речи. Правильно называет предметы, выделяет характерные признаки и качества, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека. Составляет короткий рассказ сначала совместно со взрослым, затем самостоятельно
Изобразительная деятельность. Способен воспринимать и анализировать (с опорой на вопросы педагога) произведения изобразительного искусства, эмоционально откликаться на их красоту. Проявляет желание выразить в рисунке свое отношение к предметам; пользуется кистью, краской, правильно держит карандаш и рисует им