Политология
БГУ (Белорусский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Политология»
по дисциплине: «Политология»
2021
15.00 BYN
Политология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Политология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
1.Политология. Определение политики.
2.Политическая система Республики Беларусь.
3.Формы государственного устройства.
4.Политические партии в Республике Беларусь.
5.Избирательные системы и их виды.
6.Государственное управление.
7.Политическое управление.
8.Характеристика политического лидера.
9.Национальные интересы Республики Беларусь.
10.Национальная безопасность Республики Беларусь.
11.Однополярный мир.
12.Многополярный мир.
13.Определение идеологии. Основные функции идеологии.
14.Идеология либерализма.
15.Идеология консерватизма.
16.Идеология социализма.
17.Основные принципы идеологии белорусского государства.
18.Традиционные ценности белорусского народа.
19.Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства.
20.Механизм функционирования идеологии белорусского государства.
1. Политология. Определение политики.
Политология (от греч.“политикс” – государственные или общественные дела, искусство управлять государством, ”логос” – наука, знание) – область знаний о политике и организации политической жизни.
Возникла политология в Древней Греции. Отцом первого понятия был Аристотель, второго – Гераклит. Первый труд о политике появился в 1896г. – Маско ”Элементы политической науки”. В первой половине XIX века в Германии возникла “Политико-правовая школа”. В 1857 г – Первые лекции в Колумбийском университете. 1948 г – ЮНЕСКО рекомендовало преподавать политологию во всех учебных заведениях.
Категории – общие понятия, отражающие черты, связи и явления. Категории политологии:
1. раскрывают диалектику политического сознания и бытия (политические отношения – взаимодействие субъектов политики, политическая теория-система основных идей в сфере политических знаний, идеология – система идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий, психология)
2. выявляют взаимосвязь политики и общества (гражданское общество - совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы , политическая власть–способность класса, группы, личности, осуществлять свою волю в обществ. жизни, опираясь на систему учреждений, организаций, законов и политических отношений, партия - это добровольное некоммерческое общественное объединение по идейным соображениям и политическим принципам, стремящееся к достижению политических целей и использующее политические средства. и т.д.).
3. Формы государственного устройства.
Форма государственного устройства – это территориально-организационная структура страны, характеризующая соотношение полномочий центральных и региональных органов власти. Различают унитарные государства, федерации и конфедерации.
Унитарные государства, как правило, образуются в странах с мононациональным населением и имеют следующие признаки: полное территориальное единство государства, это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства; единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система; единая система законодательства для всего государства; одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются. Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).
Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки: существование общих для всего государства высших органов государственной
власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации; возможность установления «двойного гражданства».
Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В
зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления. Монархия обладает следующими признаками: это, как правило, единоличное правление; власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству. Выделяют две
разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию. В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Ограниченные (парламентские) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия.
5. Избирательные системы и их виды.
Выборы - это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик государственной жизни, политического режима.
Выборы всегда осуществляются в конкретной общественно-политической среде, которая во многом определяет их подлинно демократический или манипулятивный (недемократический) характер. Эта среда включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс. К ним относятся: наличие в обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий, подавляющего большинства граждан признать результаты выборов; уважение в государстве прав человека; электоральная (гражданская) просвещенность избирателей; демократический характер регистрации избирателей, кандидатов и взаимоотношений между ними; формирование независимых, беспристрастных и компетентных органов управления избирательным процессом; наличие доступных для всех механизмов подачи и рассмотрения жалоб и разрешения споров, а также эффективных и независимых органов контроля за соблюдением избирательного права. Избирательная система – правила и принципы, с помощью которых определяются результаты выборов. Основы избирательных систем определяющихся конституцией и конкретизируются в избирательном праве.
7. Политическое управление.
Политическое управление — это одна из форм взаимодействия субъектов в связи с разработкой, принятием и реализацией политических решений. В его основе такие ключевые понятия, как управление, политика, государство, власть. Каждое из них придает политическому управлению свою специфику и пределы компетенции:
1)являясь одной из разновидностей управления, политическое управление в решении функциональных задач «использует» многие принципы и методы общей теории управления;
2)с позиции государства политическое управление является одним из видов государственного управления наряду с такими видами, как административное, экономическое, социальное и другие;
3)с точки зрения политики политическое управление не есть только прерогатива государства, а входит в компетенцию всей политической системы. В этом смысле политическое управление в демократической политической системе значительно шире государственного управления;
4)понятие власти в политическом управлении предполагает отношения господства и подчинения, возникающие между субъектом и объектом управления.
Существует несколько подходов к определению понятия и сущности политического управления.
Первый подход исходит из того, что в основе политического управления находятся классовые антагонистические противоречия, а сущность самого управления заключается в организованном насилии господствующего класса по отношению к порабощенным классам. Такой подход называется классовым или марксистским.
9. Национальные интересы Республики Беларусь.
Национальные интересы Республики Беларусь охватывают все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, тесно взаимосвязаны и являются концептуальными ориентирами для ее долгосрочного развития.
Стратегическими национальными интересами являются: обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан.
Основными национальными интересами в политической сфере являются:
• соблюдение конституционных прав и свобод человека;
• устойчивое развитие демократического, правового, социально ответственного государства;
• обеспечение эффективного функционирования государственных институтов в интересах общества;
• достижение сбалансированности политических интересов граждан, общественных объединений и государства, общественного консенсуса по ключевым вопросам развития Республики Беларусь;
• развитие гражданского общества с учетом национальных традиций и особенностей;
• эффективное противодействие коррупции;
• формирование многополярного мира и системы международных отношений, основанной на верховенстве норм международного права и многостороннем сотрудничестве, обеспечивающих участие Беларуси в решении вопросов, затрагивающих ее интересы.
11. Однополярный мир.
Однополярность в политике – это особый тип мирового устройства, характеризующийся тем, что власть сосредоточена (в большей или меньшей мере) в одном центре (гегемоне).
Данный расклад политических сил называется гегемонией. Иногда при однополярности мировое правительство не является гегемоном, но при этом следит за соблюдением всех прав членов глобального сообщества, в рамках определенных законов, признанных всеми членами сообщества.
Однополярный мир – это способ мироустройства, при котором властью над всем миром обладает одно государство (сверхдержава) или одно объединение избранных государств, то есть «власть над всей Землей находится в одних руках». Понятие сверхдержавы появилось во времена холодной войны.
Во время жесткой холодной войны XX века на международной арене появилось понятие полярности в политических отношениях. В начале века мир был разделен на Запад и Восток и был признан биполярным. Миру были известны два государства (Россия и США), а остальные, как бы были полем их игры. Это вечное сопротивление, имеющее глубокие корни, уходит на более чем полутора веков в историю. Но именно знаменитая фултонская речь Черчилля вывела это сопротивление на новый уровень.
13. Определение идеологии. Основные функции идеологии.
Идеология – это определенная система философских, научных, художественных, нравственных, правовых и других знаний о мире и роли человека в нем. В сфере идеологии формируются системы ценностей различных общественных групп, в системе идеологии они осознают свои интересы, цели и программу деятельности. Общественная идеология, по сути, может быть выражена теоретически, а может существовать в массовом сознании как некая система ценностных ориентиров. Идеология всегда давала целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в нем. Также идеология накапливала знания, собранные предшествующими поколениями, стимулировала и направляла человеческое поведение, определяла преобразование, развитие и функционирование общества в истории человечества. Таким образом, идеологическая структура является определяющей силой развития и функционирования всех общественных систем.
Выделяют политическую, правовую и религиозную идеологию.
Предназначение идеологии заключается в выражении интересов социальных групп, классов. Это предполагает познание и осознание этих интересов, разработку программных идей и средств по их достижению. Идеологические системы включают в свое содержание и экономические, и политические концепции.
15. Идеология консерватизма.
Также, как и применительно ко многим иным политическим категориям, идеология консерватизма характеризуется множественностью подходов к формулированию его дефиниции – различными учеными предлагаются различные определения консерватизма, в основу которых закладываются те или иные признаки консервативного политического руководства и организации. При этом наиболее целесообразным представляться формулирование определения консерватизма следующим образом: Консерватизм – самостоятельное социально-политическое идеологическое течение, основным признаком которого выступает ориентация на сохранение и укрепление существующих форм общественной жизни, традиционных духовных ценностей, в условиях отрицания революционных изменений и достаточно резкого неприятия масштабных реформистских проектов.
Кроме того, одним из признаков консерватизма выступает то, что ему может быть присущ различный масштаб распространения – от отдельных индивидов, до целых обществ и государств. Теории консервативной идеологии Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в политической науке не только сформулированы различные подходы к определению консервативной идеологии, но и сформированы целые течения (теории), представители которых предлагают собственное комплексное видение консервативных идей в социально-политической сфере. В этой связи, представляется целесообразным подробнее остановиться на характеристике существующих теорий консерватизма, распространение каждой из которых приходилось на различные исторические эпохи: Аристократическая теория, в рамках которой консерватизм рассматривается как идеология конкретного исторического движения.
17. Основные принципы идеологии белорусского государства.
Социальная справедливость.
Социально-политический идеал белорусов — общество социальной справедливости и равенства, а не конкурирующих между собой людей. Вот почему принципы рыночной экономики нельзя экстраполировать на социально-политические и человеческие отношения. В противном случае будет создано не демократическое общество, а олигархическое, не гуманное, а антигуманное, не правовое, а беззаконное.
Народовластие.
Это понятие в истории нашего народа сформировалось в противовес западно-латинскому принципу общественного и государственного устройства.
Союзность.
Особенность исторического развития Беларуси состоит в том, что белорусская государственность изначально формировалась как союзная государственность. Именно не уния, а союз. Общеизвестно, что попытки польской шляхты привлечь белорусское крестьянство к своей борьбе против России всегда терпели крах. Ибо белорусы прекрасно понимали, что их враг - не Россия, а польский пан и латинский иезуитизм.
19. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства.
Конституция /лат. Constitution – установление, строение/ - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами).
В чисто формальном значении конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название – основной закон.
Конституция Республики Беларусь была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 г., вступила в силу со дня опубликования – 30 марта 1994 г., действует с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, с точки зрения формального подхода, конституционный строй – это форма организации государства, закрепленная в его конституции.
Вместе с тем конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву. Чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обусловлено определенными гарантиями, обеспечивающими в своей совокупности такую форму или такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем. Таким образом, с содержательной точки зрения конституционный строй – это форма организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство, это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.
Основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного строя. Основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в статье 1 Конституцией Республики Беларусь: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство».
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты