Основы альтернативного разрешения споров
БИП (Белорусский институт правоведения)
Шпаргалка
на тему: «Основы альтернативного разрешения споров»
по дисциплине: «Основы альтернативного разрешения споров»
2021
15.00 BYN
Основы альтернативного разрешения споров
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Основы альтернативного разрешения споров
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
1. Понятие альтернативных методов разрешения споров.
2. Отличие альтернативных методов разрешения споров от государственных способов урегулирования конфликтов.
3. Классификация альтернативных методов разрешения споров.
4. Принципы альтернативных методов разрешения споров.
5. История развития альтернативных методов разрешения споров.
6. Исторические аспекты развития процедур АРС на территории Республики Беларусь.
7. Развитие альтернативных методов разрешения споров в США.
8. Развитие альтернативных методов разрешения споров в странах Европы.
9. Развитие альтернативных методов разрешения споров в странах Азии и в Австралии.
10. Развитие альтернативных методов разрешения споров в странах СНГ.
11. Система источников АРС.
12. Международно-правовые документы по вопросам альтернативного разрешения споров.
13. Акты законодательства и подзаконные акты Республики Беларусь как источники нормативного регулирования способов АРС.
14. Понятие третейского суда и третейского судопроизводства.
15. Принципы третейского разбирательства.
16. Законодательное регулирование третейского судопроизводства в Республике Беларусь.
17. Условия создания третейских судов. Особенности регистрации третейских судов.
18. Понятие третейского соглашения. Виды соглашений о третейском суде.
19. Порядок заключения и оформления третейского соглашения.
20. Порядок формирования состава третейского суда и требования к кандидатурам третейских судей.
21. Законодательные и локальные требования к кандидатуре третейского судьи. Законодательные ограничения выполнения обязанностей третейского судьи.
22. Третейское разбирательство. Порядок рассмотрения спора в третейском суде.
23. Права и обязанности сторон в третейском разбирательстве.
24. Понятие, правовая природа, структура и содержание решения третейского суда.
25. Принятие решения третейским судом и его исполнение. Разъяснение решения третейского суда.
26. Порядок оспаривания и основания отмены решения третейского суда. Правовые последствия отмены решения третейского суда. Порядок принудительного исполнения решения третейского суда.
27. Понятие международного коммерческого арбитража. Правовая природа международного коммерческого арбитража.
28. Международные и национальные нормативные источники правового регулирования деятельности международного коммерческого арбитража. Международный арбитражный суд.
29. Предметная подведомственность Международного арбитражного суда.
30. Виды производств Международного арбитражного суда.
31. Арбитражное соглашение и его содержание. Арбитражная оговорка во внешнеэкономическом контракте. Выбор права, применяемого к договорным отношениям сторон.
32. Добровольное согласительное урегулирование спора – процедура примирения в арбитражном процессе.
33. Образование состава арбитражного суда для разрешения конкретного спора. Порядок рассмотрения спора.
34. Вынесение решения Международного арбитражного суда, его форма и содержание. Порядок исправления технических недостатков решения.
35. Содержание решений Международного арбитражного суда.
1. Понятие альтернативных методов разрешения споров.
Альтернативные способы разрешения конфликтов представляют собой альтернативные официальному правосудию процедуры, обеспечивающие условия для достижения согласия и примирения конфликтующих сторон. Эти процедуры имеют ряд преимуществ в сравнении с судопроизводством – оперативность, оптимальная организация, самоокупаемость, создание судебной практики, возможность участия в качестве арбитров и экспертов не только юристов, но и, например, специалистов фондового и биржевого рынков. Альтернативные процедуры основаны на началах обоюдной добровольности и доверия, поэтому в процессе разрешения спора не нарушаются партнерские, деловые отношения сторон.
2. Отличие альтернативных методов разрешения споров от государственных способов урегулирования конфликтов.
В законодательстве Республики Беларусь термин АРС не используется; данное понятие не определяется. При этом отдельные виды АРС получили правовую регламентацию.
Белорусскими исследователями АРС определяются как процедура урегулирования частноправового конфликта, основанная на согласии сторон на ее проведение самостоятельно или с помощью незаинтересованного лица, являющегося специалистом в области возникших правоотношений.
3. Классификация альтернативных методов разрешения споров.
Классификация АРС:
1. По критерию участия в урегулировании конфликта третьего лица (без участия (при переговорах,) и с участием (при посредничестве, арбитраже)
2. По сфере применения (в рамках действующей судебной системы (т.н. «альтернативные средства разрешения споров, присоединенные к суду». Например, примирительные процедуры в хозяйственном судопроизводстве) и вне ее – переговоры, досудебная медиация и др.).
4. Принципы альтернативных методов разрешения споров.
К принципам применения АРС можно отнести:
- законность АРС – стороны спора должны руководствоваться действующим законодательством и соглашением, заключенным между ними;
- добровольность на использование процедуры АРС – передача спора на разрешение путем АРС возможна, как правило, лишь при наличии согласия на это всех сторон спора. Исключением является ситуация, когда стороны обязаны использовать какую-либо процедуру АРС в силу указания закона или суда.
5. История развития альтернативных методов разрешения споров.
Как целостное понятие АРС (международная аббревиатура ADR – Alternative Dispute Resolution) зародилось в США (60-е годы ХХ века), как отмечают исследователи, в связи с кризисом судебной системы. В 1970 –х годах большинство правовых систем испытало увеличение числа судебных споров с одновременным затруднением граждан доступа к правосудию, в связи с затратами и задержками, связанными с судопроизводством. В этот период США нашли и начали практиковать методы разрешения споров, отличающиеся от методов судопроизводства – методы ADR.
6. Исторические аспекты развития процедур АРС на территории Республики Беларусь.
В законодательстве Республики Беларусь термин АРС не используется; данное понятие не определяется. При этом отдельные виды АРС получили правовую регламентацию.
Белорусскими исследователями АРС определяются как процедура урегулирования частноправового конфликта, основанная на согласии сторон на ее проведение самостоятельно или с помощью незаинтересованного лица, являющегося специалистом в области возникших правоотношений.
7. Развитие альтернативных методов разрешения споров в США.
В Соединенных Штатах Америки для обозначения несудебных форм разрешения споров принят общий термин «альтернативные средства урегулирования споров» (Alternative Dispute Resolution) и официальная аббревиатура (ADR).
8. Развитие альтернативных методов разрешения споров в странах Европы.
Переговоры и посредничество являются достаточно известными и принятыми во Франции. Согласно положениям ГПК Франции, судья вправе с согласия сторон назначить посредника, перед которым ставится задача выслушать стороны, сопоставить их позиции и привести стороны к поиску компромиссного решения конфликта (ст. 131-1). Посредничество может касаться всего спора или его части, его ход не лишает судью права принять другие меры, которые он сочтет необходимыми (ст. 131-2).
9. Развитие альтернативных методов разрешения споров в странах Азии и в Австралии.
В 1991 году правительство Австралии приняло Закон о суде (посредничество и третейский суд), по которому Семейному суду и Федеральному суду Австралии дано право предлагать сторонам возможность привлекать для разрешения спора посредника и третейского судью. В большинстве университетов Австралии в программу подготовки юристов включен курс по разрешению споров.
10. Развитие альтернативных методов разрешения споров в странах СНГ.
Согласно статье 16 Устава СНГ, государства-члены должны предпринимать все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, которые могут повлечь за собой нарушение прав человека. Участники Содружества взяли на себя обязательство оказывать друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких конфликтов, в том числе и в рамках международных организаций.
11. Система источников АРС.
Специфика способов АРС достаточно ярко проявляется в многообразии источников, регулирующих возможность их применения, которые перечислены в планах практических занятий.
Международные правовые акты, имеющие обязательный характер (международные договоры и конвенции) и международные правовые акты, имеющие рекомендательный характер.
12. Международно-правовые документы по вопросам альтернативного разрешения споров.
1. Переговоры – наиболее часто применяемое средство, не имеет жесткой формализации, это механизм, основанный на обычаях, много свободы для сторон.
Существует свобода относительно порядка переговоров, но стороны не должны нарушать интересы и принципы государств.
13. Акты законодательства и подзаконные акты Республики Беларусь как источники нормативного регулирования способов АРС.
В законодательстве Республики Беларусь термин АРС не используется; данное понятие не определяется. При этом отдельные виды АРС получили правовую регламентацию.
14. Понятие третейского суда и третейского судопроизводства.
Третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора (далее – третейский суд для разрешения конкретного спора).
15. Принципы третейского разбирательства.
Деятельность третейского суда основывается на принципах:
• законности, означающей, что при разрешении споров третейские судьи руководствуются нормами Конституции Республики Беларусь, Закона о третейских судах и иных актов законодательства Республики Беларусь;
• независимости, означающей, что при разрешении споров третейские судьи независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них.
16. Законодательное регулирование третейского судопроизводства в Республике Беларусь.
Третейский суд как правовой институт имеет давние исторические основания. Применительно к Беларуси такими основаниями являются Статуты Великого княжества Литовского, которыми в своё время регулировалась деятельность третейского (полюбовного) суда. Вероятно, до появления этих источников писанного права элементы третейского суда основывались на княжеских грамотах, которые являлись своеобразными третейскими соглашениями.
17. Условия создания третейских судов. Особенности регистрации третейских судов.
Третейский суд в Беларуси похож на процесс в государственном экономическом суде, за исключением того, что стороны сами выбирают себе судью из реестра судей третейского суда "Экономические споры". Кроме того, и это главное отличие третейского суда от государственного, решения третейского суда сразу окончательны. Они не обжалуются и могут исполняться в последующем судебными исполнителями принудительно.
18. Понятие третейского соглашения. Виды соглашений о третейском суде.
Третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, указанного в соглашении сторон.
19. Порядок заключения и оформления третейского соглашения.
Третейское соглашение считается заключенным, если оно содержится в документе, подписанном сторонами третейского соглашения, либо заключено путем обмена сообщениями с использованием почтовой связи или иных видов связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон, включая направление искового заявления и ответ на него, в которых соответственно одна сторона предлагает разрешить спор в третейском суде, а другая не возражает против этого.
20. Порядок формирования состава третейского суда и требования к кандидатурам третейских судей.
Состав постоянно действующего третейского суда для третейского разбирательства формируется путем избрания третейских судей сторонами, а если стороны их не избрали – путем назначения третейских судей председателем третейского суда. При этом количество третейских судей должно быть нечетным (если Регламентом или третейским соглашением не установлено иное – три судьи).
Состав третейского суда для разрешения конкретного спора формируется путем избрания третейских судей сторонами.
21. Законодательные и локальные требования к кандидатуре третейского судьи. Законодательные ограничения выполнения обязанностей третейского судьи.
Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.
22. Третейское разбирательство. Порядок рассмотрения спора в третейском суде.
Третейское разбирательство – процесс разрешения спора, который осуществляется третейским судом при наличии третейского соглашения о передаче спора этому третейскому суду.
• правила третейского разбирательства в постоянно действующем третейском суде определяются Законом о третейских судах, а также Регламентом этого постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением (которые не должны противоречить Закону о третейских судах и иным актам законодательства Республики Беларусь).
23. Права и обязанности сторон в третейском разбирательстве.
Сторонами третейского разбирательства являются истец и ответчик.
Истцом является физическое или юридическое лицо, заключившее третейское соглашение и предъявившее в третейский суд иск в защиту своих прав и законных интересов.
Ответчиком является физическое или юридическое лицо, заключившее третейское соглашение, к которому в третейском суде предъявлен иск.
24. Понятие, правовая природа, структура и содержание решения третейского суда.
Конституирующим признаком третейского суда всегда являлся и преимущественно продолжает считаться договор сторон о передаче спора на рассмотрение "частного (негосударственного) суда" (третейское соглашение).
При общепризнанной квалификации основанного на третейском соглашении "добровольного" третейского суда как имеющего договорную природу, дискуссия о правовой природе такого соглашения (договора) ведется на протяжении двух последних веков. В отечественной доктрине традиционно анализируются три представленные в зарубежной доктрине XIX-XX вв. основные теории: 1) договорная; 2) процессуальная; 3) смешанная.
25. Принятие решения третейским судом и его исполнение. Разъяснение решения третейского суда.
Согласно ст. 32 Закона после исследования обстоятельств дела третейский суд большинством голосов третейских судей, входящих в состав третейского суда, принимает решение.
Решение объявляется в заседании третейского суда. Третейский суд вправе объявить только резолютивную часть решения. В этом случае, если стороны не согласовали срок для направления решения, мотивированное решение должно быть направлено сторонам в срок, не превышающий 15 дней со дня объявления резолютивной части решения.
26. Порядок оспаривания и основания отмены решения третейского суда. Правовые последствия отмены решения третейского суда. Порядок принудительного исполнения решения третейского суда.
Решение третейского суда может быть обжаловано и отменено в случае, если сторона, ходатайствующая об отмене решения третейского суда, представит доказательства, что:
• третейское соглашение является недействительным;
• одна из сторон не была надлежащим образом уведомлена о времени и месте третейского разбирательства либо по другим уважительным причинам не могла реализовать свои права, предусмотренные ч. 4 ст. 22 Закона о третейских судах.
27. Понятие международного коммерческого арбитража. Правовая природа международного коммерческого арбитража.
Международный коммерческий арбитраж (МКА) – это третейский суд, постоянно действующий (или специально созданный в каждом конкретном случае), основной целью которого является рассмотрение и разрешение по существу международного коммерческого спора в определенной процессуальной форме путем вынесения обязательного для спорящих сторон решения.
28. Международные и национальные нормативные источники правового регулирования деятельности международного коммерческого арбитража. Международный арбитражный суд.
Источники правового регулирования являются международные акты:
• имеющие рекомендательный характер
• имеющие обязательный характер
29. Предметная подведомственность Международного арбитражного суда.
Подведомственность дел МКА. В законодательстве различных государств по-разному определенно, какие именно споры могут быть предметом арбитражного разбирательства, а какие подлежат рассмотрению только в судебном порядке. В соответствии с этим устанавливается и сфера действия арбитражного соглашения.
В Республике Беларусь данный вопрос разрешен следующим образом.
30. Виды производств Международного арбитражного суда.
Институционный, или постоянно действующий, арбитраж – формируется при торговых либо торгово-промышленных палатах, ассоциациях, союзах, биржах. Действуют коммерческие арбитражи на постоянной основе, со своими правилами процедуры и уставом. Институционный арбитраж основывается на национальном законе либо регламенте соответствующего международного коммерческого арбитража.
31. Арбитражное соглашение и его содержание. Арбитражная оговорка во внешнеэкономическом контракте. Выбор права, применяемого к договорным отношениям сторон.
В основе функционирования международного коммерческого арбитража лежит арбитражное соглашение спорящих сторон.
Арбитражным соглашением является соглашение сторон о передаче на рассмотрение международного арбитражного суда всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения.
32. Добровольное согласительное урегулирование спора – процедура примирения в арбитражном процессе.
Арбитражный компромисс, или третейская запись, выступает как отдельное арбитражное соглашение, отличное от основного контракта и заключенное сторонами уже после возникновения конкретного спора. В этом смысле арбитражный компромисс направлен в прошлое и носит ретроспективный характер.
33. Образование состава арбитражного суда для разрешения конкретного спора. Порядок рассмотрения спора.
Количественный состав международного арбитражного суда для разрешения спора определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения включает трех арбитров.
Состав международного арбитражного суда может сам вынести постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения.
При этом, заявление стороны об отсутствии у состава международного арбитражного суда компетенции может быть сделано не позднее представления возражений по иску. Назначение стороной арбитра или ее участие в назначении арбитра не лишает сторону права сделать такое заявление.
34. Вынесение решения Международного арбитражного суда, его форма и содержание. Порядок исправления технических недостатков решения.
Решение должно быть вынесено в письменной форме и подписано арбитром или коллегиальным составом международного арбитражного суда. При коллегиальном составе международного арбитражного суда достаточно подписей большинства арбитров, если указана причина отсутствия подписей остальных арбитров.
Если стороны не договорились об ином, а также если иное не вытекает из ст. 39 Закона о МАС, в решении международного арбитражного суда должны быть указаны мотивы, на которых оно основано.
35. Содержание решений Международного арбитражного суда.
Коллегиальный состав международного арбитражного суда выносит решение большинством голосов арбитров. Процессуальные вопросы могут решаться арбитром-председателем, если он будет уполномочен на это сторонами или другими арбитрами.
Решение должно быть вынесено в письменной форме и подписано арбитром или коллегиальным составом международного арбитражного суда. При коллегиальном составе международного арбитражного суда достаточно подписей большинства арбитров, если указана причина отсутствия подписей остальных арбитров.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты