Религиоведение
БГУ (Белорусский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Религиоведение»
по дисциплине: «Религиоведение»
2021
15.00 BYN
Религиоведение
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Религиоведение
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
1. Дисциплинарный статус Религиоведения (предмет, структура, методология).
2. Истоки Религиоведения как науки (препятствия, предпосылки, этапы).
3. Проблема определения религии и подходы к ее изучению.
4. Структура, функции и критерии классификации религии.
5. Формы религиозных организаций и их типология (Э. Трельч, М. Вебер, Р. Нибур).
6. Проблема происхождения религии. Архаические формы религии.
7. Зороастризм: специфика вероучения и культа. Авеста.
8. Иудаизм: этапы развития, вероучение и культ в иудаизме.
9. Происхождение и сущность христианства. Формирование вероучения и культа в раннем христианстве.
10. Научный и богословский подходы к осмыслению природы и личности Иисуса Христа. Образ Иисуса Христа в канонических евангелиях.
11. Христианское учение о нравственности (Декалог, Заповеди блаженства).
12. Священный канон текстов в христианстве. Понятие апокрифа.
13. Феномен ортодоксии в христианстве. Особенности православного вероучения и культа.
14. Католицизм: специфика учения, культа и организации.
15. Особенности протестантского вероучения, культа и организации.
16. История возникновения ислама, особенности его вероучения и культа.
17. Индуизм как национальная религия Индии (этапы развития, основные понятия, культовая практика).
18. Буддизм: специфика мировоззрения, основные понятия и концепции в буддийском учении.
19. Нетрадиционные религиозные движения в контексте современной культуры: причины распространения и классификация неокультов.
20. Веротерпимость и свобода совести в современном обществе.
21. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Теории секуляризации.
22. Религиозная и нерелигиозная вера.
23. Понятие и структура теологии. Катафатическая и апофатическая теология.
24. Мистика как сакральная религиозная практика. Феномен Откровения.
25. Сущность теизма и атеизма. Бог как центральная категория теистических вероучений.
26. Социологическая парадигма исследования религии. Интеграционистский (Э. Дюркгейм) и эволюционистский (М. Вебер) подходы в исследовании религии.
27. Психологическая парадигма исследования религии (У. Джеймс, З. Фрейд, Э. Фромм, Г. Оллпорт).
28. Феноменологические аспекты изучения религии (Г. Ван дер Леув, Ф. Хайлер, Р. Отто, М. Элиаде).
1. Дисциплинарный статус религиоведения (предмет, структура, методология).
Религиоведение возникает в середине 19 века, формируясь на стыке философии, психологии, социологии, лингвистики, археологии, этнографии.
Религиоведение изучает закономерности возникновения развития и функционирования религии, ее строение и компоненты, взаимодействие религии и других областей культуры. Современное религиоведение включает в себя пять основных разделов:
1. Философия религии – это совокупность философских понятий и принципов, дающих теоретическое объяснение религии.
2. Социология религии – изучает функции и роль религии в общественной системе, влияние религии на элементы социальной сферы.
3. Психология религии – исследует влияние религиозных явлений на индивидуальную и групповую психологию, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе.
4. Феноменология религии – дает систематическое описание явления религии и их классификацию, на основе сравнительного анализа.
5. История религий – накапливает и сохраняет информацию о религиях прошлого и настоящего.
Термин «Религия» происходит от латинского religio (набожность, благочестие, святыня).
Термин Религия имеет два толкования: в широком смысле, религия – это особый вид мировоззрения, который основывается на поклонении высшему началу. В узком смысле, религия – это социально организованная вера в священное, и основанный на этом способ общественной и личной жизни.
Священное (или сакральное) – это высшая сверхъестественная реальность, по отношению к которой верующие испытывают страх, трепет, преклонение.
Любая развитая религия включает в себя четыре главных элемента:
1. Религиозное сознание – это мировоззрение, ядром которой является вера в священное.
2. Религиозная деятельность – выражается в форме культа. Культ – это взаимодействие со священной реальностью, происходящая в форме ритуала.
3. Религиозные отношения – включают в себя отношения верующих к явлениям сакрального мира и к нормам религиозной морали.
4. Религиозные организации – такие, как религиозная община, церковь, секта и др.
4. Структура, функции и критерии классификации религии.
Религия — система мировоззренческих взглядов, выражающих веру в сверхъестественные, непознанные высшие силы. Для религиозных людей она является регулятором поведения и включает в себя совокупность определённых ритуалов.
Атеизм — отрицание существования высших сил. Все явления и события объясняются наукой и законами природы.
Агностицизм — учение, согласно которому на данный момент невозможно подтвердить или опровергнуть существование высших сил.
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ
В современном мире существуют сотни религиозных течений. Они разделяются на основе некоторых признаков.
ПО КОЛИЧЕСТВУ ВЫСШИХ СИЛ:
• монотеизм — вера в одного Бога (христианство, ислам, иудаизм);
• политеизм — верование в двух и более богов (религия Древней Греции);
• пантеизм — все окружающие человека предметы и явления считаются воплощением бога, обожествление природы (язычество, индуизм, синтоизм, верования африканских племён).
ПО РАСПРОСТРАНЁННОСТИ:
• мировые — весь мир (христианство, ислам, буддизм);
• региональные — определённый регион (синтоизм в Японии);
• национальные — представлены одной нацией (иудаизм у евреев).
СТРУКТУРА РЕЛИГИИ
Несмотря на различия в содержании, каждая религия строится на основных принципах:
• существование единого бога (многих богов) как высшей силы, которая регулирует все процессы, происходящие в мире;
• наличие догматов, которых необходимо придерживаться во избежание греха;
• выполнение символических действий, которые подчёркивают причастность к богу (богам);
7. Зороастризм: специфика вероучения и культа. Авеста.
Зороастризм, также маздеизм (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- — «Благая вера почитания Мудрого», перс. «بهدین» — behdin, «Благая Вера») — одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры (перс. زرتشت, «Зартошт»; древнегреческая — Ζωροάστρης, «Зороастрэс»), полученном им от Бога — Ахура Мазды. В основе учения Заратуштры — свободный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. –Большой Иран.
Основы вероучения
Зороастризм является догматической религией с развитой теологией, в виде 9 основ:
Вера в Ахура Мазду — «Мудрого Господа» как Благого Творца.Вера в Заратуштру как единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.Вера в существование духовного мира (мину) и в два духа (Святого и Злого), от выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире.Вера в Ашу (Арту) — изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура Маздой, на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро.Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие каждому человеку отличать добро от зла.Вера в семь Амешаспентов как семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности.
Вера в Дадодахеш и Ашудад — то есть взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей.Вера в святость природных стихий и живой природы как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли, растений и скота) и необходимость заботы о них.
Вера во Фрашо-керети (Фрашкард) — эсхатологическое чудодейственное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды и изгнание зла, что свершится благодаря совместным усилиям всех праведных людей во главе с Саошьянтом — Спасителем мира.
Символы зороастризма:Сосуд с огнём — символ зороастризма
Главное нравственное правило:Счастье тому, кто желает счастья другим
Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла.
Учение Заратуштры было одним из первых, что провозгласило личную ответственность души за совершённые деяния в земной жизни. Заратуштра называет рай «наилучшим существованием» Ад именуется «дурное существование» Рай имеет три ступени: благие мысли, благие слова и благие деяния и высшую ступень Гародману «Дом Песни», «Бесконечные сияния», где пребывает Сам Бог. Симметрично ступени ада: дурные мысли, дурные слова, дурные деяния и средоточие ада — ДруджоДмана «Дом Лжи».
Авеста — собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским».
10. Научный и богословский подходы к осмыслению природы и личности Иисуса Христа. Образ Иисуса Христа в канонических евангелиях.
Проблема происхождения христианства прочно связана с проблемой личности Иисуса Христа-центральной фигуры этого процесса. На современном этапе исследования проблемы четко определились три концепции ее решения.
Первая - это евангельская ортодоксально-богословская концепция, которая считает христианство следствием сверхъестественного Откровения, Бог даровал христианство человечеству через своего Сына — Иисуса Христа. Его биография и (что более важно) учения изложены в Новом Завете, каждое слово которого свято и не подлежит никакому сомнению. Безусловно, самым обстоятельным источником биографии Иисуса Христа действительно есть Новый Завет.
Богословская ортодоксия детально разработала евангельский образ Христа. Он воспринят всеми направлениями христианской религии и подвергнут многочисленным богословским толкованием. Вокруг него шла длительная борьба, которая привела к оформлению ересей. В образе Иисуса Христа прекрасно воплотились все идеалы христианства, его достояние, что сделали эту религию самой влиятельной мировой религией в истории человечества, и его потери, не дали возможности осуществиться этим достоянием.
Евангельская концепция сверхъестественной богочеловека Иисуса Христа конечно критикуется путем раскрытия многочисленных противоречий Нового Завета логического, исторического, этнографического и другого плана. Такие противоречия есть. Церковные историки с ними или соглашаются, или старательно избегают их. Но в конце концов они обращаются к аргументу, с которым трудно спорить это все дело веры: вера может противоречить здравому смыслу.
Научный подход к вопросу историчности личности Христа повлек за собой еще две концепции: мифологическую и историческую. Мифологическая концепция. Мифологическая концепция, основателями которой считают французов К.Вольнея (1757-1820) и Ф. Дюпюи (1742-1809), исходит из того, что образ Христа создан искусственно на основании восточных астральных (особенно солнечных), а также древних земледельческих культов умирающих и воскресаючих богов (Осириса, Таммуза). Возможен также влияние культа Будды. Мифологическое направление признает Иисуса Христа мифическим образом, который сложился под влиянием тотемістичних представлений или земледельческих культов, или на основе астральных представлений. Вся евангельская мифология оценивается как заимствование из более древних мифов. Когда возникло христианство, создатели новой религии прикрылись авторитетом вымышленной сверхъестественной личности, провозгласив ее основателем христианства, и сконструировали образ Христа, пользуясь мифологическим багажом восточных религий. История древних религий дает достаточно много свидетельств в пользу такого предположения. В этом сильная сторона мифологической концепции, сторонниками которой были историки Дж.Робертсон (18561933), А.Древе (1865-1935), А.Немоєвський (1864-1920), И.А.Морозов (1854-1946), Г.Ю.Виппер (1859-1954), С.И.Ковалев (1886-1960), Я.А.Ленцман, Н.М.Кубланов, И.Л.Кривильов (1908-1987), Г.МЛівшиць.
13. Феномен ортодоксии в христианстве. Особенности православного вероучения и культа.
Православие – религия, строго следующая традиции, старине. Термин «православие» является буквальным переводом с греческого слова «ортодоксия». «Ортос» – «правильный», а слово «докса» имеет в греческом 2 значения: «суждение», «мнение» и «слава», «славление». Таким образом, слово «ортодоксия» можно было бы перевести на русский язык и как «правомыслие» как «православие», правильное вероучение. Именно в этом значении это слово употребляется с IV в. – с начала Эпохи Вселенских соборов. Активную роль в распространении православия в славянском мире сыграли братья Константин и Михаил (в миру), выходцы из знатной греческой семьи, при постриженье в монахи получившие имена Кирилл и Мефодий. Они являются составителями славянской азбуки – глаголицы и кириллицы. В 988 г. на Руси было принято православие. Центром монашеского движения в XI-XII вв. стала Киево-Печерская лавра. Она началась с пещер («печер»), которые выкопал в песчаных берегах Днепра для своего отшельнического жития Антоний Печерский (983-1073). Он являлся духовным наставником братии, а организатором монастыря стал Феодосий Печерский. Они двое признаны Церковью Святыми.
Православие - восточная ветвь христианства, получившая распространение по большей части в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Балканах. Сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную (395 г.) и оформилась после разделения церквей (1054 г.). Название «православие» (от греч. «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей 2-го века. Богословские основы православия сформировались Византии, где оно было господствующей религией в 4-11 веках.
Основой вероучения признаны Священное писание (Библия) и Священное придание (решения семи Вселенских соборов 4-8 веков, а также труд крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. Оно шло в долгой борьбе с многочисленными отклонениями, вариантами, многие из которых осуждены соборами как ереси. Одним из главных противоборствующих направлений стало арианство. Арианство - учение пресвитера Александрийской школы, утверждающее, что только Бог-отец есть истинный бог. Сын Божий сотворен и вместе с Духом Святым находится в подчиненном отношении к Богу-Отцу.
Из-за широкого распространения арианства был собран первый Вселенский собор (325 г), на котором был принятСимвол Веры в котором определено равенство и единосущие всех трех ипостасей. Тем не менее учение ария продолжало завоевывать новые умы и в 381г был созван Вселенский собор, где Символ Веры был дополнен новыми догматами, а ариане были вторично осуждены.
Так сформирование основные принципы православия. Это признание
· триединого Бога
· загробного мира
· посмертного воздаяния
· искупительной миссии Иисуса Христа.
16. История возникновения ислама, особенности его вероучения и культа.
Ислам - самая молодая из мировых религий. Она возникла в 7 в. н.э. на Аравийском полуострове. Основатель ислама – Мухаммад, родился около 570 г. до н.э. в Мекке и принадлежал к племени курейшитов. Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в мировую религию благодаря быстрому и часто силовому распространению по всей Аравии. Догматика мусульманства довольно проста. В основе всего лежит вера в Аллаха – единого Бога. Мухаммад – пророк и посланник Аллаха. Направления и секты ислама: хариджиты (выборность на основе личностных качеств, возможность смещения недостойного правителя), шииты (власть должна сохраняться в семье пророка), сунниты (выборность халифов общиной), ваххабиты (отвергающие новшества, появившиеся в процессе исторического развития ислама и стремящиеся воссоздать учение Мухаммеда в его первозданном облике).
Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности – предписания. Их пять:
1. Исповедовать веру в Аллаха.
2. В течении дня необходимо совершать пятикратную молитву(намаз).
3. Соблюдать пост (ураза).
4. Платить налоги и творить милостыню для спасения собственной души (закят).
5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совершить паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов.
Коран буквально означает «чтение, рецитация», но также и «руководство», «различие». Он состоит из 114 сур (глав) и более 6 тыс. аятов (стихов). Согласно исламской традиции Коран ниспосылался пророку в течение 23 лет. Мекканские суры посвящены вопросам веры и ритуальной практики, учению о загробной жизни и истории пророков. В мединских сурах затрагиваются политические и социальные проблемы: запреты и повеления, правила, регулирующие получение наследства, ведение торговли, вступление в брак.
Ислам как религия включает в себя четыре основных аспекта: акида – догматика или вероучение; ибадат – религиозная практика, ритуал; адаб – нравственность; ихсан – «искренность веры», особое состояние сознания, которое можно охарактеризовать как «богобоязненность, богоосознание».
Догматика ислама проста. Она основана на символе веры (иман) и так называемом свидетельстве (шахада). Символ веры состоит из 2 аспектов - отрицательного («Нет никакого божества кроме Бога») и положительного («Мухаммад – его Посланник»). Согласно исламской традиции Бог имеет 99 имён, которые описывают его качества.
Бог является творцом всего сущего. Мир призван им к бытию из ничего творческим словом «будь». По Корану, бог создал 7 небес и 7 земель. Небеса лежат друг над другом; по распространённому представлению, над ними существует 7 морей света и многочисленные эфирные сферы и наконец, состоящий из семи отделений рай. Под землёй расположены 6 кругов ада. Между адом и раем лежит преддверие ада (араф, преграда), место пребывания детей и безумцев, которые не совершили ни добра, ни зла. Мир был сотворён за 6 дней. В первые два дня Бог создал землю, в два последующие – всё, что на ней есть, в последние два – небеса. Первочеловека Адама Бог создал из глины и воды и вдохнул в него дыхание жизни. Уже тогда он велел всему будущему человечеству выйти из хребта Адама и произнести символ веры, затем приказал ему снова вернуться в позвоночник Адама и собрал человеческие души в ларь у своего трона. Там они пребывают в состоянии ожидания, пока не придёт время их рождения, когда они смогут соединиться с предназначенным им телом. После смерти человека дух и тело разделяются, чтобы снова соединиться при воскресении в день Страшного суда. Каждый человек имеет троекратную жизнь: предсущую, земную и послеземную.
19. Нетрадиционные религиозные движения в контексте современной культуры: причины распространения и классификация неокультов.
Нетрадиционные культы (другие названия — неокульты, альтернативные культы) представляют собой новое явление в духовной культуре. Большая часть неокультов возникла в США в 1950—60-е гг.; вскоре некоторые из них закрепились в других регионах проживания европейских народов, став катализатором для развития новых религиозных движений. Появление нетрадиционных культов явилось одной из двух взаимосвязанных тенденций современного этапа эволюции религии (вторая — ослабление влияния и падение авторитета традиционных религий). С одной стороны, упадок доверия к церкви, переоценка религиозных ценностей и культа обусловили вакуум духовных ценностей, необходимость заполнения которого вызвала к жизни неокульты. С другой стороны, последние существенно уменьшили сферу влияния традиционных религиозных систем.
Неокульты называют «молодежными религиями», поскольку в число их адептов входят преимущественно молодые люди от 18 до 25 лет. Для привлечения последователей неокульты, как правило, создают целую сеть общественных организаций — образовательных, медицинских, спортивных и др. Неокульты обладают характеристиками, свойственными традиционным религиям; определение «нетрадиционые» в их наименовании обусловлено тем, что они имеют недавнее происхождение и воспринимаются как необычные, неустоявшиеся, в то время как развитые религии прочно связали себя с историей и культурой народов.
Образование нетрадиционных религиозных движений, как Правило, начинается с возникновения харизматических культов — т.е. культов, во главе которых стоит харизматический (обладающий «экстраординарными» духовными способностями) лидер. Последний провозглашает себя носителем особого откровения, и вокруг него складывается группа последователей — община, «семья». Утверждаются особые правила, согласно которым организуется жизнь общины; формируются техники контроля за обращенными, коллективный культ.
К типологическим чертам неокультов относят следующие:
• синкретический характер (включение элементов различных религий и философских систем);
• проповедь духовного обновления;
• создание нового вероучения либо новое прочтение старого;
• обещание спасения «здесь и теперь»;
• обращение в результате эмоционального кризиса;
• вступление в общину только на основании глубокой веры;
• резко отрицательное отношение к другим религиям, к светской власти;
• харизматический принцип руководства;
• требование абсолютной преданности и полной самоотдачи интересам организации;
• использование особых техник психологического воздействия.
22. Религиозная и нерелигиозная вера.
В «Диалогах о естественной религии» и «Естественной истории религии» Юм излагает свое понимание веры. Он различает belief-веру как обычный акт человеческой природы (англ, belief— вера, убеждение, уверенность, мнение) и религиозную faith-веру (англ, faith — вера в Бога, религия, обещание, верность, доверие).
Философ полагает, что вера тесно связана с памятью и воображением. Когда идея памяти утрачивает силу и живость, ее подчас принимают за идею воображения. В свою очередь, усилившуюся идею воображения могут уравнять с идеей памяти. В этом случае память окажет столь же сильное воздействие на веру и суждение, как воображение. Например, лжецы, часто повторяя свои вымыслы, сами начинают в них верить и принимают вымысел за факт. Привычка впечатывает идею в ум с той же силой и энергией, что и природа.
Юм пишет: «Вера, или согласие, всегда сопровождающая память и чувства, есть не что иное, как живость (vivacity) доставляемых ими восприятий и что только эта живость и отличает их от воображения. В таком случае верить — значить переживать (to feel) непосредственное впечатление чувств или повторение этого впечатления в памяти. Только в силе и живости восприятия и состоит первый акт суждения, кладущий начало тому заключению, которое мы строим, исходя из него, когда устанавливаем отношение причины и действия».
Лишь опыт позволяет говорить, исходя из восприятия какого-нибудь объекта, о существовании другого объекта. Например, видя огонь, мы ощущаем тепло и припоминаем постоянную взаимосвязь этих объектов в наших прошлых опытах. Тогда без колебаний мы называем «огонь» причиной, а «тепло» — действием. Вера заключена в самом способе представления наших идей и восприятия их умом. Подлинная причина идеи и сопровождающей ее веры — наличное впечатление. Вера, сопровождающая любое наличное впечатление, возникает из привычки.
По Юму, воспринимаемое впечатление обращает ум к идеям, связанным с этим впечатлением, и сообщает идеям часть своей силы и живости. Вера в некий факт на основании свидетельств людей черпается из того же источника, что и наши заключения от причин к действиям или от действий к причинам. Чувства активно влияют на веру. Вера возбуждает аффекты, а аффекты благоприятствуют вере. Воспринимая объект, который затрагивает наше чувство, мы тревожимся, возбуждаемся. Возникшая эмоция легко сопрягается с воображением. Затем эмоция распространяется на идею затронувшего нас объекта, заставляет нас образовывать эту идею с большой живостью и соглашаться с ней. Вера есть скорее акт чувствующей части нашей природы, нежели акт мышления.
Есть разные виды религиозной веры. Просвещенная вера — это вера в нечто, возвышающееся над природой. Она не тождественна разуму, но отдаленно напоминает разум. Существует вид веры, основанной на разуме. Все устройство природы свидетельствует о разумном Творце. Юм полагает, что ни один рассудительный исследователь при серьезном размышлении не может хотя бы на миг отвлечься от веры в изначальные принципы истинного теизма и религии. Это идея «причины вообще», в которую можно лишь верить, как и в любую объективную причинность, но которую бесполезно пытаться доказывать.
Народные религии опираются на иной вид веры — на непросвещенную веру. «Свойственный нам страх, — говорит Юм, — подсказывает нам представление о сатанинском, злобном божестве; наша склонность к лести ведет нас к признанию совершенного и благого божества. Влияние этих противоположных начал на людей различно в зависимости от разного уровня развития их ума». Непросвещенная религиозная вера связана с сомнением и не может сравниться с яркими впечатлениями, доставляемыми здравым смыслом и опытом.
25. Сущность теизма и атеизма. Бог как центральная категория теистических вероучений.
Теизм — в широком значении — вера в существование бога или богов; в узком значении — религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность. К теизму традиционно относят такие вероучения, как иудаизм, христианство и ислам. Впервые термин «теизм» употребил Ральф Кедворт в работе «Истинная интеллектуальная система универсума».
Теизм в широком смысле включает в себя монотеизм, политеизм, пантеизм и деизм. Теизм в узком смысле, в отличие от деизма, полагает, что Бог не только является творцом мира, но и принимает непосредственное или опосредованное участие в его управлении. Отсюда представление о божественном провидении. От пантеизма отличается признанием личности Бога и отдельности от мира.
Главным мотивом, послужившим к развитию теизма, стало его противопоставление пантеистическим воззрениям Шеллинга и Гегеля. Главнейшими представителями теизма Э. Л. Радлов в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона называет Фихте-младшего, Ульрици, Вирта, Вейсе, Халибеуса, Шварца, Каррьера и Цейзинга.
В философии по отношению к теизму позиция «незнания» называется агностицизмом, отсутствие теистической веры —атеизмом, отрицание — антитеизмом.
Сущность теизма определена Фихте младшим следующим образом: «Под теизмом мы разумеем общую мысль, что абсолютное начало, как бы оно ни мыслилось, всё-таки не должно быть представляемо в форме слепой, бессознательной силы; поэтому оно не может быть подведено под категорию общей субстанции или отвлечённого, безличного разума, но непременно должно быть мыслимо как личное, само в себе сущее бытие, для обозначения коего человек не имеет другого выражения и аналогии, как безусловное сознание. Из этого понятия абсолютного духа по необходимости вытекает, что мировой порядок столь же мало допускает идею возникновения из случая, как и идею безусловной необходимости. Единственное соответствующее мировому порядку понятие — внутренняя целесообразность. Этот результат эмпирического миропонимания заставляет философское мышление составить понятие безусловной основы, полагающей цели, для характеристики которой у человека нет иных слов кроме совершенного мышления и воли, определяемой благом».
Отсюда ясно, что теизм покоится на допущении возможности познания Бога; его последователям необходимо показать ложность результатов критической философии, поскольку она не допускает познание трансцендентного, и, с другой стороны, указать источник действительного познания Бога. Многие теисты склонны видеть такой источник познания в чувстве; в этом они сходятся с неоплатониками, утверждавшими непознаваемость Бога для разума, но допускавшими возможность иного познания, мистического, то есть непосредственного созерцания сверхчувственного. Однако теист может стоять и за рациональное познание Бога, как это делал, например, ведущий представитель русской духовно-академической философии В. Кудрявцев-Платонов. Теистическое направление мысли не представляется законченным; определение гносеологического его значения есть дело будущего.
В индийской философии в число ортодоксальных учений (признающих авторитет Вед и называемых «астика») входят как теистические, так и атеистические школы. К неортодоксальным («настика») относятся только атеистические школы.
28. Феноменологические аспекты изучения религии (Г. ван дер Леув, Ф. Хайлер, Р. Отто, М. Элиаде).
Если в социологическом подходе подчеркивалась социальная природа религии, то ее критики попытались вычленить истоки веры в бога в специфике самого человеческого мышления и способов восприятия мира. Такой подход получил название феноменологического (от греч. phenomenon – явление). Его основоположником стал немецкий теолог Рудольф Отто (1869–1937). В своей книге «Das Heilige»[18] (1917) он высказал необходимость исследования религии вне исторического контекста, с учетом только психологических механизмов, которые преобразуют непосредственное восприятие мира в религиозное переживание.
Согласно Р. Отто, природная эмоциональность человека проявляется в том, что при встрече с каким-то необычным явлением, он начинает испытывать специфические чувства, двойственные по своей природе и являющиеся исходным пунктом в формировании религиозной веры. Двойственность этих чувств проявляется в том, что в зависимости от эмоционального состояния самого человека он способен воспринимать сакральное как в негативном, так и в позитивном аспекте. Негативный аспект заключается в восприятии сакрального как чего-то ужасного и величественного, следствием чего является возникновение у человека чувства собственной ничтожности, подчиненности своей жизни божественному провидению. Позитивный аспект состоит в подчеркивании в процессе восприятия красоты и великолепия сакрального, что порождает у наблюдателя чувство божественной милости и любви. Специфика феноменологического подхода у Отто заключалась в исследовании психологических механизмов, способствовавших зарождению религии, но антиисторичная постановка вопроса в его работах не позволяла выявить исторические условия возникновения и трансформации различных форм и проявлений религиозности.
Соединение феноменологического подхода с попыткой рассмотрения религии с исторической точки зрения было проделано в работах знаменитого румынского религиоведа и антрополога Мирчи Элиаде (1907–1986). Специфика восприятия вкупе с психологической характеристикой самого наблюдателя, по мысли Элиаде, уже является достаточным условием для возниьшовения индивидуальной веры, но эта вера превращается в веру всеобщую в момент передачи наблюдателем своего религиозного опыта другим людям. То, каьсие слова он выбирает для описания своих чувств и эмоций, на каком аспекте сакрального он делает вольный или невольный акцент в своем повествовании, – все это накладывает отпечаток на формы религиозности, доминирующие в конкретных обществах и в конкретные исторические эпохи. Немаловажно и то, что выбор объектов, служащих источником религиозного опыта, не является исключительным достоянием самого человека. Например, созерцание грозы может вызвать религиозные переживания лиьпь у человека, принадлежащего к социальной группе или племени, где грозе придается особое значение. К сожалению, выход на проблему культурной обусловленности религиозных проявлений остался Элиаде неразработанным.
В книге «Священное и мирское» Элиаде прослеживает, как реализуется фундаментальное противоречие между сакральной и обыденной сферами жизни в различных религиозных традициях. Сама оппозиция «священное – мирское» встречается уже у Э. Дюркгейма, но у него она играет роль теоретической конструкции, и ее наличие в примитивных обществах практически не обозначается. Элиаде показывает, что разделение жизни на сакральное и мирское существовало как в пространственном, так и во временном аспекте. Священным в примитивном обществе являлся центр, который был олицетворением устойчивости порядка среди окружающего хаоса. По мере удаления от центра степень святости ослабевала и усиливалась роль повседневного, обыденного, которое именно в силу своей удаленности от святости служило источником опасности и постоянной угрозы. Во временном аспекте неоднородность мира проявлялась в разделении на праздники, которые имели ритуальное значение и возвращали человека к моменту создания мира, требуя от него проведения поддерживающих обрядов, и будни, лиьпенные какой-либо связи со сверхъестественным, истинным миром.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты