Психология личности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Психология личности»
по дисциплине: «Психология личности»
2021
15.00 BYN
Психология личности
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Психология личности
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
Поделиться
1. Понятие «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».
2. Принципы психологии личности: принцип системности, иерархии, развития, активности, детерминизма и др.
3. Проблемы психологии личности: структура, мотивация, развитие, психическое здоровье.
4. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
5. Концепция личности А.Ф. Лазурского.
6. Философско-психологическая теория С.Л. Рубинштейна.
7. Теория деятельности А.Н. Леонтьева.
8. Проблема человека в трудах Б.Г. Ананьева.
9. Концепция личности А.В. Петровского.
10. Отношение как единица анализа личности по В.Н. Мясищеву.
11. Социокультурный подход к проблеме личности А.Г. Асмолова.
12. Понятие установки по Д.Н. Узнадзе.
13. Концепция динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова.
14. Психодинамическое направление в теории личности. Психодинамическая теория личности З. Фрейд. Индивидуальная психология А. Адлера. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
15. Бихевиоральное направление в теории личности. Теория оперантного научения Б. Скиннера. Социально-когнитивная теория личности А. Бандура.
16. Гуманистическое направление в теории личности. Гуманистическая теория личности А. Маслоу. Феноменологическое направление в теории личности К. Роджерс.
17. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности. Эго-психология. Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона.
18. Гуманистическая теория Э. Фромма.
19. Социокультурная теория личности К. Хорни.
20. Диспозиционные направления в теории личности. Диспозиционная теория личности Г. Олпорт.
21. Структурная теория черт личности Р. Кеттел.
22. Когнитивное направление в теории личности Дж. Келли.
23. Гештальттерапия Ф.С. Перлза.
24. Функциоиалистский подход У. Джеймса.
25. Теория В. Райха. Характерный мышечный панцирь как фактор, препятствующий развитию личности.
26. Концепция развития личности в трансакционном анализе Э. Берна.
27. Концепция психосинтеза Р. Ассаджоли.
28. Трансперсональная психология С. Гроф.
29. Понятие потребности. Этапы формирования и функции потребностей. Классификация и виды потребностей.
30. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
31. Понятие мотива. Структура, характеристики и функции мотива. Классификация мотивов.
32. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу.
33. Теория мотивации А.Н. Леонтьева.
34. Понятие о темпераменте. Основные типы темперамента.
35. Краткая история исследования темперамента.
36. Структура темперамента и его разновидности.
37. Методики выявления типов и свойств темперамента.
38. Общее представление о характере. Структура характера и его свойства. Понятие о чертах характера.
39. Психология характера в работах В.Н. Мясищева.
40. Классификация типов характера (К. Юнг, Э. Фромм, Э. Шостром, Майерс-Бриггс, Кеттелла и Г. Олпорта).
41. Понятие акцентуация характера.
42. Биологические предпосылки и прижизненное формирование характера.
43. Психологическая характеристика характера.
44. Методы и методики изучения характера.
45. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.
46. Понятие о способностях. Структура способностей.
47. Классификация способностей.
48. Проявление и формирование способностей в деятельности.
49. Динамичность способностей (В.М. Теплов, В.А. Крутецкий).
50. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса.
51. Теория инвестирования Р. Стернберга.
52. Биологические и социальные факторы развития способностей и одаренности.
53. Одаренность, талант и гениальность как разные уровни проявления способностей личности.
54. Самосознание личности. Психологическая сущность самосознания.
55. Структура самосознания.
56. Параметры процесса самосознания: Я как активный деятель, единство Я, идентичность Я, осознание себя как отличного от окружающего мира.
57. Я-концепция как результат самосознания. Функции Я-концепции. Структура Я-концепции.
58. Самооценка, образ Я и самоутверждение личности.
59. Самооценка и самоотношение. Изучение самоотношения личности.
60. Самопрезентация личности.
61. Саморегуляция личности.
62. Жизненная динамика личности и ее стиль деятельности
63. Понятие психологического поля.
64. Субъективное пространство личности.
65. Критическая ситуация как источник переживания.
66. Жизненная стратегия личности. Понятие личностного роста.
67. Препятствия личностного роста. Защитное и совладающее поведение.
68. Общие представления о стиле деятельности. Факторы, влияющие на выбор стиля деятельности.
69. Виды стилей деятельности. Структура стиля деятельности.
70. Стиль деятельности и ее эффективность.
5. Концепция личности А.Ф. Лазурского.
Взгляды А.Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В.М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте.
В целом в структуре личности В. М. Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции».
Сопоставление концепции А. Ф. Лазурского с идеями В. М. Бехтерева позволяют предположить, что последние стали для А. Ф. Лазурского основопологающими концептцуальными положениями, получившими теоретическую и эмпирическую развертку в самой концепции личности.
По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.
Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере.
Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга.
10. Отношение как единица анализа личности по В.Н. Мясищеву.
Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. По мысли В. Н. Мясищева отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности.
Действительно, с момента рождения человек вынужден вступать именно в общественные отношения (сначала с матерью – непосредственно-эмоциональные отношения, затем с окружающими его близкими, сверстниками, воспитателями, педагогами, коллегами и т. д. в виде игровой, учебной, общенческой и трудовой деятельности), которые преломляясь через «внутренние условия» способствуют формированию, развитию и закреплению личностных, субъективных отношений человека. Эти отношения выражают личность в целом и составляют внутренний потенциал человека. Именно они проявляют, т. е. обнаруживают для самого человека скрытые, невидимые его возможности и способствуют появлению новых. Автор особо подчеркивает регулятивную роль отношения в поведении человека.
15. Бихевиоральное направление в теории личности. Теория оперантного научения Б. Скиннера. Социально-когнитивная теория личности А. Бандура.
Важнейшими понятиями бихевиоризма являются стимул (любое воздействие на организм со стороны среды) и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать словесная или эмоциональная реакция окружающих людей, наказание.
Бихевиоральный (поведенческий) подход к личности постулирует, что люди действуют в соответствии с их жизненным опытом. Б. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних или неосознаваемых факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал генетическим объяснением поведения
Б. Скиннер боролся с применением наказания в контроле поведения и придавал особое значение контролю посредством позитивного подкрепления (похвала ребенка за успехи). Концепции Б. Скиннера многократно подвергались экспериментальной проверке. Например, исследовали эффективность жетонной системы вознаграждения, чтобы улучшить поведение людей в психиатрических больницах и тюрьмах. К двум основным областям такого применения данной теории относятся обучение навыкам общения и биологическая обратная связь. Предполагается, что тренировка уверенности в себе, основанная на методиках репетиции поведения и самоконтроля, очень полезна для успешного социального общения. Оказалось, что тренинг с биологической обратной связью эффективен в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии.
20. Диспозиционные направления в теории личности. Диспозиционная теория личности Г. Олпорт.
В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них. Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Многие персонологи придавали особое значение трактовке личности в свете склонностей к чему-либо или тенденций, присущих данному индивидууму. Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционального направления – Гордон Олпорт – полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. Акцентирование Олпортом уникальности личности является, однако, лишь одной стороной его теоретической позиции. Большое внимание уделяется и тому, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотивационные процессы. Более того, теория Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая возможности личностного роста, преодоления себя и самоосуществленияt. Индивидуальный подход отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности. Олпорта можно в значительной мере охарактеризовать как эклектичного теоретика, сочетающего понятия из области философии, религии, литературы и социологии; эти представления включены в описание богатства и сложности человеческой личности. Отличительной чертой теоретической ориентации Олпорта является его убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт. Далее будет рассмотрена его теория черт личности.
25. Теория В. Райха. Характерный мышечный панцирь как фактор, препятствующий развитию личности.
Психотерапия Райха базируется на идее преобразования движения оргонной (оргонической) энергии. Понятие "оргонная энергия" соответствует фрейдовскому понятию "либидо". Происхождение слова "оргонная" связано со словами "организм" и "оргазм". Райх считал, что оргазм регулирует энергию организма. При здоровом функционировании оргонная энергия образует свободные потоки.
Однако движение энергии может блокироваться. Это происходит тогда, когда человек не выражает свободно своих чувств и они вытесняются в бессознательное. Защитные образования (защитные механизмы) формируют броню характера как специфический профиль функционирования личности, позволяющий избегать определенные потребностей и переживаний. Физиологические проявление этого процесса – телесная броня (напряжение мышц, обеспечивающих выражение данной эмоции). Телесная броня обнаруживается в специфической осанке, походке, выражении лица. Например, невыраженная агрессия создает напряжение лицевых мышц (челюстной блок), проявляется в сжатых кулаках. Блокирование оргонной энергии ведет к неспособности пережить оргазм, мешает спонтанному проявлению человеке в других сферах жизнедеятельности.
Методы оргонной психотерапии основаны на психоаналитических техниках (анализ характера) и работе с телом. Цель психотерапии – привести пациента к возможности свободной (здоровой) реализации человеческого потенциала.
Оргонная психотерапия стала источником множества популярных в настоящее время телесно-ориентированных подходов: биоэнергетического анализа А. Лоуэна, структурной интеграции (рольфинг) И. Рольф, техник Ф. Александера, метода М. Фельденкрайза и т.п.
30. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Влечение – это наиболее примитивная биологическая форма направленности, это психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность, является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.
Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент.
Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту.
Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность.
Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью.
35. Краткая история исследования темперамента.
Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром. Одни, например, быстры, порывисты, открыты, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие – медлительны, спокойны, невозмутимы, замкнуты. Вопрос о том, каковы основания этих различий, издавна интересовал философов и врачей. Так возникла “наука о темпераментах”, создателем ее считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. Э). В истории учения о темпераменте можно выделить три основные системы взглядов на факторы, обусловливающие проявления темперамента в поведении.
Первый этап, т.н. гуморальных теорий темперамента, связан с именем Гиппократа, который считал, что люди различаются соотношением четырех основных “соков”, циркулирующих в организме – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Оптимальное соотношение этих “соков” определяет здоровье, тогда как их непропорциональное смешение становится источником различных заболеваний. Преобладание какой-либо из жидкостей в организме и дало название основным типам темперамента.
Второй этап - этап морфологических (или конституциональных) теорий темперамента.
Конституция человека и конституциональные теории темперамента
Строение и функциональные особенности организма у различных людей в какой-то мере могут быть сходными, что позволяет говорить о типах конституции. Чаще всего конституция человека определяется по телосложению - совокупности внешних признаков (рост, вес, пропорциональность отдельных размеров тела, степень развития мускулатуры и подкожного жирового слоя), которые устанавливаются антропометрическими измерениями.
40. Классификация типов характера (К. Юнг, Э. Фромм, Э. Шостром, Майерс-Бриггс, Кеттелла и Г. Олпорта).
Среди известных врачей-психиатров, предложивших свои типологии характеров, можно назвать К. Юнга, Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Леонгарда, А. Личко, II. Б. Ганнушкина и др. Выделенные ими типы характеров базируются на наблюдениях, сделанных в клинике душевных заболеваний или неврозов за больными людьми, а их выход за пределы медицины и перенос на здоровых людей основаны на следующих идеях.
1. Характер человека начинает складываться довольно рано и на протяжении его жизни остается более или менее устойчивым. Он примерно одинаково проявляется и в обычных жизненных условиях, и во время заболеваний. Следовательно, изучая характеры больных людей, через них и по аналогии с ними можно познать характеры здоровых людей.
2. Сочетания черт, которые входят в структуру характера человека и определяют его тип, не являются случайными. Они образуют четко различимые сочетания, позволяющие выявлять соответствующие типы и строить на их основе типологию характеров людей. Это в равной степени относится к характерам больных и здоровых людей.
3. У всех людей характеры, по существу, являются разными, но, имея в виду различные, индивидуально своеобразные сочетания черт характера, можно выделить соответствующие типы характеров.
Авторами ряда известных типологий характеров людей стали психоаналитики, не связанные с медициной (например, Э. Фромм), создатели практической, экзистенциальной и альтернативной психологии (А. Лоуэн, Р. Мей и др.).
К настоящему времени предложено немало типологий характеров, построенных на различных основаниях. Одни из них базируются на выделении типичных сочетаний акцентуированных черт характера. К ним относятся, например, типологии, предложенные Э. Кречмером, К. Леонгадом, А. Личко. Практически все представители психоанализа (глубинной психологии):
3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г. Салливан и др. — предложили свои типичные описания характеров (личностей) людей. Среди них имеются типологии, основанные на естественных преобразованиях двух основных биологических инстинктов (3. Фрейд), ненормальных реакциях человека на социальные ситуации (А. Адлер, К. Хорни), повторяющемся, аномальном социально-типичном поведении людей, например типологии Э. Фромма и Г. Салливана.
45. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Задатки — это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности.
У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.
Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различий. Откуда берутся индивидуальные психологические различия людей? Как они возникают? Один из ответов на данные вопросы предлагает А.Анастази: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды».
50. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса.
Главными идеологами «психометрического» подхода к исследованию креативности стали Дж. Гилфорда и Е. П. Торранс.
Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. Основанием для этой концепции стала его модель структуры интеллекта. Гилфорда указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление актуализируется в том случае, когда человеку, который решает задачу, нужно на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько, но это множество всегда ограничено.
Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, который идет в различных направлениях» (Дж. Гилфорда). Такой тип мышления предполагает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.
+Гилфорда считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабом связь творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом
Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 - на вербальную креативность и 4 - на невербальную креативность. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования. Надежность тестов Гилфорда колеблется от 0,6 до 0.9. Показатели их хорошо согласуются друг с другом (Анастази). Время выполнения тестов ограничено.
55. Структура самосознания.
В процессе развития психика достигает такого уровня, когда внешнее управление человеком, осуществляемое окружающей его социальной средой, должно «поделиться» значительной частью своих функций с управлением «изнутри» самого человека. Иными словами, «бразды правления» самим собой перекладываются на самоуправление. Но любое управление не может осуществляться без знания управляемого объекта. Нельзя управлять тем, чего не знаешь.
Самосознание — относительно устойчивая, осознанная система представлений индивида о себе самом, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Это образ себя и отношение к себе.
Образ собственного Я включает в себя три основных компонента:
- когнитивный (познавательный) — знание себя, самопознание;
- эмоциональный — оценка себя, самооценка;
- поведенческий (оценочно-волевой) — отношение к себе, саморегуляция.
Все три компонента действуют одновременно и взаимосвязанно, обусловливая целостное представление о себе, о Я-образе.
60. Самопрезентация личности.
Термины «самопрезентация» (self-presentation), «управление впечатлением» (impression management) уже давно и прочно вошли в англоязычную научную лексику, находят отражение в современных отечественных исследованиях, касающихся социальной перцепции, межличностного восприятия и влияния, лидерства и руководства, а тема самопрезентации личности сегодня по праву занимает все большее количество страниц в учебниках социальной психологии. Это связано с тем, что наиболее значимыми человеческими потребностями являются потребности в общении, принятии, признании и самовыражении. Именно эти потребности предопределяют значимость формирования благоприятного впечатления о себе, что, безусловно, отражается в социальной успешности.
Ни одно социальное взаимодействие не обходится без презентации себя, своих личностных или профессиональных качеств. Сегодня все больше зарубежных исследователей определяют самопрезентацию как одну из фундаментальных концепций в социальной психологии, не ограничивая ее область манипулятивной деятельностью для создания желаемого впечатления Отметим, что для отечественной психологии понятие «самопрезентация» до сих пор является сравнительно новым, исследователи в работах часто используют взаимозаменяемые понятия «самопредъявление», «самоподача» и определяют содержание самопрезентации как контролируемый процесс управления впечатлением, нередко отсылая читателя к работам зарубежных коллег.
И. Гоффман пишет о том, что, присутствуя в обществе других людей и вступая с ними в социальное взаимодействие, человек выступает в роли объекта познания. Другие люди стремятся получить информацию о его социально-стратификационных характеристиках, его представлениях о себе, его установках по отношению к ним и т.п. Полученные знания помогают им «определить ситуацию» взаимодействия и дают возможность действовать таким образом, чтобы получить от человека желаемую реакцию.
65. Критическая ситуация как источник переживания.
Продукт работы переживания всегда нечто внутреннее и субъективное — душевное равновесие, осмысленность, умиротворенность, новое ценностное сознание и т.д., в отличие от внешнего продукта практической деятельности и внутреннего, но объективного (не в смысле непременной истинности по содержанию, а в смысле отнесенности ко внешнему по форме) продукта познавательной деятельности (знания, образа)
термин «переживание» используется для обозначения особой внутренней деятельности, внутренней работы, с помощью которой человеку удается перенести те или иные (обычно тяжелые) жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией...."
Критическая ситуация в самом общем плане может быть определена также как ситуация невозможности, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).
Главное в данной ситуации - та ценность, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена. Для того чтобы её сохранить, защитить, утвердить субъект прибегает к различным приемам изменения ситуации. При этом, чем более значительное место в смысловой сфере личности занимает ценность и чем более интенсивной воспринимается личностью угроза её потери, тем выше мотивационный потенциал совладения с возникшей трудностью.
Критические ситуации определяются также как ситуации, которые находятся на грани адаптивных возможностей личности и характеризуются появлением неравновесных состояний.
70. Стиль деятельности и ее эффективность.
С первых шагов изучения стиля деятельности было высказано положение, что он является одним из важнейших механизмов приспособления человека к любому виду деятельности (В. С. Мерлин, Е. А. Климов).
Индивидуальный стиль деятельности представляет систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности (Е. А. Климов).
Можно выделить три варианта соотношения между стилем и эффективностью деятельности.
1. Стиль деятельности выбирается по склонности, но вопреки требованиям деятельности; в этом случае он отражает процесс приспособления деятельности к человеку. Эффективность таковой может быть низкой.
2. Стиль деятельности выбирается исходя из целесообразности (с учетом требований деятельности и ситуации); в этом случае он отражает приспособление человека к деятельности. Эффективность деятельности может возрастать (в основном - у опытных специалистов), но человек на первых порах испытывает напряжение, дискомфорт, что сказывается на замедлении темпов овладения профессией, двигательными и интеллектуальными действиями. Это бывает, когда стиль навязывается человеку.
3. Стиль деятельности выбирается по склонности и не вступает в противоречие с требованиями деятельности и ситуации. Это оптимальный случай, когда и эффективность деятельности человека высокая, и он работает без лишнего напряжения, в свое удовольствие. Такое бывает, когда стиль выбирается по имеющимся типологическим особенностям и правильным представлениям о характере деятельности.
Несовпадение стилей у выполняющих совместную деятельность людей приводит к конфликту и к снижению эффективности работы. Чаще всего это происходит, когда один человек навязывает свой стиль другому без учета склонностей партнера.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты