Методы и технологии психологической помощи
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Методы и технологии психологической помощи»
по дисциплине: «Методы и технологии психологической помощи»
2021
15.00 BYN
Методы и технологии психологической помощи
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Методы и технологии психологической помощи
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Поделиться
1. Понятие о психологической помощи. Исторические корни психотерапии / консультирования.
2. Формы, стратегии и виды психологической помощи.
3. Психологическое консультирование и другие стратегии психологической помощи.
4. Модели психологического консультирования.
5. Этические нормы в психологическом консультировании.
6. Научные и практические аспекты психологического консультирования.
7. Роль методологии исследования в становлении консультанта.
8. Номотетический и идиографический (количественный и качественный) подходы в консультировании.
9. Требования к личности психолога-консультанта.
10. Цели и задачи психологического консультирования.
11. Система ценностей консультанта.
12. Влияние профессиональной деятельности на личность психолога.
13. Личность консультанта: позиции и роли.
14. Модель личности эффективного консультанта.
15. Общие правила и установки консультанта.
16. Подготовка психологов-консультантов.
17. Профессиональная идентичность психолога-консультанта.
18. Модели подготовки консультанта.
19. Специальные умения и навыки психолога-консультанта.
20. Супервизорская поддержка консультанта.
21. Модели супервизорства. Дидактическая и терапевтическая формы супервизии.
22. Особенности процесса консультирования.
23. Структурные модели процесса консультирования.
24. Оценка эффективности психологического консультирования.
25. Стадии психологического консультирования.
26. Взаимодействие психолога с клиентом Психотерапевтические отношения.
27. Перенос / контрперенос в консультировании.
28. Первичные (примитивные) защитные механизмы.
29. Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы.
30. Сопротивление клиента в процессе оказания психологической помощи.
31. Основные причины обращения к консультанту.
32. Диагностика личностных особенностей клиента.
33. Оценка модели мира клиента.
34. Понимание психологом клиента.
35. Стратегии психодинамически-ориентированного консультирования.
36. Стили взаимодействия с различными клиентами по А. Лазарусу.
37. Консультирование враждебных и агрессивных клиентов.
38. Консультирование плачущих клиентов.
39. Консультирование клиентов с зависимостью.
40. Консультирование клиентов с суицидальными намерениями.
41. Консультирование клиентов с сексуальными проблемами.
42. Консультирование при переживании утраты.
43. Консультирование больных в терминальной стадии и умирающих клиентов.
44. Асоциальный клиент. Способы работы.
45. Нарциссический клиент. Способы работы.
46. Шизоидный клиент. Способы работы.
47. Параноидный клиент. Способы работы.
48. Депрессивный клиент. Способы работы.
49. Маниакальный клиент. Способы работы.
50. Обсессивный и компульсивный клиенты. Способы работы.
51. Мазохистический клиент. Способы работы.
52. Клиент-травматик. Понятие о психической травме. Способы работы.
53. Вербальные и невербальные формы коммуникации, интервенций, воздействий как инструменты психолога-консультанта.
54. Навыки наблюдения за клиентом.
55. Вопросы как главное средство получения информации от клиента.
56. Микротехники слушания.
57. Интерпретация как главный метод среди техник воздействия. Виды интерпретаций.
58. Директива как «сильная» методика воздействия на клиента. Виды директив.
59. Конфронтация.
60. Самораскрытие психолога как метод воздействия.
5. Этические нормы в психологическом консультировании.
Основные этические принципы работы консультанта:
1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.
2. Компетентность. Консультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования.
3. Добровольность. Клиент участвует в консультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин.
4. Конфиденциальность. Информация, полученная консультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.
5. Активность. Клиент самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к психологу. Консультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Суждения и оценки консультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения.
10. Цели и задачи психологического консультирования.
В самом общем виде конечная цель психологического консультирования определяется тем, каким человеком нам видится клиент в результате нашего воздействия. Однако конкретизация этой общей цели представляется достаточно сложной.
1. Способствовать изменению поведения , чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения; Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и новыми социальными требованиями, предписаниями, ограничениями.
2. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений . Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т. п.
3. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения . Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков.
4. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности . По мнению Д. Блошер (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
15. Общие правила и установки консультанта.
1. Проводя сессию, консультант должен быть сыт, так как в противном случае мысли о еде, к которым приводит неудовлетворение одной из базовых потребностей, будут сильнее мыслей о клиенте.
2. Консультант должен быть сексуально удовлетворен, иначе увеличивается вероятность появления контрпереноса либо проецирования собственных проблем на клиента (в более широком контексте следует говорить об умении консультанта работать со своими сексуальными проблемами).
3. Консультант должен находиться в ясном состоянии сознания. Недопустима сонливость, прием транквилизаторов, алкоголя, наркотиков.
В процессе консультирования особую важность приобретают профессиональная компетентность, личностные качества и установки консультанта. Следующие общие правила делают процесс консультирования более эффективным:
1. Правило уникальности: все люди отличаются друг от друга, поэтому каждая ситуация консультирования уникальна и неповторима.
2. Правило динамичности: консультирование - не статичный, а динамический процесс, поэтому клиент и консультант постоянно изменяются в соответствии с их отношениями.
3. Правило ответственности: лучший эксперт проблемы – сам клиент, поэтому необходимо помочь ему принять ответственность за решение его проблем.
4. Правило безопасности: чувство безопасности клиента важнее, чем представления консультанта о необходимости прояснить те или иные аспекты ситуации, то есть неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.
5. Правило профессиональной компетентности и включенности: помогая клиенту, консультант должен использовать все свои профессиональные и личностные возможности.
20. Супервизорская поддержка консультанта.
Супервизия (лат. supervidere — обозревать сверху) — один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психологического консультирования, в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов консультирования. Супервизия призвана способствовать профессиональному росту психолога-консультанта и психотерапевта, развитию особых навыков и умений, связанных с выработкой рефлексивного и критического отношения к своим профессиональным результатам, а также повышению ответственности специалистов за собственный уровень профессионализма[1][2][3][4][5].
Супервизию обычно проводит супервизор — квалифицированный специалист-консультант, проводящий супервизию путём профессионального консультирования консультанта, обратившегося за супервизией. Наиболее известна психоаналитическая супервизия и супервизия в гештальт-терапии, а также супервизия методом балинтовских групп, однако брать супервизии желательно любому профессиональному психологу и психотерапевту вне зависимости от теоретического подхода.
В зависимости от объекта супервизии варианты её протекания подразделяются на индивидуальный и групповой в зависимости от объекта супервизии. Выбор того или иного варианта определяются запросом супервизируемого и возможностями супервизора.
1. Индивидуальная (личная) супервизия. Супервизия по контракту, заключённому с одним супервизируемым. Материалом для данного варианта супервизии может выступать доклад супервизируемого об одном консультативном случае индивидуальной работы с клиентом или сеансе группового консультирования, аудио-, видеозапись сессии (индивидуальной, семейной, групповой)
2. Групповая супервизия: супервизия по долгосрочному контракту, заключённому супервизором с группой супервизируемых консультантов Цель групповой супервизии — расширение арсенала концепций, подходов, тактики и т. д. за счёт мнений всех участников групповой супервизии. Обычное число участников группы определяется контрактом. В качестве супервизируемого на каждой групповой сессии выступает один из участников группы по графику, определяемому группой. Материалом для супервизии является устный доклад супервизируемого по 1 консультативному случаю (обычно, описание одной сессии с клиентом, включая краткое изложение анамнеза и описание картины и применённого подхода).
25. Стадии психологического консультирования.
Консультативный процесс представляет собой упорядоченно сменяющие друг друга этапы.
Р.С. Немов предлагает пять этапов:
1. Подготовительный этап -20 – 30 минут. На этом этапе консультант изучает документацию клиента, подбирает литературу по проблеме, вырабатывает план проведения консультации.
2. Настроечный этап – 5 – 7 минут. Встреча клиента, установление контакта.
3. Диагностический этап – 60 минут (иногда 4-6-8 часов). Проводится диагностика личности клиента, наличия у него ресурсов для решения проблемы, а также недостающих ресурсов. Данный этап включает в себя также исповедь клиента.
4. Рекомендательный этап. На нем происходит, на основе полученной информации, выработка алгоритма разрешения проблемы. Поиск алгоритма осуществляется психологом-консультантом совместно с клиентом и занимает по продолжительности 40 – 60 минут.
5. Контрольный этап – 20 – 30 минут. Психолог-консультант и клиент договариваются о способах контроля за реализацией найденного алгоритма. В случае необходимости может быть назначена дополнительная встреча.
Ю.Е. Алешина выделяет четыре этапа консультирования:
1. Знакомство с клиентом.
+2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.
3. Коррекционное воздействие.
4. Завершение беседы.
30. Сопротивление клиента в процессе оказания психологической помощи.
Сопротивление является одним из общепризнанных клинических феноменов, сопровождающих любой консультативный (психотерапевтический) процесс. Отказ от старых и выработка новых форм поведения, осознание причинно-следственных связей, изменения установок, смыслов, ценностей и отношений — все это может сопровождаться противодействием со стороны клиента, носящим название «сопротивление».
Сопротивление — одно из наиболее удивительных и парадоксальных явлений в консультировании и психотерапии. Почему человек, который сам обратился к психологу и искренне хотел решить проблемы, изменить жизнь, разобраться в ситуации, вдруг начинает опаздывать, не помнит своих слов, спорит с психологом и критикует все его действия? Каким образом психолог выявляет сопротивление? Как с ним работать? Как, отказавшись от использования подавляющих, отвергающих и обесценивающих клиента действий, можно обратить энергию сопротивления в эффективное для терапевтического процесса русло? Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым консультантом. В зависимости от теоретических пристрастий психолог обычно выбирает способ работы с сопротивлением.
Разнообразные проявления сопротивления и работа с ним наиболее изучены и разработаны в психоанализе. Сам термин «сопротивление» был впервые употреблен 3. Фрейдом в работе «Об истерии». При анализе проблемы сопротивления Фрейд также ввел термины «защита», «защитные механизмы». Он рассматривал сопротивление как противодействие, которое неосознанно оказывает пациент попыткам проникновения в его сознание «вытесненного комплекса». В основе сопротивления, согласно взглядам 3. Фрейда, находятся самоподавляющие и защитные силы, которые поддерживают невротическое функционирование. Сопротивление проявляется, когда психотерапевтическая работа начинает оказывать воздействие на защитную организацию личности или разрушать ее.
35. Стратегии психодинамически-ориентированного консультирования.
Существует две стратегии консультирования.
В широком смысле — воздействие на социальную среду путем разбора случаев, через средства массовой информации. Признаки: узнаваемость, превентивность. В узком смысле — воздействие на клиента.
Цель психологического консультирования формулируется совместно с клиентом. С. Кратохвил, Д. Е. Хатчинс выделяют два вида целей. Общая цель — развитие качеств личности клиента, необходимых, например, для того, чтобы найти контакт с сыном. Цель процесса консультирования — формирование коммуникативных умений (как изменить отношения с сыном) выражается в выборе или специфической стратегии, или общей стратегии консультирования
Психолог сначала выбирает общую стратегию — будет ли он вмешиваться посредством рациональных или эмоциональных воздействий. Это зависит от специфических стратегий. Специфическая стратегия — решение конкретных проблем — помочь клиенту выработать мнение. Общая стратегия осуществляется посредством воздействия на эмоциональные процессы и состояния. Специфическая — через поведенческое воздействие на тревожность.
В качестве иллюстрации можно рассмотреть следующие виды специфической стратегии, возможные в консультировании младшего школьника: а) центрации на родителях, их отношении к ребенку, их личностных чертах и свойствах; б) центрации на самом ребенке, его внутренних проблемах; в) центрации на взаимоотношениях ребенка и родителей, специфике их общения; г) центрации на неформальных взаимоотношениях ребенка со сверстниками; д) центрации на особенностях взаимоотношения учителя с данным ребенком.
Основные подходы к практике психологического консультирования, сложившееся в настоящее время в психологии: глубинная психология (психоанализ — 3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн и др.), бихевиоральное направление (социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение, когнитивная терапия;рационально-эмоциональная терапия) (А. Эллис и др.), гуманистическое направление (гештальт-терапия — Ф. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс).
40. Консультирование клиентов с суицидальными намерениями.
В наше время особую популярность набирает кризисная психотерапия, которая предусматривает неотложную психологическую помощь людям, которые находятся в кризисном (критическом) состоянии и нуждаются в коррекции суицидальных проявлений.
В " суицидальных " клиентов относятся те, кто пытался осуществлять покушение на собственную жизнь (суицид) или же те, которые имеют скрытые или открытые суицидальные намерения.
Среди потенциальных самоубийц называют:
- Одиноких людей после 40 лет (особенно среди мужчин)
- Пожилых людей с соматическими заболеваниями
- Людей с алкогольной зависимостью;
- Людей, которые перенесли потерю.
К основным причинам, которые способствуют осуществлению суицидального намерения, относятся:
1) стрессовые состояния, негативные переживания, которые, по мнению субъекта, только усугубляются;
2) неспособность преодолеть стресс ни собственными силами, а также с помощью других;
3) потеря смысла существования, привычных ориентиров;
4) измена или враждебно неприятие любимого человека;
5) депрессивное состояние (вне депрессией суицид осуществляется крайне редко).
Стоит помнить о суицидальных намерениях, которые часто могут скрываться, тамуватись клиентом в состоянии горя. Однако, консультанты-практики отмечают, что накануне суицидальных намерений люди часто рассказывают об этом другим, при этом многократно повторяют о:
- "Невозможность и ненужность такого существования";
- "Потерю интереса к жизни, стало ужасным";
- "Потерю близких, значимых людей, без которых жизнь потеряла смысл, приносит лишь страдания";
- "Зависимость своего существования от воли или желания других».
45. Нарциссический клиент. Способы работы.
Нарциссическое личностное расстройство только в 1980 году было включено в DSM-III. В разработку концепции нарциссизма внесли вклад ряд авторов: З. Фрейд, О. Кернберг, Х. Кохут, М. Кляйн и др. Согласно DSM-IV, нарциссическое личностное расстройство диагностируется при установлении пяти и более признаков, среди которых выделены:
1. грандиозное чувство самозначимости;
2. вовлеченность в фантазии о неограниченных власти и успехе;
3. вера в собственную уникальность, оценить которую могут только избранные, особо одаренные люди;
4. потребность в восхищении;
5. ощущение привилегированности;
6. эксплуатация других в межличностных отношениях;
7. отсутствие эмпатии;
8. зависть к чужим достижениям;
9. вызывающее, наглое поведение.
Диагноз нарциссической личностной организации основывается на наблюдениях психотерапевта, свидетельствующих, что клиент нуждается во внешнем подтверждении для поддержки самоуважения. У нарциссической личности целостная, но патологическая Я-концепция, несущая в себе черты величия. Недостаточная интеграция концепций значимых других, выявляющаяся при описании референтных людей и отношений с ними, свидетельствует о диффузной идентичности и преобладании у нарциссической личности примитивных защит, прежде всего – идеализации и обесценивания (О. Кернберг, 2000).
Особенности самоощущений и представлений о себе у людей с нарциссическим диагнозом заключаются в ощущениях пустоты, фальши, стыда, зависти или в полярных переживаниях – самодостаточности, тщеславии, превосходстве. О. Кернберг описывает эти полярности как противоположные состояния в восприятии собственного Я – грандиозное либо ничтожное.
50. Обсессивный и компульсивный клиенты. Способы работы.
В консультативной практике особую категорию составляют клиенты с так называемым обсессивно-компульсивным синдромом. Обсессия - это навязчивые, нежелательные мысли и переживания, которых невозможно избавиться волевым усилием. Компульсии - навязчивая побуждение, которая многократно повторяется и приводит к серии действий, которые могут носить ритуальный характер. В специальной литературе описано компульсивно-обсессивно расстройства (ОКР) и выделены обсессивно-компульсивное невроз, однако, в повседневной практике трудно найти разницу между нормой и патологией. Каждый человек может вспомнить случаи, когда она страдала от нежелательных неприятных мыслей, которых хотела избавиться или вспоминать как можно реже. Однако, не каждый человек считает такие явления ненормальными и тем более - обращается к специалисту.
Основные проявления обсессивно-компульсивного синдрома:
- Навязчивые мысли или ритуальные действия, не подкрепленные потребностями и рациональными суждениями; на вопрос "чем вызвана необходимость?" можно услышать ответ: "так делают другие" или просто "так было бы лучше";
- Клиент понимает нелогичность своих мыслей, однако не может волевыми усилиями им противостоять;
- Постоянные навязчивые мысли вызывают переживания, дискомфорт и соматические нарушения, наконец, эмоционально истощают.
Техники психологического воздействия подбираются в соответствии с личностных характеристик клиента, его приоритетов. Рекомендуется работа с жизненными сценариями, когнитивные техники, специальные техники транзакционного анализа (в частности, анализ транзакций клиента, структурирование его времени).
Важно, чтобы сам консультант мог гибко менять ролевые позиции, контрастировать с "заготовленным" образом, нарушать аперцептивни установки, шутить и смеяться, открыто критиковать свои неудачные реакции (однако не себя).
Каждая встреча должна заканчиваться конкретизацией достижений, отдельных шагов, прогнозированием и планированием следующих встреч. Важно пользоваться "поглаживаниями" (Э. Берн), подкрепляя достижения. Стоит настроиться на длительный период работы.
55. Вопросы как главное средство получения информации от клиента.
Вопросы, которые психолог задает клиенту, нацелены на решение ряда задач:
s поддержку контакта с клиентом;
S получение информации;
S проверку либо уточнение гипотез;
S передачу информации.
Таким образом, навык задавания вопросов занимает одно из главных мест среди профессионально важных навыков психолога. Вопросы являются основным элементом беседы и главным средством получения информации от клиента. Умение психолога задавать вопросы, подбирая соответствующую формулировку, является одним из важнейших условий эффективного консультирования.
Открытые вопросы обычно начинаются со слов «что», «как», «почему», «могли бы», «а если». Они требуют развернутого ответа от клиента, так как на них трудно ответить «да» или «нет». Открытые вопросы дают психологу довольно важную информацию о сути затруднений клиента. Например, открытый вопрос: «Не скажете ли Вы, о чем пойдет у нас разговор?» дает клиенту возможность сформулировать свой ответ без ограничений.
Используя открытые вопросы, психолог может уяснить следующие обстоятельства: общую картину ситуации; основные факты; эмоциональное отношение клиента к этим фактам; суждения клиента. На стадии сбора информации ставится цель выяснить, как клиент понимает проблему, а также чувства и особенности его мышления. Те же вопросы можно использовать на третьей стадии интервью (желаемый результат), чтобы узнать, каковы цели клиента, что он думает об этих целях и др.
Психологу необходимо сохранять чувство такта и меры при рас-спрашивании клиента. Вопросы «почему» особенно тревожны и вызывают у клиента желание защититься. Кроме того, такие вопросы активизируют защитный механизм рационализации: обычно клиент уже обдумывал данную проблему и выстраивал для себя систему объяснений.
60. Самораскрытие психолога как метод воздействия.
Самораскрытие – это техника воздействия, основанная на том, что психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиента. Он связан с техникой обратной связи и строится на "Я-высказываниях" психолога.
• Самораскрытие консультанта в процессе консультирование — достаточно спорная техника. В некоторых теоретических ориентациях самораскрытие не допускается вообще (например, в классическом психоанализе). В некоторых же оно является одной из основных техник. Самораскрытие означает демонстрацию консультантом своего эмоционального отношения к клиенту, обсуждаемой проблеме, и т.п. — т.е. открытое предъявление собственной личности клиенту.
Перечислим ограничения на использование техники самораскрытия.
1. Когда клиент слишком много знает о консультанте, он меньше фантазирует о нем, поэтому самораскрытие не используется в психоаналитически ориентированном консультировании.
2. Откровенность консультанта подразумевает разделение своих проблем с клиентом, что антитерапевтично.
3. В начале консультирования самораскрытие недопустимо, так как его использование может увеличить тревогу клиента.
Виды самораскрытия:
1) выражение своих непосредственных реакций по отношению к клиенту или ситуации "здесь и теперь";
2) рассказ о своем жизненном опыте, схожем с ситуацией клиента.
Позитивное самораскрытие — когда консультант выражает поддержку, одобрение клиента; негативное — по сути, конфронтация с клиентом.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты