Культурология
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Шпаргалка
на тему: «Культурология»
по дисциплине: «Культурология»
2021
15.00 BYN
Культурология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Культурология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
Поделиться
1. Предмет культурологии и ее роль в современном обществе.
Понятие К можно разделить на 2 основные части:
1cultura - все то, то нас окружает, модели поведения человека.
logos (учение, теория, основанная на человеческом разуме) - набор знаний о культуре.
К - это наука, изучающая объективные закономерности культурного процесса, позитивные опыт исторической деятельности людей, а также законы, категории и нормы, знания, умения и методы осуществления культурогенной активности.
Предмет К:
- объективная закономерность культурного процесса (изучение специфики культуры в отдельности, конкретных этнических групп);
- памятники и явления материальной и духовной культуры;
- факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей;
- знания, программы и навыки, а также методы осуществления культурогенной деятельности, а также законы и категории.
З. Понятие культуры. Основные подходы к изучению культуры.
Понятия культуры:
1. «Возделывание или обработка чего-либо».
2. «Воспитание, образование и развитие».
3. «Культ, почитание предков».
4. «Возделывание души».
«Культура» как более-менее самостоятельное значение появилось в 17 веке, и первым кто его использовал был Самюэль Пуффендор. В его понимании культура это результат деятельности общественного человека.
5. Основное содержание и функции культуры.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, самовыражение творческой деятельности человека, его разумных потребностей и интересов.
Элементами культуры как системы выступают:
• Субъект культуры – участник общественных отношений.
• Знания, умения и навыки субъекта.
• Деятельность и поведение людей, направленные на создание и освоение ценностей.
• Понятия (концепты) – содержатся главным образом в языке и дают возможность упорядочить опыт людей.
7. Европейский опыт философского постижения культуры.
Различие культур по их принадлежности к историческим эпохам — давняя традиция. В истории обычно выделяются четыре основные части.
1. Древний мир — от выделения человека из животного мира около 2 млн лет тому назад до падения Западной Римской империи.
2. Средние века — от падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения.
3. Новое время -г- от эпохи Возрождения до Первой мировой войны. Новейшее время — от конца Первой мировой войны до наших дней.
Соответственно, в качестве основных исторических типов культуры традиционно рассматриваются. Следует, однако, иметь в виду, что эта типологизация родилась в русле европейской культуры и выражает ее представления о себе, о своем происхождении, развитии и значении для всего человечества.
9. Модель деятельности культуролога А. Белого.
Источниками формирования миропонимания А. Белого послужили философские идеи XIX – начала XX века. Философские работы Вл. Соловьева определили теургический характер культурологических поисков Белого. Идеи Ф. Ницше о духовном кризисе европейской культуры и его призыв к переоценке ценностей способствовали развитию у А. Белого критического отношения к современной культуре, поиску путей совершенствования человека и жизни. Философия неокантианства послужила методологической основой идей Белого о культуре и определила его интерес к проблемам культуры в целом. Эзотерический компонент антропософского учения Р. Штейнера, духовная практика изучения самосознания способствовали развитию в творчестве А. Белого интуитивно-мистических и религиозных исканий.
11. Представление места и роли науки о культуре в общей системе научного знания Дж. Фейблмана.
Ф. рассматривает культуру как опр. систему ценностей и как прикладную онтологию. Она определена как “актуальный отбор нек-рой части из целого возможного человеч. поведения, рассматриваемого в его воздействии на материалы; отбор, соответствующий требованиям имплицитной доминантной онтологии и модифицируемый тотальной средой”. Гл. элемент в этом определении — понятие “имплицитной доминантной онтологии”, ибо культура рассматривается Ф. как “множество теорий и практик, к-рые могут быть дедуцированы из имплицитного принятия доминантной онтологии”. Эта онтология представляет собой подсознательно принимаемое большинством членов социальной группы верование относительно конечной природы реальности. Ф. различает “этос” как эмоц. элемент имплицитной доминантной онтологии и “эйдос” как ее рац. элемент, совпадающий со здравым смыслом.
13. Фундаментальная (теоретическая) культурология и ее основные направления.
Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов. Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества, логика и философия культуры, относится к фундаментальному знанию.
Фундаментальная культурология включает в себя такие основные направления, как социальная культурология, психология культуры, культурная семантика, история культурологии.
15. Аксиологические аспекты фундаментальной культурологии.
Практически все культурологи согласны с тем, что в содержании культуры важное место занимают ценности. Однако как только речь заходит о природе этих ценностей, начинаются споры. В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях —аксиология (от греч. axia — ценность и logos — слово, учение)
Ценность — это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п. Поэтому он желает их и стремится к ним. Предметы могут иметь ценность, но они сами по себе не являются ценностями.
17. Специальные методы исследования культуры (структурно-функциональный, компаративный, типологический, синхронический, диахронический, семиотический. Герменевтический, моделирования и др.
- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
- Сравнительный- область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.
19. Семиотическое пространство культуры как проблемное поле фундаментальной культурологии.
Семиотика — это наука о знаках и знаковых системах. Основы ее были заложены в XIX в. американским философом и логиком Ч. Пирсом и швейцарским филологом и антропологом Ф. де Соесюром (последний называл ее семиологией). Говорить о семиотики культуры — значит рассматривать знаковые средства культуры и трактовать культурные феномены как составленные с помощью этих знаковых средств «тексты», которые несут в себе определенную информацию. Как бы ни были различны определения культуры, даваемые разными авторами, в них всегда предполагается, что содержание культуры находит выражение в языке. Под языком в обиходе обычно понимают естественный разговорный язык — русский, английский, китайский и т.д. Всякий разговорный язык представляет собой систему знаков, или код, с помощью которого' люди общаются, выражают и передают друг другу разнообразную информацию.
21. Симиёзис и его структура (ЧС. Пирс` Ч, Моррис. У‹ Эко).
Древние греки включали в семиозис:
1. То, что выступает как знак;
2. То, на что указывает знак или к чему он отсылает (десигнат);
3. Воздействие, в силу которого данный предмет оказывается для интерпретатора знаком (интерпретанта).
Один из основоположников современной семиотики Ч. Пирс применял понятие семиозис для характеристики триадической природы элементарного знакового отношения объект – знак – интерпретанта.
По мысли Ч. Пирса, знаки должны быть интерпретированы, чтобы быть знаками. Интерпретанта – это истолкование отношения знак/объект в последующем знаке (например, определенная реакция человека на воспринимаемый знак; объяснение значения данного слова с помощью других слов и т.д.).
23. Функции текста: смыслообразующая социализация и инкультурация, нормативной координации сообщества, аксиологическая и др.
Прежде всего необходимо коснуться тех оснований, которые обусловливают специфику культурологического понимания текста в свете структурно-семиотического подхода.
Речь идет о взгляде на любое явление культуры как на знаковое или имеющее потенциально знаковый характер. С точки зрения Ю. М. Лотмана, лишь физиологические процессы, происходящие в организме человека, свободны от знаковости, — да и то лишь до тех пор, пока они не становятся предметом осмысления и анализа.
Исследователь исходит из признания первоочередной ценности информации и информативности в культуре. Ю. М. Лотман видит культуру устройством, вырабатывающим, передающим и хранящим информацию. Подобная точка зрения делает актуальным при изучении любой культуры современные представления о специфике разных форм коммуникации.
25. Культурологический подход к проблеме архетипа.
Разработчиком теории архетипов был Юнг. Культурный архетип, согласно К. Г. Юнгу, — это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», их характерными чертами являются устойчивость и неосознанность.
Вопрос о разграничении «концепта» и «архетипа» нуждается в дальнейшем уточнении. В целом, концептосфера (термин Д. С. Лихачева) культуры формируется через именование: возникновение вербализованных аналогов довербальных сущностей.
27. Универсальные архетипы и их воплощение в культурных артефактах: тень, персона, самость, анима, анимус, мать и др. Этнокультурные архетипы как отражение ценностей этнической культуры.
Архетип - тип, образ; прототип, проформа) - прообраз, первоначальный образ, идея, первоначальная форма для следующих образований. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" К. Юнг следующим образом разъясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения.
29. Прикладная культурология " сферы ее использования.
Прикладная культурология существует везде. Комплекс культурологического знания используется:
· в экономической среде, для моделирования потребностей рынка, в системе маркетинговых исследований.
· в политике, для моделирования электората, при реализации политических программ.
В прикладной культурологии два основополагающих понятия - социокультурная практика и социокультурное проектирование.
Социокультурная практика - любая форма активности, проявляющаяся в социокультурной систем
31. Отраслевая культурологи и ее виды: эволюционная культурология, теория традиций, культурология искусство, культурология региона, культурология образования. Культурология повседневности, культурагенэтыка и др.
Теория традиций
В культурологии под традицией понимается способ осуществления преемственности, в котором интегрируются тенденции творческой деятельности прошлого, имеющие значение для современного развития. Характерное свойство традиции — в ее неоднозначности; она очень пластична, имеет подвижные рамки и способна в одной и той же культуре существовать в разных формах: то как культурная основа циклического повторения элементов жизнедеятельности человеческих сообществ, то как «строительный материал», на основании которого создается новый пласт культуры, либо как критерий, относительно которого оценивается современная культура, и др.
33. Направления и школы культурной ангропологии, культурно-историческая школа (Ф. Боас. А. Крёбер, Э. Сапир и др.).
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА – направление в зап. культурной антропологии пер. пол. 20 в., условно выделяемое по близости теоретико-методол. установок его представителей. Теоретически это направление опиралось на проводимое баденской школой неокантианства произведение "наук о природе" – естественных наук, ориентированных на теор. познание явлений природной действительности с помощью генерализующих методов, и "наук о духе" – познания человека как творческого, духовного субъекта и того, что им исторически создано, к-рое может осуществляться лишь через идиографич., феноменальное исследование и понимание.
35. Социальная антропология (Б‹ Малиновский. А. Рэдклифф-Браун. К. Леви-Стросс и др.).
Зарождение функционализма произошло в Англии,где он стал господствующим.
Особенностью явл.рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача-разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними.Каждая "атомарная клеточка" культуры исследуется не в качестве случайного образования, а как выполняющая определ. задачу,функцию в социокультурной общности.
Представителем этого напр. был Бронислав Малиновский. М.стремился построить логически стройную и эмпирически обоснованную теорию культуры. По его наблюдениям, этнологи чаще всего ограничивались внешним описанием предметов, но М. считал, внешнее наблюдение легко вводит в заблуждение, а без понимания внутренних мотивов поведения культуру познать невозможно. Он возражал против описательного, фактографического характера этнологической науки.
37. Основные идеи гуманистической культурологии.
Гуманизм в XX в. пережил сложный и драматичный этап своей истории. Но ни трагические события двух мировых войн, ни антигуманизм в его различных проявлениях не свидетельствуют о крахе гуманистических идей. Именно гуманизм как мировоззренческая универсалия предложил человечеству ценности, которые постепенно образовали фундамент современных демократий, международного права, движений за права человека и охрану окружающей среды.
В современной теории и истории культуры накоплены существенный объем информации, связанный с исследованием, с одной стороны, идейного содержания современного гуманизма, с другой - с его присутствием в современном обществе, с его разнообразными практиками в нем.
39. Социологические концепции культуры (Т. Адорно Э. Фромм. Г. Маркула. Ю. Хабермас и др.).
Франкфуртская школа социологии, возглавляемая Теодором Адорно и Гербертом Маркузе, соединивших марксизм с психоанализом, оказала громадное влияние на умы современников. В ее недрах зародилась так называемая критическая теория (термин Хоркхаймера), которую еще именуют тотальной диалектической критикой общества.
Влиятельное течение в неомарксизме организационно оформилось в 30-е гг. на базе возглавлявшего Хоркхаймером (с 1931 г.) Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне и руководимого им (с 1932 г.) <Журнала социальных исследовании>. В 1934-1939 гг. институциональный центр Школы располагался в Женеве, позднее в Париже (при Высшей нормальной школе), с 1939 г. - в США (при Колумбийском университете); с 1944 г. - во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Главные теоретики - Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Видными представителями Франкфуртской школы считаются также Л. Левенталь и Ф. Поллок - первое поколение, А. Шмидт, А. Вельмер - второе поколение этой школы. К теоретическим истокам школы относят марксизм и <левый> фрейдизм, принявший в Германии форму «фрейдомарксизма», а во Франции-сюрреализма (А. Бретон).
41. Основные направления развития мировой культуры ХХ ст.
Учитывая уникальность XX ст. , его технологическую, экологическую, социально-политическую и духовную своеобразность, уже сейчас можно сделать некоторые выводы по поводу того состояния культуры, в котором оказалось человечество на рубеже III тыс. своей истории.
На первый взгляд кажется, что расово-этническое, лингвистическое, социально-экономическое разнообразие современных народов земного шара не дает оснований для употребления таких категорий, как "мировая культура", или "мировая цивилизация XX ст. ". Тем не менее за внешним просматривается целостная картина с общим сюжетом и даже ведущей идеей. Именно в нашем столетии заявили на полный голос о себе интеграционные процессы. На планете почти не осталось культур, которые бы существовали в изоляции.
43. Предпосылки формирования имплицитных знаний о культуре в гуманитарных дисциплинах.
Культурология - комплексная гуманитарная наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное определения различных форм культуры, исследующая культуру как специфическую функцию и особенность человеческого бытия. К историческим предпосылкам формирования культурологии можно отнести Великие географические открытия и различные социально-культурные процессы в обществе. К этим социально-культурным процессам можно отнести: изменение баланса между естественной и искусственной средой, глобализация и активизация культурных исследований, массовые переселения из стран Азии и Африки.
45. Осмысление особенностей картины мира и ментальности белорусов в литературе ХIХ в.
Центральную проблему белорусского менталитета составляет размытость, неочерченность этнического самосознания . Мы нередко слышим о пассивности, безынициативности белорусского народа. Но в чем коренятся причины этих недостатков? А также — истоки мужества, доброты, терпимости и трудолюбия белорусов? Ведь не так уж много было в истории народов, которые бы за время своего существования не развязали ни одной войны. Народов, которые всегда ровно и хорошо относились к иноземцам, к национальным меньшинствам, проживающим на их территории. Народов, которые не озлобились бы, пережив столько бедствий.
Два очень разных мыслителя — Н. Лосский и Н. Бердяев — сошлись на том, что недостатки народа являются продолжением его достоинств. И как достоинства, так и недостатки уходят корнями в историческую почву этого народа. А потому обратимся к истории.
47. Концепция развития белорусского национальной культуры (М. Богданович, И. Абдиралович и др.).
Положение белорусского этноса в начале XIX в. определялось не только процессом формирования национального самосознания. Начинается второе специфически национальное Возрождение, связанное со становлением белорусского языка и литературы. Важное место в нем принадлежало Я. Чечоту, Я. Борщевскому.Вместе с тем этническое самоопределение значительной части белорусской интеллигенции все еще зависело от ее политической ориентации. Только отдельные ее представители понимали, что белорусы "владеют всеми условиями для самостоятельного развития и имеют на то все права, к сожалению, не осознаваемые народом". Одним из них был Константин Калиновский.
49. Разработка теоретико-методологических проблем культуры в отечественной гуманитарстике (Майхрович. В.Н. Конон, М.Н. Круковский и др.).
Очевидно, что выбор методов или методологических подходов к исследованию культуры определен прежде всего целями, которые стоят перед исследователями, т.е. зависят от того, на какие вопросы ищут ответы. Изучают ли функции культуры, се развитие и трансформацию или генезис определенных культурных форм, строение культуры и специфику ее отдельных элементов и прочее, - всегда ищут сообразные целям методы.
Используя известный философский термин, которым обозначается все, что относится к бытию и учению о нем в самом общем виде, - онтология, - мы можем выразить этот принцип так: каков онтологический статус того, что мы называем культурой? Таким образом, в изучении культуры мы должны учитывать онтологическую установку, в силу которой культура изначально принимается в известной статусной определенности.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты