Педагогика
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Педагогика»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
15.00 BYN
Педагогика
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогика
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
1. Сравнительный анализ традиционного и технологического подходов к процессу обучения.
2. Характеристика основных личностно ориентированных технологий
3. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.
4. Сущность информационно-коммуникативных технологий.
5. История становления проблемного обучения.
6. Формы, методы, технологические основы проблемного обучения
7. История становления развивающего обучения.
8. Концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова.
9. Методы и технологические основы развивающего обучения.
10. Сущность личностно-ориентированного подхода в педагогике.
11. Характеристика принципов личностно-ориентированного образования
12. Воспитание как социальное явление.
13. Особенности, закономерности и принципы процесса воспитания.
14. Задачи и функции воспитательного процесса.
15. Проблема содержания воспитания в современной теории и практике.
16. Основные составляющие содержания воспитания в Республике Беларусь.
17. Понятие о методах и приемах воспитания.
18. Понятие о средствах воспитания.
19. Понятие об организационных формах воспитания.
20. Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов.
21. Воспитательная система: характеристика основных компонентов, этапы функционирования и развития.
22. Сущностные характеристики воспитательных систем.
23. Технологии авторских школ.
24. Семья-воспитательная среда ребенка.
25. Коллектив и его роль в воспитании и развитии личности школьника.
26. Детское движение.
27. Современные детско-юношеские организации и их роль в формировании личности.
28. Педагогическая профессия и ее особенности.
29. Педагогическая деятельность как особый вид общественно необходимого труда.
30. Социально и профессионально обусловленные требования к личности педагога.
31. Понятие педагогического менеджмента (управления).
32. Методы управления учреждения образования.
33. Стили педагогического управления и общения.
34. Педагогический мониторинг как системная диагностика результатов образования.
35. Контроль и проверка знаний и умений в системе диагностики.
1. Сравнительный анализ традиционного и технологического подходов к процессу обучения.
Термин "традиционное обучение" подразумевает классно-урочную организацию обучения, сложившуюся на принципах дидактики, сформулированных Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии: - учащиеся одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; - класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию.
2. Характеристика основных личностно ориентированных технологий.
В основе личностно-ориентированного обучения лежит гуманный подход к личности учащегося. А это подразумевает: раскрытие и формирование целой совокупности личностных качеств учащегося, его способностей, задатков и талантов с учетом потенциальных возможностей; развитие положительных морально-этических качеств; гуманное и демократическое отношение к учащемуся, уважение к его личности; понимание особенностей психического и физического развития учащегося, потребностей и мотивов поведения; создание доверительных отношений в атмосфере благоприятного психологического климата; помощь в личностном становлении; сотрудничество с учащимся, исключая принуждение и учитывая его желания и интересы.
3. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления научных и образовательных программ на качественно новом уровне.
4. Сущность информационно-коммуникативных технологий.
Задача накопления, обработки и обмена информацией стояла перед человечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности, в частности, в процессе обучения. Естественно, что в связи с этим создается информационное обеспечение процесса обучения — система форм и методов его отображения на каком-то носителе информации. Достаточно долго основным носителем этого обеспечения и основным инструментом для решения задач накопления, обработки и распространения полученной информации были мозг, язык и слух человека.
5. История становления проблемного обучения.
Теория проблемного обучения была разработана в середине 1970-х годов В. Оконь и М.И. Махмутовым. Она построена на деятельностном подходе и исходит из того, что мышление носит проблемный характер, возникновение каждой мысли происходит в проблемной ситуации.
Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление.
Идеи активизации обучения путем включения учащихся в исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф. А. Дистервега, К. Д. Ушинского, представителей нового воспитания и других.
6. Формы, методы, технологические основы проблемного обучения.
Формы проблемного обучения:
1. Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара. Проблемное изложение учебного материала на лекции, предполагает постановку учителем проблемных вопросов, задач и поиск их решения; при этом учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения; 2. Частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах.
7. История становления развивающего обучения.
Развивающее обучение –ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского и других зарубежных и отечественных педагогов. Подлинно научно-психологическое обоснование этой теории впервые дано в трудах Л.С. Выготского – выдающегося советского психолога – гуманиста. В начале 30-х годов он обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка как на свою непосредственную основную цель. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».
8. Концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина, Давыдова, Занкова.
Принципы развивающего обучения по Д.Б.Эльконину и В.В Давыдову: – основой развивающего обучения служит его содержание, от которого произвольны методы организации обучения; – развивающий характер учебной деятельности как ведущей связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания и способы их применения при решении учебных задач; – учебный предмет является своеобразной проекцией науки, т.е. в сжатой и сокращенной форме обучающийся воспроизводит процесс получения знания; – теоретическое мышление формируется у обучающихся в ходе включения их в учебную деятельность, в процессе решения учебных задач.
9. Методы и технологические основы развивающего обучения.
Методика развивающего обучения – это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности, не имеющей ничего общего с репродуктивным, основанным на натаскивании и зазубривании, обучении и консервативном педагогическом сознании. Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика.
10. Сущность личностно-ориентированного подхода в педагогике.
Личностно-ориентированный подход - методоологическая ориентация в психолого-педагогической деятельности, помогающая обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самомтроительства и самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Теоретико-методологической основой личностно-ориентированного подхода являются идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии.
11. Характеристика принципов личностно-ориентированного образования.
Принципами личностно-ориентированного образования школьников являются: 1. Принцип субъектности. Личность ребенка в системе личностно-ориентированного образования является не объектом воздействия со стороны учителя, а субъектом разнообразных видов деятельности, выступает в качестве высшей цели школьного образования и ее результата. Е.В. Бондаревская рассматривает ученика не только как субъекта учебно-познавательной деятельности и собственной жизнедеятельности, но и как субъекта культуры в целом. Е.В. Бондаревская подчеркивает, что ребенок развивается не только как субъект познания и субъект жизнедеятельности, но и как носитель и созидатель культуры.
12. Воспитание как социальное явление.
Воспитание во все времена и для всех народов являлось важнейшим явлением для жизни, поскольку без него невозможно вообразить само существование человечества без передачи от поколения к поколению сначала опыта выживания, а потом знаний и опыта цивилизованного, культурного развития.
13. Особенности, закономерности и принципы процесса воспитания.
Особенности процесса воспитания:
1. Это процесс целенаправленный и комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания; цели должны быть понятны учащимся).
2. Воспитательный процесс носит многофакторный характер (на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, СМИ, искусство и др.).
3. Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие.
4. Ребенок в процессе воспитания – и объект воздействия педагога, и субъект многообразной деятельности.
14. Задачи и функции воспитательного процесса.
Важнейшими задачами воспитания выступают: 1. Нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; воспитание моральных качеств и формирование опыта нравственного поведения. 2. Формирование патриотизма и гражданственности, основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям.
15. Проблема содержания воспитания в современной теории и практике.
В современной педагогике содержание педагогического процесса определяется как «объем и характер знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих (универсальных для всех граждан) социальных функций, детерминированных определенной системой ценностей общества» Считается, что у содержания воспитания есть своя специфика: предметом его является создание условий для духовного развития.
16. Основные составляющие содержания воспитания в Республике Беларусь.
идеологическое воспитание определяется приоритетами развития белорусского общества и является основой всего содержания воспитания, представляет собой неотъемлемый элемент всех направлений воспитания, направленных на формирование целостной, нравственно зрелой, политически грамотной, сознательно участвующей в социальной жизни общества личности, способной на адекватное отношение к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание себя, своего места в обществе; обеспечивает формирование знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности.
17. Понятие о методах и приемах воспитания.
Методы воспитания — это пути, способы достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, цель которых — выработать у них заданные качества. Сколько же их всего? Столько, сколько может использовать воспитатель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Несомненно, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие.
18. Понятие о средствах воспитания.
Средство воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников. При выполнении функции средства воспитания каждый объект кроме объективных характеристик (физических, химических, эстетических и т. п.) приобретает еще и педагогические характеристики: полнота информации об объекте; способы применения данного средства воспитателем; возможности использования его самим воспитанником в последующем самовоспитании.
19. Понятие об организационных формах воспитания.
Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Используют и термин «воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания».
20. Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов.
Воспитательная система –целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система – сложное социальное психолого-педагогическое, саморегулирующееся и управляемое образование, охватывающее весь педагогический процесс, интегрирующее учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение.
21. Воспитательная система: характеристика основных компонентов, этапы функционирования и развития.
Компонентами воспитательной системы школы являются:
- теоретическая концепция (цели, задачи, принципы, совокупность педагогических идей, теорий, положительный педагогический опыт), для реализации которой создается воспитательная система.
22. Сущностные характеристики воспитательных систем.
Сущность воспитания находит отражение в законах воспитания. Закон воспитания — объективно существующие, повторяющиеся существенные связи между предметами и явлениями в педагогическом процессе. Законы воспитания:
Единство целей, содержания, методов и результатов воспитания.
Взаимосвязь воспитания и развития личности.
Взаимосвязь воспитания и обучения.
23. Технологии авторских школ.
Термины «инновационная школа» и «авторская школа»употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно «авторские школы» (воспитательные заведения И.Г.Песталоцци, С.Френе, Я. Корчака, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Школы М.Монтессори, Р.Штейнера, Л.Н.Толстого, В.Н.Сороки-Росинского, Н.А.Сухомлинского, Ф.Ф.Брюховецкого, Т.Е.Конниковой и др.).
24. Семья-воспитательная среда ребенка.
Семья - сложнейшая подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Она является объектом изучения многих наук: философии, социологии, демографии, психологии, медицины, генетики, истории, этнографии и др. Семейная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей в семье. Она рассматривает семью в качестве важнейшего института воспитания и социализации растущей личности. Кроме того, семейная педагогика изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.
25. Коллектив и его роль в воспитании и развитии личности школьника.
В педагогическом плане, коллектив – это группа детей, объединенных единой общественно значимой целью, совместной деятельностью, отношениями взаимной зависимости и взаимной ответственности при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. В коллективе есть свой орган самоуправления.
Для детей коллектив – это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.
26. Детское движение.
Детское и юношеское движение как социально-педагогическая реальность выступает специфическим базовым компонентом гражданского общества, которая проявляется в добровольной деятельности детей, подростков в соответствии с их запросами, потребностями, нуждами, инициативами, как своеобразный отклик на события окружающей жизни. Основной особенностью детского и юношеского движения является самодеятельность как источник, характер, принцип, результат деятельности, направленной на личностное самоопределение и социальное развитие.
27. Современные детско-юношеские организации и их роль в формировании личности.
Детские и юношеские объединения способствуют развитию и реализации личностных возможностей воспитанников на основе удовлетворения их интересов и потребностей. Детские объединения дают возможность каждому делать свое дело, защищать собственные интересы, участвовать в самоуправлении. В детских и юношеских организациях воспитанники приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли. Разные цели объединяют воспитанников: желание неформального общения со сверстниками; стремление ликвидировать дефицит в общении, получить помощь в определении своего места в жизни, защите прав и свобод, в подготовке ко взрослой жизни.
28. Педагогическая профессия и ее особенности.
Педагогическая профессия имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности.
29. Педагогическая деятельность как особый вид общественно необходимого труда.
Педагогическая деятельность как явление общественной жизни появилась вместе с появлением человеческого сообщества. Она востребована самой сущностью человека. Ребенок очень долго нуждается в помощи, поддержке, защите взрослых, их уходе, специальном обучении и воспитании. Эта помощь взрослых, передача ребенку знаний об окружающем мире, обучение его необходимым для жизни умениям составляет первооснову педагогической деятельности.
30. Социально и профессионально обусловленные требования к личности педагога.
Социально-нравственная направленность является фундаментальной характеристикой личности учителя. Она включает в себя идейную убежденность, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности.
31. Понятие педагогического менеджмента (управления).
В общем смысле под педагогическим менеджментом понимается процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей.
Системный характер педагогического менеджмента обусловлен тем, что образовательно-воспитательные процессы протекают в динамических системах. Педагогическую систему можно определить как упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов.
32. Методы управления учреждения образования.
Методы управления — совокупность способов и средств целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления; определенные, способы управленческого воздействия в каждой конкретной ситуации функционирования педагогической системы.
По характеру воздействия и мотивации все методы управления можно разделить:1. Методы материальной мотивации (премии-штрафы).2. Методы социальной мотивации.3. Методы властной мотивации.
33. Стили педагогического управления и общения.
Стиль общения в педагогике - индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. К этим особенностям относятся: особенности коммуникативных возможностей педагога, достигнутый уровень его взаимоотношений с воспитанниками, творческая индивидуальность педагога и особенности детей, группы учащихся, с которыми он общается.
34. Педагогический мониторинг как системная диагностика результатов образования.
Педагогический мониторинг – это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая её цели, содержания, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива.
35. Контроль и проверка знаний и умений в системе диагностики.
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика – это точное определение результатов дидактического процесса.
Диагностика включает контроль, проверку, оценивание (оценка), накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидактического процесса.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты