Дошкольное образование
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Дошкольное образование»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2021
15.00 BYN
Дошкольное образование
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Дошкольное образование
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Поделиться
1. Дошкольная педагогика - наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу. Предмет, объект, понятийный аппарат, задачи дошкольной педагогики.
2. Становление дошкольной педагогики. Источники развития дошкольной как науки. Связь дошкольной педагогики с другими науками, её место в системе педагогической науки.
3. Организация научно-педагогического исследования в дошкольной педагогике, его этапы.
4. Классификация методов исследования в дошкольной педагогике.
5. Теоретические методы педагогического исследования. Эмпирические методы педагогического исследования. Использование математических и статистических методов в педагогическом исследовании.
6. Детство как феномен социального развития. Современные педагогические теории воспитания и развития ребёнка-дошкольника.
7. Необходимость учёта возрастных в развитии личности. Возрастные периодизации в истории развития педагогической мысли.
8. Современная педагогическая возрастная периодизация.
9. Психолого-педагогическая характеристика периода раннего и дошкольного возраста.
10. Педагогическая деятельность как общественно значимая профессиональная деятельность. Специфика объекта, предмета объекта.
11. Своеобразоие детской субкультуры. Личностно-ориентированный подход к ребёнку.
12. Общие и специальные профессионально значимые личностные качества педагога. Профессиональные умения.
13. Дошкольное образование как педагогическая система, направленная на разностороннее развитие и социализацию ребёнка дошкольного возраста, его цель и задачи.
14. Учреждения дошкольного образования разных видов, их характеристики.
15. История создания программных документов по дошкольному воспитанию, их значение для педагогической теории и практики.
16. Учебная программа дошкольного образования (2019) и её характеристика.
17. Характеристика семьи как социального воспитательного института. Типы семей. Функции семьи.
18. Воспитательный потенциал семьи, факторы, его определяющие. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания.
19. Типичные трудности и ошибки родителей в воспитании детей. Условия успешного воспитания детей.
20. Cтруктура и состав семьи, их влияние на формирование личности ребёнка. Различные стили семейного воспитания.
21. Сущность социально-правовой защиты детей.
22. Основные международные и национальные акты о защите прав ребёнка: Конвенции о правах ребёнка (1989), Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка».
23. Задачи воспитания детей первого года жизни. Общение со взрослыми как ведущая деятельность в младенческом возрасте.
24. Общие показатели развития ребёнка к концу младенческого возраста.
25. Задачи воспитания детей раннего возраста. Общие показатели развития ребёнка к концу раннего возраста.
26. Физическое воспитание как базис целостного развития детей дошкольного возраста. Основные понятия.
27. Становление и развитие теории физического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
28. Содержание физического воспитания детей дошкольного возраста: воспитание гигиенической культуры и основ здорового образа жизни, валеологическое просвещение воспитанников, овладение двигательной культурой.
29. Основные средства физического воспитания дошкольников.
30. Значение формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Основные компоненты здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении: экологические факторы, психологический комфорт, распорядок дня, оптимальная двигательная активность, закаливание.
31. Роль умственного воспитания в системе целостного развития ребёнка дошкольного возраста. Задачи умственного воспитания.
32. Содержание умственного воспитания дошкольников. Условия умственного воспитания детей.
33. Характеристика методов умственного воспитания детей в учреждении дошкольного образования и в семье.
34. Особенности социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
35. Средства социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
36. Классификация и характеристика методов социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
37. Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста. Значение воли для воспитания нравственных качеств личности ребёнка. Воспитание смелости, честности и правдивости.
38. Понятие и содержание культуры поведения детей дошкольного возраста. Условия воспитания культуры поведения у дошкольников.
39. Методы и методика воспитания культуры поведения у детей разных возрастных групп.
40. Значение воспитания безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Задачи и содержание воспитания безопасности жизнедеятельности у дошкольников.
41. Методика организации образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста безопасности жизнедеятельности.
42. Значение проблемы гендерного воспитания детей дошкольного воспитания. Физиологические и психологические отличия детей разного пола. Задачи и содержание работы педагога по гендерном воспитанию детей дошкольного возраста.
43. Роль семьи в воспитании детей разного пола.
44. Своеобразие проявления патриотизма у детей дошкольного возраста. Задачи и содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
45. Средства и методы патриотического воспитания.
46. Задачи и содержание работы по воспитанию у детей дошкольного возраста толерантности, уважение к людям других национальностей. Средства и методы воспитания толерантности, уважение к людям других национальностей детей дошкольного возраста.
47. Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания дошкольников.
48. Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, их анализ.
49. Задачи сенсорного воспитания. Содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
50. Этапы и методика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
51. Воспитание коллективизма как условие успешной социализации ребёнка. Своеобразие коллектива у детей дошкольного возраста, этапы его развития.
52. Средства сплочения детского коллектива. Руководство коллективными взаимоотношениями воспитанников.
53. Цель, задачи, принципы воспитания детей дошкольного возраста.
54. Понятие о цели воспитания. Идеальная и реальная цели воспитания. Объективный и субъективный характер цели воспитания. Задачи воспитания детей дошкольного возраста.
55. Закономерности и принципы воспитания детей дошкольного воспитания.
56. Классификация методов воспитания детей дошкольного возраста.
1. Дошкольная педагогика - наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу. Предмет, объект, понятийный аппарат, задачи дошкольной педагогики.
С позиций гуманистической педагогики детство рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Оно дает ребенку возможность приобщиться к богатствам духовной и материальной культуры, приобрести специфические для человека способности и нравственные качества, которые имеют непреходящее значение для последующего формирования личности.
В педагогике дошкольного детства выделяются:
а) педагогика раннего детства, в которой исследуются закономерности, принципы организации воспитания и обучения детей от рождения до трех лет;
б) собственно дошкольная педагогика – теория и практика образования детей от трех до семи лет средствами обучения и воспитания;
в) методики дошкольного образования, в которых рассматриваются возможности обогащения личного опыта детей в различных областях миропознания (например, методика экологического образования, методика изобразительной деятельности и т.д.).
Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории. Современная дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. Исследователей также интересует как влияет система воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.
Объектом в дошкольной педагогике является ребенок в возрастной группе от момента рождения до поступления его в школу. Данный возраст характеризуется значительными и существенными изменениями, имеющими определяющее значение для последующей жизнедеятельности человека.
Предмет дошкольной педагогики — вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика данного предмета заключается в изучении периода дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет).
Задачи дошкольной педагогики определяются еѐ теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью данной пауки:
1. Способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с требованиями современного общества.
2. Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОО как основной формы воспитания и обучения детей.
3. Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
5. Теоретические методы педагогического исследования. Эмпирические методы педагогического исследования. Использование математических и статистических методов в педагогическом исследовании.
К эмпирическому уровню относятся методы научного познания, которые непосредственно связаны с реальностью, являющейся предметом научного познания, с практикой. Эти методы обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания педагогической теории.
К ним относятся научное наблюдение, разные виды научного эксперимента (в том числе эксперименты с материальными моделями), работа с научными фактами – описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, разные способы анализа и обобщения. Анализ и обобщение ведут уже к теоретическому уровню научного познания.
Теоретическому уровню научного познания служат методы, которые обеспечивают разработку научной теории как логически структурированных знаний об объективных законах действительности. К числу этих методов относятся научная абстракция, идеализация, мысленные модели, научные идеи и гипотезы, дедуктивные методы формализации и др.
Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются:
1. Регистрация — метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество детей, посещавших занятия без пропуска и допускавших пропуски и т. п.).
2. Ранжирование (или метод ранговой оценки) предполагает расположение собранных данных в определенной последовательности, обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей и, соответственно, определение места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление списка детей в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).
3. Шкалирование как количественный метод исследования дает возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны указать степень или форму оценки, выбранную из числа данных оценок, пронумерованных в определенном порядке (например, вопрос о занятии спортом с выбором ответов: а) увлекаюсь, б) занимаюсь регулярно, в) занимаюсь нерегулярно, г) не занимаюсь никаким видом спорта).
10. Педагогическая деятельность как общественно значимая профессиональная деятельность. Специфика объекта, предмета объекта.
Педагогическая деятельность—общественно значимая профессиональная деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения. Она протекает в рамках образовательного процесса и направлена на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности ребенка-дошкольника. В Законе РБ «Об образовании» отмечается, что результат образовательного процесса состоит в становлении и развитии личности. Организованная педагогическая деятельность позволяет не только дать ребенку определенный запас знаний и умений, но и развить у него способность пользоваться усвоенным опытом в жизни. Педагог формирует первые взгляды ребенка, культурно-социальные способы поведения, приобщает его к миру человеческих ценностей. Таким образом, педагог является посредником между социальной культурой общества и ребенком. Социальная роль педагога заключается в его ответственности за воспитание детей, «сотворение личности» (Т. А. Куликова).
Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково назначение педагога в обществе.
Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу учреждения дошкольного образования. Чтобы отвечать современным повышенным требованиям, педагог должен постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.
15. История создания программных документов по дошкольному воспитанию, их значение для педагогической теории и практики.
Первым программным документом была "Инструкция по ведению очага и детского сада" (1919 г.). Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. Различие между детским садом и очагом определялось временем пребывания ребенка в дошкольном учреждении: до 6 часов – детский сад, 8-10 часов -очаг. "Инструкция…" рекомендовала проводить разнообразные занятия: рисование, лепку, разнообразный ручной труд, вырезывание, пение, беседы, уход за растениями и животными, свободные и организованные игры детей и т.д. Внутреннее содержание должно определяться в свободной работе-игре.
В 1921 г. выходит "Инструкция по ведению детского сада". Ведущим компонентом было физическое воспитание. Особенно большой упор был сделан на игру.
В "Программе навыков" (1928 г.) определены разделы работы, конкретные задачи воспитания и их усложнение для каждой возрастной группы. В ней впервые была сделана попытка установить преемственность в работе яслей, детского сада и школы.
Программно-методические указания "Руководство для воспитателя детского сада" (1938 г.) включали введение и семь глав: "Физическое воспитание", "Игра", "Развитие речи", "Рисование", "Лепка и занятия с другими материалами", "Музыкальное воспитание", "Знакомство с природой и развитие первоначальных математических представлений". Полностью были сняты разделы "Общественное воспитание", "Занятия по чтению и письму".
"Руководстве для воспитателя детского сада" (1953 г.) почти все содержание умственного и эстетического воспитания осуществлялось на занятиях. Это приводило к тому, что воспитательная работа вне занятий была односторонней, так как дети, по существу, были предоставлены сами себе.
"Программа воспитания в детском саду" _(1962г.) – единая программа воспитательной работы с детьми с раннего возраста до поступления в школу. Цель программы – ликвидировать межвозрастную разобщенность в воспитательном процессе.
В 1969г. вышла в свет усовершенствованная "Программа воспитания в детском саду", было учтены принципиальные изменения, внесенные в программы начального обучения. усовершенствовано программное содержание умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания, специальной подготовки детей к школе.
В БССР такая программа вышла с учетом быта, национальных традиций, характерных особенностей родного края, музыкальных, литературных произведений, игр и т.д.
20. Cтруктура и состав семьи, их влияние на формирование личности ребёнка. Различные стили семейного воспитания.
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье человек начинает делать свои первые шаги навстречу познанию мира. На родителях лежит большая ответственность за формирование у ребенка взглядов на жизнь, нравственных ценностей. Конечно, окружающий мир тоже влияет на личность, но становление начинается в семье.
Структура семьи включает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между ее членами. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто — исполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности.
Авторитарный стиль семейного воспитания
При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия.
При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы.
При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него.
При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.
Хаотический стиль семейного воспитания. Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.
При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений.
25. Задачи воспитания детей раннего возраста. Общие показатели развития ребёнка к концу раннего возраста.
1.Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей.
2.Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
3.Формировать элементы наглядно-образного мышления.
4.Развивать восприятие, внимание, память детей.
5.Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
6.Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.
7.Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям.
8.Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи.
9.Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
10.Формировать первоначальное представление о количественных и качественных различиях предметов.
11.Учить разноообразно действовать с предметами: собирать однородные по названию предметы, отбирать игрушки разного цвета, величины, формы.
12.Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
13.Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников.
14.Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.
30. Значение формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Основные компоненты здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении: экологические факторы, психологический комфорт, распорядок дня, оптимальная двигательная активность, закаливание.
Уровень состояния здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает.
Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий: соблюдение правил санитарии и гигиены; организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей; поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).
Физические упражнения: утренняя гимнастика; физкультура; подвижные игры; гимнастика после сна; спортивные игры.
Выполнение режима дня. Организация рационального питания.
Закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе; водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); босохождение; воздушные ванны;
Активный отдых: праздники, развлечения; дни здоровья; малая олимпиада; игры-забавы.
Организация развивающей среды: физкультурный уголок; дидактические, настольные игры, альбомы;, модели на валеологическую тему.
Режим дня — это чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания, пребывания на воздухе, которое должно соответствовать возрастным особенностям детей.
Питание дошкольника должно быть сбалансированным и должно отличаться от нашего ежедневного рациона На самом деле питание дошкольников должно значительно отличаться от нашего ежедневного рациона, ведь его пищеварительная система еще только формируется.
Двигательная активность- биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни.
Смысл закаливающих процедур состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи.
Спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы.
35. Средства социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:
1)ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с детьми и взрослыми;
2)организация деятельности детей - игры, труд и др., включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел;
3)общение с природой;
4)художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.
40. Значение воспитания безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Задачи и содержание воспитания безопасности жизнедеятельности у дошкольников.
С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.
Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.
Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.
Эту цель можно реализовать путём решения следующих задач:
- формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;
- воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;
- развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;
- учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;
- использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).
45. Средства и методы патриотического воспитания.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач патриотического воспитания старших дошкольников, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений.
Средством патриотического воспитания старших дошкольников является природа, которая дает возможность вызывать у детей любовь к родному краю, восхищение его красотой, гуманные чувства, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на личность старшего дошкольника многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания патриотических чувств и поведения.
Средством патриотического воспитания старших дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лисина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство патриотического воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством патриотического воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет старший дошкольник: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм патриотического воспитания и влияет на формирование определенных качеств личности ребенка.
Весьма эффективным средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является игрушка. Это различные тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жизнью, бытом, декоративно-прикладным искусством.
50. Этапы и методика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. С более старшими объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания им может быть предложено большее количество дидактического материала. Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляется на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения. Уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы.
Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия. Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой — квадратной формой, красным — синим цветом), затем с более близкими признаками.
В овладении сенсорными эталонами как средством восприятия можно выделить несколько этапов:
Этап – появление предметных предэталонов, когда при восприятии одного предмета другой используется в качестве образца (например, треугольные предметы называют крышами). Обычьно это происходит на третьем году жизни. Последующие этапы характерны для четвертого года жизни ребенка.
Этап – переход от использования предэталонов к применению собственно эталонов; средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а образцы их свойств (основные цвета, геометрические фигуры, величина).
Этап – более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических фигур, отдельными параметрами величины.
Процесс развития сенсорных способностей включает не только усвоение эталонов, но и действия по их использованию.
55. Закономерности и принципы воспитания детей дошкольного воспитания.
Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на основе определенных закономерностей:
- воспитание личности, способной к самореализации, осуществляется только в деятельности;
- воспитание происходит только в процессе общения, в ходе которого растущая личность черпает идеальные образцы деятельности и поведения;
- воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы личности (ее мотивы, цели, отношения);
- неравномерность развития личности в процессе воспитания, что обусловлено множественностью процессов (вербальных, сенсорных, двигательных), которые могут развиваться несогласованно;
- соответствие воспитания особенностям и потребностям растущей личности, позволяющее педагогам опираться на познавательные возможности, имеющиеся знания и умения, опыт воспитуемых.
Закономерности конкретизируются в принципах воспитания. Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности. Воспитание детей дошкольного возраста базируется на следующих принципах: природосообразности; культуросообразности; деятельностного подхода в воспитании; ненасилия и толерантности (гуманности); связи с жизнью; уважения ребенка и соблюдения его прав; самоценности детского возраста.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты