Социальная психология
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Социальная психология»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
15.00 BYN
Социальная психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Социальная психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
1 Предмет и история возникновения социальной психологии как науки
2 Теоретические и эмпирические обоснования социально-психологических исследований
3 Эксперимент в социальной психологии: виды и особенности его проведения
4 Качественные методы исследования в социальной психологии
5 Этические проблемы социально-психологических исследований
6 Теория социального представления С. Московичи
7 Представление об эвристике. Эвристики репрезентативности и доступности
8 Социальная перцепция как восприятие, познание и понимание социального мира
9 Основные теории каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции
10 Социальная установка: подходы к определению, компоненты, функции. Социальная установка и поведение
11 Когнитивный диссонанс
12 Предубеждение и дискриминация
13 Социальная психология личности
14 Классическая структура Я-концепции личности
15 Факторы, влияющие на эффективность деятельности группы
16 Групповая сплоченность: понятие, основные традиции изучения
17 Агрессивное поведение: понятие, теоретические подходы
18 Просоциальное поведение: понятие, теоретические подходы, факторы
19 Малая группа как универсальная система межличностного взаимодействия. Модели развития малой группы
20 Групповая динамика. Механизмы групповой динамики
21 Теория групповой динамики К. Левина
22 Социальное влияние и конформизм
24 Принятие решений в группах: понятие, основные факторы, процесс принятия решений в группе
25 Лидерство как функция группы
26 Социальная фасилитация и социальная ингибиция
27 Социальная идентичность
28 Большая социальная группа: классификация, уровни развития больших социальных групп
29 Психология толпы: признаки, виды, поведение индивида в толпе
30 Возможности социальной психологии в решении прикладных задач. Социально-психологическая помощь населению
1 Предмет и история возникновения социальной психологии как науки
Предмет социальной психологии – это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.
Первый этап — становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально" психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.
Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.
Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода — К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д. Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.
3 Эксперимент в социальной психологии: виды и особенности его проведения
Эксперимент в социальной психологии —специально организованная процедура, направленная на установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, хотя бы одно из ко¬торых относится к категории социально-психологических (процессов, состояний или свойств).
Три отличительных признака экспериментальной парадигмы:
Аналитический подход заключается в использовании понятия переменной. Основные из которых: независимая переменная (НП) - фактор, изменяемый экспериментатором, зависимая переменная (ЗП) - фактор, изменение которого вызывает независимая переменная.
Сравнительный подход предлагает рассмотрение экспериментальных эффектов как следствие психологических причинно-действующих факторов.
Логика контроля за выводом как наиболее строгий путь возможности отвергнуть или принять гипотезу на основании полученных эмпирических данных.
Идеальный эксперимент(понятие ввел Д. Кэмпбелл) – это эксперимент, наиболее приближенный к теории (гипотезе). Осуществить идеальный эксперимент практически невозможно. Идеальный эксперимент предполагает: манипулирование независимой переменной при полном контроле зависимой переменной; постояноство условий, эквивалентность выборок; неизменность характеристик испытуемых; «отсутствие» временных характеристик; возможность бесконечного повторения эксперимента в различных ситуациях и на любых выборках; возможность одновременного проведения всех экспериментальных воздействий.
5 Этические проблемы социально-психологических исследований
Иногда исследования в социальной психологии предусматривают неприятные физические манипуляции, включая интенсивные физические упражнения, инъекции медицинских препаратов, в частности адреналина, некомфортное тепловое воздействие или употребление алкоголя.
Физические опасности обычно представляют меньшую проблему в социальной психологии, чем в медицинских исследованиях, но здесь все равно присутствуют определенные неудобства и риски. Социально-психологические исследования с большей вероятностью подразумевают причинение различного морального вреда – от смущения до чувства вины или тревоги.
В одном из самых сомнительных с этической точки зрения социально-психологических исследований Стэнли Милгрэм заставлял участников поверить, что они оказывают болезненное воздействие электротоком на пожилого мужчину, страдавшего сердечным заболеванием. Участники этого исследования проявляли крайнее беспокойство, в том числе «обильно потели, дрожали и заикались». Хотя это исследование вызвало немало споров по поводу его этичности, сам Милгрэм защищал его, указывая на то, что ни у одного участника не наблюдалось признаков причинения им длительного вреда. Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память.
7 Представление об эвристике. Эвристики репрезентативности и доступности
В современном понимании эвристика - наука об организации процессов творческого мышления. Эвристика как метод представляет собой ментальные стратегии, использующиеся для решения проблем.
Эвристика доступности позволяет оценивать вероятность события на примере воспоминаний. Это часто ведет к предубеждению, поскольку, вместо того чтобы полагаться при оценке вероятности события на все имеющиеся в распоряжении данные, человек полагается исключительно на свою память, а как доказали ученые, чаще и быстрее всего вспоминаются недавние события. Например, если кто-нибудь за короткий период времени несколько раз увидит в новостях репортаж и прочитает несколько статей об изъятии домов за неуплату по кредиту, он вполне способен уверовать в то, что такой ход событий в общем весьма распространен и вероятен. А если кто-то без малейшего труда может перечислить друзей, которые развелись, он наверняка будет считать, что процент разводов выше, чем есть на самом деле, какие бы статистические данные ему ни приводили в качестве опровержения.
9 Основные теории каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции
Теория атрибуции – описание того, как мы объясняем причины своего поведения и поведения других людей. Атрибуция каузальная — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
Фундаментальная ошибка атрибуции — тенденция переоценивать значение внутренних факторов при объяснении человеческого поведения и недооценивать роль внешних (ситуационных) факторов.
Изучение каузальной атрибуции исходит из следующих положений:
1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;
2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты, личности и приписывает их наблюдаемому субъекту;
3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.
Исследования каузальной атрибуции, кроме социальной психологии, в настоящее время охватывают и другие разделы психологической науки: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта.
11 Когнитивный диссонанс
Когнитивный диссонанс в психологии это попытка объяснить мотивацию человеческих поступков, их действий в многообразии житейских ситуаций. А эмоции являются основным мотивом соответствующего поведения и действий. Л. Фестингер утверждал, что данное состояние является сильнейшей мотивацией.
Возникновение диссонанса.
Диссонанс может появиться по различным причинам:
- из-за логического несоответствия;
- «по причине культурных обычаев»;
- в том случае, если индивидуальное мнение входит в состав более широкого мнения;
- из-за несоответствия прошлого опыта настоящей ситуации.
Когнитивный диссонанс возникает из-за несоответствия двух «когниций» (или «знаний») индивида. Индивид, располагая информацией по какому-либо вопросу, бывает вынужден пренебречь ею при принятии некоторого решения. Как следствие, возникает несоответствие («диссонанс») между установками человека и его реальными поступками.
13 Социальная психология личности
Социальная психология личности изучает основные проблемы, которые возникают при вхождении личности в определенный социум. Как поведение одной личности влияет на социальную группу и как от этого меняется структура группы. В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности, то есть человек подстраивается под нормы поведения и ценности того социума, частью которого она становится.
Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Процесс формирования личности – социализация – заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, а также принятых в обществе норм и ценностей
Социализация личности представляет процесс формирования личности в определённых социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальных опыт в собственные ценностные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те норма и шаблоны, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Правила поведения, приличия, нормы морали не одинаковы в разных обществах, и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.
15 Факторы, влияющие на эффективность деятельности группы
На эффективность работы группы влияют следующие факторы:
1. Руководство —определяет качество работы коллектива. Людей, от природы одаренных организаторскими способностями меньше, чем тех, кто обладает способностями математическими или музыкальными. В настоящее время психологи разработали методики по оценке организаторских способностей менеджеров.
2. Квалификация сотрудников. Коллектив должен состоять из таких сотрудников, которые могут плодотворно работать вместе, квалифицированно решая задачи, обеспечивающие конечные цели.
3. Микроклимат. В коллективе работают люди с разными ценностными установками и пристрастиями. Их сплачивают не только общие цели, но и эмоции. Преданность коллективу, высокая степень взаимной поддержки являются признаками нормального климата в коллективе. Недоверие, безразличие разъединяют коллектив.
4. Постановка целей. Четкость поставленных общих целей (цели) позволяет отдельным членам коллектива вносить свой вклад в общее дело. Эти цели формулируются для низовых коллективов в виде конкретных принципов, правил и даже лозунгов, а затем доводятся до сознания всех работающих.
5. Результаты работы. должны удовлетворять работников и материально и морально.
17 Агрессивное поведение: понятие, теоретические подходы
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или насильственного причинения вреда другому живому существу.
Типы агрессии: 1) физическая-активная-прямая агрессия – нанесение другому человеку прямого физического вреда (избиение или ранение); 2) физическая-активная-непрямая –непрямое нанесение физического вреда (сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага); 3) физическая-пассивная-прямая – состоит в физическом недопущении другого человека к желаемой цели или желаемой деятельности (сидячая демонстрация); 4) физическая-пассивная-непрямая – проявляется в отказе от выполнения необходимых задач (отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации); 5) вербальная-активная-прямая – состоит в словесном оскорблении или унижении другого человека; 6) вербальная-активная-непрямая – характеризуется распространением злостной клеветы или сплетен о другом человеке; 7) вербальная-пассивная-прямая – состоит в отказе разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы; 8) вербальная-пассивная-непрямая – выражается в отказе давать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).
19 Малая группа как универсальная система межличностного взаимодействия. Модели развития малой группы
Малая группа - это небольшие по составу общности людей, объединенных единой целью своей деятельности и находящихся в непосредственном личном взаимодействии (общении, учебной, профессиональной и т.д. деятельности). Их возникновение обусловлено общественно-экономическими причинами. С одной стороны общество создает для себя те «ячейки», в которых формируются начальные экономические и социальные ценности на которых оно само существует. С другой -- каждый человек, находясь в обществе, в силу социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, желания самоутвердиться стремиться войти в интересующую его группу.
Высший уровень группового объединения принято называть коллективом. Считается, что именно в коллективе каждый его член развивается всесторонне и творчески.
Стадии развития коллектива: 1. Стадия социального единства (исполнение порученной социальной роли)
2. Стадия корпоративного товарищества (взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки)
3. Стадия социальной зрелости. (единство воли действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций)
4. Стадия самоуправления (коллектив понимает своего руководителя с полуслова).
21 Теория групповой динамики К. Левина
К. Левин ввел в психологию и психотерапию понятие групповая динамика, подразумевая под этим процесс взаимодействия социальных и психологических детерминант (причин), воздействующих на поведение индивидов в группе. И хотя он практически не занимался терапевтической практикой, этот термин - групповая динамика - постоянно употребляется в смысле групповой процесс в групповой психотерапии.
От анализа мотивации поведения индивида, одиноко перемещающегося в своем психологическом пространстве, Левин переходит к исследованию группы, перенося на этот новый объект свои прежние схемы. Он становится инициатором разработки направления, названного «групповой динамикой». В рамках этого направления группа трактуется как динамическое целое, как особая система, компоненты которой (входящие в группу индивиды) сплачиваются под действием различных сил: симпатии — антипатии, авторитет, лидерство. Вследствие воздействия этих сил между людьми в малой группе складываются связи, и чем их больше, тем сплоченнее группа. Таким образом, группа исследуется в целом, а не как сумма входящих в нее индивидов.
Сущность группы, — отмечал Левин, — не сходство или различие ее членов, а их взаимозависимость. Группа может быть охарактеризована как «динамическое целое». Это означает, что изменения в состоянии одной части изменяют состояния любой другой. Степень взаимозависимости членов группы варьирует от несвязной массы к компактному единству».
23 Основные модели влияния меньшинства
Одна из первых моделей, позволяющих объяснить различия влияния меньшинства и большинства, была предложена М. Дойчем и Г. Джерардом. Они провели различие между информационным и нормативным влиянием.
Нормативное влияние — это влияние, направленное на то, чтобы человек соответствовал позитивным ожиданиям других людей. Действуя в соответствии с ожиданиями, человек стремится получить одобрение окружающих или избежать наказания. Сегодня, говоря о нормативном влиянии, психологи имеют в виду стремление человек к соблюдению распространенных в группе социальных норм.
Информационное влияние — это влияние, направленное на принятие информации, исходящей от другого человека, как заслуживающих доверия сведений об объективной реальности. Попадая в ситуацию неопределенности, человек обращается к одногруппникам как к источнику достоверной информации о том, что происходит вокруг него.
Дойч и Джерард полагали, что как информационное, так и нормативное влияние порождает конформизм. Однако авторы более поздних моделей предположили, что нормативное влияние является основны механизмом влияния большинства, а информационное — механизмо влияния меньшинства.
25 Лидерство как функция группы
Лидерство – способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.
3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой — индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувства восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделяют десять типов лидерства:
1. «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.
2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность «вожака» — носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.
3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самим сильным. Это доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и подчиняются смиренно.
27 Социальная идентичность
Социальная идентичность представляет собой часть идентичности личности один из элементов структуры личности человека, который возникает как результат идентификации человека или группы людей с социальной общностью. Социальная идентичность это форма самоописания, самопрезентации, ярлык, который человек принимает, оценивая свою соотнесенность с элементами социальной реальности. Социальную идентичность личности нужно отличать от психологической идентичности, которая представляет собой соотнесенность с самим собой. Психологическая идентичность, то есть понимание личности себя как себя является необходимым условием, но не достаточным для жизни в обществе. В процессе социализации личность осознает себя членом социальных групп, приобретает характеристики, общие для всех членов группы и тем самым идентифицируется с этими группами.
Характеристика социальной идентичности включает в себя три фактора:
• «Я-фактор» – признание себя членом группы;
• «Мы-фактор» - принятие группой личности в качестве члена группы;
• «Они-фактор» - признание принадлежности личности группе со стороны внешнего социального окружения.
29 Психология толпы: признаки, виды, поведение индивида в толпе
Есть типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы). Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:
многочисленность — как правило, это большая группа людей, так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы; • высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства; • эмоциональная возбужденность — типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей; • неорганизованность (стихийность)— эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность, а при наличии организации могут легко терять ее; • неустойчивость цели — наибольшие споры возникают вокруг такого признака толпы, как ее цельность—бесцельность: общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или, при ее наличии слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты