Экономика транспорта
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Экономика транспорта»
по дисциплине: «Экономика транспорта»
2021
15.00 BYN
Экономика транспорта
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Экономика транспорта
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
Поделиться
1. Налоги, включаемые в тарифы на оказание транспортных услуг.
2. Экономическая сущность и функции транспортных тарифов.
3. Принципы построения тарифов в условиях рыночной экономики.
4. Методы определения тарифов: средние издержки плюс прибыль; учета безубыточности обеспечения целевой прибыли; определение тарифов с ориентацией на спрос; определение тарифов с ориентацией на конкуренцию; параметрические методы установления тарифов.
5. Классификация транспортных тарифов.
6. Механизм применения сдельных и повременных тарифов.
7. Методика расчета тарифов: сдельных; за пользование грузовыми автомобилями из покилометрового расчёта; за повременное пользование грузовыми автомобилями.
8. Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.
9. Особенности установления цены на пассажирских автомобильных перевозках.
10. Методика расчета тарифов на перевозку пассажиров.
11. Тарифная политика предприятия на рынке транспортных услуг.
12. Государственное регулирование тарифов на транспорте.
13. Перспективы развития тарифной системы.
14. Конкурентоспособность транспортной продукции.
15. Источники конкурентных преимуществ автотранспортного предприятия.
16. Взаимосвязь конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности транспортной услуги.
17. Методы оценки конкурентоспособности транспортной услуги и предприятия.
18. Влияние уровня конкурентоспособности автотранспортного предприятия на его экономическое развитие.
2. Экономическая сущность и функции транспортных тарифов.
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Транспортный тариф – ставки, по которым перевозчик взимает плату за свои услуги в области транспортной деятельности: перевозку грузов и пассажиров, начально-конечные операции, другие услуги, связанные с перевозкой. Это система ставок, определяющих размер оплаты различных услуг или определенных действий, выполняемых транспортными организациями.
Тарифы на транспорте выполняют следующие функции:
– социально-экономическую – определяются потребности, нужды, запросы и возможности различных групп и слоев населения, агропромышленных организаций в транспортном обеспечении, разработка и изготовление товара и оказание услуг по приемлемым ценам и тарифам;
– развития – обеспечивает инновационное развитие транспортных организаций с предварительной оценкой эффективного вложения финансовых ресурсов в транспортную деятельность;
– экономической стабильности и безопасности – один из важнейших факторов устойчивого развития регионов страны, связанный со снабжением промышленных предприятий комплектующими изделиями и запасными частями, своевременным вывозом производимой продукции и поддержанием транзитного и экспортного потенциала страны.
Также выделяют несколько функций тарифа:
– учёта: показывает, во что обществу обходится удовлетворение потребностей в тех или иных транспортных услугах. Цена определяет, сколько затрачено ресурсов на производство транспортной услуги определенного типа и характеризует эффективность использования труда при их подготовке и реализации.
– стимулирования: выражается в том, что цена оказывает поощрительное или сдерживающее воздействие на производство и потребление транспортных услуг. Стимулирующее влияние цены на производство транспортных услуг проявляется через величину заключенной в ней прибыли: чем выше прибыльность, тем выше у производителя стимулы для её производства.
4. Методы определения тарифов: средние издержки плюс прибыль; учета безубыточности обеспечения целевой прибыли; определение тарифов с ориентацией на спрос; определение тарифов с ориентацией на конкуренцию; параметрические методы установления тарифов.
В настоящее время на транспорте используются методы определения тарифов:
«издержки плюс прибыль» основу тарифа составляет себестоимость перевозок. Поэтому при расчёте уровня тарифа по этому методу сначала производят расчёт себестоимости. После этого устанавливают размер тарифа с учётом разумной величины прибыли. В зависимости от вида тарифа себестоимость рассчитывается соответственно: на тонну перевозимого груза, тонно-километр, километр пробега, на один час эксплуатации автомобиля. Величина прибыли, закладываемой в тариф, зависит от желаемого и возможного уровня рентабельности перевозок.
Метод безубыточности и обеспечении целевой прибыли: предусматривает себестоимость на единицу продукции исходя из объема реализации транспортных услуг, который делает возможным получение намеченной прибыли. В случае, когда себестоимость меняется в результате изменения степени нагрузки производственных мощностей и объемов реализации, в качестве расчётного материала используют показатели степени загрузки производственных мощностей с учетом влияния конъюнктуры и других факторов, а затем определяют цену реализации на единицу транспортной услуги, которая при этих условиях обеспечивала бы целевую прибыль.
6. Механизм применения сдельных и повременных тарифов.
Применение сдельных тарифов: Определяется расстояние перевозки по данным дорожных органов, карте района или по списку расстояний, зафиксированных АТП. В межреспубликанском и междугородном сообщениях расстояние перевозки определяется по атласу автомобильных дорог. Определяется класс груза (по номенклатуре и классификации грузов, приведенной в прейскуранте 13—01). Определяется расчетная масса отправки груза. В зависимости от расчетной массы отправки и расстояния перевозки определяется ставка тарифа за перевозку 1 т груза. При определении тарифной ставки исходная ставка для груза 1-го класса (коэффициент 1,0) делится для грузов 2-го класса на 0,8, 3-го — на 0,6 и 4-го — на 0,5. Тарифный класс груза, не указанного в классификаторе, устанавливается по соглашению перевозчика и грузоотправителя путем поиска в классификаторе аналогичного груза либо на основе расчета реального коэффициента использования грузоподъемности автомобиля. Плата за перевозку определяется умножением ставки на расчетную массу отправки. Определяется норма времени простоя автомобиля у клиента (под погрузкой и разгрузкой, на взвешивание груза и др.) — по соглашению сторон в зависимости от конкретных условий или в соответствии с прейскурантом 13—01. Определяется плата за простой автомобиля у клиента. Определяется провозная плата за перевозку груза с учетом коэффициента индексации (согласно значению, установленному на конкретном предприятии).
8. Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.
Предъявление грузоотправителями к перевозке грузов с объявлением их ценности взимаются сборы.
Сбор за сопровождение и охрану грузов. За сопровождение и охрану грузов, которые должны сопровождаться и охраняться работниками ведомственной охраны взимаются сборы.
Сбор за погрузочно - разгрузочные работы. За погрузку и выгрузку грузов, а также контейнеров в вагоны и на автомобили средствами железных дорог в местах общего пользования в случаях с грузоотправителей и грузополучателей взимаются сборы.
Сбор за взвешивание груза. За взвешивание грузов железной дорогой взимаются сборы. Сбор за взвешивание грузов не взимается в случаях:
– проведения железными выборочных проверок соответствия массы грузов и других указанных в транспортных железнодорожных накладных сведений данным, внесенным грузоотправителями в такие накладные;
– проверки на железнодорожной станции назначения при выдаче груза его массы.
Сбор за переадресовку груза. За переадресовку железной дорогой перевозимого груза по заявлению грузоотправителя или грузополучателя, проводимую в соответствии с Правилами переадресовки грузов на железнодорожном транспорте взымаются сборы.
10. Методика расчета тарифов на перевозку пассажиров.
Роль автомобильного транспорта на транспортном рынке Республики Беларусь обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта. Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса дают автотранспорту преимущества при выполнении пассажирских городских и пригородных перевозок. К недостаткам автомобильного транспорта относят высокую себестоимость перевозок (значительно выше, чем на других видах транспорта); высокий уровень загрязнения окружающей среды; большую трудоемкость и низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей; большие металлоемкость и энергоемкость.
Пассажирские тарифы на автомобильном транспорте дифференцированы по территории страны, видам сообщений и предоставляемых пассажирам условий проезда. Пассажирские тарифы делятся на городские, пригородные и междугородные. В Республике Беларусь установлены тарифы на проезд пассажира (в городском сообщении) и пассажиро-километр (в пригородном). В других странах последние взимаются по поясам дальности поездки пассажиров. Всего установлено более 100 поясов дальности: до 100 км – 20 поясов по 5 км каждый, от 101 до 300 км – 20 поясов по 10 км и свыше 300 км до 1500 км – 45 поясов по 20 км. При поездках пассажиров автобусами в межобластном и междугороднем сообщении в стоимость билета включается страховой сбор. Заказные рейсы автобусов оплачиваются, как правило, по автомобиле-часам. Широко применяются свободные (договорные) тарифы на перевозки частным автотранспортом (маршрутными такси).
12. Государственное регулирование тарифов на транспорте.
Для различных видов транспорта существует специфика государственного регулирования при установлении тарифов на перевозки грузов и пассажиров. Основной целью государственного регулирования тарифов на транспорте является реализация тарифной политики государства, стимулирующей эффективную работу транспортных отраслей и обеспечивающей баланс интересов транспорта и потребителей транспортных услуг.
При государственном регулировании тарифов на услуги транспорта применяются следующие методы ценового регулирования:
– ограничение или установление уровней тарифов или их составляющих элементов (прибыли, рентабельности), текущая корректировка тарифов, совершенствование тарифных схем;
– контролируемая тарификация работ и услуг, выполняемых транспортными организациями;
– льготирование системы налогообложения на отдельные виды транспортной деятельности, акцизов на топливо и др.
14. Конкурентоспособность транспортной продукции.
Конкурентоспособность транспортной продукции – способность выдержать конкуренцию товаров – заменителей работ, услуг сточки зрения завоевания той доли рынка, которая обеспечивает благоприятную реализацию продукции и необходимый рост доходов транспортного предприятия.
Под транспортной продукцией понимается не только перевозка как процесс, но и сопутствующие работы и услуги, оказываемые транспортными организациями. Согласно экономической теории, создаваемая в сфере транспорта продукция, с учетом постулата о продолжении процесса производства в сфере обращения, т.е. перевозки – это особый товар, товар-услуга. Этот подход отвечает основным положениям маркетинга на транспорте.
Конкурентоспособность транспортной продукции можно определить как совокупность характеристик перевозки грузов (пассажиров),отражающую ее отличие от перевозок другими видами транспорта (либо с использованием иной комплексной технологии перемещения) как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по уровню транспортных затрат.
Управление конкурентоспособностью транспортной продукции - это сознательное комплексное воздействие на факторы конкурентоспособности транспортной продукции для достижения определенных целей и задач при обеспечении оптимального сочетания цены и качества.
16. Взаимосвязь конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности транспортной услуги.
Оценка конкурентоспособности производится с целью снижения транспортных затрат и удовлетворения требований клиента системой доставки грузов, режимами взаимодействия в начально-конечных пунктах. Конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики есть обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами. От того, на сколько конкурентоспособная организация, определяется конкурентоспособностью ее услуг. Конкурентоспособность транспортной продукции можно определить как совокупность характеристик перевозки грузов (пассажиров),отражающую ее отличие от перевозок другими видами транспорта (либо с использованием иной комплексной технологии перемещения) как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по уровню транспортных затрат. Конкурентное преимущество транспортного предприятия – это преимущество над конкурентами, которое достигается за счет предоставления потребителям услуг по перевозке грузов и пассажиров высшей ценности не только за счет низших цен, но и за счет предоставления больших выгод, которые оправдывают высшие цены (высокое качество перевозок, скорость выполнения заказа, своевременная доставка, предоставление современного технически исправного транспортного средства и т. п.).
18. Влияние уровня конкурентоспособности автотранспортного предприятия на его экономическое развитие.
При оценке своей конкурентоспособности фирма прежде всего определяет главных конкурентов, собирает сведения об их сильных и слабых сторонах, местоположении, доле в общем объеме перевозок по региону, объеме и номенклатуре оказываемых услуг, дополнительном сервисе, ценовой и сбытовой политике, наличии провозных возможностей, переспективах их расширения и т.д. Сбор информации о конкурентах — довольно сложная задача. В определенной степени здесь оказывается полезным изучение коммерческих и рекламных материалов, финансового состояния (при наличии возможности), но часто необходимые сведения можно получить от своих клиентов, которые поддерживают отношения с конкурентами.
Транспортным организациям целесообразно проанализировать, в какой степени услуги, оказываемые ими и их конкурентами, отвечают предъявляемым требованиям в отношении срочности, технологии доставки, уровня тарифов, а также важнейшие мотивы клиентов при выборе альтернативных услуг и т. п.
Конкуренцию можно подразделить на два основных вида – ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает изменение (снижение) тарифа на перевозки, выполняемые одной АТО, по сравнению с тарифами, применяемыми другими АТО. Снижение тарифов позволяет привлечь новых клиентов и охватить большую долю транспортного рынка региона.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты