Социальная работа
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Социальная работа»
по дисциплине: «Социальная работа»
2021
15.00 BYN
Социальная работа
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Социальная работа
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Поделиться
1. Феномен социальной помощи и поддержки в обществе: исторический контекст.
2. Модели социальной помощи и поддержки в архаических обществах и цивилизационных общностях Древнего Востока.
3. Практика социальной помощи и поддержки в древнегреческом обществе.
4. Социальное законодательство, общественное призрение и благотворительность в Древнем Риме.
5. Социальная помощь и благотворительность в зарубежных странах в период средневековья (V— первая половина XVII в.).
6. Система помощи нуждающимся у восточных славян и в Древней Руси (конец I тыс. до н. э. – XIV в.).
7. Социальная помощь в Московской Руси (XV—XVII в.в).
8. Формы социальной помощи и поддержки населения в Великом княжестве Литовском (XIII—XVIII вв.
9. Социальная помощь за рубежом в Новое время (вторая половина XVII– начало XX вв.).
10. Развитие форм социальной помощи и поддержки нуждающимся в Северной Америке (середина XVIII – начало XX вв.).
11. Эволюция социального строя и характера благотворительности в России (ХVII- нач. XIX вв.).
12. Российская практика государственного, общественного призрения и частной благотворительности (XIX– первая половина XX вв.).
13. Формы социальной помощи и поддержки населения в Беларуси (конец XVIII – начало XX в.в.).
14. Конфессиональная помощь, развитие частной благотворительности и меценатства на Беларуси в ХIХ – начале ХХ в.в.
15. Европейские модели социальной работы и социального обеспечения в 20 веке.
16. Североамериканская профессиональная социальная работа в системе социального обеспечения в XX - начале XXI веков.
17. Советская практика социальной работы в системе социального обслуживания населения в XX веке.
18. Социальная работа в Беларуси в советский период.
19. Формирование на Беларуси современной системы социальной защиты: достижения, проблемы, тенденции.
2. Модели социальной помощи и поддержки в архаических обществах и цивилизационных общностях Древнего Востока.
В конце IV-начале III тысячелетия до нашей эры на территории Древнего Востока - в междуречье Евфрата и Тигра, в Египте и некоторых других землях этого региона - появляются первые государственные образования. Сначала это были сравнительно небольшие города-государства с прилегающими округами, потом некоторые из них погибали, а другие постепенно превратились в мощные империи. В этих государствах также осуществляется определенная помощь различным категориям нуждающихся.
Возникновение государственного аппарата и богатого жречества сопровождалось серьезным ухудшением положения многих свободных общинников, поскольку последние потеряли значительную часть своих земель, и количество собираемого урожая заметно снизилось: их бывшая земля попала в руки знати и храмов. В этих условиях при возросшей эксплуатации со стороны государства многие свободные земледельцы и ремесленники фактически попадали в положение люмпенов и были вынуждены или продаваться в рабство, или жить случайными заработками и просить подаяния. Именно с появлением государства возникает понятие «нищий».
Ко времени прихода к власти Хаммурапи в Вавилонском царстве сложилось достаточно сложное экономическое положение. Главным бичом страны стали ростовщики, которые под очень крупные проценты (от 20 до 50) давали заемы своим же свободным согражданам, а затем фактически за бесценок отбирали все их имущество, а их самих обращали в рабство. Свободное непривилегированное население Вавилона (т.е. основные налогоплательщики) резко сокращалось, их уровень жизни падал, рядовые воины были недовольны дороговизной, в достатке жили лишь крупные вельможи и те же ростовщики. Хаммурапи осознал всю опасность подобного положения и принял ряд законов, направленных на ограничение ростовщичества и поддержку простого населения. Особо защищались имущественные права воинов. Так, даже если сам воин продавал свой полученный на время службы (фактически пожизненно) земельный надел, то покупатель терял деньги, а имущество принудительно возвращалось прежнему владельцу. Если после смерти воина у него оставался маленький сын, то вдове выделялась треть надела, чтобы она могла вырастить будущего воина.
4. Социальное законодательство, общественное призрение и благотворительность в Древнем Риме.
Несколькими столетиями позже подобные проблемы: обнищание значительной части свободного населения за счет долгов и переизбыток праздных граждан в городах - возникли и в Римской республике, а затем и в Римской империи. Еще со II в. до н.э. в Римской республике отмечалось обезземеливание крестьян, что приводило сразу к двум весьма неприятным последствиям: во-первых, к скапливанию в самом Риме люмпенизированного населения, которое не принимало активного участия в производительном труде - ему было трудно конкурировать с ремесленниками, у которых трудились фактически бесплатные рабы.
В этих условиях часть римской «политической элиты» попыталась провести реформы по предоставлению земельных участков безземельным римским гражданам с целью привлечения их к производительному труду и увеличения потенциального резерва для воинских наборов. Земли, которые предполагалось раздать мелкими наделами, были общественными, находились в аренде у богатых патрициев и обрабатывались рабами. Попытка проведения этой реформы называется движением братьев Гракхов. Как известно, реформа эта не удалась.
Подобная практика, несомненно, несла в себе элементы социальной поддержки, поскольку часть раздач доставалась именно беднейшим слоям населения, неработоспособным старикам и инвалидам. Кроме того, особые льготы были установлены для многодетных отцов семейств, имевших трех и более детей. С другой стороны, подобные раздачи несли также функцию «подкупа» беднейшей части населения и приучения его к праздности, поскольку деньги появлялись, главным образом, за счет ограбления вновь завоеванных земель. Следует отметить, что вскоре Цезарь решил упорядочить и несколько снизить ежемесячную бесплатную раздачу зерна и сократил число получавших с 320 до 150 тысяч. В качестве компенсации диктатор приказал аннулировать все проценты по долгам, а они доходили до 25 в год.
6. Система помощи нуждающимся у восточных славян и в Древней Руси (конец I тыс. до н. э. – XIV в.).
Гуманистические национальные традиции славян складывались под влиянием многих факторов, среди которых были их условия жизни и быта.
Преимущественное занятие земледелием и скотоводством, свойственное восточным славянам еще на ранней стадии своего развития, имело большое значение для зарождения у них таких черт народного характера, как уравновешенность, незлобливость, отражающих простоту их быта, нравов и обычаев. Об этом говорят и письменные свидетельства западных путешественников древности, побывавших среди славянских племен. Славяне, как отмечает С. М. Соловьев, своею нравственностью производили на них выгодное впечатление, многие из путешественников обращали внимание на то, что между славянами очень редко попадаются злые и лукавые.
Однако формирование этих черт народного характера (человеколюбие, незлобливость, открытость души) у восточных славян шло не только под влиянием основных видов их деятельности (хлебопашество, скотоводство, ремесленничество) и затянувшегося дольше, чем у других народов, родового общественного устройства, но и среды обитания, тех географических и природно-климатических условий, в которых они находились вследствие естественно-исторических процессов передвижения и расселения народов. Значение этих факторов отмечается большинством исследователей древнейшей истории России. Внешняя природа, считал В. О. Ключевский, нигде и никогда не действует на все человечество одинаково. Неравномерность этого воздействия сказывается на местных особенностях людей, прежде всего бытовых и духовных, какие вырабатываются у них под очевидным влиянием окружающей природы. Взятые во всей своей совокупности, эти особенности и составляют народный темперамент.
В результате такого свободного расселения люди всякий раз попадали в новые условия своей жизнедеятельности, при которых завязывались и новые отношения с окружающим их миром, отражающие специфику этих мест, определявших в значительной мере своеобразие развития народной жизни, ее особый склад и характер.
8. Формы социальной помощи и поддержки населения в Великом княжестве Литовском (XIII—XVIII вв.).
В ВКЛ основная нагрузка в профилактике и борьбе с нищенством ложиться на местные органы самоуправления, что свидетельствует о приверженности к западным образцам. В этом мы видим одну из основных отличительных особенностей развития истории процесса социальной помощи в России и на Беларуси в данный период. В ВКЛ вплоть до последней четверти XVIII в. (т.е. до вхождения территории Беларуси в состав Российской империи) в деле социальной помощи нуждающимся, профилактики и преодоления феномена социальной патологии роль муниципалитетов, других местных органов власти продолжала оставаться 26 весьма значительной в отношении к самым различным категориям населения.
В деле профилактики бедности и обнищания в белорусских сельских общинах широко использовалась такая издревле известная у южных и западных славян форма трудовой взаимопомощи как «толока» - выполнение определенной хозяйственной работы общинниками в одном из крестьянских дворов Одним из основных объектов в сфере социально-помогающей деятельности белорусской крестьянской общины были одинокие старики. «Институт старцев» закрепился еще в архаический период как общиннородовая форма помощи и в ВКЛ получил дальнейшее развитие.
В социально-знаковой оппозиции по отношению к здоровым и работоспособным членам общины находились не только старики, но и дети, которые хотя и относились к разным социовозрастным группам, но объединялись по общему признаку "сиротства". Поэтому многие из общинных форм призрения стариков, применялись и к детям (поочередное кормление малолетних сирот по домам, отдача призреваемого приемным родителям, общинное призрение). Целый ряд статей "Белорусской конституции" (Статут 1588 г.) и других более ранних нормативно-правовых актов предусматривал защиту прав сирот и малолетних.
10. Развитие форм социальной помощи и поддержки нуждающимся в Северной Америке (середина XVIII – начало XX вв.).
К XVIII в. Церковь окончательно утратила свои позиции единственного благотворителя, и западноевропейский мир во многом обратился к идеям Платона и Аристотеля. Гражданское общество берет на себя обязанности по оказанию помощи всем нуждающимся, идеология христианского милосердия сменяется идеями социальной инженерии, хотя церковно-христианская благотворительность как институт поддержки еще продолжает свою деятельность.
В XVIII в. оформляются идеи государственного подхода к поддержке нищих и нуждающихся. Так, Монтескье в деле помощи нуждающимся ведущую роль отдавал государству, которое, по его мнению, должно предоставлять своим нуждающимся гражданам пропитание, одежду и возможность вести «здоровый образ жизни». Ларошфуко считал помощь нуждающимся делом всей нации. Идеи государственного обеспечения были оформлены в период Великой Французской революции. Основные подходы идеологи Революции связывали со справедливым перераспределением капиталов и доходов благотворительных заведений. Соответствующими декретами были установлены права многодетных семей, вдов и престарелых, не имеющих кормильцев. Именно тогда появляется такое понятие, как пенсия. Она назначается государством лицам, не имеющим возможности самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень. Декларируется, что общественная помощь беднякам является священным долгом государства, оно обязано либо предоставлять им работу, либо содержать их, а также материально обеспечивать тех, кто не в состоянии трудиться.
Таким образом, к XIX в. сложились предпосылки к тому, чтобы государственная помощь и взаимопомощь слились в единый социокультурный процесс, со своими традициями, принципами, ценностями, формами. К этому же периоду сложились определенные подходы к пониманию таких социальных феноменов, как бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство и т.п. Возникла потребность не только в системном осмыслении всех этих явлений, но и практических шагов в решении связанных с ними проблем.
Если первоначально попечительская помощь определялась внутренней готовностью человека оказать помощь нуждающемуся, то с развитием самостоятельных видов общественного призрения и их организационным оформлением можно констатировать тенденцию к нивелированию общественного характера попечительства, его приобщение к рационально-общественным формам современного управления и уход от естественных общественных образований.
12. Российская практика государственного, общественного призрения и частной благотворительности (XIX– первая половина XX вв.).
Назовем основные факторы, определившие специфику подхода к социальной помощи в России в XVIII - первой половине XIX вв.: - наличие сильного централизованного государства, контролировавшего почти все стороны жизни общества; - наличие «классического» крепостного права и ярко выраженных традиций сельской внутриобщинной помощи, имевшей место как у крепостных, так и у лично свободных крестьян; - отсутствие, в отличие от католических стран, многовекового опыта оказания централизованной церковной поддержки и очень прочная народная традиция раздачи щедрой безразборчивой милостыни.
Очередная попытка коренным образом изменить процесс проведения социальной поддержки в России была предпринята Екатериной II в начальный период ее царствования - 60 - 70-е гг. XVIII в. Воспитанная на идеалах французского Просвещения и находившаяся в личной переписке с французскими философами, Екатерина попыталась на практике осуществить их социальные проекты в плане общественной помощи. Как уже отмечалось, это была, пожалуй, самая серьезная попытка реализовать некоторые идеи философии Просвещения в отдельно взятой стране. Эти устремления императрицы нашли отражение в официальном государственном документе – «Дополнении к большому Наказу». Таким образом, согласно екатерининской политике в сфере социальной поддержки, Приказ общественного призрения на практике должен был выполнять сразу несколько задач: помогать больным и неимущим одиноким лицам, воспитывать сирот и детей-бродяг, предоставлять работу желающим и насильственно привлекать к ней не желающих трудиться добровольно. На практике Приказы общественного призрения создавались в российских губерниях на протяжении нескольких десятилетий. Далеко не все из них приобрели полный штат заведений, они ведали, преимущественно, приютами, больницами для бедных и богадельнями, а работные и смирительные дома в российской глубинке практически не создавались: добровольно трудиться за мизерную плату в казенных мастерских находилось мало желающих, а лиц, склонных к асоциальному поведению, сажали в обычные тюрьмы.
В короткий период царствования Павла I не произошло заметных реформ в сфере общественного призрения. Однако именно в этот период в России было создано первое крупное полугосударственное благотворительное общество, позднее получившее название Мариинского, по имени его первой руководительницы - супруги Павла - императрицы Марии Федоровны. Полугосударственные благотворительные общества - явление чисто российское, практически не получившее долговременных аналогов на Западе.
14. Конфессиональная помощь, развитие частной благотворительности и меценатства на Беларуси в ХIХ – начале ХХ в.в.
Центрами, где в Древней Руси сосредотачивалась благотворительность, служили храмы и монастыри. При многих монастырях, которые славились своей благотворительностью, устраивались богадельни, больницы. Такая благотворительная деятельность распространялась во время войны, неурожая, голода, и тысячи людей находили себе помощь и пристанище благодаря этим благотворительным церковным монастырским учреждениям.
В 17 столетии патриархами Иовым и Никоном были учреждены так называемые нищепитательницы; в них собирали людей, которые сами не могли себе помочь. Сохранилась даже записка того времени (XVII век) – «Слово о приютах», в котором предлагался следующий, говоря современным языком, проект: предлагалось учредить общества милосердия. Члены этих обществ должны были разделяться на два вида: одни должны посещать бедных в домах и узнавать об их нуждах, а другие – определять пособия. Это был своеобразный проект милосердия в XVII веке.
Несмотря на значительные сдвиги в государственно-общественном призрении на рубеже XIX-XX вв., они мало чем затронули белорусское крестьянство, которое составляло подавляющее большинство населения Беларуси. Как самостоятельная сфера общественного призрения крестьянские формы помощи и взаимопомощи во многом сохранили свою специфику. Изменения в российском законодательстве лишь юридически упорядочили эти процессы. Перекладывая заботу об инвалидах, нищих, престарелых, сиротах, неимущих и т.д. на их родственников и сельские общества, одновременно освобождая от этих обязанностей помещиков, правительство закрепляло на селе архаические способы помощи и взаимопомощи.
Основными традиционными формами общественного призрения и взаимопомощи у белорусских крестьян на рубеже являлись: общинное или родственное призрение; подаяние, милостыня (в основном продуктами и одеждой); единовременные, периодические или постоянные денежные 84 пособия; распределение на сельское общество платежей неимущих крестьян; помещение детей или престарелых, инвалидов в учреждения призрения; "толока" или трудовая помощь в полевых и других работах.
16. Североамериканская профессиональная социальная работа в системе социального обеспечения в XX - начале XXI веков.
Практика социальной работы в данный период начинает осмысляться как профессиональная деятельность, претерпевает изменение не только идеология помощи, но и сама номинация. В 1900 году Симон Паттен предлагает заменить понятие «благотворительность» на термин «социальная работа», поскольку этот термин наиболее адекватно отражал новое состояние деятельности в обществе всех сторонников благотворительных сил. Можно отметить, что именно в начале века происходит обоснование не только практики социальной работы в таких ее формах, как индивидуальная работа, работа со случаем, работа с группой, но и движение за признание социальной работы как вида профессиональной деятельности.
В начале XX века получает распространение идеология индивидуального подхода к нуждам клиентов, которая находит распространение в различных областях социальной работы: медицинской, консультирования в области трудовых отношений, по проблемам пенологии (науки о наказаниях в тюрьмах), детского попечительства
В 1917 году выходит книга «Социальные диагнозы», в которой М. Ричмонд были обоснованы теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы. В «Социальных диагнозах» суммируется предшествующий опыт и определяются основы научного подхода к индивидуальной работе.
Большую роль в оформлении диагностических подходов сыграли работы 3. Фрейда. До 1917 года 3. Фрейд был известен в США только небольшому кругу специалистов, в основном психиатрам и врачам. В 1909 году он первый раз побывал в США и читал лекции в Университете Кларка в штате Массачусетс. Несмотря на это, М. Ричмонд включает в методологию анализа случая подходы психоанализа и исследует психологические и интрапсихические процессы в контексте социальных проблем индивида, обосновывая научную процедуру диагностирования.
18. Социальная работа в Беларуси в советский период.
Первые после октябрьской революции годы на территории Беларуси (как и повсеместно в России) стали переломными в подходах к проблемам социальной помощи и поддержки. Вставшая у власти партия большевиков, основываясь на идеях жестко определенной «вождем всемирного пролетариата» коммунистической доктрины взяла курс на упразднение всех органов частной и общественной благотворительности. Государство с 1917г. становится единственным субъектом помощи. Понятие «благотворительность» на десятилетия исчезает не только из официальных документов, но и из советских словарей, энциклопедий и т.п. Церковь более не рассматривалась как партнер государства в деле социальной помощи.
Три периода в оформлении идей советской модели социальной поддержки: I – с 1919 по 1941 г., когда происходит познание социальной помощи досоветского периода, отказ от древних, отечественных традиций милосердия и благотворения, социальное обеспечение и социальное страхование в социалистическом обществе; II - 1941-1945 гг., когда в экстремальных условиях, вызванных военными действиями, происходит единение государственных и общественных сил и средств помощи населению на основе общечеловеческих ценностей белорусской ментальности; III - 1950-е - начало 1990-х гг., сохраняется и развивается система социального обеспечения и социального страхования в условиях «развитого социализма» на всем пространстве СССР, особо интенсивно развивается 90 врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой реабилитации инвалидов и помощи другим категориям «льготников».
В соответствии с Положением в сферу социального обеспечения вошли: государственное обеспечение инвалидов труда и других категорий; организация морально-бытового, культурного, лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного обслуживания; руководство деятельностью учреждений социального обеспечения; работой ВТЭК; руководство работой протезных учреждений, сетью касс общественной взаимопомощи; подготовка кадров работников по социальному обеспечению, составление планов развития социального обеспечения БССР; утверждение законов по социальному обеспечению. Для различных категорий инвалидов предусматривались определенные льготы: налоговые, медицинские, коммунальные.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты