Психология
ГГТУ им.П.О.Сухого (Гомельский государственный технический университет)
Шпаргалка
на тему: «Психология»
по дисциплине: «Психология»
2021
15.00 BYN
Психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Поделиться
1. Возникновение агрессии в теории влечений 3. Фрейда.
2. Возникновение агрессии в индивидуальной психологии А. Адлера.
3. Возникновение агрессии в социодинамической теории К. Хорни.
4. Теория человеческой деструктивности Э. Фромма
5. Классическая фрустрационная модель агрессии Дж. Долларда и Н. Миллера.
6. Когнитивно-неоассоциативная модель агрессии Л. Берковица.
7. Аффективно-динамический подход к возникновению агрессии И.А. Фурманова.
8. Теория социального научения: агрессия как усвоенное поведение в процессе социализации
9. Эффекты от демонстрации агрессивного поведения теории социального научения.
10. Теория психологического дисфункционирования А. Эллиса. Здоровая и нездоровая агрессия.
11. Особенности проявления агрессии в период раннего детства.
12. Особенности проявления агрессии в младшем дошкольном и старшем дошкольном возрасте.
13. Особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте.
14. Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте.
15. Половозрастная динамика физической, вербальной, косвенной агрессии и негативизма.
16. Особенности проявления агрессии у взрослых.
17. Гендерные особенности проявления агрессии.
18. Объяснения гендерных различий в агрессии: модель гормональной обусловленности; социобиологическая модель; социально-ролевая модель; модель эмоционального возбуждения.
19. Социализация агрессивности: научение контролю собственных агрессивных устремлений
20. Основные механизмах научения формам поведения: имитации, копировании, подражании и идентификации.
21. Социально-психологические и ситуативные предпосылки агрессивности.
22. Влияние телевидения на появление агрессии у детей от рождения до 3 лет.
23. Влияние телевидения на появление агрессии у детей от 3 до 5 лет.
24. Влияние телевидения на появление агрессии у детей от 6 до 11 лет.
25. Влияние телевидения на появление агрессии у детей от 12 до 17 лет.
26. Стратегии родительского поведения в ограничении влияния насилия на телевидении на детей
27. Роль телевидения в профилактике насилия.
28. Влияние агрессивных видеоигр на детей различных возрастов.
29. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию
30. Индикаторы сексуального насилия: физические, поведенческие.
31. Последствия сексуального насилия над детьми
32. Причины неразглашения факта сексуального насилия или инцеста
33. Дети, подвергшиеся физическому насилию
34. Индикаторы физического насилия: физические, поведенческие, семейные.
35. Последствия физического насилия.
36. Причины жестокого обращения с детьми.
37. Дети, подвергшиеся оскорблениям и унижениям
38. Формы психологического насилия.
39. Индикаторы психологического насилия: физические, поведенческие, социальные, в семье, в школе.
40. Взаимосвязь системы внутрисемейных отношений и нарушений поведения у детей по Д. Олвеус.
41. Модель взаимосвязи между характером семейного руководства и агрессивностью Дж. Паттерсона.
42. Стили семейного воспитания и нарушения поведения у детей.
43. Сопутствующие факторы семейного воспитания и нарушения поведения.
44. Социально-психологические факторы семейного насилия.
45. Структура семьи как фактор риска агрессии и насилия
46. Модель общения в семье как фактор риска агрессии насилия.
47. Социально-экономические факторы семейного насилия.
48. Физические наказания в семье и их последствия.
49. Насилие в супружеских отношениях. Цикл насилия
50. Последствия супружеского насилия.
51. Понятие школьного насилия.
52. Личность жертвы в школьном насилии
53. Последствия школьного насилия.
1. Возникновение агрессии в теории влечений 3. Фрейда.
Основоположник этой теории 3. Фрейд считал, что поведение человека определяют два наиболее мощных влечения: сексуальное влечение (либидо) и влечение к смерти (танатос). Первое рассматривалось как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второе несет в себе энергию разрушения, его задачей является «приводить все органически живущее к состоянию безжизненности» — это злоба, ненависть, деструктивность.
3. Возникновение агрессии в социодинамической теории К. Хорни.
Другой представитель психоанализа — К. Хорни отмечала, что агрессивность у ребенка возникает, когда он признает и принимает как должное враждебность окружающих и сознательно или бессознательно решается на борьбу, чтобы защитить себя и отомстить. Агрессивность, стремление причинить боль трактуются К. Хорни как невротическая защитная реакция человека, который чувствует угрозу удовлетворению своих нужд и потребностей, своим ценностям, своему достоинству, считает себя отвергнутым, униженным, обманутым. Постоянный источник такой угрозы — конкуренция в сексуальной, семейной, профессиональной и других сферах жизнедеятельности .
6. Когнитивно-неоассоциативная модель агрессии Л. Берковица.
В своих более поздних работах Л. Берковиц [L. Berkowitz, 2001] видоизменил свою теорию детерминации агрессии определенными стимулами. Он пришел к выводу, что посылы к агрессии вовсе не являются обязательным условием для возникновения агрессивной реакции.
В новой редакции своей теории Л. Берковиц акцентировал внимание на роли эмоциональных и познавательных процессов в возникновении агрессивной реакции.
9. Эффекты от демонстрации агрессивного поведения теории социального научения.
В психологической литературе, посвященной насилию в семье, описываются так называемые «эстафета насилия» и «цикл насилия».
Суть первой сводится к тому, что дети, видевшие проявления физического насилия в отношениях между собственными родителями, склонны воспроизводить подобные действия в общении с другими людьми.
12. Особенности проявления агрессии в младшем дошкольном и старшем дошкольном возрасте.
В раннем дошкольном и дошкольном возрасте достаточно обоснованно принято считать, что проявления агрессивности во многом связаны с процессами полоролевой идентификации ребенка или особенностями «эдиповой ситуации» в семье. В частности, использование техники «Doll-play» (когда ребенок играет в куклы, обозначающих членов семьи) позволило установить, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью к куклам, чем игра девочек. Наибольшая агрессия у мальчиков наблюдалась к кукле «отец», а наименьшая — к кукле «мать», у девочек — наоборот.
15. Половозрастная динамика физической, вербальной, косвенной агрессии и негативизма.
В результате исследования было установлено, что у мальчиков в 16-летнем возрасте показатели физической агрессии имеют тенденцию к снижению, однако в дальнейшем уровень агрессивности восстанавливается. У девочек такой спад отмечается в 14-летнем возрасте, но уже к 15 годам наблюдается значительное увеличение уровня физической агрессии, а затем дальнейшая его стабилизация.
18. Объяснения гендерных различий в агрессии: модель гормональной обусловленности; социобиологическая модель; социально-ролевая модель; модель эмоционального возбуждения.
Модель гормональной обусловленности объясняет повышенную склонность к агрессивному реагированию содержанием мужского полового гормона тестостерона. Согласно данному подходу, межполовые различия в агрессивном поведении отчасти обусловлены более высоким уровнем содержания тестостерона у мужчин. Однако, целому ряду исследователей, пытающихся установить связь между тестостероном и агрессивным поведением у людей, не удалось подтвердить предполагаемое значение тестостерона в мужской агрессии [Б. Крейхи, 2003].
21. Социально-психологические и ситуативные предпосылки агрессивности.
На возникновение агрессии часто оказывают влияние не только факторы, опосредованные особенностями процесса развития в онтогенезе и социализации, но и социально-психологические и ситуативные факторы. К числу таких основных факторов можно отнести следующие.
1. Оценка другими людьми. Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Однако здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя. Так, например, экспериментально доказано, что если за поведением детей наблюдал человек, воспринимавшийся ими как лицо, склонное к агрессии (скажем, тренер по восточным единоборствам), то дети проявляли больше актов агрессивного поведения.
24. Влияние телевидения на появление агрессии у детей от 6 до 11 лет.
Период с 6 до 11 лет (начальная школа) является критическим для понимания влияния телевидения на агрессивность. В этом возрасте у детей развиваются когнитивные способности, позволяющие следить за сюжетом, способности делать выводы по содержанию и распознавать мотивацию и последствия действий героя. Помимо этого они затрачивают все меньше и меньше усилий, чтобы сфокусировать внимание на экранном изображении.
В период с 6 до 11 лет дети все еще часто смотрят мультфильмы, но также они начинают смотреть более «взрослые» или семейно-ориентированные программы. Кроме того, у них обнаруживается поразительный интерес к триллерам, которые они смотрят, намеренно себя пугая в попытке преодолеть собственные страхи.
27. Роль телевидения в профилактике насилия.
Психологические исследования в области изучения влияния агрессии на экране на детей показали, что, с одной стороны, эффектами такого воздействия являются имитация насилия и преступных форм поведения, развитие толерантности к насилию в реальной жизни, импульсивность при решении возникающих конфликтов. В частности, было доказано [В. S. Centerwall, 1993; A. Dorr, Р. Kovaric, 1980; N. Signorielli, 1991], что насилие на телеэкране повышает вероятность проявления агрессивных черт у молодых людей, а также содействует возрастанию преступлений, связанных с насилием.
30. Индикаторы сексуального насилия: физические, поведенческие.
К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся: порванная одежда; окрашенное или испачканное кровью нижнее белье; боль или зуд в половой области; гематомы в области половых органов; кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов; гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах; боль в животе; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера; запоры; нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции; венерическая болезнь; беременность.
33. Дети, подвергшиеся физическому насилию
Как показывают различные международные исследования, каждый день из-за жестокого обращения с детьми или отсутствия должной заботы погибают 3 ребенка. Более чем в половине всех случаев нанесения детям телесных повреждений они подвергались физическому насилию со стороны своих родителей, причем отцы и матери замешаны в этом примерно одинаково. Среди других лиц, уличенных в жестоком обращении с детьми, число мужчин превышает число женщин в 4 раза. Физическому насилию чаще подвергаются мальчики. Маленькие дети получают более тяжелые физические повреждения, чем дети старшего возраста. Около половины всех случаев, повлекших серьезные телесные повреждения или смерть, приходится на детей в возрасте до 3-х лет [Г. Крайг, 2000].
36. Причины жестокого обращения с детьми.
Жестокое обращение с детьми можно рассматривать с психиатрической, социологической и ситуационной точек зрения [Г. Крайг, 2000].
Психиатрическая модель. В центре психиатрической модели стоят личность и семейная история родителей. Основная мысль заключается в том, что жестокие родители больны и требуют психиатрического лечения том, что жестокие родители больны и требуют психиатрического лечения.
Социологическая модель. Здесь упор делается на транслируемые в средствах массовой информации пропаганду и внушение того, что насилие — это вполне приемлемый способ разрешения конфликтов.
39. Индикаторы психологического насилия: физические, поведенческие, социальные, в семье, в школе.
К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся: сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез; психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо; замедление физического, психического и общего развития ребенка.
К поведенческим индикаторам относятся: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие или, наоборот, чрезмерная ранимость; понижение самооценки и самоуважения; переживания фрустрации; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе, задумчивость или, наоборот, агрессивность; «прилипчивость» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; социальная беспомощность; ночные приступы страха, плохой сон; отсутствие интереса к играм.
42. Стили семейного воспитания и нарушения поведения у детей.
Авторитарная гиперпротекция. При этом стиле семейного воспитания родители, уделяя ребенку много времени и внимания, не оказывают ему эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении с ними и часто используют наказания.
Доминирующая гиперпротекция. Стиль примечателен тем, что ребенок находится в центре внимания родителей, которые стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Наряду с этим, к нему предъявляются непомерные требования, которые часто не соответствуют его реальным возможностям. В случае невыполнения требований к нему применяются очень строгие санкции. Мелочная опека, жесткий контроль за поведением, чрезмерное навязывание родительской воли лишают, таким образом, ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга.
45. Структура семьи как фактор риска агрессии и насилия
Исследования показывают, что факторы и условия, которые способствуют жестокому обращению с детьми, достаточно многочисленны [A. Browne, 1988; М. A. Straus, 1980].
1. Неполные и/или многодетные семьи. Часто неполная или многодетная семья создают больше предпосылок для возникновения стресса, чем обычная семья. Это связано с более тяжелым материальным положением, дефицитом свободного времени у родителей, неравномерным распределением внимания детям. Нестабильность семьи, которая существенно затрудняет формирование семейной системы, является серьезным стрессогенным фактором как для родителя, так и для детей (например, когда мать часто меняет сожителей).
2. Семьи с отчимом или приемными родителями. Как показывают многочисленные исследования, например, риск сексуального насилия над девочкой в семьях с отчимом увеличивается.
48. Физические наказания в семье и их последствия.
Физические (телесные) наказания – это использование физической силы с намерением воздействовать на ребенка, чтобы он почувствовал боль, но без нанесения серьезного ущерба (ран, увечий, ожогов и прочее), с целью исправления или контроля его поведение. Так что физическое наказание – это и легкие шлепки по рукам и ягодицам, и увесистые подзатыльники, и порка. Здесь важным является и как сам причиненный вред, так и намерение причинить вред. Иными словами, целью такого «воспитательного» воздействия является не только вызов болезненных ощущений, которые и делают это наказание действенным, но и стремление родителя причинить боль. Эти два момента позволяют дифференцировать наказание от многих других действий родителей, которые могут причинять боль ребенку непреднамеренно (например, хватание падающего малыша, обрабатывание ссадины йодом и прочее).
51. Понятие школьного насилия.
Школьное насилие — это вид насилия, при котором по отношению к ученикам происходит применение силы со стороны учителей или других учеников. Кроме того, хоть и крайне редко, но бывает применение силы учеников по отношению к учителю. Школьное насилие, как и насилие в других сферах межличностных отношений, подразделяется на физическое и психологическое.
Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику или учителю, в результате которого возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение ударов, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты