Философия
МГЭУ им.А.Д.Сахарова (Международный государственный экологический университет)
Шпаргалка
на тему: «Философия»
по дисциплине: «Философия»
2021
15.00 BYN
Философия
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Философия
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Поделиться
1. Предмет философии. Функции философии. Основные философские проблемы. Структура и специфика философского знания.
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения.
3. Философия древней Индии: школы, представители, проблемы и идеи.
4. Философия древнего Китая: школы, представители, проблемы и идеи.
5. Ранняя древнегреческая философия: основные школы, представители, проблемы и идеи.
6. Философия Сократа и Платона, Аристотеля.
7. Философия эпохи эллинизма: основные школы, представители, проблемы и идеи.
8. Средневековая философия: этапы, представители, проблемы, идеи.
9. Учение А. Августина о Боге, мире и человеке. Номинализм и реализм в средневековой философии.
10. Философия эпохи Возрождения. Реформация: основные идеи и представители.
11. Философия эпохи Нового времени: основные представители, проблемы и идеи. Рационализм и эмпиризм.
12. Философия эпохи Просвещения: основные представители, проблемы, идеи.
13. Немецкая классическая философия: основные представители, проблемы, идеи.
14. Неклассическая философия рубежа 19-20 вв., ее отличие от классической философии. Основные школы, представители, проблемы, идеи в неклассической философии.
15. Диалектико-материалистическая философия: основные представители, проблемы и идеи.
16. Философия жизни: основные представители и идеи.
17. Феноменология Гуссерля и философская герменевтика.
18. Философия экзистенциализма: основные направления, представители, проблемы и идеи.
19. Основные проблемы, идеи и этапы развития позитивизма.
20. Прагматизм: представители, проблемы и идеи.
21. Философия Беларуси.
22. Метафизика и философская онтология. Проблема бытия и её трактовки в философии. Важнейшие категории онтологии.
23. Единство и многообразие мира. Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм. Структура бытия: виды, уровни, формы.
24. Атрибуты бытия. Категории материи, движения. Типы и формы движения. Основные свойства движения.
25. Категории пространства и времени. Концепции пространства и времени в истории философии и науке. Типы и свойства пространства-времени.
26. Движение и развитие. Концепции развития и детерминизма в философии.
27. Диалектика. Основные категории и законы диалектики.
28. Философия природы. Понятие природы: ее виды, формы восприятия в истории культуры.
29. Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества. Концепция устойчивого развития.
30.
31. Природа как саморазвивающаяся система. Принцип универсального эволюционизма.
32. Синергетика. Основные подходы к изучению биосферы (синергетический, номогенетический, коэволюционный).
33. Философия сознания. Основные подходы к осмыслению проблемы сознания.
34. Генезис и природа сознания. Сознание как высшая форма отражения. Основные характеристики сознания. Идеальность сознания.
35. Структура сознания. Сознание как психофизическая проблема. Проблема бессознательного в философии.
36. Сознание и самосознание. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
37. Человек как проблема философского и научного познания. Проблема антропогенеза.
38. Представления о человеке в классической и постклассической философии. Основные проблемы человеческого существования. Проблема жизни и смерти в философии, религии и современной науке.
39. Человек как биопсихосоциальное существо. Основные подходы к определению природы человека.
40. Гносеология как предмет философского анализа. Цель и специфика процесса познания. Основные проблемы гносеологии. Концепции, связанные с проблемой познаваемости мира.
41. Формы познавательной деятельности (духовно-практическая, духовно-теоретическая).
42. Проблема субъекта и объекта познания. Основные гносеологические программы (наивно реалистическая, программа трансцендентальной гносеологии, социокультурная программа, гносеологическая программа идеалистического эмпиризма). Основные программы в постклассической философии (экзистенциально-феноменологическая, аналитическая, герменевтическая, биопсихологическая).
43. Структура и основные характеристики процесса познания. Чувственное, рациональное уровни познания и их основные формы. Эмпиризм и рационализм, сенсуализм и интуитивизм. Проблема интуиции в процессе познания.
44. Проблема истины в философии и науке. Классическая и неклассические концепции истины.
45. Наука как форма познания. Структура науки (система знаний, деятельность, социальный институт). Функции науки.
46. Формы и специфика научного знания. Научное знание и научное исследование. Научная картина мира.
47. Социальная философия: предмет и основные проблемы. Специфика социальной философии. Основные подходы к изучению общества.
48. Общество как развивающаяся система. Основные подходы к проблеме возникновения общества. Типы социальной структуры общества.
49. Движущие силы социального развития. Объективные и субъективные факторы социальной динамики. Понятие социального субъекта, роль личности в истории. Проблема источника социальной динамики.
50. Общественный прогресс и его критерии. Формационный и цивилизационный подходы к проблеме исторического развития. Основные формы социальной динамики.
51. Типы и структура общественных отношений. Способ производства.
52. Духовная жизнь общества и духовные ценности.
53. Философия культуры: основные концепции культуры.
54. Классификация культуры по типам, сферам, культурно-стратификационным подсистемам, формам.
55. Философия техники. Сущность и основные характеристики техники. НТП. НТР. Новая технологическая революция. Последствия НТР в современную эпоху.
56. Глобальные проблемы современной цивилизации. Перспективы развития человечества.
Вопрос 1. Предмет философии. Функции философии. Основные философские проблемы. Структура и специфика философского знания.
Предмет философии – фундаментальные основания и принципы бытия природного, социального и человеческого миров в их взаимодействии.
Еще в древности складываются первые версии проблемного поля философии. Главная задача философии, по Сократу, состоит в познании человека.
Первые философские учения были ориентированы на космологическую проблематику и поиск первоначал мироздания. Они формулировались как учения о природе или натурфилософия (лат. natura – природа). Натурфилософы использовали методы созерцательного восприятия природы, исходя из ее внутреннего единства и целостности. Натурфилософия трансформируется в онтологию (греч. ontos – сущее и logos – слово, учение) – учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего.
Вопрос 3. Философия древней Индии: школы, представители, проблемы и идеи.
Древнеиндийская предфилософия исторически восходит к З-2-му тыс. до н.э. и простирается до III-IV вв. н.э. Внутри этого периода выделяются несколько весьма самостоятельных этапов: ведический (до VI-V ев. до н.э.); послеведический (до III-IV вв. до н.э.); период философии сутр (до lll-IVBB. н.э.).
Главная цель индийской философии – достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.
Вопрос 5. Ранняя древнегреческая философия: основные школы, представители, проблемы и идеи.
Первой философской школой Древней Греции считается Милетская школа, возникшая в городе Милет на побережье Малой Азии. В состав данной школы входят три философа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Фалесу приписывается несколько произведений, в числе которых «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология» и «Астрономия», но ни одно из них до нас не дошло. Фалес первым поставил вопрос о субстанции, о том, что лежит в основе многообразия нашего мира, и утверждал, что «все есть вода». Другое положение Фалеса – «все полно богов». Душа – это двигательное начало. Она есть не только у живых, но и у вещей.
Вопрос 7. Философия эпохи эллинизма: основные школы, представители, проблемы, идеи.
Три основных течения раннеэллинистической эпохи – стоицизм, эпикуреизм и скептицизм, несмотря на значительные различия, преследуют одну и ту же цель: оградить человека от разрушительного воздействия внешнего мира, приведя его в состояние невозмутимости, которое не могут нарушить никакие удары судьбы.
Стоицизм - наиболее распространенное течение эллинистической эпохи, возникшее в Древней Греции и пользовавшееся популярностью в Древнем Риме. Основатели - Зенон, Хрисипп, Клеанф. Признавая, что все в мире происходит по воле непознаваемой судьбы, стоики стремились достичь такого состояния, когда судьба не могла бы уже оказывать на человека никакого воздействия. Это состояние апатии или невозмутимости, достижение которого требует от человека избавления от всех страстей и вожделений. Подчеркивая разумную сторону человека, стоики были убеждены в способности разума обуздать страсти и вожделения. Логос - это Судьба, природный закон, Бог, космос. Будучи неотъемлемой частью огненного космоса, человек полностью зависит от действий Логоса.
Вопрос 9. Учение А. Августина о Боге, мире и человеке. Номинализм и реализм в средневековой философии.
Августин Блаженный (Аврелий Августин) (354–430) считается крупнейшим философом и богословом периода патристики, оказавшим существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Помимо теоретического значения, его деятельность имела и практический смысл: он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими.
Главные труды Августина – «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице» и др.
Августин провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому «истинная философия и истинная религия одно и то же». Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его философские представления.
Вопрос 11. Философия эпохи Нового времени: основные представители, проблемы и идеи. Рационализм и эмпиризм.
В Новое время активно развивается наука, появляется множество открытий, и всё это оказывает огромное влияние на развитие философии и особенности философской мысли. Эти открытия были бы невозможны без веры в способность разума осваивать мир и воздействовать на него. Философия играла важную роль в этом процессе, реагируя на изменения в науке и практике и одновременно подготавливая их. Открытие целого ряда законов создает у ученых и философов впечатление, что весь мир подчинен строжайшим закономерностям, которые могут быть поняты и описаны.
Вопрос 13. Немецкая классическая философия: основные представители, проблемы, идеи.
Важной чертой немецкой классической философии является возрождение созданной философами античности диалектики как особого метода познания. Диалектика как новый для европейской философии метод предполагала рассмотрение явления во всех его сложных связях, не довольствовалась случайными наблюдениями и ориентировалась на целостный взгляд на явления. Основная заслуга в разработке нового метода принадлежит Гегелю, хотя все возможности для этого подготовил его предшественник И. Кант.
Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:
- диалектика Канта – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;
- диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека.
Вопрос 15. Диалектико-материалистическая философия: основные представители, проблемы и идеи.
Диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей философской мысли.
Данная философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения.
Большое влияние на формирование этой философии оказали важные научные открытия в области естествознания, сделанные в 19 веке (открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточной структуры живых организмов, создание Чарльзом Дарвином эволюционного учения и т.д.), которые позволили обосновать диалектико-материалистический подход к объяснению развития природы. Все эти и многие другие открытия в естествознании имели большое значение для формирования диалектического материализма.
Вопрос 17. Феноменология Гуссерля и философская герменевтика.
Феноменология – это философское течение, главным направлением которого является стремление освободить философское сознание от натуралистических установок, достичь в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности. Коротко феноменологию можно определить как науку о предметах опыта.
Как самостоятельное философское направление феноменология оформилась в 20-х гг. XX в. в трудах Э. Гуссерля. Исходным пунктом феноменологии была попытка рассмотрения внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают его реальное функционирование и полностью совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях.
Вопрос 19. Основные проблемы, идеи и этапы развития позитивизма.
Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
Существует четыре формы позитивизма:
1) форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.
Вопрос 21. Философия Беларуси.
Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. К этому же историческому периоду относится творчество С. Будного, А. Волана, М. Гусовского, братьев Зизаниев, В. Цяпинского. В XVII в. философские поиски были продолжены С. Полоцким, а в XVIII в. - Г. Конисским.
Белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К числу отличительных особенностей философии Возрождения относятся антропоцентризм, гуманизм, антисхоластическая направленность, пантеизм.
Вопрос 23. Единство и многообразие мира. Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм. Структура бытия: виды, уровни, формы.
В философии давно ставился вопрос о том, есть ли что-либо общее, что свойственно всем без исключения явлениям мира и, если это общее существует, то в чём оно состоит? Возможны следующие варианты ответа на этот вопрос: либо мир вообще лишён какого бы то ни было единства, либо единство мира существует, но достигается в идеальной сфере, либо, наконец, имеет место материальное единство предметов и явлений.
В виде одного из двух последних вариантов решалась проблема единства мира в истории идеалистической и материалистической философии. Дюринг не отрицал единства мира, но видел это единство в самом факте существования вещей. Единство мира, утверждал он, заключается в его бытии. Однако существование тел само по себе ещё такого единства не обеспечивает. Позиция Энгельса: единство мира состоит в его материальности.
Вопрос 25. Категории пространства и времени. Концепции пространства и времени в истории философии и науке. Типы и свойства пространства-времени.
Материальный мир состоит из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются по определенным этапам.
Наиболее общая характеристика пространства – свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.
Сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп является понятием времени.
Вопрос 27. Диалектика. Основные категории и законы диалектики.
Диалектика - учение об универсальных связи бытия и развитие, теоретическая и методологическая основа познания и деятельности, наука об общих законах развития природы, общества и сознания. Истории философии известны три основные ее формы: античная, немецкого классического идеализма и материалистическая.
Диалектика: 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человеческого мышления. 2. Противоречие. 3. Способ постижения.
Разделы диалектики: 1. Объективная как совокупность объективных закономерностей, действующих в мире (диалектика природы, общества, мышления). 2. Субъективная, диалектическое мышление представляет собой отражение в сознании, форме, мысли.
Вопрос 29. Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества. Концепция устойчивого развития.
Термин коэволюции, т.е. гармонического развития природы и общества, обеспечивающего стабильное развитие окружающей человека среды, в настоящее время широкое распространение нашел в современной философской литературе. Анализу этой проблемы посвящены многие научные статьи и отдельные монографические исследования. Значительный вклад в разработку этой проблемы внес академик Н.Н. Моисеев.
Вопрос 32. Синергетика. Основные подходы к изучению биосферы (синергетический, номогенетический, коэволюционный).
В формировании образа природы как саморазвивающейся системы определяющую роль играют три важнейших направления в современном научном познании:
· теория нестационарной Вселенной;
· синергетика;
· теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.
Синергетикаявляется современной теорией самоорганизации. Подходы синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, люди, сообщества людей и т.д.). Благодаря синергетике, самоорганизация, включающая все процессы самоструктурирования, саморегуляции, самовоспроизведения, начинает рассматриваться как одно из основных свойств Универсума.
Вопрос 34. Генезис и природа сознания Сознание как высшая форма отражения. Основные характеристики сознания. Идеальность сознания.
По вопросу возникновения сознания существует две точки зрения:
1) сознание — результат развития природы, которая существует вечно. В ней действует закон энтропии, согласно которому все сложное со временем становится простым. К этой идее подводит дарвиновская теория эволюции, материалистическая философия и естественнонаучный позитивизм. Сознание — следствие тех процессов, которые идут в бессознательной природе.
2) сознание является первичной основой действительности. Оно существовало изначально, и помогло физическому миру возникнуть. Именно мудрым вселенским планом сознания предусмотрено целесообразное устройство нашего мира. Человеческое сознание является частью вселенского сознания. Существует научная гипотеза, подтверждающая этот взгляд. Она основывается на наличии в нашем мироздании информационных полей, носителем которых выступает разновидность физического вакуума. Известный российский ученый Налимов назвал их «полем смысла».
Вопрос 36. Сознание и самосознание. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
В современной философии самосознание определяется как важнейшая характеристика сознания, осознание субъектом самого себя, т.е. состояний своего тела, фактов сознания, своего "Я" (внешнего вида, особенностей личности, системы ценностей, предпочтений и стремлений), а в некоторых случаях самосознание включает в себя самооценку.
Самосознание является продуктом развития человека, включенного в систему общественных отношений, вне которых невозможно ни возникновение сознания, ни возникновение самосознания.
По вопросу о происхождении самосознания и его соотношения с сознанием существуют разные подходы.
Выдающийся советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн (1889–1960) развивал концепцию, согласно которой самосознание – высший вид сознания, возникший как результат предшествующего развития последнего. Он считал, самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом.
Вопрос 38. Представления о человеке в классической и постклассической философии. Основные проблемы человеческого существования. Проблема жизни и смерти в философии, религии и современной науке.
Проблема человека традиционно является одной из центральных в философии.
Философская антропология (от греч. anthropos — человек) — учение о человеке и о фундаментальных основах его бытия — развивается в тесном единстве с другими областями знания, изучающими человечество на всех исторических этапах его развития.
В рамках деятельностной парадигмы немецкой классической философии подчеркивалась творческая природа человека, одновременно включенного и в природную необходимость, и в мир нравственной свободы и абсолютных ценностей (И. Кант).
Для человека как природного существа, в понимании Л. Фейербаха, характерно психофизическое единство — единство души и тела.
Вопрос 40. Гносеология как предмет философского анализа. Цель и специфика процесса познания. Основные проблемы гносеологии. Концепции, связанные с проблемой познаваемости мира.
Гносеология (теория познания) – это один из разделов философии, в котором идет изучение таких проблем, как природа и сущность познания, содержание познания, форма познания, методы познания, истина, ее условия и критерии, формы существования и развития знаний.
Познание в философии – это процесс получения человеком информации об окружающем мире, его законах и устройстве. Каждая названная выше проблема имеет свое собственное содержание. Например, природа и сущность познания состоит из таких вопросов, как предмет познания, соотношение субъектов и объектов познания, соотношение знания и сознания.
Содержание познания занимается изучением диалектики познания – чувственного и рационального, переход от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д., единство конкретного и абстрактного, детерминация процесса познания социокультурными факторами. Форма познания – логическая структура мышления, соотношение логических законов с логической правильностью мышления, категориальная структура мышления, познание и язык.
Вопрос 42. Проблема субъекта и объекта познания. Основные гносеологические программы (наивно реалистическая, программа трансцендентальной гносеологии, социокультурная программа, гносеологическая программа идеалистического эмпиризма). Основные программы в постклассической философии (экзистенциально-феноменологическая, аналитическая, герменевтическая, биопсихологическая).
В самом общем плане субъект познания – тот, кто познает, то есть человек, как носитель сознания и познавательных способностей (чувственности, рассудка, интуиции и др.). Объект познания – то, что познается, фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта.
Отчетливое противопоставление субъекта и объекта происходит в философии Нового времени – эпохе, которая по праву может быть названа «золотым веком» гносеологии. В соответствии с конкретным пониманием субъект-объектного отношения в классической философии можно выделить следующие гносеологические программы.
Вопрос 44. Проблема истины в философии и науке. Классическая и неклассические концепции истины.
Целью познания является достижение истины, то есть получения достоверных знаний о вещах, явлениях. Существует несколько представлений об истине. Наиболее распространенной является классическая концепция истины.
В рамках классической концепции под истиной понимается соответствие знаний действительности, то есть более или менее полное совпадение наших знаний о вещах с самими вещами. Классическая концепция характеризует истину по нескольким основным параметрам. С точки зрения содержания обычно говорят об объективности истины. При этом имеют в виду, что содержание истинного знания определяется самим объектом знания, а не какими-то другими факторами.
Вопрос 46. Формы и специфика научного знания. Научное знание и научное исследование. Научная картина мира.
Научное познание имеет свои особенности, или критерии, которые отличают его от других форм познания (искусства, религии, мифологии, философии, обыденного познания и др.).
К таким особенностям относятся следующие:
1) Основной задачей (целью) научного познания является обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), а также законов самого процесса познания, мышления и др. Открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений является основным признаком науки, главной ее чертой.
2) На основе знания законов исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.
3) Существенным признаком научного познания является его системность или формирование системы знаний на основе определенных теоретических принципов.
Вопрос 48. Общество как развивающаяся система. Основные подходы к проблеме возникновения общества. Типы социальной структуры общества.
Под обществом понимается не просто совокупность людей. Обществу присущи связи, которые соединяют разрозненные элементы в единую целостную систему. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей и носят устойчивый характер. Многие поколения людей сменяют друг друга, а тип связи, присущий данному конкретному обществу остается. Общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот, человек, рождаясь, застает уже сложившиеся функционирующие общественные отношения. Как член коллектива, определенной социальной группы, нации, класса, человек включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное, как личность.
Вопрос 50. Общественный прогресс и его критерии. Формационный и цивилизационный подходы к проблеме исторического развития. Основные формы социальной динамики.
Общественный прогресс — это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т.д.
Вопрос о критериях общественного прогресса является дискуссионным. Одни исследователи в качестве критерия общественного прогресса называют уровень развития способа производства, другие в этом качестве выделяют уровень развития производительных сил общества, третьи сводят его к производительности труда. Думается, что можно принять как наиболее представительную точку зрения, согласно которой в качестве критерия общественного прогресса можно принять уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда.
Вопрос 52. Духовная жизнь общества и духовные ценности.
Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности общества и человека.
Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.
Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.
Вопрос 54. Классификация культуры по типам, сферам, культурно-стратификационным подсистемам, формам.
Различные типы культур существуют не только синхронно – в едином времени. Каждая культура имеет свою собственную историю, порой весьма длительную и насыщенную, поэтому типологию культур следует выстраивать в хронологическом порядке, имея в виду, что каждый культурный тип переживал период своего рождения, расцвета, кризиса и распада.
Наши знания о прошлом культуры питаются различными источниками, в первую очередь письменными. Отсюда, по способам самоорганизации культуры, сложившимся в истории, можно различать три глобальных культурных типа: дописьменный, основу которого составляет устная фольклорная традиция, предметы быта, охоты, ремесленной деятельности, одежда и жилища, предметы искусства мифоритуала и религиозного культа; письменный (знаковый), основу которого составляет книжность и письменная традиция; экранный, основанный на получении информации в виде зрительных образов (кино, ТВ, видео и компьютерная проекция информации).
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты