Организация расследования преступлений
Академия МВД РБ
Шпаргалка
на тему: «Организация расследования преступлений»
по дисциплине: «Организация расследования преступлений»
2021
15.00 BYN
Организация расследования преступлений
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Организация расследования преступлений
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
1. Анализ доказательств с точки зрения достаточности для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.
2. Порядок возбуждения уголовных дел органами дознания. Производство неотложных следственных и иных процессуальных действий для установления и закрепления следов преступления.
3. Значение, принципы и техника планирования расследования.
4. Понятие и сущность привлечения в качестве обвиняемого. Выбор момента привлечения лица в качестве обвиняемого.
5. Анализ доказательств с точки зрения достаточности для привлечения лица в качестве обвиняемого. Порядок привлечения лица в качестве обвиняемого.
6. Понятие и сущность организации расследования преступлений.
7. Структура организации расследования: уровни и элементы.
8. Деятельность следователя (лица, производящего дознание) по выполнению требований Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений».
9. Понятие и значение процессуального контроля при организации расследования отдельных видов преступлений. Порядок осуществления процессуального контроля в Следственном комитете Республики Беларусь.
10. Взаимодействие органов дознания и подразделений Следственного комитета Республики Беларусь в стадии возбуждения уголовного дела, в том числе при организации дежурств следователей Следственного комитета Республики Беларусь в составе следственно-оперативных групп, формируемых органами внутренних дел Республики Беларусь, регистрации и рассмотрении заявлений, сообщений о преступлениях и поступлении информации о происшествиях.
11. Требования, предъявляемые к формулированию обвинения. Особенности формулирования обвинения по многоэпизодным уголовным делам, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных бланкетными нормами.
12. Порядок окончания предварительного расследования с передачей уголовного дела прокурору для направления в суд.
13. Процессуальные документы, составляемые следователем при принятии решения о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд. Требования, предъявляемые к этим документам.
14. Особенности допроса свидетелей и подозреваемых по уголовным делам об уклонении родителей от содержания детей.
15. Законодательное регулирование производства предварительного следствия по уголовным делам о несоблюдении требований превентивного надзора.
16. Особенности возбуждения уголовных дел о несоблюдении требований превентивного надзора.
17. Законодательное регулирование производства по уголовным делам об уклонении от мероприятий призыва на воинскую службу.
18. Особенности возбуждения уголовных дел об уклонении от мероприятий призыва на воинскую службу.
19. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристики краж.
20. Организация работы следственно-оперативной группы при поступлении информации о совершении кражи. Обстоятельства, подлежащие доказыванию на стадии возбуждения уголовных дел по заявлениям, сообщениям о кражах.
21. Понятие, задачи, принципы и методы криминального анализа.
22. Законодательное регулирование производства предварительного следствия по уголовным делам об уклонении родителей от содержания детей.
23. Особенности возбуждения уголовных дел об уклонении родителей от содержания детей.
24. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам об уклонении родителей от содержания детей.
25. Организация первоначального этапа расследования краж.
26. Законодательное регулирование производства предварительного следствия по уголовным делам о незаконной охоте, добыче рыбы или водных животных.
27. Особенности проведения проверки и возбуждения уголовных дел о незаконной охоте, добыче рыбы или водных животных.
28. Взаимодействие органов уголовного преследования с иными органами и учреждениями Республики Беларусь при расследовании уголовных дел о незаконной охоте, добыче рыбы или водных животных.
29. Особенности осмотра места происшествия по уголовным делам о незаконной охоте, добыче рыбы или водных животных.
30. Виды вреда и порядок исчисления его размера по уголовным делам о незаконной охоте, добыче рыбы или водных животных.
31. Типичные следственные ситуации и планирование расследования уголовных дел о незаконной охоте.
32. Типичные следственные ситуации и планирование расследования уголовных дел о незаконной добыче рыбы или водных животных.
1. Анализ доказательств с точки зрения достаточности для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Оценка доказательств представляет собой умственную деятельность прокурора, следственного судьи, суда, которая состоит в том, что такие участники производства по своему внутреннему убеждению, которое основывается на всестороннем, полном, беспристрастном оценивании обстоятельств уголовного производства, оценивает каждое доказательство с позиций допустимости, относимости, достоверности, а так же оценивают совокупность собранных доказательств с точки зрения достаточности для принятия определенного уголовно-процессуального решения. Проявляется, когда следователем, прокурором, следственным судьей необходимо принять промежуточное или итоговое процессуальное решение (например, вручение уведомления о подозрении).
Процесс оценки доказательств включает:
Относимость. Определение вопроса об относимости необходимо выяснение 2 элементов: имеет ли отношение факт к предмету доказывания; может ли доказательство своим содержанием такие обстоятельства устанавливать
Допустимость. Допустимым признаются доказательства при условии получения их в порядке, установленном УПК; получение доказательств из надлежащего источника (например, заключение эксперта); соблюдение надлежащей процедуры получения доказательств (последовательность проведения следственных розыскных действий); получение доказательств надлежащим субъектом (сторона защиты, сторона обвинения).
3. Значение, принципы и техника планирования расследования.
Планирование расследования преступлений - сложный повторяющийся динамичный мыслительный процесс, направленный на решение информационно-познавательных и организационно-управленческих задач предварительного следствия в точном соответствии с требованиями закона. Его значение общепризнанно как среди практиков, так и среди теоретиков. Оно является обязательным условием эффективной работы по уголовному делу, поскольку позволяет максимально организовать ее и добиваться лучших результатов при меньших затратах сил и времени, обеспечивая надлежащее качество следствия.
Планирование расследования – это процесс последовательного снижения степени неопределенности исходной информации.
Планирование – это процесс целенаправленной концентрации внимания на промежуточных и окончательных результатах расследования уголовного дела, динамического контроля за результативностью выполняемых действий.
Главным в планировании является его функциональность, подвижность всех элементов, живучесть в любых условиях деятельности следователя.
Планирование отражает в себе преднастройку к следственному действию, оно как бы забегает вперед следователя, освещая ему путь, высвечивая лучшие варианты профессионального поведения, предлагает выбор альтернативных решений и их исходов.
Планирование – это средство интенсивной адаптации следствия к динамично изменяющимся характеристикам следственной ситуации.
5. Анализ доказательств с точки зрения достаточности для привлечения лица в качестве обвиняемого. Порядок привлечения лица в качестве обвиняемого.
Уголовно-процессуальное законодательство допускает привлечение в качестве обвиняемого не иначе как при наличии оснований, установленных законом. Под доказательствами, достаточными для привлечения лица в качестве обвиняемого, следует понимать такую их совокупность, которая:
а) свидетельствует о наличии события преступления (само событие имело место и в соответствии с УК является преступлением);
б) указывает на совершение преступления определенным лицом.
Достаточность доказательств, необходимых для принятия решения о привлечении в качестве обвиняемого, определяет сам следователь, в производстве которого находится уголовное дело, оценивая их по своему внутреннему убеждению, руководствуясь требованием закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств уголовного дела в их совокупности.
Целями этапа предварительного расследования, предшествующего принятию решения о привлечении в качестве обвиняемого, являются собирание и оценка доказательств, с помощью которых устанавливаются обстоятельства, составляющие содержание обвинения.
7. Структура организации расследования: уровни и элементы.
Предмет организации расследования – его структура: обстоятельства, подлежащие установлению по делу, следственные и иные действия и оптимальные условия для их производства, участники этих действий.
Для правильного понимания организации расследования необходимо различать уровни данной деятельности:
1) первый, высший, уровень организации расследования имеет своим объектом расследование как специфическую форму деятельности всех компетентных государственных органов, т.е. органов предварительного следствия и дознания всех ведомств. На этом уровне организацию расследования можно определить в самой общей форме как систему мер, обеспечивающих эффективность функционирования элементов системы и достижение поставленных перед ними целей;
2) второй уровень организации предполагает рассмотрение организации как основной функции следственного аппарата конкретного ведомства. На этом уровне организация расследования реализуется посредством комплекса мер, направленных на обеспечение оптимальной структуры органов, осуществляющих деятельность по раскрытию (выявлению), расследованию и предупреждению преступлений;
3) третий уровень - организация конкретного акта расследования. Он включает комплекс мер по созданию оптимальных условий для определения и применения наиболее эффективных и целесообразных в конкретной ситуации рекомендаций криминалистики в целях достижения оптимальных результатов при расследовании единичного уголовного дела;
4) четвертый уровень - организация проведения отдельного следственного действия. Она предполагает подготовку к производству отдельного следственного действия и решение связанных с этим организационных вопросов.
9. Понятие и значение процессуального контроля при организации расследования отдельных видов преступлений. Порядок осуществления процессуального контроля в Следственном комитете Республики Беларусь.
По своей правовой природе процессуальный контроль - это функция руководителя следственного органа, которую он может осуществлять самостоятельно и напрямую, а может и опосредованно - через подразделения процессуального контроля.
Само название контроля - процессуальный - не означает, что его объектом является соблюдение следователем норм только УПК: на самом деле он направлен на всю ту деятельность следователя, которая протекает в уголовно-процессуальной форме, в том числе на обеспечение правильного применения норм материального права (при квалификации преступлений, освобождении от уголовной ответственности), а также криминалистических методик, содержащих критерии оценки полноты расследования. В последнем случае возникает проблема распределения обязанностей между подразделениями процессуального контроля и криминалистики
Процессуальный контроль начальника следственного подразделения предполагается как самостоятельная форма обеспечения слаженной работы следователей по расследованию уголовных дел (производству по материалам проверок), реализации иных направлений служебной деятельности, в том числе профилактики преступлений. Поскольку такой контроль не является альтернативой прокурорскому надзору, регулируется отдельными положениями УПК (к примеру, ст. 35 УПК) и ведомственными нормативными актами, за ним на практике закрепилось название ведомственного процессуального контроля.
11. Требования, предъявляемые к формулированию обвинения. Особенности формулирования обвинения по многоэпизодным уголовным делам, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных бланкетными нормами.
Обвинение предъявляется в присутствии защитника, если его участие обязательно или об этом ходатайствовали обвиняемый, его законный представитель, и не позднее трех суток с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В случае неявки обвиняемого или его защитника обвинение может быть предъявлено и по истечении трех суток.
Обвиняемому, доставленному приводом, обвинение предъявляется в день привода. При этом следователь должен принять меры по обеспечению участия защитника при предъявлении обвинения в тех случаях, когда участие защитника обязательно.
Следователь, удостоверившись в личности обвиняемого и в полномочиях защитника, законного представителя, разъясняет обвиняемому его права, предусмотренные статьей 43 УПК, о чем составляется протокол, и объявляет обвиняемому постановление о привлечении в качестве обвиняемого, разъясняет ему сущность предъявленного обвинения.
13. Процессуальные документы, составляемые следователем при принятии решения о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд. Требования, предъявляемые к этим документам.
Выполнив все требования по ознакомлению участников процесса с материалами уголовного дела, а также по разрешению поступивших ходатайств, следователь составляет основной итоговый документ – постановление о передаче дела прокурору для направления в суд, а также иные документы, необходимые для передачи дела в суд, составление которых предусмотрено ст. 261, 262 УПК. Решение о передаче дела прокурору для направления в суд принимается следователем самостоятельно.
В постановлении о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд должны быть указаны:
1) время и место его вынесения, кем оно составлено;
2) сведения о личности обвиняемого;
3) общественно опасное деяние (деяния), предусмотренное уголовным законом, совершенное обвиняемым;
4) уголовный закон (пункт, часть, статья), предусматривающий ответственность за совершенное общественно опасное деяние;
5) наличие согласия обвиняемого на уплату уголовно-правовой компенсации в качестве необходимого условия освобождения от уголовной ответственности в соответствии со статьями 88 и 88-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
15. Законодательное регулирование производства предварительного следствия по уголовным делам о несоблюдении требований превентивного надзора.
Уголовным законом Республики Беларусь предусмотрена такая мера профилактического воздействия как превентивный надзор, который обеспечивает постоянное наблюдение со стороны органов внутренних дел за образом жизни и поведением отдельной категории граждан, которые в прошлом были осуждены, с целью предупреждения с их стороны новых преступлений и оказания на них необходимого воспитательного воздействия.
Превентивный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до двух лет, но в пределах срока судимости.
В случае установления судом в отношении лица, ранее судимого, превентивного надзора на него возлагаются определенные обязанности, предусмотренные статьей 201 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, а именно: прибыть в установленный территориальным органом внутренних дел, администрацией исправительного учреждения, исправительного учреждения открытого типа, арестного дома или лечебно-трудового профилактория срок к избранному месту жительства и зарегистрироваться в территориальном органе внутренних дел; являться по вызову в территориальный орган внутренних дел в указанный срок и давать пояснения по вопросам соблюдения им требований превентивного надзора; уведомлять территориальный орган внутренних дел о перемене места работы и (или) жительства.
17. Законодательное регулирование производства по уголовным делам об уклонении от мероприятий призыва на воинскую службу.
Согласно статье 57 Конституции Республики Беларусь, защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.
Общественная опасность данного состава преступления заключается в том, что уклонение призывников, военнообязанных или резервистов от военной службы либо мобилизации снижает степень боеготовности вооруженных сил Республики Беларусь, что особенно опасно во время различного рода вооруженных конфликтов. Так же следует отметить, что уклонение военнообязанных от учебных сборов также может снижать качество подготовки и переподготовки военнообязанных, находящихся в запасе в мирное время. Таким образом, рассматриваемые преступления не только причиняют существенный вред интересам военной службы, но и подрывают степень готовности наших вооруженных сил к отражению разного рода посягательств на суверенитет нашей страны.
Статья 435 УК Республики Беларусь – уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу содержит две части и примечание:
1. Уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу – наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу, совершенное путем умышленного причинения себе телесного повреждения, либо симуляции заболевания, либо подлога документов или иного обмана, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
19. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристики краж.
Сущность кражи состоит в тайном похищении чужого имущества, где содержание преступных действий (как объективно, так и субъективно) выражается в том, что вор стремится избежать какого бы то ни было контакта с собственником (владельцем) имущества либо с иными лицами, которые могут воспрепятствовать преступлению или изобличить преступника. Противопоставляя тайное похищение открытому, уголовное законодательство исходит из того, что при открытом, явном завладении чужим имуществом преступник пренебрегает окружающими и проявляет больше дерзости, вследствие чего и наказание должно быть более тяжким. Основными особенностями, характеризующими признаки кражи, являются следующие обстоятельства: а) виновное лицо не имеет юридических правомочий в отношении похищаемого имущества (завладевая чужим имуществом, лицо осознает, что не имеет ни действительного, ни предполагаемого права на имущество, похищает его вопреки воле собственника); б) виновное лицо использует ненасильственный способ завладения чужим имуществом; в) виновное лицо, совершая хищение, стремится быть незамеченным (или же скрытыми могут оставаться его действия).
Диспозиция ст. 205 УК определяет кражу как «тайное похищение имущества».
Объектом кражи выступает конкретная форма собственности с учетом того, какой из них причиняется ущерб.
Предметом кражи выступает чужое имущество, т.е. имущество, которое не может принадлежать похитителю на праве владения, пользования и распоряжения.
21. Понятие, задачи, принципы и методы криминального анализа.
Криминалистический анализ преступления - это система познавательных процедур, направленных на наиболее полное познание преступления с целью его расследования и решения других задач уголовного судопроизводства.
Сущность метода криминалистического анализа заключается в максимальном использовании знаний криминалистики для исследования информации, которую обрабатывают в процессе расследования дела. Данный метод должен предшествовать возможному использованию всех иных методов криминалистики.
При системном исследовании преступление рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Системный подход в науке составляет теоретическую и методологическую основу для системного анализа. В криминалистике, учитывая специфику исследуемого объекта, разновидностью системного анализа является криминалистический анализ. Он предполагает изучение системы преступления с использованием возможностей системного подхода. Без предварительного анализа правильно и полно осуществить расследование преступлений весьма сложно.
И чем полнее он выполнен, тем четче можно будет провести организацию процесса расследования.
23. Особенности возбуждения уголовных дел об уклонении родителей от содержания детей.
Уклонение родителей от содержания детей самое распространённое в судебной практике преступление против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних, предусмотренное ст. 174 УК. Установление уголовной ответственности за нарушение алиментных обязанностей соответствует международно-правовым обязательствам Республики Беларусь. Законодательство вменяет в обязанность родителям содержать своих как несовершеннолетних, так и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в материальной помощи, либо возместить государству расходы на их содержание.
Наличие решения суда о взыскании средств на содержание детей, вступившего в законную силу, является обязательным условием привлечения виновного к ответственности по ст. 174 УК. Преступление признаётся оконченным с момента, когда срок неуплаты средств на содержание детей либо средств по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, превысил 3 мес в течение года.
25. Организация первоначального этапа расследования краж.
Отправная точка для возбуждения уголовного дела по краже чужого имущества - это получение или обнаружение органами дознания, следователем данных, свидетельствующих о совершении преступления. При этом достаточно установить факты, содержащие признаки этого состава преступления: следы взлома, указывающие на проникновение в жилище, помещение либо иное хранилище; нарушение обычной обстановки в квартире; исчезновение имущества и т.д.
При наличии достаточного объема исходных данных о совершенной краже следователь должен немедленно возбудить уголовное дело и приступить к его расследованию.
В тех же случаях, когда данных недостаточно, возникает необходимость в проведении предварительной проверки, цель которой - установить своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела. Ее содержанием (предметом) является проверка законности повода, собирание дополнительных материалов, достаточных для возбуждения уголовного дела, а также выяснение наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих производство по делу.
Тактика проведения предварительной проверки зависит от времени получения сообщений о краже, которые поступают непосредственно после совершения преступления или спустя определенное время.
27. Особенности проведения проверки и возбуждения уголовных дел о незаконной охоте, добыче рыбы или водных животных.
Ответственность за добычу зверей или птиц, охота на которых в Республике Беларусь полностью запрещена, наступает лишь в том случае, когда виновный, завладевая ими, осознаёт, что эти звери или птицы находятся под особой охраной. К зверям и птицам, охота на которых в Республике Беларусь полностью запрещена, относятся животные, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь, а также другие животные, в отношении которых действующим законодательством Республики Беларусь запрещены все виды охоты (например, согласно п. 10. 3 Правил охоты в Республике Беларусь при охоте на копытных запрещается добыча самок, водящих молодняк). При определении размера причинённого ущерба следует исходить из специально утверждённых такс для возмещения причинённого ущерба. Согласно примечанию к ст. 281 УК, крупным размером является размер ущерба на сумму, в 40 раз и более превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, а особо крупным - в 100 раз и более превышающую размер такой базовой величины.
29. Особенности осмотра места происшествия по уголовным делам о незаконной охоте, добыче рыбы или водных животных.
Исключительно важную роль по рассматриваемой категории уголовных дел играет неотложный и качественный осмотр места происшествия, позволяющего получить основной объем доказательственной информации об обстоятельствах расследуемого события и виновных лицах.
Тактика осмотра места происшествия при незаконной добыче рыбы при расследовании в целом подчинена общим правилам, однако ей присуща определенная специфика, определяемая видом криминального деяния, способом его совершения и сокрытия.
Несмотря на то, что осмотр должен быть проведен незамедлительно, к нему необходимо тщательно готовиться. Следователь заранее должен предусмотреть, кто из специалистов, иных лиц будет участвовать либо присутствовать при осмотре, какое оборудование, криминалистическую технику необходимо использовать для обнаружения, выявления и фиксации следов, обстановки; подготовить упаковочный материал, процессуальные бланки, бланки для опечатывания.
31. Типичные следственные ситуации и планирование расследования уголовных дел о незаконной охоте.
На первоначальном этапе расследования незаконной охоты выполняются неотложные следственные действия, выбор которых определяется сложившейся на момент возбуждения уголовного дела типичной ситуацией. После принятия решения о возбуждении уголовного дела на первоначальном этапе следователь или дознаватель должны решить следующие основные задачи: 1) проверить общие типичные версии о событии преступления, выдвинуть на основе данных, имеющихся к моменту принятия решения о возбуждении уголовного дела. Кроме того, по делам о незаконной охоте на первоначальном этапе могут быть выдвинуты и хотя бы частично проверены следующие частные версии: о субъекте преступления; о мотиве преступления; о личности преступника; о месте совершения преступления; о времени совершения преступления; о способе совершения преступления; об орудиях совершения преступления; 2) уяснить факты, подлежащие исследованию; 3) безотлагательно собрать и закрепить доказательства, которые могут быть утрачены, принять необходимые меры для розыска и задержания лица, подозреваемого в совершении преступления; 4) принять срочные меры к возмещению ущерба, причиненного преступлением; 5) начать работу по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению данного преступления.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты