Финансовое право
Академия МВД РБ
Шпаргалка
на тему: «Финансовое право»
по дисциплине: «Финансовое право»
2021
15.00 BYN
Финансовое право
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Финансовое право
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
Поделиться
1. Финансовая система Республики Беларусь и ее структура. Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь.
2. Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи. Принципы, методы и формы осуществления финансовой деятельности государства.
3. Понятие, предмет и метод финансового права. Система источников финансового права.
4. Субъекты финансовой деятельности государства. Система и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность в Республике Беларусь.
5. Понятие, признаки и особенности финансово-правовых норм. Классификация финансово-правовых норм. Структура нормы финансового права.
6. Финансовые правоотношения: понятие и особенности. Классификация финансовых правоотношений. Юридические факты в финансовом праве. Субъекты финансовых правоотношений: понятие и виды.
7. Понятие, цель, задачи и принципы финансового контроля. Виды финансового контроля. Формы финансового контроля.
8. Система органов финансового контроля и их функции. Участие правоохранительных органов в осуществлении финансового контроля.
9. Методы финансового контроля. Проверка как основной метод финансового контроля. Виды проверок.
10. Порядок организации и проведения проверок. Оформление результатов проверки.
11. Понятие и значение бюджета. Функции бюджета. Государственные целевые бюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды.
12. Понятие и структура бюджетной системы. Принципы бюджетной системы.
13. Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (плательщики, объект для начисления страховых взносов, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты).
14. Понятие доходов и расходов бюджетов. Распределение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы.
15. Состав расходов бюджета. Расходы, финансируемые из республиканского и местных бюджетов.
16. Понятие сбалансированности бюджета. Дефицит и профицит бюджета. Финансирование дефицита бюджета.
17. Понятие и принципы бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса и их полномочия.
18. Составление проекта республиканского бюджета. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета.
19. Исполнение республиканского бюджета. Казначейская система исполнения бюджетов. Бюджетная роспись. Контроль соблюдения бюджетного законодательства.
20. Понятие сметно-бюджетного финансирования, его объекты и принципы. Виды смет. Расходы, отражаемые в смете. Порядок составления, рассмотрения и утверждения сметы.
21. Понятие и признаки налога. Отграничение налога от сбора (пошлины). Классификация налогов. Функции налога.
22. Правовая конструкция налога (элементы налогообложения).
23. Понятие налоговой системы Республики Беларусь, ее структура и принципы.
24. Налоговый контроль и формы его осуществления.
25. Понятие, виды и значение ответственности за нарушение налогового законодательства.
26. Основания и порядок представления физическими лицами деклараций о доходах и имуществе. Ответственность за нарушение порядка декларирования доходов и имущества.
27. Налог на добавленную стоимость (плательщики, объект, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты).
28. Подоходный налог с физических лиц (плательщики, объект, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты).
29. Понятие акцизов (плательщики, объект, перечень подакцизных товаров, виды ставок, льготы, порядок и сроки уплаты).
30. Налог на недвижимость (плательщики, объект, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты).
31. Земельный налог (плательщики, объект, принципы налогообложения, льготы, порядок и сроки уплаты).
32. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов (плательщики, объект, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты).
33. Экологический налог (плательщики, объект, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты).
34. Налог на прибыль (плательщики, объект, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты).
35. Республиканские сборы и их виды: оффшорный сбор, гербовый сбор, консульский сбор (плательщики, объект, ставки, льготы, порядок уплаты).
36. Виды местных налогов и сборов, порядок их установления, введения, изменения и прекращения действия. Налог за владение собаками. Курортный сбор. Сбор с заготовителей.
37. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (плательщики, объект, порядок установления ставок, льготы, порядок и сроки уплаты).
38. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности. Налог на игорный бизнес (плательщики, объект, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты).
39. Государственная пошлина (плательщик, объекты, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты).
40. Государственные займы: понятие и виды. Формы долговых обязательств Республики Беларусь.
41. Понятие и виды государственного долга, управление и обслуживание государственного долга Республики Беларусь. Лимиты внутреннего и внешнего государственного долга.
42. Понятие, формы и виды страхования. Объекты и субъекты страхования.
43. Государственное регулирование страховой деятельности. Функции Министерства финансов Республики Беларусь по осуществлению государственного контроля страховой деятельности.
44. Обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам.
45. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
46. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.
47. Обязательное государственное страхование. Размеры, основания и порядок получения страхового возмещения сотрудниками органов внутренних дел.
48. Банковская система Республики Беларусь и ее структура. Правовое регулирование банковской деятельности в Республике Беларусь. Виды банковских операций.
49. Понятие и виды банковского кредита. Кредитный договор и его существенные условия. Принципы кредитования.
50. Способы обеспечения обязательств по кредитному договору. Ответственность кредитодателя и кредитополучателя за несоблюдение условий кредитного договора.
51. Понятие денежной системы и ее элементы. Наличное и безналичное денежное обращение.
52. Общие правила осуществления расчетов. Полномочия Национального банка Республики Беларусь в области наличного денежного обращения.
53. Правила ведения кассовых операций. Касса. Лимит остатка (предельный остаток) кассы. Кассовая книга. Кассовая дисциплина.
54. Виды открываемых банками счетов и их назначение.
55. Порядок открытия счета в банке. Общий перечень документов, представляемых в банк для открытия счета. Переоформление и закрытие счетов.
56. Понятие, условия и виды безналичных расчетов. Формы платежных инструкций: платежное поручение, платежное требование, платежный ордер.
57. Расчеты с использованием платежных инструментов (банковские платежные карточки, электронные деньги).
58. Понятие и виды аккредитива. Понятие и виды инкассо.
59. Понятие валютных ценностей и иностранной валюты. Валютное регулирование.
60. Понятие валютных операций. Субъекты валютных операций.
61. Виды валютных операций. Текущие валютные операции. Валютные операции, связанные с движением капитала.
62. Использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте на территории Республики Беларусь.
63. Валютно-обменные операции. Ввоз, вывоз и пересылка физическими лицами валютных ценностей.
64. Понятие и задачи валютного контроля. Основные направления валютного контроля. Система органов и агентов валютного контроля.
3. Понятие, предмет и метод финансового права. Система источников финансового права.
Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью оптимально эффективного функционирования экономики для удовлетворения материальных потребностей всех членов общества.
Финансовое право, как и любая другая отрасль права, имеет свой предмет и метод правового регулирования. Предметом финансового права выступают общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих эффективное функционирование государства в контексте поставленных перед ним обществом задач.
Основным методом, который используется для регулирования финансовых отношений, является императивный метод, или метод властных предписаний, который заключается в том, что одна сторона (государство в лице специально уполномоченных органов) издает властные предписания, обязательные для выполнения другой стороной (хозяйствующие субъекты и др.) в процессе осуществления финансовой деятельности. Наряду с императивным методом в финансовом праве все более используется и диспозитивный метод, т.е. у субъектов правоотношений имеется известная степень свободы волеизъявления относительно своих прав и обязанностей в пределах, предусмотренных соответствующими нормами права.
6. Финансовые — правоотношения: понятие и — особенности. Классификация финансовых правоотношений. Юридические факты в финансовом праве. Субъекты финансовых правоотношений: понятие и виды.
Финансовые правоотношения – отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства в области мобилизации, распределения и использования денежных ресурсов государства, которые урегулированы финансово-правовыми нормами.
Особенности финансовых правоотношений: 1)возникают в процессе финансовой деятельности государства, а также местных органов власти и управления ;2)является разновидностью имущ-ых правоотношений; 3)субъективные права и юридические обязанности устанавливаются государством в н.п.а; 4)одним из участников всегда является государство в лице его уполномоченных органов по поводу денег
Классификация финансовых правоотношений:
1)в зависимости от структуры системы финансового права: А) бюджетные; Б)налоговые; В)кредитные; Г)валютные.
2)в зависимости от объекта правового регулирования: А) материальные правоотношения; Б)процессуальные правоотношения 3)в зависимости от сроков и времени действия: А)постоянные (налоги);Б)срочные (кредиты).
Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права складываются правоотношения.
9. Методы финансового контроля. Проверка как основной метод финансового контроля. Виды проверок.
Под методами контроля понимаются приемы и способы его осуществления. Финансовый контроль осуществляется, как правило, двумя основными методами: ревизией и проверкой.
Проверка - это форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий.
Наиболее значимой классификацией проверок является их разделение по периодичности проведения на плановые и внеплановые.
Плановая проверка – это проверка, которая проводится при ее включении в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие.
Плановая проверка назначается в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска, а именно, в отношении проверяемых субъектов.
12. Понятие и структура бюджетной системы. Принципы бюджетной системы.
Бюджетная система Республики Беларусь – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь (ст. 2 БК).
Ст. 6 БК определяет структуру бюджетной системы Республики Беларусь. Так, в бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. В свою очередь, местные бюджеты делятся на:
1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Принципы бюджетной системы, на основе которых она функционирует, закреплены в ст. 8 БК:
1. Принцип единства.
2. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов.
3. Принцип сбалансированности бюджетов.
4. Принцип гласности.
15. Состав расходов бюджета. Расходы, финансируемые из республиканского и местных бюджетов.
Расходы бюджета, являются важной составной частью государственных расходов в целом и возникают в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.
С правовой точки зрения расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства (ст. 2 БК). Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности.
Направления расходов (в зависимости от уровня бюджета, из которого они финансируются) определены ст. 44-47 БК, а конкретные размеры устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие. Данная классификация получила свое закрепление в бюджетном законодательстве Республики Беларусь (ст. 39-40 БК).
18. Составление проекта республиканского бюджета. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета.
Составлению проектов республиканского бюджета и местных бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу.
Составление проекта республиканского бюджета осуществляется Правительством Республики Беларусь и начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года. Порядок организации работы по составлению проекта республиканского
На основе согласованных материалов Министерство финансов разрабатывает проект республиканского бюджета на очередной финансовый год, который в форме проекта закона вместе с расчетами, аналитическими и другими материалами в соответствии с законодательством вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.
После рассмотрения и одобрения Правительством Республики Беларусь проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь.
21. Понятие и признаки налога. Отграничение налога от сбора (пошлины). Классификация налогов. Функции налога.
Согласно п.1 ст. 6 Общей части НК РБ налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Признаки налога:
1) обязательность, т.е. в силу закона налогоплательщики при определенных условиях обязаны осуществлять безусловную, полную и своевременную уплату налога;
2) индивидуальная безвозмездность, т.е. уплата налога не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, его вносящему.
3) денежная форма уплаты налога, т.е. налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении.
4) внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
Основания отграничения сбора от налога:
1) сборы призваны компенсировать расходы органов государственной власти, произведенные при реализации соответствующей государственной услуги в виде юридически значимых действий.
24. Налоговый контроль и формы его осуществления.
Под налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, анализа информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством (п.1 ст. 64 НК).
Ст. 64 определяет следующие формы налогового контроля:
- учет плательщиков (иных обязанных лиц);
- проверки;
- опрос плательщиков и других лиц;
- проверки данных учета и отчетности;
- анализ информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права;
- осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли);
- другие формы, предусмотренные налоговым и иным законодательством.
27. Налог на добавленную стоимость (плательщики, объект, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты).
НДС – это косвенный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и кончая продажей потребителю.
Объектом налогообложения является добавочная стоимость, которая исчисляется исходя из суммы, полученной за товары, выполненные работы и оказанные услуги за вычетом материальных затрат на производство той или иной продукции, а также разницы между доходами и расходами по внереализационным операциям.
I. Плательщиками признаются ЮЛ, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные ЮЛ, филиалы, представительства и другие структуры подразделения ЮЛ, имеющие обособленный баланс и расчетный счет.
II. Плательщиками являются стороны договора простого товарищества, т.е. участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения.
III. Индивидуальные предприниматели при условии, что их выручка от реализации товаров, работ, услуг за предшествующий месяц превысила 3 тыс. тарифных сумм.
30. Налог на недвижимость (плательщики, объект, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты).
Плательщиками этого налога являются ЮЛ, включая предприятия с иностранными инвестициями, иностранные ЮЛ, филиалы, производства и другие обособленные подразделения ЮЛ, имеющие отдельный баланс и расчетный счет: ЮЛ, финансируемые из бюджета плательщиками налогов на недвижимость не является.
Налогом облагается стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщика, а также стоимость объектов незавершенного строительства.
Годовая ставка НН с ЮЛ установлена в размере 1%. При сдаче в аренду объектов основных производственных и непроизводственных фондов, освобожденных от налогообложения, а также основных производственных и непроизводственных фондов бюджетных организаций указанные фонды подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.
НН по заданным в аренду основным средствам уплачивается арендодержателем (собственником), в т.ч. организациями, финансируемым из бюджета. Стоимость объектов незавершенного строительства является объектом налогообложения, если их готовность по данным технической инвентаризации составляет более 80%.
33. Экологический налог (плательщики, объект, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты).
Объектом налогообложения является объем добываемых из природной среды ресурсов, объем вводимых в окружающую среду выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объем переработанной нефти и нефтепродуктов.
Ставки налога за пользование природными ресурсами и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливается правилом по предоставлению специально уполномоченных государственных органов.
За переработку 1 т нефти или нефтепродукта налог взимается по ставке 1Е. За превышение установленных годовых лимитов объемов добычи природных ресурсов и за добычу природных ресурсов без утверждения годовых лимитов налог взимается в 10-ти кратном размере действующей ставки налога за пользование природными ресурсами.
За выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов и за сбросы сточных вод и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, осуществляемые без утверждения годовых лимитов, налог взимается в 15-ти кратном размере действующей ставки налога за выбросы.
Местным советам предоставляется право увеличивать и уменьшать ставки, предоставлять индивидуальные льготы, устанавливать и изменять сроки уплаты налогов на добавление из природной среды ресурсов.
36. Виды местных налогов и сборов, порядок их установления, введения, изменения и прекращения действия. Налог за владение собаками. Курортный сбор. Сбор с заготовителей.
Местные налоги и сборы вводятся на соответствующих территориях с целью создания стабильных доходных источников местных бюджетов. В соответствии с конституцией, установление местных налогов и сборов относится к компетенции местных советов депутатов, которые могут реализовать данные полномочия в соответствии с законом на очередной финансовый год.
В перечень местных налогов и сборов вошли:
1)налог на владение собаками
2)курортный сбор
3)сбор с заготовителей
Областные и Мингор. Советы депутатов и советы депутатов базового территориального уровня самостоятельно определяют базы и объект налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и уплаты местных налогов и сборов в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год и иными н.п.а.
3.1.Налог на владения собаками.
Плательщики: физ. лица. Налоговая база – количество собак в возрасте от 3 месяцев. Ставка налога устанавливается от высоты собаки в холке. До 40 см. – не более 0,5 Б/В за каждый месяц, 40-70 см. – не более 1 Б/В, 70 и более см., если собаки включены в перечень опасных – не более 1,5 Б/В
Налоговый период – календарный квартал.
39. Государственная пошлина (плательщик, объекты, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты).
Плательщиками государственной пошлины являются: ЮЛ и ФЛ, совершающие в своих интересах юридические действия и получение документа, имеющего юридическую силу, в специальных учреждениях, имеющих на то полномочия.
Пошлина взимается:
1. С исходных заявлений, заявлений и жалоб, подаваемых в суды, с касс и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу судами копий документов.
2. С надзорных жалоб на судебные постановления, подаваемые в органы прокуратуры, а также за выдачу прокуратурой копии документов.
3. С исходного заявления, подаваемого в ХС, а также с заявлений и жалоб о пересмотре решений ХС.
4. За совершение нотариальных действий.
5. За регистрацию актов гр. состояния, за выдачу гражданам повторных свидетельств регистрации.
6. За прописку граждан.
Ставки пошлины устанавливаются СМ. Областные Советы депутатов или по из поручению исполкомы имеют право устанавливать льготы по пошлине, зачисляемой в местный бюджет для отдельных плательщиков или групп плательщиков, рай- и горсоветы или по их поручению исполкомы – для отдельных плательщиков.
42. Понятие, формы и виды страхования. Объекты и субъекты страхования.
Договор страхования – это соглашение между страховщиком в лице страховой организации и страхователем в лице гражданина или организации, в соответствии с условиями которого страховщик принимает на себя обязательство по компенсации ущерба в той или иной форме либо страховщик обязуется выплатить страхователю или выгодоприобретателю определенную денежную сумму (страховую премию) при наступлении предусмотренного договором страхования страхового случая.
Формы: добровольное и обязательное страхование.
Сущность договора страхования заключается в том, что страхователь уплачивает страховщику денежную сумму (страховую премию), а страховщик принимает на себя обязательство при наступлении страхового случая произвести страхователю страховую выплату.
Объекты договора страхования – это имущественные интересы, связанные, например: • в страховании имущества – с владением имуществом; • в личном страховании – с жизнью, здоровьем или дожитием до определенного возраста; • в страховании предпринимательских рисков (бизнеса) – риски, связанные с занятием предпринимательской деятельностью; • в страховании ответственности – с причинением вреда жизни и здоровью третьих лиц.
45. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страхователем выступает владелец автомобиля, им может быть любое юридических или физическое лицо. В частности: собственник автомобиля; обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления; арендатор; уполномоченное по доверенности лицо; иные законные владельцы согласно законодательству или договору.
Действие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) распространяется на всех имеющих право управления соответствующим транспортным средством.
Нормами Положения определено, что страховщиками могут выступать только государственные страховые организации, являющиеся членами Белорусского бюро по транспортному страхованию (далее — Бюро).
Заключаются следующие виды договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:
договор внутреннего страхования;
договор пограничного страхования;
договор страхования «Зеленая карта».
48. Банковская система Республики Беларусь и ее структура. Правовое регулирование банковской деятельности в Республике Беларусь. Виды банковских операций.
Исходя из легального определения банковской деятельности, закрепленного в ст. 12 Банковского кодекса, она представляет собой совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли. Банковскую деятельность могут осуществлять только коммерческие организации.
Правовую основу банковской деятельности составляет банковское законодательство, которое представляет собой систему нормативных правовых актов. Данную систему образуют: законодательные акты (Конституция, Гражданский кодекс, Банковский кодекс, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь).
В качестве субъектов правоотношения ч. 1 ст. 6 Банковского кодекса называет Национальный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Содержание банковских правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности их субъектов. Объектами банковского правоотношения являются деньги (валюта), ценные бумаги и валютные ценности.
51. Понятие денежной системы и ее элементы. Наличное и безналичное денежное обращение.
В каждом государстве существует национальная денежная система, сложившаяся исторически. Денежная система - это урегулированная правовыми нормами совокупность форм и методов организации денежного обращения в стране.
Элементы денежной системы:
- наименование денежной единицы и порядок ее обеспечения;
- порядок эмиссии наличных и безналичных денег;
- порядок установления валютного курса;
- наличное и безналичное денежное обращение.
1) Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.
В 1994 г. Национальный банк Республики Беларусь постановил, что единственным платежным средством в стране является белорусский рубль.
Национальный банк определяет номинал (достоинство), изображение, степени защиты и другие характеристики банкнот и монет, выпускаемых им в обращение, осуществляет публикацию описания банкнот и монет в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями.
54. Виды открываемых банками счетов и их назначение.
Виды счетов, которые банк открывает своим клиентам, определяются их правовым статусом и характером деятельности. Это могут быть расчетные, текущие, бюджетные, ссудные, депозитные и другие счета.
Расчетный счет является основным счетом предприятия. Этот счет открывается предприятиям (независимо от форм собственности), обладающим правами юридического лица и действующим на принципах хозяйственного расчета. Расчетные счета предназначены для хранения денежных средств предприятий и совершения расчетов по их основной деятельности. На эти счета зачисляются средства, перечисляемые в безналичном порядке, а также вносимые наличными.
Расчетный субсчет — это подсобный счет, операции по которому ограничиваются и осуществляются, как правило, по разрешению владельца основного счета.
Текущие счета открываются тем предприятиям, которые не обладают признаками, дающими право иметь расчетный счет. По текущим счетам проводятся операции, связанные с оплатой труда и выплатой административно-хозяйственных расходов. Такого рода счета чаше всего открываются филиалам, представительствам.
57. Расчеты с использованием платежных инструментов (банковские платежные карточки, электронные деньги).
Платежные карты предназначены для оплаты товаров, услуг и в некоторых случаях – для получения наличных денег. Карты могут выпускать (эмитировать) банки, а также другие организации, например, магазины.
Банковские платежные карты всегда привязаны к банковскому счету и работают в рамках определенной платежной системы. В рамках этой системы держатель карты может осуществлять финансовые транзакции: рассчитываться в безналичной форме за товары и услуги – через POS-терминалы, банкоматы, платежные терминалы, через Интернет. Платежная система обеспечивает расчеты между разными банками. Различают международные и локальные системы.
Электронные деньги – это хранящиеся в электронном виде единицы стоимости, выпущенные в обращение в обмен на наличные или безналичные традиционные деньги. Они используются в качестве средства платежа для расчетов как с организацией, выпустившей эти единицы стоимости, так и с другими организациями или даже гражданами.
60. Понятие валютных операций. Субъекты валютных операций.
Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" дает юридическое содержание валютные операций, которые имеют четкие границы и не подлежат расширительному толкованию. Валютными операциями являются:
• сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;
• сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях;
• сделки между нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь;
• ввоз и пересылка в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь валютных ценностей;
• международные банковские переводы.
63. Валютно-обменные операции. Ввоз, вывоз и пересылка физическими лицами валютных ценностей.
Выделяет валютно-обменные операции, к которым относятся:
- операции по обмену иностранной валюты на белорусские рубли и (или) обмену белорусских рублей на иностранную валюту по установленным обменным курсам (купля-продажа иностранной валюты);
- операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам (конверсия иностранной валюты);
- иные операции, определенные Национальным банком.
Валютно-обменные операции на территории Республики Беларусь осуществляются через банки и небанковские кредитно-финансовые организации, получившие специальные разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности.
Порядок осуществления валютно-обменных операций, а также условия отнесения их к операциям, осуществляемым на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, устанавливаются Национальным банком. При этом, нормативно-правовое регулирование имеет свои особенности в зависимости от того, с кем банк осуществляет валютно-обменные операции: с физическими лицами или с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты