НЭБ (Национальная экономика Беларуси)
БелГУТ (Белорусский государственный университет транспорта)
Шпаргалка
на тему: «НЭБ (Национальная экономика Беларуси)»
по дисциплине: «НЭБ (Национальная экономика Беларуси)»
2021
15.00 BYN
НЭБ (Национальная экономика Беларуси)
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: НЭБ (Национальная экономика Беларуси)
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Поделиться
1. Теоретические и методологические основы формирования национальной экономики.
2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
3. Типы хозяйственных систем и моделей национальной экономики. Белорусская модель социально-экономического развития.
4. Макроструктура национальной экономики и основные показатели макроэкономической статистики в системе национальных счетов (СНС)
5. Макроэкономические и микроэкономические подсистемы национальной экономики.
6. Главные макроэкономические пропорции.
7. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны.
8. Природно-ресурсный и экологический потенциалы.
9. Демографический и трудовой потенциалы.
10. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.
11. Информационно-технологический потенциал.
12. Производственный потенциал.
13. Инвестиционный потенциал.
14. Внешнеэкономический потенциал.
15. Экономический рост национальной хозяйственной системы.
16. Факторы и модели экономического роста.
17. Экономические кризисы и их влияние на развитие национальной экономики.
18. Отраслевая структура национальной экономики в системе общегосударственного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и общегосударственного классификатора видов экономической деятельности (ОКЭД).
19. Промышленный комплекс.
20. Топливно-энергетический комплекс.
21. Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность.
22. Металлургическая промышленность.
23. Химическая и нефтехимическая промышленность.
24. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
25. Легкая промышленность.
26. Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье.
27. Строительный комплекс. Капитальное строительство. Промышленность строительных материалов.
28. Транспорт и связь.
29. Комплекс социально-культурных отраслей. Образование. Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Культура и искусство. Социальное обслуживание.
30. Социально-потребительский комплекс. Розничная торговля. Общественное питание. Бытовое обслуживание населения. Жилищно-коммунальное хозяйство.
31. Понятие региона и экономического района. Особенности специализации регионов Республики Беларусь.
32. Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации.
33. Предпосылки и этапы формирования перспективной модели социально-экономического развития Республики Беларусь. Основные черты социально ориентированной экономической системы.
34. Институциональные преобразования и развитие институтов рынка. Рыночные институты и рынок факторов производства.
35. Рынок труда. Состояние и тенденции развития рынка труда в Беларуси.
36. Рынок капитала. Состояние и тенденции развития рынка капитала в Беларуси.
37. Валютный рынок. Состояние и тенденции развития валютного рынка в Беларуси.
38. Фондовый рынок. Состояние и тенденции развития фондового рынка в Беларуси.
39. Институты товарных рынков. Инфраструктура товарных рынков и ее развитие.
40. Преобразование форм собственности, разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь. Реструктуризация предприятий. Демонополизация и развитие конкуренции.
41. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси. Государственное и частное предпринимательство. Малый бизнес.
42. Структурная трансформация экономики и инновационно-инвестиционная политика. Цели и задачи, основные принципы и механизмы. Модернизация структур реального сектора экономики.
43. Цели и функции государственного регулирования экономики. Система органов государственного управления экономикой.
44. Методы и инструменты реализации экономической политики государства.
45. Денежная система и денежно-кредитная политика государства. Инфляция в экономике Беларуси. Динамика основных денежно-кредитных показателей.
46. Государственная финансовая система Республики Беларусь.
47. Бюджетная система. Динамика и структура государственных финансов.
48. Налоговая система и пути ее совершенствования.
49. Основные направления и особенности валютной политики Беларуси. Валютное регулирование и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности.
50. Социальный императив государственного регулирования экономического развития.
51. Специфика перспективного планирования в переходной экономике Беларуси. Система государственного прогнозирования.
52. Стратегические прогнозы и программное планирование в Беларуси.
53. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны.
54. Тенденции и факторы глобализации мирового экономического пространства. Формы и механизмы интеграции.
55. Особенности многовекторной международной экономической политики Республики Беларусь.
56. Интеграционные процессы в экономике Содружества Независимых Государств.
57. Внешнеэкономические связи Беларуси со странами, не входящими в СНГ. Структура торгового баланса.
58. Перспективы участия Беларуси в системе международного разделения труда.
59. Основные показатели внешнеэкономических связей и пропорций.
60. Конкурентоспособность национальной экономики.
1. Теоретические и методологические основы формирования национальной экономики.
Первые работы о национальной экономике, написанные на территории этнической Беларуси, - это
- книга профессора Виленского университета Валериана Стройновского “Всеобщая экономия народов. Варшава (1817);
- книга профессора Горы-Горецкого земледельческого института Алексея Бажанова «Бажанов А.М. «Что можно заимствовать у иностранцев по части земледелия»;
- статья профессора того же института Бориса Михельсона «Отчет об агрономическом путешествии по некоторым странам Западной Европы (1855).
В 1840 году в местечке Горки (Горы-Горки) Могилёвской губернии была открыта земледельческая школа. При открытии имела курсы обучения двух разрядов: высший и низший. Срок обучения по высшему разряду был 3 года. Учащиеся получали высшее агрономическое образование. Здесь готовили агрономов и управителей для казенных и частных имений. Земледельческая школа в Горках быстро завоевывала популярность в Российской империи. Позже школа была преобразована в Горы-Горецкий земледельческий институт - первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение. После восстания 1863 года, в котором приняли участие многие студенты, институт был переведен в Петербург. В Горках остались только низшие классы училища. В 1919 году институт был восстановлен, в 1925 году преобразован в Белорусскую сельскохозяйственную академию.
3. Типы хозяйственных систем и моделей национальной экономики. Белорусская модель социально-экономического развития.
Модель – образец; схема чего-нибудь. Единой модели для всех стран мира не существует, это объясняется историческими особенностями стран:
- географическим положением страны;
- уровнем их экономического развития;
- уровнем грамотности.
Модели экономического устройства:
- американская построена на поддержке предприимат. инициативы граждан, ориентирована на достижение личного успеха тем, кто более образован, энергичен, предприимчив.
5. Макроэкономические и микроэкономические подсистемы национальной экономики.
Макроэкономика, микроэкономика и международная экономика, с одной стороны, являются разделами общей экономической теории, а с другой областями хозяйственной деятельности, структурными уровнями экономической системы страны. Микроэкономика исследует рынки определенных товаров, спрос и предложение на них, рынки ресурсов, а также взаимодействие домашних хозяйств и фирм. Макроструктура национальной экономики включает комплекс подсистем, компонентов (часть из них описана выше), которые в ходе многолетней хозяйственной практики интегрируются в различные структурные образования по классификационным признакам: секторному, воспроизводственному, отраслевому, институциональному, социальному и др.
7. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны.
Потенциал – это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. Совокупный экономический потенциал – максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.
9. Демографический и трудовой потенциалы.
Важнейшими показателями демографического потенциала являются:
1. Численность населения. Определяется по итогам переписи и текущих оценок (в годы между переписями). Текущие оценки проводятся на основании итогов переписи, к которым ежегодно добавляется количество родившихся и прибывших и вычитается число умерших и выбывших с данной территории.
2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Количество лет, которым предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся, при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени. Возрастные коэффициенты смертности определяются как отношение числа умерших в данном возрасте в течении календарного года к среднегодовой численности лиц данного возраста.
11. Информационно-технологический потенциал.
Информационно-технологический потенциал - это совокупность всех видов ресурсов и условий, обеспечивающих возможность формирования ключевых институтов информационного общества в рамках национальной экономической системы.
Оценка производится на базе следующих параметров:
• плотность телефонных сетей (в Республике Беларусь 30 на 100 жителей, и развитых странах 40);
• охват кабельными сетями потенциальных пользователей (в Республике Беларусь 3 % от количества потенциальных пользователей, в развитых странах 10 %>.
13. Инвестиционный потенциал.
Инвестиции – имущества, интеллект. ценности предприн. деят-ти, предусматривающие в итоге получен. прибыли. Может быть:
-капитальное стр-во;
- денежные средства;
-целевые банк. вклады;
-акции, др. ценные бумаги;
-движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения);
-имущественные права;
-права польз. землей и др. природ. ресурсами.
15. Экономический рост национальной хозяйственной системы.
Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. Под реальным выпуском обычно понимают реальный ВВП, реже — реальные ВНП, ЧНП, или НД. Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и т. д.
Типы экономического роста:
Экстенсивный - основан на вовлечении в производство дополнительных ресурсов при сохраняющихся уровне технологии и качестве самих ресурсов.
Интенсивный тип - рост производства на основе новых технологий.
17. Экономические кризисы и их влияние на развитие национальной экономики.
Каналы воздействия мирового финансового экономического кризиса на экономику:
1)мировой валютный рынок характеризуется нестабильностью курсов валют
2)мировой рынок кредитных ресурсов обозначивший ограничение доступа к влиянии кредитных ресурсов
3)мировой рынок товаров и нефинансовых услуг, показывает снижение конъюнктуры, что выражается в уменьшении спроса на товары и услуги в результате недостатка ликвидности и ведет к рецессии.
19. Промышленный комплекс.
Промышленность — важнейшее звено национальной экономики. Промышленности принадлежит основополагающая роль в повышении конкурентоспособности национальной экономики.
Основными составляющими промышленного комплекса Республики Беларусь являются: топливно-энергетический комплекс; черная металлургия; химическая и нефтехимическая промышленность; машиностроение и металлообработка; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; промышленность строительных материалов; легкая промышленность; пищевая промышленность; производство потребительских товаров.
21. Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность.
Основа комплекса (подотрасли):
· Автомобильная промышленность – МАЗ, БЕЛАЗ, Минский завод колесных тягочей (МЗКТ). МАЗ: выпуск автобусы, троллейбусы, большегруз. автомобили. Выпускает >20 тыс грузовиков в год, занято >26тыс чел. БелАЗ производит карьерные самосвалы. >70% прод-ии реализ-ся в РБ, принадлежит ок.30% мир. рынка, занято ок 11тыс чел. МЗКТ: пр-во автомоб-й большой грузоподъем-тью, самосвалы, автопоезда, под маркой Волат; ок 95% прод-ии экспорт-ся в РБ.
· тракторостроение и с/х-ное машиностр-е: МТЗ, Гомсельмаш, Лидагропром-маш, Минский моторный завод. МТЗ: марка Беларусь, входит в 8-ку мировых произв-лей тракторов (8-10% мир рынка), занято ок 30тыс чел, экспорт в >60 стран. Гомсельмаш: 30 видов с/х-ой техники марки Палессе, экспорт в >20 стран. Лидагропроммаш: зерноуборочные комбайны.
23. Химическая и нефтехимическая промышленность.
Химическая и нефтехимическая промышленность является одной из важнейших отраслей промышленности Беларуси. Она насчитывает 75 предприятий, которые характеризуются высоким уровнем рентабельности. Около 70 % производимой продукции поставляется на внешний рынок. В данной отрасли создается 12 % стоимости произведенной промышленной продукции, занято 9,6 % общей численности промышленно-производственного персонала страны.
Крупнейшие предприятия отрасли - РУП «ПО «Беларуськалий», ОАО «ГродноАзот», ОАО «Гомельский химический завод».
25. Легкая промышленность.
Легкая промышленность обеспечивает население страны высококачественными модными товарами в широком ассортименте по доступным ценам. Она объединяет более 10 отраслей и десятки производств, непосредственно участвующих в обеспечении населения потребительскими товарами. Часть продукции (примерно четверть всего производства) поставляется на экспорт. В легкой промышленности функционируют около 500 предприятий, которые выпускают более 5 тыс. наименований продукции. В ней создается 3,9% стоимости произведенной промышленной продукции, занято 12,6% общей численности промышленно-производственного персонала страны (2007г.).
27. Строительный комплекс. Капитальное строительство. Промышленность строительных материалов.
Строительный комплекс республики включает: строительство; совокупность отраслей и производств, ориентированных на обслуживание строительного производства; отрасли, обеспечивающие строительство материально-техническими ресурсами, научно-исследовательскими, проектно-изыскательскими, опытно-конструкторскими работами и подготовкой кадров.
На предприятиях отрасли производится более 150 видов строительных материалов и изделий (цемент, стеновые, кровельные, теплоизоляционные и нерудные материалы, асбестоцементные и керамические, санитарно-технические изделия и др.) Беларусь экспортирует стекло, цемент, стеновые, кровельные, облицовочные материалы.
29. Комплекс социально-культурных отраслей. Образование. Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Культура и искусство. Социальное обслуживание.
Комплекс социально-культурных отраслей (социальнокультурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. (в экономической литературе используются близкие, но не тождественные понятия — социальная сфера, социально-культурная сфера, социальная инфраструктура и др.).
Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастают. Так, за 1991—2009 гг. его доля в структуре валового внутреннего продукта увеличилась с 4,9 до 11,0 %, а удельный вес занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого в экономике страны населения возросла с 15 до 21,9 % .
31. Понятие региона и экономического района. Особенности специализации регионов Республики Беларусь.
Основой эк-кого потенциала внутриреспублик-х регионов страны явл. пром-ть.
В Брестской области – пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, легкая, лесная и деревообрабатывающая промышленность; Витебской – топливная промышленность, электроэнергетика, пищевая, легкая, химическая и нефтехимическая промышленность; Гомельской – топливная промышленность, черная металлургия, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. В промышленной структуре Гродненской и Минской областей ведущую роль играет химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка.
33. Предпосылки и этапы формирования перспективной модели социально-экономического развития Республики Беларусь. Основные черты социально ориентированной экономической системы.
Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного пери-ода характеризовалось следующими чертами: сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР; -чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции; размещение подавляющей части рынков сбыта продукции в республиках СНГ; неконкурентосп-ть отечеств. продукции на мир-х рынках из-за ее низкого качества; Признание, во-первых, преимуществ эволюционной формы ее рыночного реформирования; во-вторых, необходимости недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; в-третьих, закономерности проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики.
35. Рынок труда. Состояние и тенденции развития рынка труда в Беларуси.
Рынок труда – система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.
37. Валютный рынок. Состояние и тенденции развития валютного рынка в Беларуси.
Валютный рынок — это система экономических и организационных отношений, возникающих между домашними хозяйствами, фирмами, коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями, по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах; рынок, посредством которого реализуются краткосрочные кредитные операции с валютой; официальный или неофициальный центр, где осуществляются операции по купле-продаже иностранных валют; валютная биржа.
39. Институты товарных рынков. Инфраструктура товарных рынков и ее развитие.
Цели рынка:
1) Удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства, товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения
2) Создание условий для реализации товаров и обеспечения высокой эффективности производства к собственным производствам
3) Обеспечение положительного внешнеторгового баланса
Для достижения целей создаются и совершенствуются организационные, материально-технические и правовые условия позиционирования товарных рынков.
41. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси. Государственное и частное предпринимательство. Малый бизнес.
Стратегия перехода к рынку диктует необходимость создания корпоративных структур.
Корпорация — всякое определение с экон. целями деятельности.
Лидерство принадлежит следующим корпоративным структурам:
1) Концерн (включает в себя предприятия разных отраслей: промышленности, банков, торговли, транспорта)
2) холдинг (совокупность материнской компании и контролирующих ею дочерних компаний)
43. Цели и функции государственного регулирования экономики. Система органов государственного управления экономикой.
Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.
Функции государственного регулирования экономики:
- целевая; - направляющая и координирующая; - функция распределения и перераспределения; - стимулирующая; - контрольная.
45. Денежная система и денежно-кредитная политика государства. Инфляция в экономике Беларуси. Динамика основных денежно-кредитных показателей.
Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий центрального банкаи правительства в области денежного обращения и кредита.
Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы. Монетарная политика является важнейшим элементом макроэкономической политики.
Инфляция проявляется в непрерывном общем повышении цен, падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на счетах. Рост цен неумолимо сокращает массу товаров, которую способны приобрести владельцы таких сбережений.
47. Бюджетная система. Динамика и структура государственных финансов.
В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. Местные делятся на: бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
49. Основные направления и особенности валютной политики Беларуси. Валютное регулирование и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности.
Валютная политика - совокупность мер воздействия на сферу валютных отношений в интересах достижения стратегических тактических целей гос-ва.
Осн направления валютной политики:
1. Укрепление нац экономики.
2. Укрепление валютно-финансового механизма
3. Повышение платежеспособности и кредитоспособности страны
4. Привлечение на выгодных условиях иностр инвестиций
5. Противодействие нежелательному вызову за границу отечественного и иностр капиталов.
51. Специфика перспективного планирования в переходной экономике Беларуси. Система государственного прогнозирования.
Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики.
Планирование – это процесс принятия управленческих решений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.
Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления (долгосрочные 15-20 лет; среднесрочные 3-5 лет; краткосрочные до 1 года; оперативные на сутки, неделю и декаду).
53. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны.
Важнейшей составной частью общей системы национальной безопасности является экономическая безопасность, которая затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национальных государственных интересов, которые заключаются в укреплении независимости и суверенитета Республики Беларусь, обеспечении нерушимости границ и территориальной целостности, создании условий для полноценного духовного и физического развития человека, сохранении духовного и культурного наследия, укреплении традиционных ценностей белорусского народа. Рассмотрение экономической безопасности как важнейшего блока в системе национальной безопасности обусловлено прежде всего тем, что экономика является основой жизнедеятельности общества, государства, личности, а также устойчивого развития страны.
55. Особенности многовекторной международной экономической политики Республики Беларусь.
В эпоху глобализации мировая экономика преобразовалась в единую мировую хозяйственную систему, а национальные экономики, в свою очередь, становятся ее подсистемами, каждая из которых берет на себя выполнение определенных функций. При этом всемирные отношения доминируют над внутристрановыми, выполняя роль основной составляющей экономического успеха каждой страны. Глобализация объективно ведет к размыванию и ослаблению регулирующих функций отдельных государств и снижает эффективность традиционных инструментов макроэкономического регулирования. На смену традиционным системам межгосударственного взаимодействия приходят надгосударственные и транснациональные регуляторы мировых экономических отношений. Растет осознание значимости институтов и механизмов партнерства на всех уровнях международной жизни.
57. Внешнеэкономические связи Беларуси со странами, не входящими в СНГ. Структура торгового баланса.
Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 174 странами мира и поставляет на экспорт более 1000 наименований изделий. Страновыми приоритетами для Республики Беларусь являются страны бывшего социалистического лагеря, отдельные страны Юго-Восточной Азии, Латинская Америка, Ближний Восток и страны Персидского залива, юг Африки.
Основные торговые партнер: Латвия, Литва, Эстония, Венгрия, Германия, Великобритания, Италия, Франция, Польша, Китай, Индия, Бразилия, Венесуэла, Нидерланды, США.
59. Основные показатели внешнеэкономических связей и пропорций.
К системе показателей внешнеэкономических отношений относятся показатели: экспорта и импорта товаров и услуг; оплаты труда наемных работников-нерезидентов; налоги на производство и импорт; подоходные налоги и другие трансферты, переданные остальным странам и полученные от них; сальдо капитальных трансфертов с остальными странами; доходы от собственности; чистое финансовое положение и другие.
Экспорт и импорт товаров и услуг учитывается на внешнем счете товаров и услуг.
В ресурсной части показываются сведения о ввозе в страну товаров и оказания услуг другими странами в «видах использования» - вывоз товаров и услуг другими странами.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты