Бухгалтерское дело
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Шпаргалка
на тему: «Бухгалтерское дело»
по дисциплине: «Бухгалтерское дело»
2021
15.00 BYN
Бухгалтерское дело
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Бухгалтерское дело
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Поделиться
1. Сущность, значение и предпосылки организации бухгалтерского учета.
2. Место и роль учета в системе хозяйственного управления.
3. Концептуальные основы бухгалтерского учета в Республике Беларусь.
4. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности.
5. Методологическое и правовое обеспечение бухгалтерского учета и отчетности.
6. Задачи и функции службы бухгалтерского учета и отчетности.
7. Международные организации бухгалтеров.
8. Обзор наиболее распространенных моделей бухгалтерского учета и отчетности в зарубежных странах.
9. Роль руководителя и главного бухгалтера в организации бухгалтерского учета.
10. Профессиональные компетенции главного бухгалтера и их обеспечение.
11. Права и должностные обязанности главного бухгалтера.
12. Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от занимаемой должности главного бухгалтера.
13. Положение о бухгалтерии, содержание, порядок разработки и утверждения.
14. Организационные формы бухгалтерского учета.
15. Структура бухгалтерского аппарата.
16. Организация труда работников бухгалтерии.
17. Должностные инструкции работников бухгалтерии, их содержание, порядок разработки.
18. Оформление отношений между субъектами хозяйствования по оказанию и получению бухгалтерских услуг.
19. Ответственность организации, оказывающей бухгалтерские услуги.
20. Учет и отчетность граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность по оказанию бухгалтерских услуг.
21. Сущность документа и основные требования, предъявляемые к оформлению бухгалтерских документов.
22. Учетные регистры, формы бухгалтерского учета.
23. Документооборот и его роль в организация бухгалтерского учета.
24. Способы исправления ошибок в документах и учетных регистрах.
25. Сущность, объекты, цель, задачи и виды инвентаризаций.
26. Сроки проведения и организация инвентаризаций.
27. Порядок проведения и документальное оформление инвентаризаций.
28. Документальное оформление результатов инвентаризаций.
29. Организация делопроизводства бухгалтерии.
30. Сроки хранения, передачи в архив, изъятия из архива и уничтожения документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности.
31. Положение о порядке использования документов с определенной степенью защиты.
32. Порядок учета, хранения и списания документов с определенной степенью защиты.
33. Компьютерная форма бухгалтерского учета.
34. Организация работы бухгалтерии при применении вычислительной техники.
35. Создание компьютерной бухгалтерии.
36. Аудит предприятий, применяющих компьютерные информационные системы.
37. Учетная политика: основное содержание, порядок разработки и утверждения.
38. Содержание приказа по учетной политике организации.
39. Факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики.
40. Внутренний контроль за соблюдением учетной политики.
41. Принципы профессионального поведения бухгалтера.
42. Сущность профессиональных ценностей и этики и их роль в развитии профессии бухгалтера.
3. Концептуальные основы бухгалтерского учета в Республике Беларусь.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь хозяйствующие субъекты на её территории независимо от форм собственности обязаны вести бухгалтерский учет, если они в соответствии с законодательством не освобождены от этой обязанности. Также обязаны вести бухгалтерский учет филиалы, представительства и другие структурные подразделения иностранных юридических лиц, если они ведут на территории Республики Беларусь хозяйственную деятельность.
Бухгалтерский учет в РБ регулируется государством. В стране принято большое количество нормативных документов регламентирующих различные аспекты бухгалтерского учета и отчетности. Можно говорить о существовании в РБ бухгалтерского законодательства, как отрасли права. Это связано, во первых, с тем, что данные бухгалтерского учета используются в суде как доказательства, а следовательно должны отвечать определенным требованиям. Во-вторых, данные бухгалтерского учета используются в государственном контроле и управлении экономикой, особенно в налоговой сфере. Всё это обуславливает достаточно жесткую регламентацию бухгалтерского учета в РБ.
6. Задачи и функции службы бухгалтерского учета и отчетности.
Задачи бухгалтерского учета в РБ были определены в старой редакции Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»:
• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;
• обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
• предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.
Также бухучет обеспечивает:
• контроль за сохранностью имущества организации, товарно-материальных ценностей и денежных средств, рациональным и целевым использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
• выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизацию и эффективность использования ресурсов;
• финансовую устойчивость организации.
9. Роль руководителя и главного бухгалтера в организации бухгалтерского учета.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций.
На должность главного бухгалтера обычно принимается лицо с высшим экономическим образованием, желательно, чтобы это лицо прошло аттестацию на звание профессионального бухгалтера – главного бухгалтера.
12. Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от занимаемой должности главного бухгалтера.
Как принять дела у уходящего бухгалтера? Какие вопросы задать и что посмотреть?
1.Изучить приказ о передаче дел, какие сроки в нем оговорены; 2. Сверить данные бухгалтерского учета по расчетам с бюджетом со справкой (выпиской) о состоянии расчетов из налоговой и ФСЗН. Изучить наличие переплат и недоплат по таким расчетам; 3. Частично сверить дебиторскую и кредиторскую задолженность. Можно сверить большие суммы задолженности и задолженность с давним сроком ее образования, а также попробовать найти ответ на вопрос: почему? Проверить своевременность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности, обратив особое внимание на кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности, т.к. несвоевременное ее списание приводит не только к необходимости подачи уточненных деклараций, но и недоплате в бюджет налога на прибыль; 4. Сверить, совпадают ли данные в бухгалтерской базе в программе с данными на бумажном носителе, а также в сданной отчетности;
5. Провести выборочную проверку документов: совпадают ли формы с утвержденными в организации, имеются ли везде подписи, даты и другие реквизиты, предусмотренные Законом «О бухгалтерском учете и отчетности»;
6. Уточнить, имеются ли неотработанные документы, пролистать и посмотреть на содержание и сроки хозяйственных операций. Имеются ли хозяйственные операции без составления первичного документа Такие документы от предшественника целесообразно принять по описи.
15. Структура бухгалтерского аппарата.
Структура бухгалтерии состоит из работников бухгалтерского аппарата, которые выполняют учетные функции на основе принципов разделения труда.
Такие факторы как технические средства учета и объем учетной работы, во многом влияют на структуру бухгалтерского аппарата.
Все работники бухгалтерии подчиняются напрямую главному бухгалтеру при линейной. Эта структура бухгалтерии может применяться в небольших организациях, где численность аппарата не превышает 10 человек.
При вертикальной организации бухгалтерского учета создают промежуточные группы управления (отделы,секторы, бюро):
производственно-калькуляционная, осуществляющая учет издержек производства, вычисляющая себестоимость продукции, составляет отчетность о производстве, определяя результаты внутрихозяйственного расчета;
группа учета готовой продукции, которая ведет учет готовой продукции на складах и, осуществляющая ее реализацию;
материальная группа управления, контролирующая учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. Обычно именно в этой группе осуществляется учет основных средств;
группа учета оплаты труда, которая ведет учет затрат труда рабочих, начисляет зарплату работникам, контролирует использование фонда оплаты труда, учет всех расчетов с бюджетом, работниками организаций, фондом социальной защиты населения и другими различными ведомствами, связанными с оплатой труда.
18. Оформление отношений между субъектами хозяйствования по оказанию и получению бухгалтерских услуг.
Бухгалтерские компании оказывают множество услуг, которые помогают владельцам бизнеса оставаться финансово организованными, подготовиться к развитию. Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны рассматривать квалифицированного бухгалтера не как специалиста по бухучёту, а как на неотъемлемого делового партнера. Не каждая бухгалтерская компания предлагает комплексные услуги – многие ограничиваются лишь несколькими. Вот почему так важно найти компанию, которая предлагает полное бухгалтерское обслуживание.
Это ведение дел по любым отраслевым вопросам обратившегося клиента. Услуга может оказываться разово, либо на постоянной основе. Что входит в бухгалтерское обслуживание: Ведение документации и предоставление в надзорные или контролирующие органы; Ведение регистра бухучёта; Учет движения денежных потоков; Учет амортизации; Сбор кассовых документов; Начисление заработной платы сотрудникам; Участие в подписании договоров; Составление и ведение отчетной документации и сверок.
Большое преимущество бухгалтерского обслуживания заключается в экономии – компании не обязательно держать в штате специалиста, а можно пользоваться его услугами, когда это необходимо. То есть владелец бизнеса оплачивает не рабочие часы, а фактически выполненную работу.
Оказание бухгалтерских услуг – распространенная в Беларуси практика деятельности немалого числа индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (далее – бухгалтерская или обслуживающая организация).
21. Сущность документа и основные требования, предъявляемые к оформлению бухгалтерских документов.
Бухгалтерский документ – это оформленное в письменном виде подтверждение самого факта совершения хозяйственной операции, либо доказательство о получении разрешения на осуществление данной операции.
Бухгалтерские документы, используемые в учете, различны по своей природе, при этом каждый документ включает в себя ряд показателей. Подобные показатели, содержащие в себе сведения о хозяйственной операции, называются реквизитами. Все реквизиты классифицируются как:
1. постоянные и переменные;
2. обязательные и дополнительные.
Постоянные и переменные реквизиты отличаются друг от друга тем, что постоянные реквизиты применяются в одной организации длительный период времени (название организации, ее юридический адрес, реквизиты банка и т.д.). Переменные реквизиты определяются сущностью хозяйственной операции (кол-во поступивших материалов в накладной, наименование отпущенной в производство продукции и т.д.).
24. Способы исправления ошибок в документах и учетных регистрах.
Документы и учетные регистры необходимо вести аккуратно. Как в текстовой части, так и в цифровых данных помарки и подчистки не допускаются. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Для исправления ошибочных записей в бухгалтерском учете применяется несколько способов. Корректурный способ заключается в зачеркивании неправильного текста или суммы и надписании над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. При этом надо зачеркивать всю сумму, даже если ошибка допущена только в одной цифре. Исправление ошибки должно быть оговорено и подтверждено: в документе – подписями лиц, подписавших документ; в регистрах – подписью лица, производившего исправление. Оговорка дается на полях книги, карточки, журнала-ордера, против строки исправленной записи. В документах, оформляющих денежные операции, кассовых ордерах, чеках, банковских платежных требованиях и поручениях исправления, даже и оговоренные, не допускаются. Эти документы при наличии в них ошибок подлежат замене новыми. Порядок исправления в банковских документах устанавливается правилами банка.
27. Порядок проведения и документальное оформление инвентаризаций.
В крупных организациях для проведения инвентаризаций создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии.
В состав постоянно действующей комиссии входят:
• руководитель организации или его заместитель (председатель комиссии);
• главный бухгалтер;
• начальники структурных подразделений (служб);
• представители общественности.
Постоянно действующие инвентаризационные комиссии выполняют следующие функции:
• оказывает методическую помощь рабочим комиссиям по вопросам проведения инвентаризаций;
• заслушивают на своих заседаниях руководителей отделов, цехов секций по вопросам сохранности материальных ценностей;
• осуществляют контрольные проверки правильности проведения инвентаризации, а также выборочные инвентаризации в межинвентаризационный период.
30. Организация делопроизводства бухгалтерии.
Нормы Инструкции по делопроизводству распространяются на все организации независимо от формы собственности (государственные, частные) и организационно-правовой формы (ООО, УП и т.д.) <*>. Соответственно, правила делопроизводства, закрепленные в данной Инструкции, необходимо соблюдать всем организациям.
Ограничение сферы применения норм Инструкции по делопроизводству установлено, например:
— для документов, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законодательством информацию;
— обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.
При работе с данными документами необходимо руководствоваться актами, непосредственно регламентирующими вопросы документирования и организации работы с ними. Лишь в той части, которая не урегулирована этими актами законодательства, следует применять нормы Инструкции по делопроизводству.
Что касается СТБ 6.38-2016, то данный документ является госстандартом. Его применение организациями является добровольным <*>. Однако если организация закрепила в своих ЛНПА обязательство по его соблюдению, то она обязана это делать.
33. Порядок учета, хранения и списания документов с определенной степенью защиты.
Инструкция о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 12.08. 2011 № 33/77/17 (далее – Инструкция № 33/77/17), определяет порядок приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденный постановлением № 912.
Исходя из пункта 3 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 196 (далее – Инструкция № 196), порядок использования бланков строгой отчетности устанавливается приказом руководителя организации. Передача бланков строгой отчетности, предназначенных для использования в качестве первичных учетных документов, от одних организаций другим не допускается, за исключением бланков строгой отчетности, предназначенных для приема платежей в бюджет (пункт 5 Инструкции № 196).
Исходя из постановления № 912, пунктов 15, 16 Инструкции № 33/77/17:
• передача бланков товарно-транспортной накладной и товарной накладной организациями и индивидуальными предпринимателями, приобретшими эти бланки в установленном порядке, иным организациям и индивидуальным предпринимателям не допускается.
36. Создание компьютерной бухгалтерии.
В условиях использования некомпьютеризированных способов обработки учетной информации наиболее эффективным принципом построения структуры учетного аппарата является централизация. Среди недостатков децентрализованной структуры бухгалтерского аппарата осложнение разделения труда между учетными работниками, увеличение штата и соответственно затрат на его удержание, несвоевременность отчетности, невозможность эффективного контроля.
Таким образом, построение структуры бухгалтерского аппарата по принципу централизации при некомпьютеризированных способах обработки учетной информации наиболее приемлемо, поскольку дает возможность осуществлять эффективный контроль и разделение труда по функциональному признаку, хотя и не позволяет руководителям в подразделениях предприятия полностью использовать данные текущего учета для оперативного управления.
Вообще построение структуры бухгалтерии может базироваться на следующей совокупности принципов:
• определение для каждого структурного подразделения одной основной функции;
• подчинение одному руководителю не более пяти-восьми бухгалтеров;
• распределение обязанностей согласно индивидуальным возможностям исполнителей;
• децентрализация оперативной ответственности по объектам учета и контроля.
39. Содержание приказа по учетной политике организации.
Учетную политику достаточно утвердить один раз. Не надо утверждать новую учетную политику на каждый год или ежегодно издавать приказ руководителя о продлении действия "старой" учетной политики.
Если у организации имеются филиалы, представительства или иные подразделения, то все они обязаны руководствоваться единой политикой, принятой организацией.
Все остальные внутренние организационно – распорядительные документы, регулирующие финансово – хозяйственную деятельность, должны формироваться именно на основе учетной политики.
Организация в соответствии с законодательством пересматривает свою учетную политику если:
1) внесены изменения в законодательство, в т.ч. налоговое законодательство, правила бухгалтерского учета, а также на основании решений собственника;
2) требуется изменить способ ведения бухгалтерского учета, применение которого приведет к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета.
42. Принципы профессионального поведения бухгалтера.
Высокий профессионализм бухгалтера должен дополняться высоким моральным обликом. В соответствии с данным постулатом в июле 1996 г. Международная федерация бухгалтеров приняла Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, который представляет собой свод моральных императивов (требований), предъявляемых к бухгалтерам всего мира, и состоит из трех частей:
часть А — относится ко всем профессиональным бухгалтерам;
часть В — относится только к публично практикующим профессиональным бухгалтерам;
часть С — относится только к наемным профессиональным бухгалтерам.
Кодекс разработан на базе фундаментальных принципов:
- порядочности;
- объективности;
- профессиональной компетентности и должной тщательности;
- конфиденциальности.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты