Дошкольное образование
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Дошкольное образование»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2021
15.00 BYN
Дошкольное образование
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Дошкольное образование
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
Поделиться
1. Теория и методика формирования представления у ребенка о самом себе, о человеческих чувствах, эмоциях и личностных качествах
2. Теория и методика формирования представления у ребенка о здоровье и личной гигиене, о полезной пище и культуре питания.
3. Теория и методика формирования представления у ребенка о его социальной роли в семье, ознакомление детей с их родословной, об отношении с близкими родственниками
4. Теория и методика формирования представления у ребенка о взаимодействии со сверстниками
5. Теория и методика формирования представления у ребенка об учреждении дошкольного образования, которое он посещает, об отношении с работниками учреждения дошкольного образования
6. Теория и методика формирования представления у ребенка о эмоциональных и физических состояниях людей и социальных нормах взаимоотношений в разных ситуациях
7. Теория и методика формирования представления у ребенка о социально одобряемых отношениях между людьми третьего уровня приближенности, об адекватных моделях общения и поведения в обществе
8. Теория и методика формирования представлений у ребенка о состояниях людей с отклонениями в развитии и пожилых и социальных нормах взаимоотношений с ними
9. Теория и методика формирования представления у ребенка о труде взрослых разных профессий
10. Теория и методика формирования представления у ребенка о предметах одежды, обуви, головных уборах
11. Теория и методика формирования представления у ребенка о предметах мебели, о разных видах знаний
12. Теория и методика формирования представления у ребенка о предметах личной гигиены, канцелярских принадлежностях
13. Теория и методика формирования представлений у ребенка о разных видах транспорта, о бытовой технике
14. Теория и методика формирования представлений у ребенка о кухонной и столовой посуде, об этапах и способах приготовления пищи, о сервировке стола, умения принимать гостей
15. Теория и методика формирования представления у ребенка о предметах декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, их назначении и изготовлении
16. Теория и методика формирования представления у ребенка о государственных (патриотических) праздниках, о традициях родного края
17. Теория и методика формирования представления у ребенка о белорусских народных промыслах, компонентах национального костюма, блюдах национальной кухни, о предметах декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, их назначении и изготовлении
18. Теория и методика формирования представления у ребенка о родном городе (деревне) с целью воспитания любви к малой родине, о знаменитых земляках, известных людях, героях Республики Беларусь
19. Теория и методика формирования представления у ребенка о знаменитых исторических, архитектурных, знаменитых культурных и промышленных объектах Республики Беларусь
20. Теория и методика формирования представления у ребенка о географическом расположении Республики Беларусь, символах белорусского государства, о городах и селах нашей страны, отличие города от села
21. Теория и методика формирования представления у ребенка о других странах, их достопримечательностях, людях другой национальности, компонентах национального костюма, блюдах национальной кухни, об отношении между людьми на нашей планете
22. Духовный мир человека, человеческие чувства, эмоции и личностные качества
23. Формирование способности дошкольников к самопознанию
24. Содержание и методика работы по формированию представлений у ребенка о здоровье и личной гигиене
25. Повышение представления о собственном «Я» как важное направление в работе по укреплению психологического здоровья ребенка
26. Развитие у ребенка осознания своей социальной роли в семье и понимании своей связи с близкими людьми
27. Приобщение ребенка к труду с целью социализации личности
28. Детское общество и его влияние на социализацию ребенка
29. Характеристика работы педагога с «непопулярными детьми» в детском обществе
30. Методика формирования у ребенка осознания себя как члена детского общества
31. Формирование представлений у ребенка о человеческих чувствах, эмоциях и личностных качествах
32. Формирование представлений у ребенка о взрослых людях и отношениях к ним
33. Организация работы по ознакомлению детей со взрослыми людьми разного уровня приближенности
34. Методика формирования представлений у дошкольников об отличии детей от взрослых; об отличии людей по полу и возрасту; о том, зачем и как работают взрослые люди; о том, как и зачем люди отдыхают
35. Понятие «чувство патриотизма», содержание образовательной работы по формированию этого чувства у детей дошкольного возраста
36. Этапы формирования чувства патриотизма у детей дошкольного возраста
37. Методика работы по приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре и воспитание любви к отечеству
38. Развитие у дошкольников толерантного, дружелюбного отношения к жителям Земли
39. Методика работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о планете Земля, разных странах, их жителях
40. Предметный мир и его роль в процессе социализации ребенка. Основные функции предметов, способствующие социализации ребенка (жизнеобеспечение, ориентировочная функция и др.)
41. Методика работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с предметным миром
42. Задачи и методика работы с детьми на спонтанно-исследовательском этапе познания детьми предметного мира
43. Организация работы по обеспечению усвоения детьми представления о вариативности использования предметов
44. Преобразующий этап в освоении ребенком предметного мира
45. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром транспортной и бытовой техники
46. Человек как создатель предметов рукотворного мира и творец объектов интеллектуального мира
1. Теория и методика формирования представления у ребенка о самом себе, о человеческих чувствах, эмоциях и личностных качествах
Становление личности ребенка происходит при условии его активности. То есть когда он включен в процесс собственного социального строения. Главным в социализации является развитие представлений, с которых начинается приобщение ребенка к миру и построение отношений с людьми. Также важно научиться осознавать принадлежность к человеческому роду, чтобы ребенок не только узнавал о своих способностях, но и учился управлять телом, чувствами, поступками.
Главные термины для обозначения понятия «Представления о себе»: идея Я, образ Я, Я-концепция, понятие Я. Все синонимы. Однако на первом месте образ Я – первооснова формирующейся личности и достаточно устойчивое образование, способное оказать решающее влияние на дальнейшее становление человека. Я-концепция – система самовосприятий, возникающих на основе взаимодействий с окружающей средой, в особенности социальной.
Составляющие структуры образа Я: когнитивный (знание о себе), аффективный (отношение к себе).
3. Теория и методика формирования представления у ребенка о его социальной роли в семье, ознакомление детей с их родословной, об отношении с близкими родственниками
Познание ребенком самого себя происходит и при осознании им его социальной роли в семье и понимании своей связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, родословной. Такое понимание способствует эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в самом себе, чувства собственного достоинства.
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. Чувство защищенности, потребность и желание иметь дом и родителей, которые всегда накормят, пожалеют, присущи человеку от рождения. Необходимо учить ребенка любить своих родителей и родственников, помогать им, сочувствовать с первых лет его жизни, поскольку эти качества не являются врожденными. Если у него нет их, то начинают развиваться потребительские отношения к окружающим людям, к родным и близким. Раньше в больших семьях бабушки и дедушки, старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относиться к родителям. Малыша учили не только брать, но и отдавать, быть внимательным к своим близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня никто этим не занимается. Родители вечно заняты, имеют усталость и стрессовые состояния. Поэтому к решению этих проблем должны более активно подключаться воспитатели.
5. Теория и методика формирования представления у ребенка об учреждении дошкольного образования, которое он посещает, об отношении с работниками учреждения дошкольного образования
Дошкольная организация осуществляет воспитание и обучение детей дошкольного возраста от одного года до шести (семи) лет, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития.
Содержание предшкольного образования ориентировано на формирование у ребенка: положительной самооценки, уверенности в себе; стремления к познанию нового, интереса к окружающему миру; мотивации достижения успеха, активной, деятельной позиции; коммуникативных умений и навыков; основ духовно-нравственного облика личности, определение личных и усвоение общечеловеческих ценностей; способов познавательной деятельности; компетентности в различных сферах деятельности человека.
7. Теория и методика формирования представления у ребенка о социально одобряемых отношениях между людьми третьего уровня приближенности, об адекватных моделях общения и поведения в обществе
Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций. («делай то», «не делай это»). Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением. В определенных ситуациях личность может вести себя не так, как ей хочется, а так, как хотят этого другие.
Настроение и поведение человека зависит от характера, интеллекта, трудовой деятельности, от взаимоотношения с обществом и т.д. Человек становится личностью благодаря воздействию на него социальных условий и целенаправленных общественных факторов (радио, телевидение, кино, печать), семьи, сверстников, школы (даёт систему знаний, умений и навыков, развивает память, мышление, внимание, нравственные качества, дисциплинированность и прочее), дошкольных учреждений и общественности.
9. Теория и методика формирования представления у ребенка о труде взрослых разных профессий
Всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу детей привлекают внешние моменты. Ребенок должен наблюдать за различным трудом людей, чтобы сформировать уважение к нему, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду. В детском саду большинство работы проходит не на глазах у детей – в этом и сложность.
Наиболее популярными являются профессии системы «человек - техника», и в первую очередь водителя различных видов транспорта - легкового, грузового, железнодорожного, а также различных видов сельскохозяйственных машин (шофер, машинист, тракторист, комбайнер и т. п.); строительные специальности (сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, столяр, слесарь, маляр и др.); военные - летчик, танкист, ракетчик, вертолетчик, космонавт; а также различные рабочие профессии - грузчик, кочегар, механик, шахтер, ткачиха, оптик, полировщик, полиграфист и др. На втором месте профессии системы «человек-человек»: врач, воспитатель, няня, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар, медсестра, милиционер и др. Хорошо знакомы детям профессии системы «человек - природа»: садовник, дрессировщик, хлебороб, рыбак. И только 10,6% наименований обозначают профессии системы «человек - художественный образ». Исключение: артист цирка, балерина, музыкант. Часто наименование профессии дети заменяют названием предприятия или учреждения (в зоопарке, на ферме, на заводе, в магазине) или наименованием должности - директор, начальник цеха, капитан корабля.
11. Теория и методика формирования представления у ребенка о предметах мебели, о разных видах знаний
Предметный мир - совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, его созданием и преобразованием. Предмет несет в себе доступную для дошкольника информацию об окружающей действительности и помогает ему познать её. Обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами действий с предметами. Это порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир.
Существуют разные особенности предметов: материал (деревянные, стеклянные, пластмассовые и др.), форма (прямоугольные, овальные), строение, классификация предметов по способам использования: мебель, посуда, одежда, орудия труда, игрушки, постельные принадлежности, обувь, личная гигиена (естественно удовлетворяют потребности человека), музыкальные инструменты, картины, телевизор, книги (удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей); электроприборы, утюг, пылесос, микроволновка (группа облегчающих труд); станки экскаваторы, трактор, роботы, компьютеры (облегчают труд в производстве).
13. Теория и методика формирования представлений у ребенка о разных видах транспорта, о бытовой технике
По среде перемещения выделяют несколько видов транспорта: наземный и подземный, водный, воздушный и космический. На поверхности «царствует» наземный транспорт. Его виды: рельсовый и безрельсовый. К рельсовому наземному транспорту относят железнодорожный. Обязательно нужна железная дорога с двумя полосами рельсов. Безрельсовому транспорту не нужны рельсы. Это автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды (экологичные, засчёт силы человека) и др. Транспорт может быть колесным (передвигаться с помощью колес), гусеничным (с помощью гусениц) или гужевой (с помощью домашних животных).
15. Теория и методика формирования представления у ребенка о предметах декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, их назначении и изготовлении
Народное творчество благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Постигая это, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре. Именно дошкольный возраст представляет благоприятные перспективы формирования у детей патриотизма.
Познание декоративно-прикладного искусства Беларуси необходимо, так как у детей происходит развитие творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
17. Теория и методика формирования представления у ребенка о белорусских народных промыслах, компонентах национального костюма, блюдах национальной кухни, о предметах декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, их назначении и изготовлении
С детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, интересоваться культурой, историей своего народа. Специфика народных знаний заключается именно в том, что ими может успешно овладеть каждый ребёнок дошкольного возраста. Путь этот начинается от простого, натурального вхождения в мир народных представлений и обычаев, народного искусства и народных игр.
Традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями - русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками. Метод: В форме игры – выполнить зарисовку «Кукла в белорусском национальном костюме» с элементами аппликации.
19. Теория и методика формирования представления у ребенка о знаменитых исторических, архитектурных, знаменитых культурных и промышленных объектах Республики Беларусь
Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой необходимо начинать с родных мест, с родного города. Следует обратить внимание дошкольников на различие построек по внешнему виду. Жилые дома оформляются при помощи лоджий, балконов, характерных входов, клумб, а также оконных и дверных проемов. Промышленные здания отличаются прежде всего большими размерами и инженерными коммуникациями (трубопровод, транспорт). В зависимости от производимых товаров промышленные здания могут иметь много окон (часовой завод) или же глухие стены (завод холодильников). Общественные здания отличаются необычными формами, объемом, цветовым решением, индивидуальностью оформления фасадов: они могут украшаться разными видами изобразительного искусства (монументальная живопись, скульптура, мозаика, резьба по дереву, а также декоративная роспись). Следует познакомить детей с историческими архитектурными постройками прошлых лет, с тем, как жили наши предки, рассказать, что первым домом человека была пещера.
21. Теория и методика формирования представления у ребенка о других странах, их достопримечательностях, людях другой национальности, компонентах национального костюма, блюдах национальной кухни, об отношении между людьми на нашей планете
Поликультурное воспитание - учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств. Задачи: адаптация человека к ценностям многонациональных культур; формирование понимания равноценности культур; обучение взаимодействию между людьми и разными традициями; ориентация на диалог культур.
Поликультурное воспитание имеет общие цели с интернациональным, что проявляется в понимании и уважении иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта; осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами; способность общения; соблюдение не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп; понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества. Функции: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развития умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
23. Формирование способности дошкольников к самопознанию
Самопознание определяется как условие обретения психологического и психического здоровья личности. В сознании человека в качестве познаваемых элементов он выделял социальную, физическую и духовную личность. В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. Его самооценка практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых.
25. Повышение представления о собственном «Я» как важное направление в работе по укреплению психологического здоровья ребенка
Психологическое здоровье - это основа жизнеспособности ребенка, которому приходится решать непростые задачи своей жизни: учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, учиться владеть собственными телом и поведением, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». В нашей стране каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке. Многие психические расстройства произрастают из детского возраста. Расстройства, возникающие у детей, в случае неполучения своевременной специализированной помощи, могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной дезадаптации.
27. Приобщение ребенка к труду с целью социализации личности
Трудовое воспитание - это процесс, интегрирующий все сферы развития: художественно-эстетическое; познавательно-речевое; физкультурно-оздоровительное; социально-личностное.
Выделяются следующие виды детского труда:
-Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: уход за собой, умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места);
-Хозяйственно-бытовой труд (поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов)
29. Характеристика работы педагога с «непопулярными детьми» в детском обществе
В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия с социумом. Это взаимодействие со взрослыми и взаимодействие со сверстником. В дошкольном возрасте идет расширение границ социального пространства, прежде всего за счет того, что с четырех лет в жизни ребенка, кроме значимости взрослых, появляется и увеличивается значимость сверстника, так как именно с этого возраста сверстник является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка. Группа сверстников становится референтной для детей дошкольного возраста.
31. Формирование представлений у ребенка о человеческих чувствах, эмоциях и личностных качествах
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Главная задача состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребёнка, пробудить в его душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста должно содержать следующие задачи:
- способствовать развитию самопознания и позитивной Я-концепции детей (осознанию детьми отношения к себе, к собственной внешности, к своим особенностям и способностям).
33. Организация работы по ознакомлению детей со взрослыми людьми разного уровня приближенности
В дошкольной педагогике имеется ряд исследований по формированию у детей представлений о людях разного уровня приближенности и о воспитании к ним определенного отношения. Анализ исследований говорит о том, что менее всего изучены отношения со взрослыми второго уровня приближенности, более всего — четвертого уровня.
Методика строится на основе выделения нескольких уровней приближенности взрослого к ребенку. Мы исходим из того, что ребенок должен воспринимать взрослого человека как личность, обладающую определенными качествами, умениями, знаниями и т.д., и как представителя той или иной профессии. В прежние времена в методике ознакомления детей со взрослыми стояла одна задача — познакомить детей с трудом взрослых.
35. Понятие «чувство патриотизма», содержание образовательной работы по формированию этого чувства у детей дошкольного возраста
Главной целью патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
37. Методика работы по приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре и воспитание любви к отечеству
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно сложная. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству. Действительно, если патриотизм — это чувство привязанности, преданности, ответственности и т. д. по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к чему-то, быть ответственным в его маленьких делах и поступках. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию человеческому чувству. Восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникнет, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя. Так же, прежде чем человек научится трудиться на благо Родины, необходимо научить его добросовестно выполнять трудовые поручения, привить любовь к труду.
39. Методика работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о планете Земля, разных странах, их жителях
Толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость издавна считалась признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности и общества в целом. Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого. Сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к другим людям, приобщить к культурным ценностям, как своего, так и других народов.
41. Методика работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с предметным миром
Большое место при обогащении словаря детей занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Дети учатся выделять качества и свойства предметов, их назначение, а затем обобщать их в понятийные группы.
Методика 3 группы занятий по ознакомлению с предметным миром:
1) первичное ознакомление с предметом;
2) ознакомление с качествами и свойствами предметов;
3) формирование понятий в процессе обобщений.
43. Организация работы по обеспечению усвоения детьми представления о вариативности использования предметов
Вариативность использования предмета способствует появлению предметов-заменителей, что свидетельствует о зарождении сюжетно-ролевой игры.
Данный этап важен и потому, что он способствует развитию воображения, творческих способностей.
Задача взрослого: показать возможность вариативного использования предмета.
45. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром транспортной и бытовой техники
Транспорт – совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили т.д.), а также отдельный вид этих средств. Следует сформировать представления у детей о разных видах транспорта, его назначении. Для этого необходимо: Познакомить с разными видами транспорта, уточнить и расширить представления об основных видах (автомобиль, автобус, поезд, самолёт, корабль): подобрать методическую, художественную литературу, дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты