Начальное образование
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Начальное образование»
по дисциплине: «Начальное образование»
2021
15.00 BYN
Начальное образование
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Начальное образование
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
Поделиться
1. Охарактеризовать педагогические основы воспитательной деятельности учителя начальных классов.
2. Раскрыть сущность современных воспитательных технологий.
3. Проанализировать понятия «методика» и «технология» воспитания. Привести примеры их реализации в учебно-воспитательном процессе.
4. Проанализировать типологию и содержание форм внеурочной работы.
5. Раскрыть содержание воспитательной работы в первом классе.
6. Охарактеризовать понятие личности учащегося как предмета воспитания.
7. Проанализировать природные и социальные факторы развития личности учащегося начальных классов.
8. Раскрыть сущность и содержание актуальных проблем воспитания личности младшего школьника в современном трансформирующемся мире.
9. Охарактеризовать воспитательную среду как фактор и условие всестороннего развития личности младшего школьника.
10. Проанализировать и раскрыть сущность актуальных проблем воспитания в контексте «Кодекса Республики Беларусь об образовании» и «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».
11. Раскрыть роль среды, наследственности и воспитания в развитии личности.
12. Раскрыть понятие личности ученика как объекта и субъекта воспитания.
13. Проанализировать содержание внеклассной воспитательной работы в первом классе.
14. Определить и проанализировать условия эффективной работы с учащимися начальных классов.
15. Раскрыть сущность и содержание понятий «воспитательная деятельность», «воспитательная работа», «воспитывающая деятельность».
16. Проанализировать основные задачи и содержание воспитательной работы в начальных классах в современной социокультурной ситуации.
17. Проанализировать воспитательные технологии и специфику их применения в учебно- воспитательном процессе начальной школы.
18. Раскрыть структуру современных воспитательных технологий.
19. Раскрыть сущность и содержание технологии создания ситуации успеха, технологии этической защиты.
20. Раскрыть сущность и содержание технологии педагогической оценки, педагогического требования.
21. Дать общую характеристику форм организации воспитательной работы в начальных классах (викторина, праздник, экскурсия, устный журнал и др.).
22. Раскрыть методику организации и проведения форм воспитательной работы: классный час, информационный час, конкурсная программа, утренник, заочное путешествие и др.
23. Проанализировать условия эффективного выбора и применения различных форм воспитательной работы в начальной школе.
24. Проанализировать методику составления плана воспитательной работы.
25. Раскрыть сущность и специфику планирования как процесса совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе.
26. Проанализировать цели и задачи планирования воспитательной деятельности учителем начальных классов.
27. Раскрыть сущность и содержание основных функций планирования (направляющая, прогнозирующая, координирующая, контрольная, репродуктивная).
28. Определить принципы планирования (системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности). Раскрыть их сущность и значение.
29. Раскрыть понятие календарного и перспективного планов воспитательной работы.
30. Проанализировать алгоритм разработки перспективного плана.
31. Раскрыть содержание основных видов деятельности младших школьников в процессе воспитательной работы.
32. Проанализировать методику организации коллективной творческой деятельности младших школьников.
33. Охарактеризовать виды и содержание коллективных творческих дел младших школьников.
34. Раскрыть сущность планирования воспитательной работы по тематическим периодам.
35. Определить и проанализировать основные трудности адаптационного периода в первом классе.
36. Раскрыть возрастные особенности первоклассников 6, 7-го возраста.
37. Определить трудности перехода от игровой к учебно-познавательной деятельности.
38. Раскрыть сущность и специфику видов адаптации первоклассников к школьной жизни.
39. Проанализировать сущность и содержание понятий «игра», «игровая деятельность». Определить их функциональное значение.
40. Охарактеризовать различные подходы педагогов к классификации игр. Виды игр.
41. Проанализировать функции игровой позиции педагога.
42. Определить значение ролевых игр в процессе воспитания учащихся начальных классов.
43. Проанализировать условия выбора и эффективного проведения различных игр при организации воспитательной работы с младшими школьниками.
44. Охарактеризовать формы и методы работы учителя с семьями учащихся.
45. Раскрыть сущность и организацию совместной деятельности младших школьников и их родителей.
46. Определить условия эффективности родительского собрания в процессе повышения педагогической культуры родителей. Определить основные задачи родительского собрания.
1. Охарактеризовать педагогические основы воспитательной деятельности учителя начальных классов.
Воспитание - управление процессом развития и формирования личности воспитанника через создание благоприятных для этого условий.
Воспитательная деятельность– это деятельность педагога, направленная на создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Воспитывающая деятельность- любая совместная деятельность педагога и ребенка, в ходе осуществления которой решаются те или иные воспитательные задачи: игровая, трудовая, познавательная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, досугово-развлекательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность).
3. Проанализировать понятия «методика» и «технология» воспитания. Привести примеры их реализации в учебно-воспитательном процессе.
Под методикой обычно понимают совокупность методов и средств осуществления педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания. В то же время методика – педагогическая наука, изучающая 1) закономерности, содержание, методы и средства обучения определенному учебному предмету (частная методика); 2) особенности организации воспитательного процесса в различных образовательных институтах (методика воспитательной работы). Однако методика изучает разнообразные методы (приемы) и средства педагогического процесса, не выстраивая их в определенной логике, по определенному алгоритму.
5. Раскрыть содержание воспитательной работы в первом классе.
воспитательная работа, согласно Педагогическому словарю Г. М. Коджаспировой, это целенаправленная деятельность по упорядочиванию жизнедеятельности взрослых и детей, ставящей своей целью создание условий для полноценного развития личности ребенка. Через воспитательную работу реализуется процесс воспитания. Целью воспитательной работы в первом классе школы является создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих детям успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений.
7. Проанализировать природные и социальные факторы развития личности учащегося начальных классов.
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).
К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.
К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.
Среда и воспитание – это социсиьные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.
9. Охарактеризовать воспитательную среду как фактор и условие всестороннего развития личности младшего школьника.
Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного самостроительства. Классный руководитель занимает особое место в решении данного вопроса. Взаимодействие классного руководителя и учащихся основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.
Воспитателю необходимо выстроить систему деятельности на каждом этапе своей работы, где и будет реализован арсенал содержания, технологий, приемов и форм. И все это – вместе с детьми! Главным условием успешного воспитания является вера в успех каждого ребенка и всего класса в целом.
11. Раскрыть роль среды, наследственности и воспитания в развитии личности.
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).
К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.
К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.
Среда и воспитание – это социсиьные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.
Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.
13. Проанализировать содержание внеклассной воспитательной работы в первом классе.
Критерии анализа плана воспитательной работы классного руководителя первого класса: 1. системность; 2. индивидуальность; 3. оптимальность; 4. полезность; 5. открытость. План воспитательной работы классного руководителя первого класса составлен по принципу единства целей, задач, форм и способов воспитательной работы. План полностью соответствует общешкольному плану воспитательной работы, мероприятия которого оказывают комплексное воздействие на сознание, чувства и поведения первоклассников. Воспитательные мероприятия плана соответствуют возрастным особенностям, потребностям и интересам первоклассников. Мероприятия воспитательного плана классного руководителя первого класса направлены на развитие индивидуальности первоклассников, а также отражает индивидуальность и своеобразие классного руководителя.
15. Раскрыть сущность и содержание понятий «воспитательная деятельность», «воспитательная работа», «воспитывающая деятельность».
Воспитательная работа – это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самосознания ребёнка, формированию нравственной позиции и её закреплению в поведении. Воспитание представляется как взаимосвязанная цепь развивающих воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущих.
Воспитательная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является совершеннолетний человек, с совокупностью социальных личностных качеств, определенной воспитательной программой, содержащей необходимую часть культуры и опыта старшего поколения.
Воспитательная деятельность является завершенной, если ее результат соответствует поставленной цели.
17. Проанализировать воспитательные технологии и специфику их применения в учебно- воспитательном процессе начальной школы.
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Технология воспитания, также как и обучения, имеет следующие специфические черты:
· постановка диагностических целей обучения, т.е. выдвижение таких целей, в которых описаны действия и отношения ученика (знает, понимает, применяет и т.д.). В соответствии с целями идет разделение учебного материала на звенья, составляющие логическую цепочку.
19. Раскрыть сущность и содержание технологии создания ситуации успеха, технологии этической защиты.
Выработка уверенности в успехе у каждого школьника еще до начала выполнения учебной деятельности должна быть одной из наиважнейших педагогических задач. У ребенка с противоположным вариантом позиции (когда ребенок не уверен в своих силах и заранее настроен на провал) в первую очередь необходимо пробудить надежду на его способность успешно выполнить данное задание.
Вероятность достижения успеха – это состояние, когда ребенок понимает, что все зависит только от него, что только он может повлиять на ситуацию, в противоположной же позиции ребенок считает, что от него ничего не зависит, кто-то другой определяет ситуацию, но не он. Именно с этим связаны сегодня главные трудности, возникающие при использовании индивидуальных эталонов, требующих от детей умения самостоятельно сопоставлять, сравнивать и проанализировать учебные результаты.
21. Дать общую характеристику форм организации воспитательной работы в начальных классах (викторина, праздник, экскурсия, устный журнал и др.).
К групповым делам можно отнести классный час, информационный
час, этическую беседу, устный журнал, экскурсию, викторину, конкурс эрудитов, разговор за круглым столом и др
Игра - один из первых и главных стимулов культуры человека
(С.А. Шмаков). «Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому игра имеет генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступает как специфическая детская форма познания, труда, общения , искусства, спорта» (О.С. Газман).
23. Проанализировать условия эффективного выбора и применения различных форм воспитательной работы в начальной школе.
Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.
25. Раскрыть сущность и специфику планирования как процесса совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе.
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы идеологической и воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда классный руководитель представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:
1)подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;
2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;
3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;
4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.
27. Раскрыть сущность и содержание основных функций планирования (направляющая, прогнозирующая, координирующая, контрольная, репродуктивная).
В широком смысле слово планирование - процесс определения целей и
задач воспитательной работы и средств их решения.
Планирование - ядро воспитания как целенаправленной деятельности,
это область творчества учителя-воспитателя.
29. Раскрыть понятие календарного и перспективного планов воспитательной работы.
В начальной школе используются такие виды планов: перспективный,
календарный план конкретного дела (мероприятия, праздника, КТД и др.).
Перспективный план составляется на год, он имеет следующие разделы:
1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.
2. Цели и задачи воспитательной работы на данный год обучения.
3. Содержание работы по основным направлениям с указанием календарных сроков и форм воспитательной работы.
31. Раскрыть содержание основных видов деятельности младших школьников в процессе воспитательной работы.
Трудовая деятельность. С поступлением в школу ребенок перестраивается на новую трудовую систему отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника находили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе.
Общение. Расширяется сфера и содержания общения ребенка с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте. Вступление в классный коллектив имеет существенное значение для развития социальных чувств и личности младшего школьника.
33. Охарактеризовать виды и содержание коллективных творческих дел младших школьников.
- «Хозяева класса» (дежурные) поддерживают в классе чистоту и порядок, готрвят творческие, поздравления именинников, ведут в классном уголке рубрики «Поздравляем!»* «Кому мы говорим спасибо».
-«Айболиты» (санитары) заботятся о внешнем виде учеников, чистоте
рук, ногтей, ведут санитарный лист в классном .уголке, находят интересные
материалы о здоровье.
-«Книголюбы» (библиотекари) следят за сохранностью учебников; держат связь со школьной библиотекой, знакомят с новыми книгами, собирают
и работают с классной библиотечкой, проводят праздники книги, игры читателей и др.
35. Определить и проанализировать основные трудности адаптационного периода в первом классе.
Адаптация к школе - это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.
Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.
37. Определить трудности перехода от игровой к учебно-познавательной деятельности.
Большая доля игр в младшем школьном возрасте принадлежит играм дидактическим. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей, они направлены на решение конкретных задач в обучении и воспитании, а также служат для общего воспитания и развития. Дидактические игры способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Таким образом, создаются условия для проявления у младших школьников самостоятельности, мыслительной активности, чувства удовлетворенности, успеха. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.
39. Проанализировать сущность и содержание понятий «игра», «игровая деятельность». Определить их функциональное значение.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительности. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры».
41. Проанализировать функции игровой позиции педагога.
Исследование в определенной степени подтвердило вывод о том, что игра —сфера достаточно закрытая, но игра учащихся дает основание для вхождения в нее взрослого, способного оказать на нее педагогическое влияние. Педагогическое руководство игровой деятельностью учащихся —процесс сложный, интимный, так как основан на уважении суверенности и свободы учащихся. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению и углублению педагогического влияния (помощь, поддержка, создание необходимых условий и предпосылок) на игры учащихся с целью их рациональной педагогизации и соответствия уровня руководства самостоятельности школьников.
43. Проанализировать условия выбора и эффективного проведения различных игр при организации воспитательной работы с младшими школьниками.
С.А. Шмаков формулирует условия:
Первое. Дети должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, фабулы, программы игры. В игре с правилами им должны быть абсолютно понятны все правила, иначе она не получится. Для ролевых игр необходимо и ясное представление характера героев, которых дети изображают.
Второе. Конструктивная основа любой игры - это преодоление препятствий в достижении игровой цели, даже если эти препятствия создаются самим ребенком в ходе развития игры. Детям наскучит игра, если игровые результаты даются очень легко. Детям необходимы трудности и препятствия в играх, нужные для того, чтобы, преодолевая их, дать выход энергии.
45. Раскрыть сущность и организацию совместной деятельности младших школьников и их родителей.
Актуальной проблемой школьного образования остается вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Психологическая поддержка ребенка во время школьного обучения со стороны родителей — важная и большая проблема. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его. Главная забота родителей — поддержание и развитие интереса узнавать новое, способствовать созданию ситуаций успеха для своего ребенка в процессе освоения новых умений, навыков и знаний. А кто научит этому родителей? Конечно, школьный психолог, классный руководитель, завуч.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты