Политология
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Политология»
по дисциплине: «Политология»
2021
15.00 BYN
Политология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Политология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
1. Политология как наука
2. Объект, предмет, функции политологии
3. Методы политических исследований
4. Политические идеи Античности
5. Политические идеи Средневековья
6. Политические идеи эпохи Возрождения и Реформации
7. Политические идеи Нового Времени и Просвещения
8. Власть как политическое явление
9. Типология власти (по направлению и по содержанию деятельности)
10. Легитимность власти. Типология легитимности
11. Сущность, структура, функции государства
12. Генезис государства
13. Типологии государственных систем (формы государства)
14. Понятие и признаки правового государства
15. Типологии политической культуры (типология Г.Алмонда и С.Вербы, типология по содержанию, по масштабности и т.д.)
16. Избирательное право и выборы. Принципы избирательного права
17. Избирательные системы современности: достоинства и недостатки
18. Электоральное поведение. Абсентеизм: причины и следствия
19. Политические партии и партийные системы
20. Типологии политических партий (по классовой сущности, по отношению к власти и т.д.)
21. Политическое лидерство и политические элиты
22. Теории политических элит
23. Типологии политического лидерства
24. ООН: структура и формы работы
25. Политическая система общества
1. Политология как наука
Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.
К главным разделам политологии относятся следующие: теория политики, теория политических систем и их элементов, теория управления социально-политическими процессами, политическая идеология и история политических учений, теория международных отношений.
2. Объект, предмет, функции политологии
Объектом политологии выступает сфера политических отношений в обществе. Сфера политических отношений включает процессы функционирования и развития власти, включения масс в политику, экономические, социальные и духовные интересы общества. Политическая сфера представляет собой взаимодействие в политическом процессе больших и малых социальных групп, объединений граждан, отдельных индивидов. Политическая сфера включает в себя и социально-политические институты и организации, посредством которых осуществляется взаимодействие между отдельными субъектами политики.
3. Методы политических исследований
К первой группе относятся общие методы исследования политических объектов. Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и дают либо его специфическую интерпретацию, либо ориентируют на особый подход к нему. К этой группе относятся:
Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений.
Функциональный метод требует изучения зависимостей между политическими явлениями.
Институциональный метод ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность.
4. Политические идеи Античности
Развитие политической мысли начального этапа характеризуется рядом общих черт:
1) поиском идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок;
2) рассмотрением политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида;
3) отсутствие четкой границы между философией, этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике.
5. Политические идеи Средневековья
В средние века политическая мысль носила сильную религиозную окраску. Весь мир, в том числе и сфера политики, объяснялся как следствие проявления божественной воли. Достаточно ярко это отражено во взглядах таких средневековых мыслителей как Аврелий АвгустиниФома Аквинский.
Аврелий Августин (354-430 гг. )создал учение, изложенное в книге «О граде божием», о разделении власти на духовную и светскую и их взаимодействии, учение о двух градах – божьем и земном. «Град божий» представлен на земле церковью, «град земной» – это созданное людьми государство. Августин отстаивал идею верховенства церковной власти, но признавал самостоятельность и земной власти. Он призывал к взаимодействию двух видов властей, выдвигая доктрину «двух мечей», обосновывающую единство двух властей при приоритете власти церкви.
6. Политические идеи эпохи Возрождения и Реформации
Период Возрождения (ХIV - XVI вв.) и Реформации (XVI в.) - это эпоха зарождения новых буржуазных отношений. Основными проблемами, которые выдвинулись на передний план и требовали решения, были: новое видение человека, понимание его свободы, прав и обязанностей; новые подходы к вопросу о собственности, право на которую отстаивали все более широкие слои населения; вопрос о доступе к власти (закономерно возрастало число людей, которые могли и хотели принять участие в политической жизни).
7. Политические идеи Нового Времени и Просвещения
В эпоху европейского Возрождения происходит становление ранней буржуазной политической идеологии, направленной против христианской церкви, теории и практики феодализма. Освобождение политической мысли от средневекового религиозного мировоззрения связано с формированием новых методов познания государства, политики, общества. Новизна этой методологии заключалась в изучении конкретных исторических фактов и их обобщении.
Наиболее значительным представителем политической мысли Возрождения является Николо Макиавелли (1469-1527). Вместо средневековой концепции божественного предопределения он выдвинул идею объективной исторической необходимости и закономерности. Ему принадлежит обоснование политики как опытной науки, свободной от христианской морали. Он ввел новый политический термин – «stato» – «государство». Государство в теории Макиавелли означает политическое состояние общества, которое есть результат борьбы сословий – аристократии (дворянства) и народа.
8. Власть как политическое явление
Политическая власть выступает как способность и возможность одних людей оказывать актуальное или потенциальное воздействие на других с целью изменить поведение последних (имеются в виду как отдельные граждане, так и их объединения). Иными словами, политическая власть суть профессиональная организация населения в единое целое.
Власть - это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью - это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
9. Типология власти (по направлению и по содержанию деятельности)
Власть является одним из ключевых понятий политологии. Вся жизнь человеческого общества связана с властью, которая призвана защищать интересы людей, воплощать их планы, урегулировать конфликты и противоречия. Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса.
В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия.
10. Легитимность власти. Типология легитимности
Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Таким образом, в основе легитимности той или иной власти лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:
– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);
11. Сущность, структура, функции государства
Государство — это политическая общность, основным элементом которой является властно организованное население на определенной территории; особый тип социальных явлений, которые характеризуются: отношением власти и подчинения; монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; наличием юридического порядка; относительным постоянством; институциональным измерением.
12. Генезис государства
Возникновение и формирование государственности (политогенез) в разных странах шло различными путями, имея свои специфические черты. В истории человечества первой формой жизнедеятельности людей считают первобытное общество, основанное на родовом самоуправлении. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился несколько столетий. Современные научные достижения в области археологии, этнографии и истории дают много нового материала, который позволяет нам показать закономерности и условия возникновения государства, установления законов.
13. Типологии государственных систем (формы государства)
Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, оказывающих влияние на порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается через форму правления, государственного устройства и вид политического режима.
Таким образом, форма государства раскрывается через три составляющих: форма государственного правления, форма государственного устройства и форма государственного режима.
Форма государственного правления – это элемент формы государства, который раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
14. Понятие и признаки правового государства
Правовое государство – многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.
Основными признаками правового государства являются:
– Разделение властей;
– Верховенство закона;
– Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;
– Социальная и юридическая защищенность личности;
– Сосредоточение всех прерогатив государственно–властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;
15. Типологии политической культуры (типология Г.Алмонда и С.Вербы, типология по содержанию, по масштабности и т.д.)
Политическая культура под влиянием общественных условий, а также новых норм и образцов поведения граждан вырабатывает и совершенствует свои внутренние черты и свойства, имеющие как всеобщее, так и типично групповое значение для отдельных стран, слоев, наций, регионов. Для отражения процесса изменения политической культуры в ходе истории, специфики политической культуры определенной общности вводится понятие тип политической культуры. С помощью данного понятия можно фиксировать наиболее общие черты поведения и политического мышления людей, живущих в определенный момент истории, одной исторической среде и обладающих сходными стереотипами поведения, реакциями на политические события. Поскольку оснований для выделения типов достаточно много, то естественно существуют различные классификации типов политической культуры.
В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их типология, предложенная американцами Г.Алмондом и С.Вербой.
16. Избирательное право и выборы. Принципы избирательного права
Выборы- способ существования демократии, способ смены правящих элит, передача власти мирным путем, через волеизъявление народа. Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно-территориальных единиц, выборы некоторых местных должностных лиц.
17. Избирательные системы современности: достоинства и недостатки
Избирательная система – есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (президента) закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.
Избирательная система состоит из двух компонентов:
1. Избирательное право (теоретико-юридический аспект). 2.Избирательная процедура (процесс)
Типы избирательных систем:
мажоритарная (альтернативная)
18. Электоральное поведение. Абсентеизм: причины и следствия
Электоральное (лат. elector — избиратель) участие или участие граждан в выборах представляет собой одну из распространённых форм политической активности. Выборы - это способ формирования органов власти с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. Выборы являются институтом выражения общественностью своих интересов, инструментом коллективной оценки прежних действий правительства и коллективного решения по поводу будущего политического курса государства. М. Вебер считает, что государственное устройство есть «отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т. е. считающееся легитимным) насилие как средство». Одним из способов легитимации власти являются выборы.
19. Политические партии и партийные системы
Политическая партия - это институт, который выражает интересы определенной социальной группы и стремится к государственной власти для их реализации.
Специфика партии как политического института заключается в том, что она не только формулирует частные социальные интересы, но и стремится к их реализации через государственные органы власти. Именно поэтому партии и их кандидаты становятся основными участниками политической борьбы в демократической политической системе.
В различных политических системах, представленных в мировой истории, люди организовывались с целью защиты своих особых интересов и навязывания своей воли в качестве господствующей.
20. Типологии политических партий (по классовой сущности, по отношению к власти и т.д.)
Типология политических партий базируется на нескольких критериях. Первый критерий — это организационная структура и характер членства в партии. В соответствии с данным критерием выделяются партии массовые и кадровые. Массовые партии сформировались вне парламентов. Они рекрутируют свою социальную базу в основном из низших слоев населения: рабочих, крестьян, религиозных групп.
В основу классификаций партии могут быть положены разные критерии: социальный состав, идеологическая приверженность, принципы организации и др. Представление о характере партий можно получить из их названия: консервативная, либеральная, коммунистическая, демократическая, социалистическая и т.д. Но всецело судить о партии только на основании ее названия нельзя, так как при таком одностороннем подходе можно легко ошибиться.
21. Политическое лидерство и политические элиты
Политическая элита – это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т. п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.
Основные функции политической элиты – руководство и управление обществом, выработка ценностных ориентаций и задач его генезиса, программ развития государства, мобилизации общества на решение актуальных задач, его стабилизация и интеграция.
22. Теории политических элит
В политологии и социологии теория элит — это теория государства, которая стремится описать и объяснить властные отношения в современном обществе. Теория утверждает, что небольшое меньшинство, состоящее из представителей экономической и политической элиты, обладает наибольшей властью — и что эта власть не зависит от демократических выборов.
Занимая должности в корпорациях или в советах директоров корпораций, а также влияя на политиков посредством финансовой поддержки фондов или должностей в аналитических центрах или дискуссионных группах по вопросам политики, члены «элиты» оказывают значительное влияние на корпоративные и правительственные решения.
23. Типологии политического лидерства
В современной политологической литературе сложились многообразные типологии политического лидерства, оценки личностных свойств и качеств, анализ функций, стилей поведения лидеров. Большинство из них опираются на типологию политического господства (авторитета), разработанную немецким политологом М. Вебером. В ее основе лежит анализ мотивации людей, которые готовы признать того или иного политика лидером и следовать за ним. Исходя из типов господства, исследователи соответственно выделили три типа лидерства: традиционное, легально-рациональное и харизматическое.
24. ООН: структура и формы работы
Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 192 стран мира.
Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно.
ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.
Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.
25. Политическая система общества
Политическая система — это целостная совокупность политических институтов, политических отношений, принципов политической организации общества. Политическая система — это организация власти в обществе.
Сама политическая система является частью общественной системы: она тесно взаимодействует с другими сферами общества — экономической, правовой, духовной. Центральное положение политической системы в обществе определяется ведущей организационной ролью политики.
Основные элементы политической системы
Эта система состоит из государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны. В зависимости от степени участия в политической жизни эти организации подразделяются на следующие группы.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты