История государства и права зарубежных стран
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Шпаргалка
на тему: «История государства и права зарубежных стран»
по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»
2021
15.00 BYN
История государства и права зарубежных стран
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: История государства и права зарубежных стран
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 76.
Поделиться
1.Предмет и методология «История государства и права зарубежных стран», ее место в системе юридических дисциплин.
2.Структура публичной власти в странах Древнего Востока.
3.Социальная структура древневосточного общества.
4.Общая характеристика древневосточного права.
5.Структура публичной власти в государствах Древней Греции.
6.Реформы Тесея, Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла и Ликурга.
7.Социальная структура древнегреческого общества.
8.Общая характеристика основных правовых институтов в древнегреческом законодательстве.
9.Структура публичной власти Древнего Рима в «царский» период. Реформы Сервия Туллия.
10.Правовой статус социальных групп Древнего Рима.
11.Структура публичной власти Древнего Рима в республиканский период. 12.Структура публичной власти Древнего Рима в период принципата и домината. Реформы Диоклетиана и Константина.
13.Общая характеристика основных правовых институтов в римском праве. 14.Структура публичной власти и социальная структура Византии.
15.Общая характеристика византийского права.
16.Структура публичной власти Франкской монархии.
17.Социальная структура Франкской монархии по «Салической правде». 18.Общая характеристика права салических франков.
19.Структура публичной власти и социальная структура средневековой Франции. Реформы Людовика IX Святого.
20.Право средневековой Франции, его источники.
21.Структура публичной власти и социальная структура средневековой Германии.
22.Источники права средневековой Германии, их характеристика. 23.Структура публичной власти и социальная структура средневековой Англии. Реформы Генриха II.
24.Средневековое право Англии: от права англосаксонского к общему праву. 25.Структура публичной власти и социальная структура средневекового Китая.
26.Право средневекового Китая.
27.Структура публичной власти и социальная структура средневековой Японии. Утверждены на заседании кафедры 31.08.2021 г., протокол № 1 28.Право средневековой Японии.
29.Структура публичной власти и социальная структура Арабского халифата. 30.Мусульманское право и его основные источники.
31.Структура публичной власти и социальная структура Древней Руси. 32.Общая характеристика правовых институтов по Русской правде. 33.Структура публичной власти Московского государства. Реформы Ивана IV Грозного.
34.Правовое положение сословий в Московском государстве.
35.Общая характеристика правовых институтов российского права периода Московского государства.
36.Структура публичной власти Англии периода английской революции. 37.Социальная структура Англии периода английской революции.
38.Общая характеристика права Англии периода английской революции. 39.Государство и право английских колоний в XVIII в.
40.Декларация о независимости США 4 июля 1776 г. Статьи конфедерации о вечном союзе между штатами 1781 г.
41.Конституция США 1787 г., ее теоретические принципы и правовая характеристика.
42.Билль о правах США 1791 г. «Второй цикл» поправок к федеральной Конституции США как итог Гражданской войны между Севером и Югом США (1861–1865 гг.).
43.Великая французская революция XVIII в., ее этапы и важнейшие законодательные акты.
44.Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ее историко-правовое значение.
45.Изменения в структуре публичной власти консульства и империи Наполеона Бонапарта (1799–1814 гг.).
46.Кодификация Наполеона, ее историко-правовое значение.
47.Государство и право Второй (1848 г.) и Третьей (1875 г.) французских республик.
48.Государство и право земель Германии в Новое время.
49.Германское гражданское уложение 1900 г. Общая характеристика основных правовых институтов.
50.Историко-правовое значение Веймарской конституции 1919 г. и характеристика основных положений.
51.Государство и право Японии XIX в.
52.Государство и право Китая XIX в.
53.Эволюция органов публичной власти в России в XVII–XIX вв. 54.Государственные реформы в Российской империи в XVIII–XIX вв. 55.Правовое положение сословий в России в XVII–XIX вв. 56.Систематизация законодательства Российской империи в XVIII – первой половине XIX вв.
57.Государство и право России в первые десятилетия XX в. 58.Государственно-правовой механизм фашистских диктатур (Италия, Германия, Япония).
59.Сравнительно-правовая характеристика государственного строя ФРГ и ГДР (1949–1990 гг.).
60.Общая характеристика немецкого права в ХХ в. Основной закон Германии 1949 г.
61.Структура публичной власти США в ХХ в.
62.Общая характеристика американского права в ХХ в.
63.Структура публичной власти Великобритании Новейшего времени. 64.Общая характеристика права Великобритании в ХХ в.
65.Сравнительно-правовая характеристика Четвертой (1946 г.) и Пятой (1958 г.) республик во Франции.
66.Общая характеристика права Франции в ХХ в.
67.Изменения в структуре публичной власти Китая в XX в.
68.Общая характеристика права Китая. Конституция 1982 г.
69.Структура публичной власти Японии в XX в.
70.Общая характеристика права Японии. Конституция 1947 г.
71.Структура публичной власти СССР в первой половине XX в. 72.Становление советского права. Кодификация советского права 1920-х гг. Конституция 1936 г.
73.Развитие государства и права СССР во второй половине XX в. 74.Советское право второй половины ХХ в. Вторая советская кодификация 1960-х гг. Конституция СССР 1977 г.
75.Структура публичной власти Российской Федерации.
76.Общая характеристика российского права. Конституция Российской Федерации 1993 г.
1. Предмет и методология «История государства и права зарубежных стран», ее место в системе юридических дисциплин.
Предмет истории государства и права зарубежных стран:
• изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;
• анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве;
• исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно- исторических закономерностей.
Основные методы истории государства и права зарубежных стран:
Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям.
Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов.
Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов.
4. Общая характеристика древневосточного права.
Для древневосточного права характерны следующие особенности:
Сословное неравенство, т. е. неравный политико-правовой статус личности от рождения, что характерно для права аграрного общества вообще.
Наличие института рабовладения, т. е. существование в обществе людей, являющихся не субъектами, а объектами права. Значительны были элементы патриархального рабства, коллективного рабовладения; рабы в основном являлись работниками по домашнему хозяйству.
Наибольшую экономическую ценность представляла земля (как и в любом аграрном обществе).
7. Социальная структура древнегреческого общества.
Экономика, сложившаяся в Греции в V— IV вв. до н. э., определила характер социальной структуры древнегреческого общества. Распространение трудоемких сельскохозяйственных отраслей и их частичная ориентация на рынок, развитие ремесленного производства и товарно-денежного обращения вовлекали в новые трудовые операции определенные группы населения, повышали их удельный вес в обществе.
Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и Греции в целом, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, количество и удельный вес которых в греческом обществе V—IV вв. до н. э. непрерывно возрастал. Основными производственными ячейками стали частные хозяйства, будь то мелкие крестьянские участки и крупные поместья на хоре или разные по размеру эргастерии в городе, в то время как государственные или храмовые хозяйства не получили такого развития, как в древневосточных обществах. Все эти особенности хозяйственной структуры привели к формированию такой системы социальных отношений, которая может быть определена как классическое рабство.
10.Правовой статус социальных групп Древнего Рима.
Определялось правовое положение лиц в римском праве на основе трех критериев - свободы, гражданства и семьи.
Статус свободы делил все население Рима на свободных и рабов. Только свободное население являлось полноправным. Источниками рабства являлись обычно: плен, работорговля, рождение от рабов, продажа и самопродажа за долги, наказание за преступление. Раб рассматривался как собственность своего хозяина, который имел над ним неограниченную власть.
Особую категорию свободного населения составляли вольноотпущенники - рабы, получившие свободу законным образом, т.е. на основании юридического акта, по завещанию, вследствие занесения в цензорский список.
13.Общая характеристика основных правовых институтов в римском праве.
Отрасли римского права. Римляне различали две основные отрасли права: публичное и частное.
К публичному праву обычно относились нормы, определявшие правовое положение государства, органов государственной власти и должностных лиц. Оно было направлено на защиту интересов государства и общества в целом. Частное же право стояло на страже интересов отдельного лица в его взаимоотношениях с другими лицами. (Впрочем, римские юристы иногда понимали под публичным правом и все вообще нормы, которые имели обязательную силу и не могли быть изменены соглашениями частных лиц).
Вещное право. Под вещью (res) понимались телесные предметы и права – бестелесные вещи. Для раннего римского права было характерно деление вещей на манципируемые (res mancipi)
16.Структура публичной власти Франкской монархии.
Общеплеменное народное собрание в это время было заменено смотром войска - сначала в марте ("мартовские поля"), затем (при Каролингах) в мае ("майские поля"). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания ("малюс"), выполняющие судебные функции под председательством туигинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права ("выносящими приговор"), были представителями общины.
19.Структура публичной власти и социальная структура средневековой Франции. Реформы Людовика IX Святого.
В развитии французского королевства выделяются следующие периоды: период феодальной раздробленности (IX—XIII вв.), период со слов но-представительной монархии (XIV—XV вв.), период абсолютной монархии (XV—XVIII вв.).
Общественный строй. В период феодальной раздробленности завершился захват сеньорами крестьянских земель. Крестьяне становятся зависимыми от феодалов. Виланы, так называлась большая группа крестьян, которые не были связаны личной зависимостью от сеньора и могли продавать свою землю. Хозяйство имело преимущественно натуральный характер.
22.Источники права средневековой Германии, их характеристика.
Источниками права можно выделить:
1. Обычай, нормы обычного права – основной источник развития права;
2. Договоры;
3. Законодательная деятельность императоров, например, «конституции мира» - постановления императоров, призванные поддержать общественный порядок, ослабить феодальные войны и т.п.
4. Нормы канонического права (папские декреталии)
5. Законодательная деятельность сословно-представительных законодательных органов
25.Структура публичной власти и социальная структура средневекового Китая.
Право средневекового Китая. «закон» фа , свод законов люй Подразумевают уголовные законы. Есть и другие: военные, гражд, админ. Династия Цинь 2в до н.э. превращала заурядное княжество в всекит. Державу Династия Хань2в. легистские концепции Стали трансф.сделал Сунь Цзы. который Сблизил «ли» с поним. Закона у легитсов.
28.Право средневековой Японии.
Первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка (Конституция Сётоку-тайси 604 г.). Но право в то время еще не выделялось из сферы религиозных и этических норм. Древняя религия японцев - синтоизм, вероучение местных племен, позднее переплетается с проникшим в страну буддизмом. ..
Приверженность японцев своим вероучениям, духовным ценностям частично объясняет закрытость страны до середины XIX в.
Нормы поведения, близкие установкам конфуцианства в Китае, назывались в Японии гири: выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; и на и служащего и др. Гири отчасти заменяли собой право, но прежде всего -мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.
31.Структура публичной власти и социальная структура Древней Руси.
Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.
Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.
В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.
Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.
34.Правовое положение сословий в Московском государстве.
1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе учреждена "Избранная дума" ("Избранная рада") из доверенных лиц. Подготовку материалов для думы осуществлял целый штат профессиональных чиновников, связанных с приказами.
Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям ("по палатам"), но принимались всем составом Собора.
37.Социальная структура Англии периода английской революции.
Одной из важнейших особенностей социальной структуры Англии в канун революции был сложившийся союз буржуазии и нового обуржуазившегося дворянства. Развитие в Англии капиталистического уклада привело к обострению классовых противоречий и разделению страны на сторонников и противников феодально-абсолютистского строя.
40.Декларация о независимости США 4 июля 1776 г. Статьи конфедерации о вечном союзе между штатами 1781 г.
Декларация независимости США, принятая 4 июля 1776 г. (Вторым) Континентальным Конгрессом, сформулировала политические и юридические принципы, послужившие революционным лозунгом, под которым американская буржуазия вела и успешно завершила борьбу против британского гнета. Она провозгласила разрыв политической связи между колониями и метрополией и признала колонии независимыми государствами.
43.Великая французская революция XVIII в., ее этапы и важнейшие законодательные акты.
Великая французская революция была порождена острейшими противоречиями между различными слоями французского общества. Так, накануне революции промышленники, торговцы, купцы, входившие в так называемое «третье сословие», платили значительные налоги в королевскую казну, хотя их торговлю сковывало множество правительственных ограничений.
46.Кодификация Наполеона, ее историко-правовое значение.
Самой главной кодификацией в истории французского права стала кодификация, осуществленная в эпоху Наполеона. Тогда были приняты знаменитые Пять кодексов (Cinq Codes).
В 1804 г. был опубликован Гражданский кодекс французов (Кодекс Наполеона), в 1806 г. издан Кодекс гражданской процедуры (Гражданско-процессуальный), в 1807 г. - Торговый кодекс, в 1808 г. - Кодекс уголовного расследования (Уголовно-процессуальный), в 1810 г. его дополнил Уголовный кодекс. Наибольшей известностью среди них пользуется Кодекс Наполеона, который с определенными изменениями и дополнениями действует во Франции до сих пор. Он оказал сильное воздействие на формирование гражданского законодательства во многих странах мира.
49.Германское гражданское уложение (ГГУ) 1900 г. Общая характеристика основных правовых институтов.
До принятия в конце XIX в. ГГУ в Германии не существовало единого гражданского законодательства. Стремление к кодификации привело к образованию местного ( партикулярного ) законодательства. К их числу относились Прусское земское уложение 1794 г., ФГК 1804 г., Саксонский гражданский кодекс 1863 г., местное земское и городское право.
52.Государство и право Китая XIX в.
К середине XIX в. Китайская империя, управляемая маньчжурской династией Цин, переживала период упадка. Феодальная система распадалась, и в некоторых районах страны широкое распространение уже получили товарноденежные отношения, однако экономическое положение народа постоянно ухудшалось.
Власть тайпинов продержалась до июля 1864 г., когда их столица, Нанкин, была штурмом взята цинскими войсками. Это восстание было предвестником буржуазнодемократической революции и национально-освободительного движения.
55.Правовое положение сословий в России в XVII–XIX вв.
Население российского государства в данный период может быть условно разделено на четыре сословия: дворянство (шляхетство), духовенство, крестьянство, городское население.
Наибольшей привилегией, определявшей особое правовое положение дворян, было их исключительное право на приобретение земельной собственности. Только им позволялось владеть землей и эксплуатировать крепостных крестьян, живших на этих землях.
В 1718 г. по указу о подушной переписи дворяне были определены в качестве неподатного сословия, т.е. в отличие от других групп населения они не платили подушную подать.
58.Государственно-правовой механизм фашистских диктатур (Италия, Германия, Япония).
В Италии раньше, чем в других странах Европы, зародился и утвердился фашизм. Первая фашистская организация была там создана в марте 1919 года (ее руководителем стал провинциальный школьный учитель Бенито Муссолини), а уже в октябре 1922 года итальянские фашисты пришли к власти.
В Италии определилась тенденция «вождизма» - иначе единоличной диктатуры. В течение многих лет (до 1936 г.) Муссолини как премьер-министр занимал 7 министерских постов одновременно. Важнейшим направлением внешней политики Муссолини являлись агрессивные устремления и активная подготовка к войне.
61.Структура публичной власти США в ХХ в.
Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент — Конгресс США: Палата представителей США и Сенат США. Каждый штат имеет ровно двух представителей в Сенате (сенаторов).
Количество членов в Палате представителей от каждого штата определяется каждые 10 лет в зависимости от численности населения каждого штата (чем больше население в сравнении с другими штатами — тем больше представителей). Каждый штат имеет хотя бы одного представителя, независимо от численности населения.
Сенаторы избираются на шестилетний срок, представители — на двухлетний. И сенаторы, и представители могут переизбираться неограниченное количество раз.
Законодательство США имеет два основных уровня: уровень штата и федеральный
К началу XX в. США становятся крупнейшей мировой державой с собственной колониальной империей.
64.Общая характеристика права Великобритании в ХХ в.
Право Великобритании выделяется среди правовых систем других государств, такой своей особенностью, как отсутствие единой Конституции.
Особенностью права Великобритании является, то, что основным его источником является прецедент, таким образом, правовая с Другая важная особенность права Великобритании, что в нем нет разделения на частное и публичное. А в прецедентом праве выделяют общее право и право справедливости. Cистема Англии относится к прецедентному праву.
67.Изменения в структуре публичной власти Китая в XX в.
С конца XVIII в. капиталистические государства Европы усилили давление на Китай.
В 1899 г. восстание боксеров: тайное братство – Кулак во имя мира и справедливости, Большой кулак, общество больших мечей. Произошло народное восстание, направленное против иностранцев. В ответ войска интервентов захватили Пекин, цинский двор капитулировал. В 1901 г. был подписан «заключительный протокол с 8 странами: китайское правительство обязалось выплатить огромную контрибуцию (450 млн. таэлей) и принять ряд унизительных условий.
72.Становление советского права. Кодификация советского права 1920-х гг. Конституция 1936 г.
Одновременно с создание Советского государства возникает и советское право. Этот процесс идет одновременно с ломкой старого государства и старого права. Ему соответствуют и 3 группы источников права того периода.
1-я группа – новое законодательство, новые нормативные акты. Круг этих актов, вначале немногочисленных, постепенно расширяется.
2-я группа – старое законодательство. Необходимость в его использовании в этот период, когда еще не до конца сломлена старая государственная машина и понятна и целесообразна. Так советский Декрет о суде № 1 допустил ссылки о применении старого права в судах, но очевидно, что имелись в виду и другие органы.
И, наконец, 3-я группа источников права – революционное правосознание трудящихся масс. Появление этой специфической группы связано с определенным правовым вакуумом и отсутствием многих норм, призванных регулировать те или иные правоотношения.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 76.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты