Общая теория права
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Шпаргалка
на тему: «Общая теория права»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
15.00 BYN
Общая теория права
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Общая теория права
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 168.
Поделиться
1. Понятие науки. Наука и мировоззрение. Классификация наук (естественные, технические, социальные науки). Юридическая наука в системе социальных наук.
2. Понятие, возникновение и развитие общей теории права как науки. Предмет общей теории права: сущность, содержание, принципы. Закономерности и формы права. Основные категории и понятия общей теории права. Юридическая наука и мировоззрение (философия, религия и т.д.). Факторы, влияющие на содержание и структуру юридической науки
3. Место и роль общей теории права в системе наук, изучающих право и государство. Классификация юридических наук. Философия права и общая теория права: общее и особенное. Социология права и общая теория права: общее и особенное. Связь общей теории права с историей государства и права, историей политических и правовых учений. Общая теория права и отраслевые юридические науки, их взаимосвязь.
4. Структура и система учебного курса «Общая теория права». Общенаучное, методологически-юридическое, непосредственно-практическое, учебное и просветительское значение общей теории права в законотворческой, правоприменительной, учебной и иной деятельности.
5. Методология как наука о принципах, формах и способах познания объективной реальности. Развитие методологии юридической науки. Особенности современной методологии.
6. Общефилософский подход к исследованию проблем общей теории права.
7. Идеалистическое и материалистическое понимание сущности права, его отражение в соответствующих теориях права. Диалектический и метафизический методы познания права.
7. Идеалистическое и материалистическое понимание сущности права, его отражение в соответствующих теориях права. Диалектический и метафизический методы познания права.
8. Формационный и цивилизационный подходы, дедукция и индукция в познании права. Особенности догматического и нормативного способов изучения права.
9. Логический, конкретно-исторический, историко-сравнительный, сравнительный, аналитический, системный, функциональный, структурно-функциональный, конкретносоциологический, статистический и другие методы изучения права. Синергетический подход к познанию права.
10. Системный анализ в изучении права. Государство и право как системные объекты.
11. Государство как уникальный исторический саморазвивающийся субъект.
12. Моделирование, эксперимент и иные частные методы научного познания в сфере права.
12. Моделирование, эксперимент и иные частные методы научного познания в сфере права.
13. Система социологических методов изучения права: анкетирование, интервьюирование, личное, в том числе, включенное наблюдение.
14. Взаимосвязанность теорий правопонимания и теорий происхождения права. Взаимосвязь теорий происхождения права с теориями происхождения власти и государства.
15. Основные теории происхождения права: теологическая, договорная, историческая, диалектико-материалистическая, психологическая, институционалистская, современная естественно-правовая. Иные теории происхождения права, власти, государства.
16. Основные исторические и современные стратегии определения и выявления сущности права (определение права по содержанию, определение права по источнику, определение права по способу обеспечения исполнения правовых норм) и их отражение в соответствующих школах права.
17. Теологические взгляды о сущности права. Зависимость теологических взглядов от вида и типа религии. Христианские представления о сущности права (православные, католические, протестантские).
18. Естественная школа права. Античные представления о естественном праве. Христианские доктрины естественного права (Отцы Церкви, Фома Аквинский, неотомизм и т.д.). Атеистические и религиозные подходы к естественному праву. Классическая школа естественного права.
19. Историческая школа права. Судьба исторической школы и ее методологическое воздействие на последующие учения.
20. Юридический позитивизм. Взаимоотношение концепций юридического позитивизма и естественного права. Нормативистская школа права.
21. Социологическая школа права. Право как совокупность социальных и юридических норм, судебных и административных решений, определяющих интересы, заслуживающие защиты.
22. Историко-материалистическое учение о праве. Право как надстроечный элемент социально-экономической формации. Классовый подход к пониманию права.
23. Психологическая школа права.
24. Реалистическая школа права. Право как совокупность судебных решений, определяющих и защищающих права конкретных лиц. Правовой прагматизм (инструментализм).
25. Происхождение права как исторический процесс. Объективные и субъективные факторы, воздействующие на возникновение и развитие права. 26. Антропологические начала в праве. Социальные нормы первобытного общества, их специфика.
27. Основные этапы в происхождении права. Право как часть религиозной мировоззренческой системы общества. Восточный и западный типы происхождения права. Синтез восточного и западного типов права в кодификации Юстиниана.
28. Социальное и юридическое право. Возникновение юридических норм путем санкционирования и установления государством (институционирования).
29. Категория сущности в философии и теории права. Отражение сущности права в основных исторических закономерностях возникновения и развития. 30. Право как регулятор наиболее значимых внешних общественных отношений.
31. Объективное и субъективное в праве. Право в объективном и субъективном смысле (объективное и субъективное право).
32. Функции права (регулятивная, охранительная, коммуникативная, воспитательная, ценностная, информационная и т.д.), их общая характеристика.
33. Принципы права, их классификация.
34. Закономерности права: понятие, содержание и структура.
35. Право и закон социального развития. Механистический и органический подходы к сущности права. Эффективность права
36. Право, интересы и ценности. Соотношение в праве общечеловеческих, классовых, групповых, национальных ценностей и интересов.
37. Право и национальная структура общества.
38. Право и экономика, их соотношение. Пределы, способы и уровень влияния экономики на право и права на экономику. Глобальная экономика и ее воздействие на национальное право.
39. Право и политика. Обусловленность политики правом и его принципами. Воздействие политики на право.
40. Власть: понятие, виды и функции. Происхождение власти. Основные подходы к сущности власти.
41. Регулирование: сущность, виды, функции и структура. Социальное и техническое, нормативное и ненормативное регулирование.
42. Власть и нормирование социальных отношений. Норма: этимологическое значение, виды и функции. Взаимозависимость и взаимообусловленность видов власти и видов норм.
43. Функции, признаки и система нормативных социальных регуляторов: человеческого сообщества, брачно-семейный, корпоративно-групповой, религиозный, моральный, правовой. Место права в системе социальных регуляторов.
44. Право и мораль. Мораль как оценочный и непосредственно регулятивный фактор. Соотношение права и морали. Воздействие морали на право и права на формирование общечеловеческой морали.
45. Право и религия. Зависимость соотношения права и религии от типа и вида религии. Религиозные правовые системы.
46. Христианство как религия, определившая содержание европейского права, его источники. Христианство и общечеловеческие моральные принципы. Каноническое право.
47. Социальное действие: понятие, структура и сущность. Социальное действие права и его субъекты.
48. Правовое регулирование и правовое воздействие: понятие, структура, субъекты. Предмет, метод, способы, объект правового регулирования.
49. Механизм правового регулирования: понятие и общая характеристика. Основные элементы механизма правового регулирования.
50. Государство в системе правового регулирования. Государственное управление и правовое регулирование. Правовая политика как элемент правового регулирования.
51. Человек как биосоциальное существо. Человек и личность. Основные характеристикиличности: сознание, воля, мотивы поведения.
52. Свобода личности. Обусловленность свободы, ее пределы и проявления. Абсолютная и ограниченная свобода. Честь и достоинство человека. Свобода и ответственность.
53. Общество: понятие, структура. Общественные отношения, их виды.
54. Личность и право. Правовой статус личности: общая характеристика и структура.
55. Права, свободы и законные интересы человека. Права человека как исторический феномен. Поколения прав и свобод человека. Права и свободы граждан (подданных), иностранцев и лиц без гражданства. Права человека и гражданина. Ограничение прав и свобод личности.
56. Христианство как мировоззренческая основа прав человека. Соотношение естественного права и прав человека.
57. Классификация прав человека. Личные (гражданские) права и свободы. Политические, экономические, социальные, экологические, информационные права. Основные обязанности человека и гражданина.
58. Гарантии прав, свобод и законных интересов человека.
59. Происхождение государства: общая характеристика основных теорий.
60. Сущностная характеристика государства в истории учений о государстве. Основные подходы к пониманию сущности государства.
61. Теологическая теория происхождения и сущности государства. Власть как божественная категория.
62. Христианский подход к сущности государства. Власть как божественный феномен, необходимый для упорядочения социальных отношений. Православная, католическая и протестантская концепции сущности государства.
63. Патриархальная теория происхождения и сущности государства.
64. Органическая теория происхождения и сущности государства. Государство как живой организм, совокупность взаимосвязанных органов. 65. Договорная теория происхождения и сущности государства. Сущность общественного договора.
66. Теория насилия. Государство как результат внутреннего или внешнего насилия.
67. Историко-материалистическая концепция происхождения и сущности государства. Государство как аппарат принудительной власти эксплуататорского класса над эксплуатируемым. Революция как основание и причина смены исторических формаций.
68. Иные теории происхождения и сущности государства: либеральная, технокртическая, теория элит.
69. Сущность государства как категория. Государство в политической системе общества.
70. Естественное и социальное в происхождении государства.
71. Государственная власть и принуждение. Значение государственной власти, ее сила, авторитет. Власть и право.
72. Государство как историческая форма публичной власти. Государство как всеобщий и локальный (новоевропейский) феномен. Государство как территориальная, социальная, этническая и культурная форма власти.
73. Понятие и основные признаки государства. Интерпретация сущности государства в современной науке. Проблемы суверенитета государства. Реальный и формальный суверенитет.
74. Легальность и легитимность власти. Государство как институт легального принуждения.
75. Государство и население. Этническое, национальное, культурное измерение государство.
76. Государство и территория. Многомерность государственной территории. Территориальные типы государств.
77. Государство и право. Право как инструмент государства и форма самоограничения государства.
78. Типы и формы государств при формационном и цивилизационном подходах к периодизации истории общества.
79. Форма государства как способ организации структуры государства и осуществления государственной власти.
80. Формы правления как способ организации высших органов власти. Монархия. Абсолютные, ограниченные (конституционные), дуалистические монархии. Монархия как теократия, монархия как деспотия.
81. Республика и ее виды. Парламентские, президентские (дуалистические), смешанные республики. Эволюция термина «республика».
82. Теократия как специфическая форма правления. Виды теократии, зависимость теократии от вида и типа религии.
83. Форма государственного устройства как способ организации единства государства и его дифференциации. Простые (унитарные) и сложные (конфедеративные и федеративные) государства. Межгосударственные объединения: общая характеристика. Союзное государство Беларуси и России. Европейский Экономический Союз.
84. Политический (государственный) режим как способ осуществления государственной власти. Классификация и характеристика политических режимов.
85. Функции государства как основные направления в осуществлении государственной власти и разграничении ее ветвей. Структура и классификация функций государства.
86. Внутренние и внешние функции государства. Законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная, судебная, контрольная, надзорная функции. Внешние функции государства.
87. Понятия «государственный аппарат» и «государственный механизм». Обусловленность структуры государственного аппарата функциями государства. Государствен- ный орган, государственная организация, государственное учреждение. Должностное лицо, государственный служащий. Государственная служба.
88. Концепция единства государственной власти и ее влияние на систему государственных органов. Концепция разделения властей как основа формирования и деятельности государственного аппарата демократических стран.
89. Система органов государства. Глава государства, законодательные, исполнительнораспорядительные, судебные и контрольно-надзорные органы. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
90. Экономические, политические и социальные предпосылки трансформации государственного аппарата.
91. Исторические предпосылки возникновения правового государства. Правовое государство в историко-правовой мысли.
92. Понятие правового государства как конституционной системы правовых и политических институтов. Социальная направленность правового государства.
93. Принципы социального правового эффективного государства, их классификация. Основные предпосылки формирования социального правового государства: теоретические, юридические (конституционные), политические, экономические, культурные.
94. Гражданское общество: понятие, возникновение, развитие. Гражданское общество как социально-экономическая основа правового государства. Роль права в формировании и функционировании гражданского общества.
95. Теория современного социального правового эффективного государства. 96. Особенности построения правового государства в истории белорусской государственности.
97. Понятие типологии, ее виды. История общества и права.
98. Понятие правовой типологии. Связь типологии права с типологией политических режимов, государств, обществ, цивилизаций.
99. Типология права в формационном подходе. Рабовладельческое право. Западный и восточный тип рабовладельческого права. Феодальное право, его специфика. Буржуазное право. Постбуржуазное современное социальное право. Основные положения социалистического права: теория и практика. 100. Типология права и государства в цивилизационном подходе.
101. Каноническое право, его сфера действия, предмет, роль и значение в различных типах права.
102. Право в объективном смысле. Объективное и субъективное право.
103. Понятие правовой нормы, ее признаки. Особенности правовых норм: обязательность, формальная определенность, конкретность в определении круга субъектов права, их прав, обязанностей и гарантий.
104. Содержание нормы права. Позитивное обязывание, дозволение, запрет в содержании норм права.
105. Структура правовой нормы. Двухзвенная и трехзвенная структуры правовой нормы. Понятие гипотезы, диспозиции, санкции. Виды диспозиций и санкций правовых норм.
106. Виды правовых норм. Разграничение правовых норм по видам регулируемых общественных отношений, по характеру регулирования, по функциональной роли, по форме выражения предписаний, по сфере действия, по субъекту правотворчества и иным критериям.
107. Общая характеристика правовых отношений как разновидности общественных отношений. Классификация правоотношений.
108. Состав (элементы) правового отношения. Условия возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Юридические факты и их классификация. События и действия. Действия правомерные и неправомерные. Преступления и поступки.
109. Содержание правоотношений. Субъективное право и юридическая обязанность.
110. Субъекты правовых отношений, их виды. Понятие правосубъектности. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Правовой статус. Индивиды (физические лица) и организации. Коллективные субъекты. Юридические лица, их признаки. Государство как субъект правовых отношений.
111. Объекты правовых отношений. Материальные и нематериальные блага. Имущество и права. Действия как объекты правовых отношений.
112. Этимологическое понятие системы. Право как социальная система. Системные закономерности права.
113. Правовая система: понятие и структура. Разграничение в юридической литературе понятий «правовая система» и «система права». Виды правовых систем, основания их классификации.
114. Основные правовые системы мира. Романо-германская (континентальная) правовая система. Англосаксонская система. Мусульманская система права. Национальные правовые системы.
115. Отрасли национального права. Первичные и вторичные отрасли. Материальное и процессуальное право. Частное и публичное право.
116. Система права Республики Беларусь, ее структура. Система законодательства Республики Беларусь. Отрасли законодательства. Комплексность законодательства. Соотношение отраслей права и отраслей законодательства. Классификация национального законодательства. Единый правовой классификатор Республики Беларусь.
117. Понятие института права. Институты права в различных отраслях права и отраслях законодательства.
118. Понятие источника (формы) права. Источник права в материальном и формальном смысле.
119. Основные источники права. Соотношение источников права в различных правовых семьях. Правовой (юридический) обычай, его отличие от неправового обычая. Юридический (судебный и административный) прецедент. Нормативный договор. Юридическая доктрина. Священное Писание и Священное предание как источники права в Христианстве (религиозные тексты).
120. Источники белорусского права. Нормативный правовой акт как основной источник права Республики Беларусь, понятие и признаки. Нормативный правовой акт и индивидуальный правовой (правоприменительный) акт. Виды нормативных правовых актов. Законы и подзаконные нормативные правовые акты. Иерархия нормативных правовых актов.
121. Закон: понятие, классификация, место закона в системе нормативных правовых актов. Соотношение права и закона. Особый порядок принятия закона. Основной закон (конституция) и обыкновенные (текущие) законы. Органические законы. Программные законы. Кодексы.
122. Законодательные акты Республики Беларусь. Декрет Президента Республики Беларусь. Виды и юридическая сила нормативных правовых актов (постановления, инструкции, нормативные приказы, решения и т.д.). Кодифицированные акты (положения, инструкции, правила, регламенты, уставы и т.д.).
123. Систематические, хронологические сборники и иные сборники действующего законодательства. Базы данных правовой информации. Свод законов Республики Беларусь.
124. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Вступление нормативного правового акта в силу. Прекращение действия нормативного правового акта. Физическая и юридическая территория государства.
125. Правотворчество, правообразование, правоустановление: понятие, содержание, соотношение. Факторы, обуславливающие направленность, содержание и уровень правотворчества.
126. Виды правотворчества: нормоустановление, санкционирование, делегирование, создание правовых прецедентов, заключение нормативных договоров. Правовое регулирование правотворческого процесса в Республике Беларусь.
127. Субъекты правотворчества: народ, участники договорных отношений, полномочные государственные структуры.
128. Стадии правотворчества в Республике Беларусь. Нормотворческая инициатива, планирование, составление проекта нормативного правового акта, экспертизы проекта нормативного правового акта (юридическая, криминологическая и т.д.).
129. Стадии законотворческого процесса. Понятие законодательной инициативы и ее субъекты. Особенности принятия закона простым и квалифицированным большинством.
130. Способы изложения норм права в статьях нормативного правового акта. Структура нормативного правового акта. Юридическая техника. Правовые конструкции. Презумпции. Язык нормативных актов.
131. Систематизация нормативных правовых актов. Виды систематизации. Учет нормативных актов. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Инкорпорация и ее виды. Кодификация и ее виды.
132. Понятие реализации права. Основные формы реализации права.
133. Применение права как особая форма реализации права. Субъекты применения права.
134. Специфика правоприменительной деятельности. Основные стадии правоприменительной деятельности. Принятие решения в правоприменительной деятельности.
135. Коллизии в законодательстве и способы их разрешения. Правило юридической силы.
136. Пробелы в законодательстве. Понятие правовой аналогии. Аналогия закона и аналогия права.
137. Правоприменительный (индивидуально-правовой) акт: понятие, структура и виды. Отличия правоприменительного акта от нормативного правового акта. Требования, предъявляемые к правоприменительному акту. 138. Понятие толкования права. Уяснение и разъяснение юридического содержания правовых норм.
139. Субъекты толкования норм права. Виды толкования прав по субъектам. Официальное и неофициальное толкование. Разновидности официального толкования: аутентическое и легальное, нормативное и казуальное.
140. Акт толкование норм права (интерпретационно-правовой акт): понятие, признаки, виды. Отличие от нормативного правового акта и индивидуально-правового акта.
141. Способы (приемы) толкования норм права. Текстовое (языковое, филологическое, грамматическое), систематическое, логическое, историческое (историко-социальное), специально-юридическое (юридико-терминологическое) толкование.
142. Толкование содержания норм права по объему: адекватное, расширительное, ограничительное.
143. Понятие правового сознания. Правосознание как форма общественного сознания.
144. Структура правового сознания, его виды и уровни. Правовая идеология и правовая психология.
145. Функции правосознания: отражательно-познавательная, информационная, оценочная, регулятивная, воспитательная.
146. Соотношение правосознания и права. Правовой нигилизм. Правовой идеализм.
147. Правовая культура как составная часть культуры общества. Структура, уровни и виды правовой культуры. Правовая культура общества и личности. Теоретический, профессиональный, обыденный уровни правовой культуры. Разновидности профессиональной правовой культуры.
148. Функции правовой культуры: познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, ценностно-нормативная, правосоциализаторская, коммуникативная.
149. Основные направления повышения правовой культуры. Правовое воспитание и правовое образование, их содержание и цели.
150. Понятие правового поведения. Объективная и субъективная стороны правомерного поведения. Виды правового поведения.
151. Общая характеристика социально-активного, обычного (привычного), конформистского, маргинального поведения.
152. Понятие правонарушения. Основные признаки правонарушения. Причины и условия, формирующие правонарушения, их предотвращение и преодоление.
153. Юридический состав правонарушения и его элементы: объект, субъект, объективная, субъективная сторона правонарушения.
154. Классификация правонарушений (по отраслевому признаку, по степени общественной опасности, по объекту посягательства, по периоду действия, по субъективной стороне).
155. Юридическая ответственность как вид социальной ответственности. Основные признаки юридической ответственности. Перспективная и ретроспективная ответственность. Государственное принуждение и юридическая ответственность.
156. Цели юридической ответственности: воспитательная (исправительная), восстановительная, превентивная, наказательная.
157. Принципы юридической ответственности. Презумпция невиновности. 158. Виды юридической ответственности (конституционно-правовая, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная, материальная, международная). Публично-правовая и частно-правовая юридическая ответственность.
159. Основания юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие юридическую ответственность. Понятие и виды наказания.
160. Понятие законности как торжества закона и ее принципы. Конституционная и правовая законность. Верховенство конституционного закона. Равенство всех перед законом. Точное и единообразное применение закона.
161. Правовая законность и дисциплина. Виды дисциплины. Причины нарушения законности, пути и способы их преодоления.
162. Правовая законность и целесообразность. Правовая законность и справедливость. Правовая законность и демократия.
163. Правопорядок как часть общественного порядка: понятие и принципы. Соотношение правопорядка и законности.
164. Гарантии осуществления правовой законности и правопорядка (юридические, политические, экономические, общественные).
165. Соотношение правового регулирования в традиционных обществах и обществах инновационного развития.
166. Правовое обеспечение социальных трансформаций как условие устойчивого развития общества и его конкретности.
167. Правовое обеспечение реализации новейших достижений современных технологий. Инновационная экономика и право.
168. Соотношение стабильности и динамичности законодательства в условиях инновационного развития общества. Требования к правовой системе в условиях социальной трансформации.
1. Понятие науки. Наука и мировоззрение. Классификация наук (естественные, технические, социальные науки). Юридическая наука в системе социальных наук.
Общая теория права– фундаментальная учебная и научная дисциплина, которая вводит студента в мир права и государства, закладывает основы юридического мировоззрения, политической и правовой культуры. Она дает будущему юристу общетеоретические знания, необходимые как для изучения других юридических дисциплин, так и для практической работы. Студент также знакомится с научным подходом к изучению и пониманию права и государственно-правовых явлений, изучает закономерности исторического движения и функционирования права и государства, их взаимосвязи и взаимозависимости.
Общая теория права как наука имеет своей основной целью приращение научного знания о таких социальных явлениях как право и государство на основе определенных методов, т.е. совокупности приемов, способов познания, творческое применение которых значительно увеличивает возможности познающего субъекта постигать истину, получать достоверные и объективные знания. Теория права и государства ставит задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о праве и государстве, объективно, верно и по возможности полно раскрыть природу права и государства.
10. Системный анализ в изучении права. Государство и право как системные объекты.
Системно-структурный, или системный, метод в теории государства и права – это совокупность методологических подходов, приемов и принципов изучения и конструирования государства и права, многих государственно-правовых явлений как систем. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка.
20. Юридический позитивизм. Взаимоотношение концепций юридического позитивизма и естественного права. Нормативистская школа права.
Правовой позитивизм, юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном обществе, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет. Исследователи выделяют три основные версии правового позитивизма: этатистскую, социологическую и нормативистскую. Этатистская версия правового позитивизма. Право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и государством, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация которого влекут за собой соответствующие изменения для права. Право редуцируется до уровня государственных атрибутов и часто оборачивается произволом властей или политикой силы.
Позитивистские доктрины нередко происходят из неопределённостей, порождённых разнообразием позитивных прав и представлением, что любая идея справедливого, если к ней применимы эпитеты «неизменная» и «универсальная», оказывается, как следствие, искусственной. Жан Боден,
30. Право как регулятор наиболее значимых внешних общественных отношений.
Право — один из особых, или государственных регуляторов общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку. Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.
Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, людей, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность. Т.е. воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор.
40. Власть: понятие, виды и функции. Происхождение власти. Основные подходы к сущности власти.
Проблема власти всегда являлась центральной темой многочисленных исследований, находилась в центре внимания политических лидеров, ученых, деятелей культуры. В современной теории политики существуют следующие подходы к решению вопроса о природе власти:
Таким образом, имеет место множество определений власти, описаны различные ее проявления. Однако до сих пор нет устоявшихся однозначных подходов к ее сущности.
Власть появляется одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без нее, так как безвластие означает хаос, распад, бесцельность существования.
Любая власть предполагает неравенство в отношениях между властвующими (субъектами власти) и подвластными (объектами власти). С этим связана возможность злоупотребления властью и использования ее во вред подвластным.
50. Государство в системе правового регулирования. Государственное управление и правовое регулирование. Правовая политика как элемент правового регулирования.
Правовое регулирование - деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведение людей обязательных к исполнению, которое обеспечивается возможностями государственного аппарата и общественного мнения.
Правовое регулирование ГУ - это деятельность государства по организации государственных органов и установлении правил их функционирования (деятельности). Оно имеет особый предмет, т.к. связано главным образом с юридическим определением средств, способов и процедур реализации государственной власти в управленческих процессах. Его предназначением является упорядочивания целеполагания функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов.
Предметом выступают:
Отношения между государством (его органами) и обществом, гражданами, благодаря и посредством которого формируются государственно- управляющие воздействия со стороны государственного аппарата).
60. Сущностная характеристика государства в истории учений о государстве. Основные подходы к пониманию сущности государства.
Социалистическое государство на этапе диктатуры пролетариата осуществляет ее уже в интересах гигантского большинства населения, тем самым оно является государством не в собственном смысле слова. Это уже «полугосударство» Со сломом буржуазного государственного аппарата, рассчитанного на осуществление преимущественно функций подавления, на первое место выдвигаются созидательные цели и функции, происходит расширение социальной базы нового государства, сущностью которого является выражение воли и интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие теоретические положения в социалистических государствах так и остались только в теории, на практике же власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией; государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-государственной верхушке.
70. Естественное и социальное в происхождении государства.
Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена средневековья. Ее основателем обычно считается Фома Аквинский (1225 - 1274), сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879г. энцикликой (послание Папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству) папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).
По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
80. Формы правления как способ организации высших органов власти. Монархия. Абсолютные, ограниченные (конституционные), дуалистические монархии. Монархия как теократия, монархия как деспотия.
Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, пожизненно, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением.
Абсолютная монархия — это форма правления, при которой власть монарха не ограничена никаким представительным органом и юридически, т.е. отсутствуют парламент и конституция.
Монарх выступает единственным высшим органом государства.
В его лице соединяются все ветви власти.
Действия монарха никому не подконтрольны.
Однако эти признаки абсолютной монархии имеют формальное основание. На деле часто случалось, что формально неограниченный монарх испытывал сильное влияние со стороны своего окружения в силу состояния здоровья, характера, возраста. Но это не меняло сущности абсолютной монархии. В современном мире абсолютными монархиями остаются некоторые государства Ближнего Востока, например, Саудовская Аравия. Разновидность абсолютной монархии — теократическая монархия, при которой монарх представляет и светскую и религиозную власть, например, Ватикан.
Ограниченная (конституционная) монархия — это форма правления, при которой в силу основного закона государства — конституции — власть распределена между монархом и парламентом.
90. Экономические, политические и социальные предпосылки трансформации государственного аппарата.
По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Краткосрочная экономическая политика призвана решать неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить.
При этом в повседневную хозяйственную деятельность страны должны встраиваться процессы, нацеленные на отдаленную перспективу и создающие предпосылки долго срочного характера:
инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг;
изменения в структуре реального сектора экономики пользу отраслей, производящих предметы потребления, в пользу сферы услуг; достижение и поддержание прогрессивных пропорций в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах экономики требуют огромных и заблаговременных капиталовложений, отладки механизма трансформации сбережений в инвестиции.
институциональные преобразования с целью становления институтов рыночной экономики — частной собственности, предпринимательства, инновационных структур и механизмов коммерциализации нововведений, венчурного финансирования, страхования инновационных рисков.
100. Типология права и государства в цивилизационном подходе.
В основе цивилизационного подхода лежит идея соотношения государства и права и социально-экономического строя общества с учетом духовно- нравственных и культурных факторов общественного развития. При этом тип государства и права определяется не столько объективно-материальными, сколько идейно духовными и культурными факторами. Основное внимание уделяется анализу общества, в меньшей степени - государству, правовым системам.
Цивилизационным подход основан на отнесении государства в соответствующей цивилизации. Цивилизация (от лат. "Civilis» - общественный, государственный) - понятие большое по объему и неоднозначное. Это синоним культуры, материальной и духовной, уровень, степень ее развития. Поскольку культура, как известно, масс несколько определений, то появляется возможность говорить о различных вариантах цивилизационной типологии.
110. Субъекты правовых отношений, их виды. Понятие правосубъектности. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Правовой статус. Индивиды (физические лица) и организации. Коллективные субъекты. Юридические лица, их признаки. Государство как субъект правовых отношений.
Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.
Правосубъектностъ есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов — правоспособности и дееспособности.
120. Источники белорусского права. Нормативный правовой акт как основной источник права Республики Беларусь, понятие и признаки. Нормативный правовой акт и индивидуальный правовой (правоприменительный) акт. Виды нормативных правовых актов. Законы и подзаконные нормативные правовые акты. Иерархия нормативных правовых актов.
Нормативный правовой акт – это один из четырех источников права в Республике Беларусь. Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Характерные признаки НПА:
издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;
имеет государственно-властный характер;
охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;
обладает юридической силой, т. е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;
существует в документальной форме, имеет установленную форму и реквизиты, снабжен указаниями о времени и месте принятия, а также подписями надлежащих должностных лиц, разбит чаше всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т. п.; содержит четкие положения о том, на какую территорию или какой круг лиц распространяется действие данного акта;
является частью строгой иерархии и системы права.
130. Способы изложения норм права в статьях нормативного правового акта. Структура нормативного правового акта. Юридическая техника. Правовые конструкции. Презумпции. Язык нормативных актов.
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта - это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства.
Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма.
Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юридической нормы и представить ее в целостном виде.
Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:
прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом. Любая норма Особенной части уголовного права.
140. Акт толкование норм права (интерпретационно-правовой акт): понятие, признаки, виды. Отличие от нормативного правового акта и индивидуально-правового акта.
Акт толкование норм права (интерпретационно-правовой акт — это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права. Например, закон о толковании Конституции предполагает, с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию и уточнение их предписаний.
Современная юриспруденция различает несколько подходов к пониманию актов толкования: одни склонны считать акты официального толкования одной из форм (источников) права (например, В.Н. Хропанюк); другие утверждают, что даже официальным интерпретационным актом нормы права не устанавливаются, не изменяются и не отменяются. В последнем случае отличия интерпретационных актов от иных правовых актов состоят в том, что они: не содержат общеобязательных правил поведения (норм права); не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы; 3) находятся в зависимости от нормативных правовых актов, обслуживают и разделяют их судьбу.
Многие акты толкования, хотя и являются общеобязательными и обладают свойствами, похожими на свойства нормативных правовых актов, но исходят от субъектов, которым не предоставлено право нормотворчества или прямо в силу закона их акты к нормативным правовым не относятся (например, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, согласно Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. , — это нормативный правовой акт, а руководящие разъяснения этого же Пленума в Законе не указывались).
150. Понятие правового поведения. Объективная и субъективная стороны правомерного поведения. Виды правового поведения.
Правомерное поведение - это обусловленная культурно - нравственным воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанная на сознательном выполнении его требований и целей. Таким образом:
правомерное поведение является сознательным волевым проявлением;
поведение оценивается путем его сопоставления с целями и требованиями права;
внутренние регуляторы или мотивы поведения определяются культурно-нравственными качествами и ориентациями личности, а также ее жизненным опытом.
160. Понятие законности как торжества закона и ее принципы. Конституционная и правовая законность. Верховенство конституционного закона. Равенство всех перед законом. Точное и единообразное применение закона.
Правовая законность – это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права»
Определяя законность, необходимо учитывать, что сама по себе законность – это и метод, и принцип, и режим, а точнее – комплексное государственно-правовое явление, которое олицетворяется надлежащей государственно-правовой практикой и отражается в названной категории. Но если ее рассматривать в связи с характеристикой государства, его органов, государственной власти, права, его устоев, его функционирования, то в зависимости от соответствующего аспекта исследования она может выглядеть и как метод, и как принцип, и как закономерность. Законность может рассматриваться и как явление и как процесс. Как явление оно может характеризоваться и комплексно, как государственно-правовая категория, и одноплатного, как только правовая (например, как принцип правотворчества, правового регулирования) или только государственная (метод осуществления государственной власти, принцип деятельности государственного аппарата), политическая (метод руководства обществом, режим), обще социальная (принцип жизни общества, его закономерность).
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 168.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты