Дошкольное образование
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Дошкольное образование»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2021
15.00 BYN
Дошкольное образование
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Дошкольное образование
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Поделиться
1. Философские взгляды М. Монтессори.
2. Характеристика сенситивных периодов по М. Монтессори.
3. Возрастная периодизация.
4. Потребности развития и развивающие эффекты системы М. Монтессори: «поляризация внимания» и «нормализация» поведения.
5. Цели и задачи воспитания в педагогической системе М. Монтессори.
6. Педагогические принципы воспитания и обучения М. Монтессори.
7. Центральный метод М. Монтессори и методы воспитания в различные возрастные периоды.
8. Роль и функции Монтессори-педагога.
9. Понятие «развивающая среда» с позиций М. Монтессори.
10. Требования к помещению как к зданию, в котором осуществляется процесс взаимодействия педагога и детей.
11. Требования к помещению как к месту работы детей и педагога и автодидактическому материалу. Логика расположения и освоения материалов основных зон развития.
12. Требования к помещению как к общественному месту социального развития детей. Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие личности ребенка.
13. Формы детской деятельности в педагогике М. Монтессори.
14. «Свободная работа под наблюдением» как форма самообучения детей.
15. Индивидуальные занятия педагога с ребенком.
16. Трехступенчатый урок в педагогической системе М. Монтессори.
17. Работа детей в малых группах.
18. Коллективные занятия: «дидактический круг», работа на линии («эллипсе», «круге»).
19. Уроки «тишины», общегрупповые образовательные события, «проекты» в Монтессори-группе. 20. Наблюдение как метода педагогического исследования в педагогике М. Монтессори.
21. Наблюдательность как важнейшее профессиональное качество Монтессори-педагога, условия ее развития.
22. Основные группы наблюдений: наблюдения за подготовленной средой; наблюдения за поведением детей по отношению друг к другу; наблюдения за поведением отдельного ребенка. 23. Основная цель наблюдения за детьми в Монтессори-группе, и этапы организации и проведения наблюдения.
24. Требования к Монтессори-педагогу во время наблюдения.
25. Технологии, помогающие вести наблюдение Монтессорипедагогу.
26. Способы фиксации результатов наблюдения Монтессорипедагогом.
27. Значение упражнений в практической жизни для развития ребенка и дальнейшей его социализации.
28. Структура раздела «Упражнения в практической жизни» и классификация упражнений.
29. Требования, предъявляемые к материалам для упражнений в навыках практической жизни и оборудованию «практической зоны».
30. Методика работы с материалом для упражнений в практической жизни.
31. Структура работы с материалом. Требования, предъявляемые к организации и проведению показа
32. Определение сенсорного материала и принципы его использования в системе М. Монтессори. 33. Значение дидактического материала для сенсорного воспитания ребенка.
34. Основные свойства сенсорного дидактического материала и требования, предъявляемые к нему.
35. Требования, предъявляемые к работе с сенсорным дидактическим материалом.
36. Введение в активный словарь детей сравнительной и превосходной степеней прилагательных в обозначении свойств, качеств предметов.
37. Классификация сенсорных материалов.
38. Значение языка для развития ребенка.
39. Предпосылки и условия развития речи.
40. Фазы развития речи.
41. Формы занятий по развитию речи.
42. Материал для обогащения словарного запаса.
43. Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению.
44. Обучение письму. Умения ребенка, необходимые для овладения письмом.
45. Характеристика материалов для обучения письму.
46. Классификация материалов для обучения чтению и основам грамматики.
47. Методика работы с материалами для обучения письму и чтению.
48. Подготовка к изучению математики на упражнениях в навыках в практической жизни.
49. Развитие элементарных математических представлений на упражнениях с сенсорными материалами.
50. Характеристика методических приемов работы с математическими материалами.
51. Характеристика первой группы математических материалов.
52. Характеристика второй группы математических материалов.
53. Характеристика третьей группы математических материалов.
54. Характеристика четвертой группы математических материалов.
55. Лечебная педагогика М. Монтессори. Основные задачи и принципы.
56. Вариативность материала и презентаций для детей с особыми образовательными потребностями в основных зонах развития.
1. Философские взгляды М. Монтессори.
1. Каждый ребёнок - уникален, неповторим, со своим собственным планом развития, индивидуальными способами и сроками освоения окружающего мира. Суть системы Монтессори – помощь ребёнку в развитии и адаптации в окружающем мире.
2. Главный принцип педагогической системы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому!». Для этого используется «подготовленная среда»: специальные материалы и их особое расположение побуждают ребёнка самостоятельно раскрывать свои возможности. «Подготовленная среда» успокаивает, упорядочивает ребенка, помогает ему выбраться из «хаоса впечатлений».
3. Ребенку предоставлена возможность активно действовать, свободно выбирать материалы для занятий, осваивать различные навыки постепенно, в его собственном темпе, развивая самоконтроль и самоуважение. Монтессори-среда наполнена дидактическим материалом, имеющим определенную дидактическую задачу. Она носит научный характер и включает в себя контроль над ошибками.
4. Методика Монтессори не ставит таких узких и конкретных задач, как, например, обучение ребёнка чтению или письму. Эта методика даёт ребёнку возможность за счёт развития его собственного потенциала научиться всему, чему угодно, в том числе читать и писать.
5. Теория Марии Монтессори построена на идее детского впитывающего сознания. С самого рождения ребёнок, как губка, вбирает в себя всё, что видит вокруг. Ребёнок строит себя сам, а задача взрослых – снабжать его стройматериалами. В методике Монтессори такими материалами служат уникальные обучающие пособия.
6. Развивающая среда, сконструированная Марией Монтессори, делает ребёнка по-настоящему независимым. Малышам предоставляется возможность через свободный выбор удовлетворять свои интересы. А если ребёнок имеет возможность выбирать, чем заниматься, он никогда не выберет безделья – ведь это неинтересно!
5. Цели и задачи воспитания в педагогической системе М. Монтессори.
Главную перспективную цель воспитания М. Монтессори определяла как достижение человечеством мировой гармонии, построение универсального, сбалансированного общества. Эта цель следует из философских воззрений М. Монтессори и ее оценки потенциала обновленного обучения и воспитания конца XIX начала XX века. Для каждого возрастного периода цели конкретизируются в зависимости от особенностей развития и основной направленности познавательной активности ребенка. Для достижения поставленных целей педагог обозначила ряд задач, которые необходимо решить педагогу в процессе взаимодействия с ребенком.
8. Роль и функции Монтессори-педагога.
Роль и функции педагога в системе М. Монтессори определяются сущностью самого воспитания, которое состоит в «помощи психическому развитию ребенка с самого рождения». Особенность организации педагогического процесса характеризуется тем, что центр тяжести активности смещается с педагога на ребенка, который не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения педагога. Ребенок активен: – приобретает знания, умения, навыки в ходе самостоятельной конструктивной деятельности, в соответствии со своими индивидуальными интересами и побуждениями; – самостоятельно выбирает дидактический материал для деятельности; – самостоятельно определяет место и длительность работы с выбранным дидактическим материалом. Какова же роль педагога в системе М. Монтессори?
11. Требования к помещению как к месту работы детей и педагога и автодидактическому материалу. Логика расположения и освоения материалов основных зон развития.
1. В соответствии с учебными разделами педагогики М. Монтессори помещение (групповая комната) разделяется на пять функциональных зон 2. В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности и вместе с тем являются основной частью подготовленной развивающей среды. 3. Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе, на уровне глаз детей и имеют свое определенное место нахождения. 4. Зону для упражнений по овладению навыками практической повседневной деятельности целесообразнее всего создавать не далеко от воды.
14. «Свободная работа под наблюдением» как форма самообучения детей.
Основной формой деятельности детей в Монтессори-группе является «свободная работа» с автодидактическими материалами. Ее продолжительность составляет не менее 1,5–2 часов в день с предоставлением детям права выбора всех материалов и способов деятельности с ними для саморазвития в течение всего учебного года. Свободной ее М. Монтессори называла потому, что каждый ребенок решает сам, с каким материалом ему работать, самостоятельно выбирает место, если надо – договаривается с партнером или обращается к педагогу за помощью. Ребенок сам определяет продолжительность того или иного занятия, сам решает – повторять презентацию или усложнить работу.
17. Работа детей в малых группах.
Используется как форма работы в педагогике М. Монтессори и работа детей в малых группах, так как дети свободны в выборе партнера (партнеров) при работе с материалом. Существует большое количество материалов для детей дошкольного возраста из различных функциональных зон (практической, сенсорной, математической и др.), с которыми дети работают как в парах, так и в малых группах. Кроме того, могут быть организованы творческие занятия в малых группах по элементарному музицированию, театрализации, художественному творчеству, инсценированию, кулинарные занятия. Ребенок – социален и естественная его потребность в общении удовлетворяется при работе в малых группах. Она способствует развитию коллективных взаимоотношений, позволяет приобрести образцы позитивного социального поведения. Монтессори-педагог должен всегда поощрять подобные формы организации детей.
20. Наблюдение как метода педагогического исследования в педагогике М. Монтессори.
Наблюдение – описательный (неэкспериментальный) исследовательский метод, состоящий в целенаправленном, организованном восприятии и регистрации поведения объекта. Наблюдение становится методом педагогического исследования в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а объясняет их. Отличительные черты наблюдения как метода педагогического исследования от обыденного восприятия происходящих событий следующие: – целенаправленность (наблюдение проводится в свете определенной педагогической или психологической концепции); – аналитический характер (наблюдатель выделяет отдельные элементы, анализирует, оценивает и объясняет их); – комплексность (нельзя упускать ни одной существенной стороны или связи); – систематичность.
23. Основная цель наблюдения за детьми в Монтессори-группе, и этапы организации и проведения наблюдения.
Цель наблюдения за детьми – посмотреть, как дети умеют работать самостоятельно, без участия взрослых. В процессе таких наблюдений педагог может выяснить следующее: – наличие у ребенка определенных знаний о предмете или материале, с которым работает; – уровень умственных и практических умений и навыков; – особенности нервно-психического развития, характера, темперамента; – предпочтения в выборе материалов; – уровень развития поляризации внимания во время выполнения действий с материалом; – уровень развития самостоятельности.
26. Способы фиксации результатов наблюдения Монтессорипедагогом.
1) Регистрация эпизодов, коротких конкретных случаев в блокноте или тетради. Описание должно быть кратким, единичным или серийным и не оценочным. 2) Повествовательные дневниковые заметки. Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они используются при многодневных наблюдениях. Дневник ведется в тетради с пронумерованными листами и большими полями для последующей обработки записей. 3) Длительные наблюдения фиксируются в еженедельных дневниках. Традиционно Монтессори-педагоги ведут еженедельные дневники презентаций дидактического материала, ежемесячный дневник социального развития. 4) Лист наблюдений за ребенком.
29. Требования, предъявляемые к материалам для упражнений в навыках практической жизни и оборудованию «практической зоны».
Весь материал реальный (настоящие, а не игрушечные утюги, мыло, кувшины);
по возможности материал такой же хрупкий, бьющийся, как в реальной жизни; привлекательный;
чистый; полностью укомплектованный; согласован в цветовой гамме;
соответствует уровню развития детей и их возможностям (росту, состоянию здоровья); ограниченный (каждый набор содержит только необходимые для выполнения упражнения предметы; набор для выполнения любого упражнения только в единственном экземпляре; предлагается только тот материал, который помогает ребенку освоить универсальные методы или приемы работы).
Материал должен соответствовать традициям той страны, в которой используется. Требования к оборудованию «практической зоны».
33. Значение дидактического материала для сенсорного воспитания ребенка.
1. Воспитание чувств через сенсорные дидактические материалы направлено на реализацию двух целей в развитии детей – биологическую и социальную. Чем разнообразнее раздражители, воздействующие на органы чувств ребенка. Сенсорное развитие предшествует высшей интеллектуальной деятельности. 2. При работе с сенсорными дидактическими материалами происходит упорядочивание полученной информации в голове ребенка, что способствует умственному его развитию. 3. Работа с сенсорным дидактическим материалом создает основу для интеллектуального развития детей. Контакт с окружающей средой и ее непосредственное исследование дают интеллекту ребенка пищу для выработки в дальнейшем полноценных абстрактных понятий. 4. Развитие наблюдательности. Сенсорное воспитание дает прекрасную возможность развить внимательное отношение к окружающему миру: дети способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.
36. Введение в активный словарь детей сравнительной и превосходной степеней прилагательных в обозначении свойств, качеств предметов.
Методику работы по введению в активный словарь детей форм сравнительной и превосходной степеней прилагательных в обозначении свойств и качеств предметов можно проследить, как предлагала М. Мон тессори, на примере использования кубов, которые являются материалом для построения розовой башни. 1. Введение форм сравнительной степени прилагательных: большой–больше, маленький–меньше. Все десять кубов лежат перемешанные на ковре. Педагог спрашивает ребенка: «Какой куб большой?», затем дает задание «Дай мне, пожалуйста, большой куб». Ребенок берет любой большой куб и дает педагогу. Педагог кладет его на одну сторону ковра. Педагог спрашивает: «Какой кубик маленький?», затем просит «Дай мне, пожалуйста, маленький кубик».
39. Предпосылки и условия развития речи.
Развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития. Успешность его протекания обусловлена предпосылками, на которые указывала М. Монтессори. Эндогенные (биологические, возникающие и развивающиеся в организме вследствие внутренних причин) предпосылки:
– интактный (неповрежденный) артикуляционный аппарат: речевая моторика и дыхание, необходимые для произнесения слов;
– интактные органы чувств: полноценные слух, ЦНС, зрение, необходимые для восприятия мимики и жестов говорящего человека;
– интактный интеллект: сохранность мыслительных способностей, способность анализировать, воспринимать, перерабатывать, сохранять в памяти, вызывать из памяти информацию и выражать свои мысли словами.
42. Материал для обогащения словарного запаса.
Основным средством общения, базисом обучения письму и чтению является устная речь. Чтобы адекватно выразить свои мысли, чувства, желания, ребенку нужен достаточный словарный запас и умение грамматически правильно строить предложения. В Монтессори-группе речевым образцом и источником обогащения словарного запаса для детей служит общение педагога с ребенком. Речь педагога должна быть четкой, ясной, грамматически правильной. Расширение словарного запаса ребенка опосредованно происходит при работе с дидактическими материалами с зон практической жизни, сенсорной, математической. Для систематизации освоенных ребенком слов и упорядочивания понятий об объектах окружающего нас мира (введения обобщающих понятий) М. Монтессори предлагала использовать серию картинок. В набор входят картинки с изображениями различных предметов или живых существ – по одному на карте – и карта для обобщающего понятия, где они нарисованы все вместе.
45. Характеристика материалов для обучения письму.
Непосредственная подготовка к письму осуществляется при помощи металлических фигур-вкладышей, звуковых игр, шершавых букв и подвижного алфавита. Металлические фигуры-вкладыши применяются для развития моторных умений ребенка. Они служат для того, чтобы ребенок научился проводить непрерывные линии, оставаясь при этом в заданных границах. Звуковые игры, шершавые буквы и подвижной алфавит способствуют развитию интеллектуальных способностей, необходимых при письме. Для развития фонематического слуха и акустического внимания используются звуковые игры. Для проведения таких игр специально подбираются маленькие предметы, в названии которых имеется необходимый звук. В процессе игры ребенок должен услышать звук и определить место его в слове: в начале, в середине или в конце слова он стоит.
48. Подготовка к изучению математики на упражнениях в навыках в практической жизни.
В результате знакомства с различными видами упражнений в зоне практической повседневной деятельности ребенок опосредованно готовится к работе с математическими материалами. Все виды упражнений данной зоны, разработанные М. Монтессори, имеют четкий алгоритм действий, осуществляются по определенным правилам и предписаниям (плетение косы, складывание салфеток и др.). За счет того, что предложенный алгоритм действий неоднократно повторяется в рамках одной презентации (наблюдается циклический характер – развязывание и завязывание бантов) или на различных материалах (расстегивание и застегивание пуговиц, ремешков, кнопок и др.), при презентации способов деятельности каждому ребенку педагогический эффект их усиливается.
51. Характеристика первой группы математических материалов.
Характеристика математических материалов первой группы: введение в мир чисел от 0 до 10. Математические материалы, составляющие первую группу, служат для обучения счету от 0 до 10 как в прямой, так и в обратной последовательности, для знакомства с цифрами от 0 до 9 и числом 10, а также для формирования умения соотносить количества в пределах 10 и соответствующие им символы – числа. В первую группу входят следующие материалы: счетные штанги; цифры из шершавой бумаги; счетные штанги и числа; ящик с веретенами; числа и чипсы; игра на запоминание.
54. Характеристика четвертой группы математических материалов.
Характеристика математических материалов четвертой группы: упражнения на арифметические действия и запоминание таблиц сложения, вычитания, умножения и деления. Материалы четвертой группы предназначены для постепенного запоминания таблиц сложения, вычитания, умножения и деления чисел. В результате работы с этими материалами ребенок учиться свободно выполнять «в уме» сложение и умножение однозначных чисел и обратные им действия: вычитание, если вычитаемое и разность однозначные числа, и деление без остатка на однозначный делитель, если делимое не превышает 81. Материалы разбиты на четыре серии соответственно четырем арифметическим действиям. Для ориентации ребенка и педагога в арифметических действиях каждой серии соответствует определенный цвет: сложению – красный, вычитанию – зеленый, умножению – желтый, делению – синий. В 1-ю серию «Сложение» входят следующие материалы: «игра в змею» на сложение, доска с полосами и контрольными картами на сложение, рабочие карты для упражнений на сложение.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты