История политических и правовых учений
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Шпаргалка
на тему: «История политических и правовых учений»
по дисциплине: «История политических и правовых учений»
2021
15.00 BYN
История политических и правовых учений
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: История политических и правовых учений
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 88.
Поделиться
1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. Политикоправовые доктрины и их многообразие.
2. Общая характеристика религиозно-мифологических представлений о политике, государстве и праве в странах Древнего Востока.
3. Социально-политические и правовые идеи Ветхого Завета.
4. Политико-правовые идеи брахманизма («Веды», «Законы Ману», «Артхашастра»)
5. Социально-политические идеи раннего буддизма
6. Этико-политическое учение Конфуция. Лао-цзы и его анархистские идеи. 7. Моизм и легизм – влиятельные течения древнекитайской философии.
8. Взгляды софистов и Сократа на государство и право.
9. Учение Платона о государстве и праве.
10. Политико-правовое учение Аристотеля.
11. Социально-политические идеи в эпоху эллинизма.
12. Политическая и правовая теория М.Т. Цицерона.
13. Учение римских юристов о праве.
14. Взгляды Сенеки на государство и право.
15. Учение Августина Блаженного о государстве и праве.
16. Византийские политико-правовые учения.
17. Доктрины глоссаторов и постглоссаторов о государстве и праве.
18. Особенности взглядов гуманистов на государство и право.
19. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.
20. Классические политические и правовые учения ислама (сунниты и шииты).
21. Политические и правовые идеи в трудах средневековых арабских ученых (аль-Фараби, Ибн Хальдун).
22. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского.
23. Новая наука о политике и государстве Н. Макиавелли.
24. Политические и правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж.Кальвин). Политико-правовые учения Реформации в Германии, Франции, Англии.
25. Ж. Боден и его учение о государстве и праве.
26. Политические и правовые идеи европейского утопического социализма ХVI- ХVП в. (Т. Мор, Т. Кампанелла).
27. Учение Г. Гроция о государстве и праве.
28. Теория естественного права Б. Спинозы.
29. Политико-правовое учение Т. Гоббса.
30. Учение Дж. Локка о праве и государстве.
31. Политические и правовые взгляды Вольтера.
32. Политико-правовое учение Ш. Монтескье.
33. Концепция народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо.
34. Политико-правовые учения якобинцев (Ж. Марат, М. Робеспьер).
35. Естественно-правовые учения в Германии в ХVП – ХVШ вв. (С. Пуфендорф, Х. Томазий, Х. Вольф).
36. Политические и правовые учения в Италии в ХVШ в. (Дж. Вико, Ч. Беккариа).
37. Политико-правовые взгляды представителей демократического направления борцов за независимость США (Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон).
38. Политико-правовые взгляды федералистов (А. Гамильтона, Дж. Мэдисона, Дж. Джея).
39. Учение И. Канта о государстве и праве.
40. Учение Г. Гегеля о государстве и праве.
41. Английский либерализм в первой половине ХIХ в. Взгляды И. Бентама и Дж. Ст. Милля на государство и право..
42. Французский либерализм в первой половине ХIХ в. (Б. Констан, А. Токвиль).
43. Историческая школа права: особенности доктрины (Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта).
44. Немецкий либерализм в первой половине ХIХ в. (В. Гумбольдт, Л. Штейн).
45. Политико-правовые воззрения западноевропейских идеологов социализма первой половины ХIХ в. (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
46. Политические и правовые взгляды О. Конта.
47. Политико- правовое учение марксизма. Политико-правовое учение и программа социальной демократии.
48. Политико-правовое учение анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин).
49. Учение Р. Иеринга о праве и государстве.
50. Социологическая теория Л. Гумпловича.
51. Неокантианское учение о праве Р. Штаммлера, доктрина возрожденного естественного права.
52. Учение Дж. Остина о праве. Юридический позитивизм ХIХ в. в Великобритании, Германии, Франции.
53. Политические идеи Г. Спенсера.
54. Политико-правовые идеи солидаризма (Л. Дюги) и институционализма М. Ориу).
55. Континентальная социологическая юриспруденция (Е. Эрлих, Г. Гурвич и др.).
56. Особенности американского правового реализма (О. Холмс, Р. Паунд).
57. Теория элит, бюрократии и технократии.
58. Особенности скандинавского правового реализма (А. Хегерстрем, К. Оливекрона).
59. М. Вебер о типологии и осуществлении политической власти.
60. Неотомистская теория права Жака Маритена.
61. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси. Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати»
62. Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».
63. Идеология просвещенного абсолютизма. Политико-правовые взгляды Феофана Прокоповича и Симеона Полоцкого.
64. Политико-правовые взгляды В.Н. Татищева, М.М. Щербатова, А.Н. Радищева.
65. Политическое и правовое учение в России в первой половине ХIХ в. М.М. Сперанский, Н.М. Карамзин.
66. Политико-правовые взгляды и программы декабристов. «Русская Правда» П.И. Пестеля. Конституционные проекты Н.М. Муравьева.
67. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников.
68. Теория «русского социализма» (Герцен, Чернышевский).
69. Политические и правовые взгляды Г.Ф. Шершеневича.
70. Политические и правовые взгляды В.С. Соловьева.
71. Российская школа естественного права (П.И. Новгородцев, И.А. Ильин). 72. Особенности политических и правовых взглядов А.И. Ильина.
73. Социологический подход к праву в российской юридической доктрине (Муромцев, Коркунов, Ковалевский).
74. Общественно-политическое учение евразийцев (Трубецкой, Савицкий, Алексеев).
75. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого.
76. Учения о правовом государстве в России в начале ХХ в. (С.А. Котляревский, Г.Ф. Шершеневич, Б.А. Кистяковский, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев).
77. Политико-правовая идеология либерализма в России. «Охранительный либерализм» Б.Н. Чичерина.
77. Политико-правовая идеология либерализма в России. «Охранительный либерализм» Б.Н. Чичерина.
78. Особенности нормативизма Г. Кельзена.
79. Неопозитивистская доктрина Г.Л.А. Харта.
80. Особенности феноменологической философии права.
81. Герменевтическая философия права.
82. Естественно-правовые концепции ХХ в. Особенности взглядов на право Л. Фуллера. 83. Основные концепции правовой аргументации: логическая, риторическая, диалектическая.
84. Специфика риторической теории правовой аргументации Х. Перельмана. Аргументативные теории Р. Алекси и А. Печеника.
85. Правовая доктрина Р. Дворкина. 86. Особенности развития философии права на постсоветском пространстве. 87. Либертарно-юридическая концепция В.С. Нерсесянца.
88. Коммуникативная концепция права А.В. Полякова.
1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. Политикоправовые доктрины и их многообразие.
История политических и правовых учений относится к числу комплексных по своей природе историко-теоретических дисциплин: в нее входят элементы философии, политологии, социологии, истории, религии. Но – это в первую очередь юридическая наука. Объектом ее изучения является государство и право, государственно-правовые явления. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом, который и обусловливает их содержание, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта.
Своеобразие ее предмета по сравнению с предметами других юридических наук теоретического (теория государства и права) и исторического (история государства и права) профиля выражается в том, что она ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве и государственном управлении. То есть предметом истории политических и правовых учений является именно история возникновения и развития теоретических знании о государстве, праве, политике, законодательстве.
История учений о праве и государстве – это история возникновения и развития, концептуально оформленных взглядов, идей, теорий, учений, как отдельных мыслителей, так и различных социальных групп, которые выражают отношение к общественному строю, государственной власти, праву и сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития.
Методы истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений – наука гуманитарная, значит в ней используются те же методы, что в других гуманитарных науках, с учетом ее специфики и особенностей, т.е. философские и специальные научные методы. С классификацией существующих методов вы были ознакомлены в курсе теории государства и права. Поэтому подробно на их характеристике мы останавливаться не будем. Обратим внимание лишь на специфические методы, с помощь которых изучается данная дисциплина.
Для исследования политико-правовых учений применяются:
· исторический метод, позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи;
· сравнительный метод, позволяющий сравнивать однотипные политико-правовые явления, и при их сравнении можно выявить сходство или различие между ними, дать оценку этим теориям;
· системный анализ, позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи;
· структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи.
Наряду с этими методами часто выделяют: хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий. В качестве специфического метода называют и контекстный метод исследования. Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли – в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития.
Данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей. Методология ИППУ:
1.Исторко-сравнительной (горизонтальное сравнение);
2.Логический метод (цель: выявить закономерности, провести анализ);
3. Цивилизационный метод - на примере конкретной цивилизации (в данном случае - Европейская)
Периодизация ИППУ
1. Античный мир
2. Средние века
3. Эпоха возрождения
4. Новое время
5. Буржуазный период
6. Новейший период
Другие периодизация по датам смерти влиятельных людей, происходящих коренных событий и
т.д.
10. Политико-правовое учение Аристотеля.
Знаменитый ученик Платона, наставник Александра Македонского. Он был представителем полисной землевладельческой знати, обосновывал их идеологию. Учился в академии Платона. Считается создателем системы идеалистической метафизики. Стоял на позициях материализма: «Все состоит из материи и формы». «Платон мне друг, но истина дороже». «Всѐ подвержено изменениям, всѐ течѐт. Всѐ изменяется!»
Считал, что рабство, частная собственность, соц. неравенство существуют от природы и это естественно: « это было, есть и будет». А раз так, то ничего тут менять не надо, в том числе переделывать, эксперименты проводить. Но одновременно Аристотель указал на то, Человек по своей природе есть существо общественное (политическое). Все богатства мира нам не нужны, если нам некому этим богатством похвастаться.
Его учение о государстве сводится к тому, что «государство – общение подобных друг другу людей для достижения возможно лучшей жизни». Варвары и рабы – это не люди. В этой формуле сокрыты предпосылки для возникновения государства: охота на варваров, подчинение их своей воле есть справедливая война. Аристотель защищал частную собственность – она неприкосновенна.
Признавал, что она хоть и возможный корень зла, но ее наличие это одновременно и прогресс, и развитие общества. Люди заботятся более всего о том, что принадлежит им лично, нежели о том, чем владеют все, является общим.
В зависимости от числа участвующих в управлении, правление подразделяется:
1. правление одного;
2. правление немногих;
3. правление большинства.
Все эти деления условны и делил все государства на правильные: (власть преследует цели общего блага – Монархия, Аристократия, Полития – смеш. форма) и неправильные (власть стремиться к личной выгоде – Тирания, Олигархия, Демократия). Он считал, что лучше всего, когда собственность частная, а пользование ее общее. Он призывал богатых землевладельцев эпизодически приглашать простых людей, чтобы каждый мог вкусить вкус такой жизни.
Основа стабильности – средний класс, а гражданская доблесть подходит только тем, кто избавлен от тяжкого труда и необходимости добывать пропитание
20. Классические политические и правовые учения ислама (сунниты и шииты).
Важнейший источник мусульманского права – Коран. Это священная книга мусульман.
Основоположник религии – пророк Мухаммед (Мохаммед) (570-632). Был известной личностью, богатым. Оставил потомство, зятя. Ислам – религиозное учение, одно из монотеизма.В его учениях много было прямо заимствовано из иудаизма.
Источники:
Коран – запись откровений Бога, которые Он послал через пророка.
Сунна пророка (описание жизни Мохаммеда);
Хадисы (описание поступков, его изречения).
Самый известный – Сахих (его составил Аль-Бухари 810-870).
Основное отличие Корана от Библии – притязание на универсальность. Это универсальная нормативная система. Условно можно разделить на 3 основные части:
1. религиозная догматика
2. исламская этика
3. практические нормы
Все нормы Корана можно разделить на 2 категории: 1) однозначные положения, которые имеют явный смысл, недвусмысленны (Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его) и 2) общие принципы, ориентиры.
Jus cogens – императивные нормы.
Наибольшую сложность представляют общие принципы. Чтобы их понять необходимо толкование. Кроме того, еще в Коране допускаются следующие способы и средства получения смысла:
кияс (аналогия, сравнение), истихсан (исключение или предпочтения), исключительные интересы (для защиты исключительных интересов дозволяются любые действия, прямо не запрещенные Кораном и Сунной). Имеют право трактовать ученые, пользующиеся уважением в обществе, необходимо усердие судьи (с которым он ищет правильное решение). Считается, что судья, который принимает решения, всегда прав. Если он приложил все усилия и правильно решил – награда вдвойне, не удалось – одинарная награда. При отборе: строгая иерархия.
Выделяли 3 категории:
1) высшая категория – истина в последней инстанции (представители новых школ),
2) вторая категория – могли самостоятельно формировать нормы права, систематизировать их, но на основе уже известных источников,
3)третьей категории (муфтий) – он мог выбирать между различными школами права.
В 11 веке суннитское течение заявили о закрытии врат для новых школ, о невозможности образования новых течений. Основание – утверждение Мохаммеда «Мы ничего не упустили в этом писании».
В рамках исламской политической мысли сформировались два основных подхода к изучению государства и политики — нормативно-юридический и этико-философский.
Нормативно-юридическое направление опиралось на мусульманско-правовую теорию и развивалось, не испытывая сколько-нибудь заметного постороннего влияния. Что же касается философско-этического подхода к изучению политики, то вряд ли можно говорить о глубоком воздействии на него мусульманской религиозной идеологии. Правда, эмпирический материал для представителей арабской философии давала практика функционирования именно мусульманского государства — Арабского халифата. Тем не менее они его анализировали, не опираясь на мусульманское учение, а следуя в целом традициям греческой политической философии
30. Учение Дж. Локка о праве и государстве.
Это представитель естественно-правовой школы. Самый известный труд «Два трактата о правлении» 1690 года.
Отстаивал идею прав и свобод человека ещѐ в догосударственный период\состоянии.
Естественное состояние - состояние полной свободы и равенства людей. Все одинаково свободны и одинаково равны. Естественное право по Локу существовало всегда. Естественное состояние – состояние полной свободы и равенства. Естественные права существовали, но это были права взаимные (признавалась права и другого человека). Никто не имел больше другого.
Всѐ изменилось, когда возникла частная собственность. У кого-то стало больше, у кого-то меньше. Покой, динамическое равновесие было разрушено. К естественным (незыблемым) правам - право собственности - собственность понимается в широком смысле, то есть охватывает в том числе и право на собственную индивидуальность – каждый человек хозяин своего тела - собственность на свои действия, на свой труд и его результаты. В результате это привело к разграничению «Мое-Твое». Из умение и труда возникает что-то материализованное, следовательно возникает и необходимость защиты своего труда – собственности, право защиты также входит в право собственности.
Локк был либерально настроенным правоведом.
Преступника останавливает только неотвратимость наказания - его неизбежность - это гарант не совершения преступления. Дело не в строгости, а в неотвратимости. Неотвратимость – важнейший гарант соблюдения правопорядка.
По Локку - строгое установленное наказание - приводит к устранению преступности.
Идеальное общество - сообщество свободных людей-собственников. При этом каждый не покушается на чужое, а развивает свое. Главная функция государства – гарантия естественных прав (свобода, равенство и собственность), а также гарантия соблюдения законов, уже позитивных, светских. Главная задача законов – обеспечить мир и безопасность.
Естественные права:
- свобода
-равенство
-собственность
- это права неотчудаемые права и основание для соблюдения свецких
Одним из первых Локк развил теорию разделения властей. Для создания системы сдержек и противовесов - checks and balances.
Он выделял 3 ветви: законодательная, исполнительная (магистраты, гувернѐры и прочее) и федеративная. Судебную он относил к законодательной, т.к. судья творит закон.
Главная опасность для государства – это привилегии носителей власти, злоупотребление полномочиями. Это несправедливость.
40. Учение Г. Гегеля о государстве и праве.
Гегель (1770–1831) оставил глубокий след в истории философской и политическо-правовой мысли. Многие произведения посвящены проблемам государства и права («Философия духа», «Философия права» (1820), «Философия истории» и т. п.). Он считал, что право состоит в том, что наличное бытие есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы, а свобода составляет субстанцию и основное определение воли. Гегель говорил о праве в разных его значениях: праве как свободе («идея права»); праве как определенной ступени и форме свободы («особое право»); праве как законе («позитивное право»).
Говоря об особом праве, философ указывал, что система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных): каждая ступень самоуглубления идеи свободы есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право». Такую характеристику он относил к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству: «особые права» даны исторически и хронологически одновременно; ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. На вершине иерархии «особых прав» стоит право государства. Позитивное право тоже является одним из «особых прав».
Гегель четко разделял право и закон: превращение права в себе в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной определенности; предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера. В его учении тремя главными формообразованиями свободной воли (тремя ступенями развития понятия права) являются: абстрактное право, мораль и нравственность.
Абстрактное право — право абстрактно свободной личности, обладающей правоспособностью.
Мораль — личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, проявляются мотивы и цели ее поступков.
Нравственность — абстрактное право и мораль приобретают действительность и конкретность, когда понятие свободы объективируется в виде семьи, гражданского общества и государства.
Для Гегеля государство представляет идею разума, свободы и права: то, что есть государство, это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Гегель говорит не о свободе или противостоянии гражданина и государства, а об органически целостной свободе — свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.
В государстве Гегель различал объективную и субъективную стороны. С объективной стороны оно представляет собой организацию публичной власти. Говоря о государственном устройстве, Гегель выступал в защиту трех властей: 1)законодательной; 2)правительственной и 3)княжеской власти (власти перечислены по возрастающей).
1. Законодательное собрание должно обеспечить представительство сословий, оно состоит из 2 палат, верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, нижняя палата депутатов избирается гражданами по корпорациям и товариществам.
2. Представительство граждан в законодательном органе необходимо только для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Государством управляют чиновники, осуществляющие правительственную власть. Гегель считал, что высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач
государства, чем сословные представители, и видел в них опору государства «в отношении законности».
3. Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое. В благоустроенной монархии, где правит закон, монарх наслаждается общественным согласием и покоем.
С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. В основе такого государства лежит народный дух в форме религии. Гегель предлагал почитать государство как некое земное божество.
50. Социологическая теория Л. Гумпловича.
Людвиг Гумплович. «Общее государственное право».Социологическая теория гос-ва. С позиции социологии оно рассматривает проблемы происхождения, сущности, организации и роли гос-ва. Борьба за существование - главный фактор социальной жизни и гл. стимулятор обществ. развития. Ее причины: расовые различия, стремление людей к удовлетворению своих матер. потребностей.
Победители же, чтобы укрепить свое господствующее положение и держать в повиновении д. принимать ряд мер, рез-том кот-х явл-ся государство (в рез-те прибавляется еще и война внутри гос-ва). Т.о. государство - естественно выросшая организация господства , призванная поддерживать определенный правовой порядок.
Он сильно преувеличивает роль государственности - человек свободой и собственностью, семьей и личными правами обязан гос-ву. Право выступает лишь воплощением предписаний гос. власти. Нравственность, выраженная в з-нах = право. Отрицает наличие «неотчуждаемых прав человека», т.к. они явл-ся иллюзией, плодом самообожествления индивида. Люди д. выбирать: либо гос-во с его властностью, либо анархия.
Борьба за существование является, по Гумпловичу, главным фактором социальной жизни. Государство полностью находится в сфере действия данного фактора. Эта борьба — вечный спутник человечества и главный стимулятор общественного развития. Практически она выливается в борьбу между различными человеческими группами. Каждая из них стремится подчинить себе другую группу и установить над ней господство.
Очевиден высший закон истории: «Сильнейшие побеждают слабейших, сильные немедленно объединяются, чтобы в единении превзойти третьего, тоже сильного, и так далее». Изобразив подобным образом высший закон истории, Гумплович утверждает: «Если мы четко осознаем этот простой закон, то кажущаяся неразрешимой загадка политической истории будет
разгадана нами».
60. Неотомистская теория права Жака Маритена.
Один из крупных представителей неотомизма XX в. французский богослов Жак Маритен (1882—1973), профессор католического университета в Вашингтоне, развивал персоналистскую концепцию естественного права. Согласно этой концепции, естественное право изначально вложено в природу человека вечным законом, который трактовался уже Фомой Аквинским как источник всех остальных законов и всеобщий закон мироздания, непосредственным проявлением которого является естественный закон. Здесь же, в естественном законе, исходящем от вечного закона, коренятся, по концепции Маритена, права человека как естественноправовое признание достоинства человеческой личности.
Естественное право Маритен определяет как идеальный порядок человеческих действий, которому как божественно-разумному образцу (модели) должны соответствовать позитивное право и его применение на практике. При этом Маритен, ссылаясь на невозможность абсолютного познания естественного права, таящегося в глубине человеческого сердца, предупреждает против отождествления естественного права с той или иной концепцией (неизбежно ограниченной и относительной) его понимания и против попыток выражения принципов иерархической системы естественноправовых ценностей в виде некоего кодекса позитивированных норм.
70. Политические и правовые взгляды В.С. Соловьева.
Соловьев Владимир Сергеевич. Право связано с моралью, носит условный хар-р и предполагает ограничения. Нравств.закон – это внутр. состояние чел-ка, а юр.закон – это внешнее проявление чел-ка. Задача права не превратить мир в ад. Право всегда ставит треб-е – закон д.б. справедлив. Он явл-ся сторонником возрожденного естеств.права и различает закон и право: закон – опред.в данное вр.и при данных обстоят-вах ограничение личной свободы. Признаки закона: а) публичность, б) конкретность, в) реальная применимость. Гос.власть д.обеспеч.действие права. Против принципа разделения властей (т.к. препятствует служению общего блага). Отрицает матер.уравнение всех людей. Гос-во д. заботиться об экономич.слабых лицах. Трубецкой. Противник подхода к праву как к силе. Право д. регул-ть внешн.свободу чел-ка, и не м. вторгаться в сферу морали. Осн.сфера права – порядок власти и собств-ть. Сторонник концепции возрожденного права. Считал, что нет вечного идеала добра одинакового для всех времен и народов.
В этом общем определении права речь идет, согласно подходу Соловьева, о смысле всякого права, т. е. о естественном праве, основные требования которого — свобода и равенство.
В соотношении с позитивным правом естественное право — это общая идея права, его разумное начало. Соловьев замечает, что о естественном праве речь идет «каждый раз, когда вообще говорится о каких бы то ни было правовых отношениях. Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь общей идеи права, или его нормы».
Отрицая раздельное существование естественного и позитивного права, Соловьев подчеркивает, что «на самом деле оба эти элемента, рациональный и положительный, с одинаковой необходимостью входят в состав всякого действительного права, и потому теория, которая их разделяет или отвлекает друг от друга, предполагая историческое существование чистого естественного права, принимает отвлечение ума за действительность».
Такая характеристика равенства и справедливости в подходе Соловьева означает их трактовку как категорий нравственности. Имея в виду нравственно-справедливое равенство, он подчеркивает: «Справедливость есть несомненно понятие нравственного порядка». С подобной этизацией справедливости, а вместе с тем и равенства связано и присущее позиции Соловьева смешение права и нравственности, понимание права как нравственного явления.
Общий вывод Соловьев формулирует так: «Соединяя вместе указанные три признака, мы получаем следующее определение права в его отношении к нравственности: право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла».
Таким образом, право, согласно Соловьеву, — это выражение принудительной нравственной справедливости. Требование принудительной справедливости, составляющее окончательный существенный признак права, по словам Соловьева, «коренится всецело в идее общего блага или общественного интереса — реализации добра или требования, чтобы справедливость непременно становилась действительным фактом, а не оставалась только субъективным понятием, ибо только фактическое ее бытие соответствует принципу альтруизма или удовлетворяет основное нравственное чувство жалости».
80. Особенности феноменологической философии права.
ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ ПРА́ВА, раздел философии права, содержащий оригинальную методологию изучения феномена права. Ф. п. в 20 в. разработал Э. Гуссерль с его последователями (М. Шелер, А. Шюц, Г. Д. Гурвич в социологии, М. Хайдеггер в онтологии, Х. Гадамер в герменевтике). Феноменолоич. школа права сформировалась в результате распространения идей филос. феноменологии в сфере юридич. науки и исходит из представления о том, что, наряду с реальным, эмпирически изменчивым правом, существует идеальное – эйдетическое, универсальное право. Идеальное право есть не что иное, как сущность права, обусловливающая существование реалных правовых понятий, явлений, норм и конструкций и одновременно являющаяся критерием оценки действующего правопорядка. При этом идеальное и реальное право не противопоставлены друг другу, но находятся в неразрывном единстве, поскольку сущность права проявляется только в наличии реальных правовых феноменов.
Оригинальным истолкователем феноменологич. позиций в области правоведения стал рус. философ Н. Н. Алексеев, который обосновал специфич. многомерность правовых явлений исходя не из одних только многочисл. определений понятия права, но прежде всего из особенностей учёта правовой активности субъектов права, в которой существенную роль выполняют феноменологич. акты признания (субъектов, свойств, отношений), в частности, интереса, безразличия, отрицания, желания, воли и т. п. Результатом этой активности и становятся правовые факты, нормы, законы, а само право – многомерным явлением по фиксации волевых устремлённостей интерсубъктивных групп. Его главным и существенным феноменологич. воплощением становится правомочие. Помимо субъекта как носителя правомочия, Алексеев обращает внимание на изначальные непреодолимые данности юридич. порядка, связанные с социокультурным содержанием правового общения (субъект права, ценностные установки и др.). Вместе с феноменологич. акатпми непреодолимые данности образуют вполне определённую феноменологич. структуру права. Польск. феноменолог Р. Ингарден, обратившийся к анализу существующего множества социокультурных объектов – произведений искусства или социальных институтов, включая право и государство, – подчеркнул принадлежность этих объектов к разряду интенциональных (ключевой термин феноменологии), т. е. поддерживаемых интенцией, направленностью человеческого сознания. Интенциональность (направленность сознания на объект) делает субъект и объект взаимозависимыми, привносит в познание объекта субъективные предпосылки и намерения, которые не всегда должным образом учитывала классич. наука. Интенциональные образования имеют разную социальную привлекательность и связанную с этим продолжительность использования. В обществ. сознании остаются надолго лишь отд. интенциональные образования, напр. идеалы истинности, справедливости, равенства, свободы.
Правовые нормы поддержиаютя совокупностью интенциональностей социокультурных агентов, которые могут быть как специальными (суды, правоохранит. органы, гос. служащие, законодатели), так и общими (правосознание нар. масс). В силу процессов ценностно-смысловой трансформации под воздействием субъективистских ориентаций дальнейший процесс устойчиго оформления законного права принимает неожиданные направления, порой противореча самой родовой сущности общества: декриминализация гомосексуализма, легализация однополых браков, эвтаназия.
Ф. п. не претендует на способность решить многообразные проблемы законодат. регулирования, практики применения принуждения в изменяющемся мире или разрешения неразрешимых конфликтов. В своём практич. воплощении она содействует лишь уточнению терминологич. описания функционирования права и обнаружению более эффективных путей уяснения существующего законодат. регулировния.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 88.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты