Менеджмент
МИТСО (Международный университет) Гомельский филиал
Шпаргалка
на тему: «Менеджмент»
по дисциплине: «Менеджмент»
2021
15.00 BYN
Менеджмент
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Менеджмент
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
1. Менеджмент как наука и практика управления
2. Роль менеджмента в организации
3. Менеджмент и менеджеры.
4. Цели менеджмента и целеполагание. Политика и миссия организации
5. История развития менеджмента, школы управления.
6. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гант, Л. и Ф. Гилбрет)
7. Классическая школа управления (А. Файоль, Л. Урвик)
8. Школа человеческих отношений (Э. Мэйо, М. Фоллет)
9. Школа поведенческих наук (Ф. Герцбер, Д. Макгрегор)
10. Современные концепции менеджмента.
11. Особенности японского, американского и западноевропейского менеджмента.
12. Понятие организации, виды организаций.
13. Внутренняя среда организации.
14. Внешняя среда организации.
15. Организационная система и система управления.
16. Функции организации и функции управления.
17. Планирование как функция менеджмента
18. Перспективное и стратегическое планирование
19. Организация как функция менеджмента
20. Мотивация как функция менеджмента
21. Содержательные и процессуальные теории мотивации
22. Контроль как функция менеджмента
23. Принципы менеджмента.
24. Коммуникации в менеджменте. Вербальные и невербальные коммуникации.
25. Коммуникационный канал, коммуникационный стиль.
26. Формальные и неформальные группы. Факторы, влияющие на эффективность работы группы.
27. Понятие управленческого решения и процесс принятия решений.
28. Методы принятия управленческих решений.
29. Власть. Влияние. Лидерство.
30. Стили управления. Имидж руководителя.
31. Ситуационные факторы и элементы проектирования организации.
32. Элементы проектирования организации.
33. Типы организационных структур управления.
34. Линейная, функциональная, линейно-функциональная организационные структуры управления
35. Дивизиональная, адаптивные (проектная и матричная) организационные структуры управления
1. Менеджмент как наука и практика управления
Менеджмент - это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Менеджмент направлен на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:
1. ориентация организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей;
2. постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
3. хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений;
4. конечный результат выявляется на рынке в процессе обмена;
5. постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами.
3. Менеджмент и менеджеры
Термин «Менеджмент» (management) – американского происхождения и не переводится на русский язык дословно. В русском переводе этот термин является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управлению организацией. Для корректности использования понятий (терминов) «менеджмент» и «управление» в сфере управления следует отразить их содержательные отличия: Понятие «управление» намного шире. Оно применяется во многих видах человеческой деятельности и в разных ее сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т.д.), а также применительно к органам управления. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, корпорации, действующих в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали употреблять и в отношении не предпринимательских организаций.
Само предприятие представляет собой сложную систему, в которой можно выделить управляющую и управляемую подсистемы. Управляющая подсистема – персонал, финансы, управляемая подсистема - персонал, продукция, материальные потоки, услуги.
5. История развития менеджмента, школы управления
Основой рассмотрения эволюции менеджмента принята временная шкала, т.е. хронологический подход. Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяет несколько исторических периодов:
1 период - древний период. Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми. Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему.
2 период - индустриальный период (1776-1890 гг.). На этом этапе зародилась чёткая система менеджмента. Произошло это из-за замены ручного труда машинным. Предприниматели требовали выполнения всех производственных условий, чтобы оправдать расходы, чем вызывали лишь недовольство и гнев рабочих. Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политэкономии, но и специалистом в области управления, так как провел анализ различных форм разделения труда.
7. Классическая школа управления (А. Файоль, Л. Урвик)
Классическая (административная) школа (1920—1950 гг.)
Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Исходная идея концепции административной школы сводилась к тому, что существуют определенные универсальные принципы управления, следование которым приведет организацию к успеху. Авторами и видными последователями этой концепции и школы в целом были: Анри Файоль, Линдал Ф. Урвик, Джеймс Муни, Макс Вебер и Ральф С. Дэвис.
А. Файоль руководил большой французской компанией по добыче угля, впоследствии организовал Французский центр административных исследований. Л.Ф.Урвик основал одну из крупнейших консультационных фирм в Англии, в разные годы был директором Международного института по управлению в Женеве и вице-президентом Британского института управления.
9. Школа поведенческих наук (Ф. Герцбер, Д. Макгрегор)
Школа поведенческих наук и теория человеческих ресурсов.
Школа поведенческих наук возникла в 30-е годы прошлого столетия. Активизация же деятельности школы приходится на 1950—1960-е гг. Свое название школа получила от широко известных психологических терминов «бихейвио», «бихейвиоризм» (поведение, наука о поведении). Исходная предпосылка бихейвиоризма заключается в том, что необходимо изучать не сознание, а поведение человека, которое представляет собой реакцию на стимул. В управлении такой подход был перенесен на работающего человека и конкретно на отношения между менеджерами и работающими.
Суть этих отношений основана на том, что работающий, получал хорошее вознаграждение (материальное и моральное) от менеджера, отвечает на него положительной реакцией – хорошей работой. Школу поведенческих наук можно представить как развитие и углубление концепции человеческих отношений, но при этом в рамках новой школы возникли и иные концепции, существенно отличные от школы человеческих отношений.
11. Особенности японского, американского и западноевропейского менеджмента.
Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Характерно: индивидуальный характер принятия решений (сверху-вниз); индивидуальная форма ответственности; формализация отношений: «Бизнес и ничего личного», четко формализованная процедура контроля, узкая специализация руководителей, целевые формальные рабочие отношения с подчиненными, тесная связь размера оплаты с индивидуальными результатами и производительностью, наём работников на короткий срок, приоритетные качества руководителя: профессионализм и инициатива, служебный рост: ускорение продвижения по службе и деловая карьера зависит от личных результатов отдельно взятых работников. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основе того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены. Ориентация управляющих на достижение индивидуальных результатов.
13. Внутренняя среда организации
Факторы внутренней среды определяют направленность усилий и обеспечение скоординированной деятельности людей (членов организации) для достижения общего желаемого результата.
Внутренние факторы определяются самой организацией и могут быть изменены менеджером (менеджерами), поэтому их называют внутренними переменными. К внутренним переменным относят цели, задачи, структуры, технологии и людей (человеческие ресурсы).
Анализ внутренней среды организации имеет следующие значение для организации:
- информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;
- анализ внутренней среды позволяет уяснить цели и задачи организации;
- указывает на то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.
15. Организационная система и система управления
В основе деления организационных структур на механистические и органические структуры лежит соотношение внутренних компонентов организационной структуры, определяющее сущность ее построения.
Основными внутренними компонентами (свойствами) организационных структур являются: сложность, формализация и степень централизации (децентрализации) управления предприятием, корпорацией.
Степень централизации (децентрализации) управления предприятием зависит от того, на каких уровнях менеджмента принимаются конкретные решения. В зависимости от степени выраженности указанных выше компонентов (сложности, формализации и централизации) структуры менеджмента делятся на две группы: механистические и органические (адаптивные) структуры. Механистическая структура является жесткой иерархией (пирамидой) управления. Органическая структура в отличие от нее является гибкой, адаптивной формой управления, для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях.
17. Планирование как функция менеджмента
Планирование - вид управленческой деятельности, связанный: с определением целей управляемой системы; c поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей; c формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей.
Результатом планирования является план. Он реализуется относительно:
- распределения ресурсов;
- координации деятельности между отдельными подразделениями;
- координации с внешней средой (рынком);
- создания эффективной внутренней структуры;
- контроля за деятельностью;
- развития организации в будущем
19. Организация как функция менеджмента
Функция организации охватывает главным образом исполнительскую и оперативную деятельность. Ее цели - формирование управляющей и управляемой подсистем, установление конкретных параметров, режимов работы подразделений предприятия, отношений между ними. Благодаря действию функции организации устанавливается и взаимодействие между объектом и субъектом управления. Организация выступает как вид деятельности, которая направлена на разработку и утверждение схем и структур управления, должностных инструкций, положений, других нормативных документов.
Функция организации заключается в установлении временных и постоянных взаимоотношений между всеми подразделениями. Она определяет порядок и условия функционирования предприятия.
Существует два пути реализации этой функции:
- через административно-организационное управление и
- через оперативное управление.
21. Содержательные и процессуальные теории мотивации
Администрация должна установить потребности ее работников для определения средств и способов их удовлетворения, соотнесенных с достижением успеха организации. В этом и состоит цель содержательных теорий мотивации.
Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. В настоящей главе рассматриваются наиболее известные содержательные теории мотивации: иерархия потребностей по Маслоу, теория потребностей Мак Клелланда, двухфакторная теория Герцберга.
Иерархия потребностей по Маслоу включает пять уровней потребностей, в том числе:
1. Физиологические потребности человека в еде, воде, убежище, отдыхе и другие потребности.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем, потребность в защите от физических и психологических опасностей и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
23. Принципы менеджмента
Принципы менеджмента — это правила, основные руководящие идеи, нормы поведения и ориентиры деятельности управленческого персонала, которыми они руководствуются и в рамках которых реализуются цели организации.
Принципы менеджмента впервые были определены Г.Эмерсоном в 1912 году в книге «Двенадцать принципов производительности».
Современные принципы менеджмента:
1. Принцип сочетания демократизма и целесообразного экономического централизма. Сущность принципа сочетания демократизма и целесообразного экономического централизма заключается в том, что работники, занятые в предпринимательстве, свободно выбирают форму собственности и форму хозяйствования.
25. Коммуникационный канал, коммуникационный стиль
Информационным (коммуникационным) процессом называют обмен информацией между двумя людьми и более. Целью организации коммуникационного процесса служит обеспечение понимания определенной информации, переданной как сообщение, которая является предметом обмена.
Основными элементами этого процесса являются: отправитель, сообщение, канал, получатель. Исходной точкой процесса коммуникации служит отправитель информации. Завершается процесс получением переданной информации и ее пониманием получателем (полным или неполным пониманием или непониманием).
Коммуникационные сети. На уровне социальных групп на особенности и эффективность коммуникаций влияет их складывающаяся конфигурация (коммуникационная сеть). 1. «Круг» - децентрализованная сеть в малой группе, что выражается в положении лидера, подобного всем членам группы. 2. «Штурвал» - сильно централизованная сеть, т.е. лидер группы находится в центре, к нему сходятся все коммуникационные потоки.
27. Понятие управленческого решения и процесс принятия решений
Управленческое решение (УР) - это определенный этап процесса управления, превращающий его в активную трудовую деятельность, целенаправленные и согласованные совместные действия людей. С принятием УР тесно связано выполнение общих функций управления (планирование-организация-мотивация-контроль).
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления дел, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации.
Принятие решения. Так же как и обмен, информацией - это составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческими делами.
29. Власть. Влияние. Лидерство
Обладать властью - значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. У одних людей власти очень много, у других ее мет совсем. Иногда кажется, что некоторые люди не могут получить столько власти, сколько им надо, поэтому они борются за то, чтобы ее обрести, и еще ожесточеннее борются за то, чтобы удержать то, что имеют.
Таким образом, класть и манипулирование ею являются задачами управления. И считаться с этим должны и руководители и подчиненные. Многим кажется, что обладание властью - это прерогатива только руководителя и подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей подчиненного. Однако сейчас признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.
31. Ситуационные факторы и элементы проектирования организации
Дж. Гелбрейт определил проектирование организации как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных. Факторы, оказывающие влияние на этот процесс, как показали многочисленные исследования, носят ситуационный характер. Выделяются четыре группы ситуационных факторов: внешняя среда; технология работы в организации; стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей; поведение работников.
Оценка внешней среды. Двухмерная классификация факторов внешней среды, влияющих на проектирование организации позволяет выявить четыре типа ситуаций, каждая из которых наиболее соответствует тому или иному виду бизнеса: низкой неопределенности – наиболее благоприятной для руководства организации; умеренной неопределенности – более напряженная для руководства организации; умеренно высокой неопределенности – требует о руководства и самой организации достаточной гибкости; высокой неопределенности – представляет наибольшую трудность и требует от руководства высочайшего уровня подготовки, аналитических способностей и интуиции.
33. Типы организационных структур управления
Организационная структура управления – это совокупность управленческих органов и подразделений с соответствующей системой связей (линейных, функциональных, горизонтальных, вертикальных, формальных и неформальных), обеспечивающих реализацию целей организации. Построение рациональной структуры управления является наиболее важным этапом в формировании эффективной системы менеджмента, обеспечении своевременной адаптации предприятия и его продукции (услуг) к требованиям покупателей. На выбор того или иного типа и вида структуры влияет множество внешних и внутренних факторов: миссия и стратегия организации, масштабы ее деятельности, профессионализм менеджеров, уровень квалификации и ответственности работников, скорости внешних изменений и т. п. Процесс проектирования организационной структуры управления называется департаментацией.
35. Дивизиональная, адаптивные (проектная и матричная) организационные структуры управления
Дивизиональные структуры управления характерны для крупных корпораций или многонациональных компаний, в которых территориальная (продуктовая) разобщенность подразделений вынуждает создавать продуктовые подразделения (отдельные предприятия. Построение дивизиональных структур управления ориентировано на конкретный результат деятельности: продукт, потребитель и рынок. В связи с этим различают три вида дивизиональных структур: продуктовые, региональные и ориентированные на потребителя.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты