Раскройте сущность процесса социального включения детей с интеллектуальной недостаточностью как цели коррекционно-педагогической работы в условиях интегрированного и инклюзивного образования
Охарактеризуйте современные подходы в образовании лиц с интеллектуальной недостаточностью. Раскройте сущность реализации гуманистической, личностно-ориентированной парадигмы образования
Раскройте сущность процесса социального включения детей с интеллектуальной недостаточностью как цели коррекционно-педагогической работы в условиях интегрированного и инклюзивного образования
Создание оптимальных условий (нормативно-правовых, научно-методических, кадровых, материальных, санитарно-гигиенических, социальных, психологических, мотивационных и др.) нужно для полноценного функционирования и постоянного развития интегрированного обучения (инклюзивного образования) в учреждениях образования общего типа. Конечным итогом это процесса для ребенка с дизонтогенезом является реализации его потенциальных возможностей, максимальная адаптация в социальной среде.
Для того чтобы успешно включить ребенка с ОПФР в учебный процесс, необходимо соблюдать ряд условий: индивидуальные занятия с учителем-дефектологом; индивидуальные занятия с логопедом; адаптации и модификации программного материала или использование специальных образовательных программ, соответствующей дидактики; опора на практический опыт при овладении навыками; наблюдение и поддержка врачей, тьюторов, ассистентов.
Мы считаем, что еще одним обязательным условием включения ребенка с ОПФР в учебный процесс является организация активного и продуктивного взаимодействия учащихся с нарушениями развития и нормально развивающихся как на учебных занятиях, так и во внеурочное время.
Условия и приемы организации активного и продуктивного взаимодействия учащихся на учебных занятиях и во внеурочной деятельности. Условия активного и продуктивного взаимодействия учащихся на учебных занятиях и во внеурочной деятельности [1]:
- психолого-педагогическое сопровождение процесса психосоциального развития, формирование способности к взаимопознанию и пониманию;
- формирование готовности членов малой группы и педагога к принятию и включению ребенка с дизонтогенезом;
- организация субъект-субъектных форм взаимодействия в триаде «учитель – нормально развивающийся ребенок – ребенок с ОПФР».
Охарактеризуйте современные подходы в образовании лиц с интеллектуальной недостаточностью. Раскройте сущность реализации гуманистической, личностно-ориентированной парадигмы образования
Основная установка при проведении занятий с детьми данной категории – организация их активной практической деятельности. Вербальное обучение или основанное только на зрительном пассивном восприятии для этих детей неприемлемо. Основные требования к методике обучения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью младшего возраста следующие:
1. Обучение каждого ученика в зоне его ближайшего развития.
2. Выделение комплекса специальных коррекционно-развивающих задач.
3. Применение игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как метод и средство обучения и коррекции.
4. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к обучению – вызывание эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.
5. Стимулирование внутренней активности ученика (мотивации).
6. Наличие пропедевтического (подготовительного) периода в обучении.
7. Организация предметно-практической деятельности детей с конкретными предметами.
8. Расчлененно-целостный характер обучения: разделение материала на составные части, изучение каждой в отдельности с последующим объединением в систему знаний при целенаправленном формировании, уточнении и закреплении имеющегося опыта.
9. Использование подражательности, свойственной детям.