Методология, теория и методы психологических исследований
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Методология, теория и методы психологических исследований»
по дисциплине: «Методология, теория и методы психологических исследований»
2021
15.00 BYN
Методология, теория и методы психологических исследований
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Методология, теория и методы психологических исследований
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
36 Гештальт направление с исследованиях социальной перцепции
37 Теория поля Курта Левина. Значение конструктора В=f(Р, Е) для психологии
38 Методические ситуации экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы человека
39 Классический психоанализ З. Фрейда: понятийный аппарат и специфика рассмотрения личности
40 Ранние ревизии классического психоанализа - смещение акцента на социальную обусловленность
41 Психодинамическое направление в психоанализе - специфика подхода. Эго-психология
42 Направление теории объектных отношений
44 Методология субъективных жизненных переживаний и рефлексивной осведомленности. Феноменологический анализ жизненных переживаний
46 Социально-конструктивистское направление в психологии. Основные положения и представители: Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Лиотар.
48 Классификация методов психологического исследования
49 Позитивистская парадигма в психологических исследованиях и ее своеобразие
50 Планирование эмпирического исследования
51 Формирование, определение и организация выборки исследования
53 Организация и формулирование выводов по результатам исследования
54 Разновидности стратегий поиска проблемной ниши эмпирического исследования: индивидуальная, межличностная, анализ первоисточников, компьютерный поиск
58 Проблема соотношения количественных и качественных методов
60 Обеспечение валидности и надежности результатов исследования. Экологическая валидность
61 Кризис позитивистской исследовательской парадигмы. Феноменологический интерпретационный подход к психологическим исследованиям и его ограничения
62 Дискурсной анализ, нарративный анализ, герменевтический анализ; репертуарные решетки, количественный контент-анализ
63 Герменевтический подход к социально-психологическим исследованиям
64 Требования к научным публикациям
65 Формы представления результатов научных эмпирических исследований: научная
36 Гештальт направление с исследованиях социальной перцепции.
Понятием «социальная перцепция» в современной психологии обозначают восприятие человеком так называемых «социальных объектов», под которыми понимаются другие люди, различные ситуации социального взаимодействия и т.д. Среди психологических механизмов, объясняющих специфику социальной перцепции, авторами отмечаются: идентификация - процесс отождествления себя с другими, эмпатия - эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, децентрация - способность принять точку зрения другого человека, каузальная атрибуция - причинная интерпретация социальных событий. Все отмеченные механизмы социальной перцепции, их уровень и сформированность имеют непосредственное отношение к становлению «ментальной модели мира» - базисной категории, существенно определяющей характер общения и межличностных отношений, а также характер предпочтений, избирательности в восприятии и интерпретации окружающей действительности.
Представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологии является сознание. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры — гештальты. Изучение сложных явлений по отдельным элементам и их связям в исследованиях гештальтпсихологов было заменено выяснением структуры этих связей.
Так, М. Вертгеймер, исследуя зрительное восприятие, вводит понятие психического поля, заимствованное из физики. Подобно тому, как в физическом поле элементы выстраиваются в целостные системы, психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких свойств как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Позже Вертгеймер занимался изучением мышления, выделив механизмы творческого мышления.
38 Методические ситуации экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы человека.
Потребностно-мотивационная и волевая сферы личности представляют собой особую область психической жизни человека. Потребности являются побудительными силами; возникая, они запускают активность человека. Потребности людей выходят далеко за рамки органической жизни и отражают все богатство создаваемой ими культуры. Они являются необходимым звеном в процессе развития личности.
Экспериментальные исследования мотивов человека широко проводились под руководством А. Н. Леонтьева. Они преследовали цель выявить, что происходит с деятельностью под влиянием изменения мотивов ее побуждающих (3. М. Истомина, Л. С. Славина, Н. М. Матюшина
Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплнированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти во-левые качества, отражающие активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств.
40 Ранние ревизии классического психоанализа - смещение акцента на социальную обусловленность.
Тематика проблемы социальной психологии напрямую касается определения личности.
Описание термина «личность» в социальной психологии, совпадая с аналогичным определением из общей психологии, указывает на изучение личности в двух направлениях: во-первых, исследование личности, ее социально обусловленных характеристик, процессов создания в ней конкретных качеств как результата влияния социума, во-вторых, – смещение акцента на изучение «психологии группы», которая состоит из отдельных личностей, но с проявляемыми характеристиками общественной сущности, в каждой отдельной и конкретной группе.
Такой подход к вопросу отличается от социологического тем, что он выявляет ход формирования социально-типических черт, их дифференцированные особенности, заставляющие по-разному проявиться в личности, иногда не зависимо или даже вопреки принадлежности к той или иной конкретной группе социума.
Социальная психология акцентирует внимание на изучении всей системы взаимодействия межличностных отношений, их эмоциональной регулировки, как основных мотиваторов деятельности и поведения личности. Этот подход отличает социальную психологию от социологического подхода.
42 Направление теории объектных отношений.
Теория объектных отношений — модель, система психологических взглядов, существующая в рамках психодинамического подхода и отталкивающаяся от предположения, что психика состоит из «внутренних объектов», представляющих собой интернализированные внешние объекты: людей и ситуаций. Основываясь на психодинамической теории, теория объектных отношений предполагает, что отношение людей к другим и ситуации в их взрослой жизни формируется семейным опытом в младенчестве. Например, взрослый, который испытал пренебрежение или жестокое обращение в младенчестве, будет ожидать подобного поведения у других, что напомнит ему о небрежном или оскорбительном поведении его родителя из его прошлого. Эти образы людей и событий в бессознательном превращаются в объекты, которые «я» переносит во взрослую жизнь, и они используются бессознательным, чтобы предсказать поведение людей в их социальных отношениях и взаимодействиях. В рамках этой модели психические функции объясняются с точки зрения отношений между внутренними объектами.
46 Социально-конструктивистское направление в психологии. Основные положения и представители: Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Лиотар.
Как социологическая теория социальный контрукционизм склонен анализировать в качестве социальных конструкций прежде всего социальное действие и социальную активность как таковые. Социальный конструктивизм, основываясь на конструктивистской эпистемологии, акцентирует внимание на конструировании знания, языка.
Социальный конструктивизм (СК) – одно из направлений постмодернистской психологии. Принятие нарративного, социально-конструктивистского мировоззрения влечет за собой полезные идеи о том, как понятия власти, знания, истины обсуждаются и принима- ются в современном обществе, как люди принимают и определяют себя.
Понятие «конструктивизм», уходящий своими корнями в фундаментальные работы таких философов, как Вико и Кант, является термином, который сегодня применяется для обозначения многочисленных подходов в различных областях научного знания, включая экономику, биологию, математику, физику, социологию, социальную психологию.
49 Позитивистская парадигма в психологических исследованиях и ее своеобразие.
позитивизм — та эпистемологическая позиция, которая до сих пор подвергается явной критике со стороны приверженцев качественных методов в психологии и социальных науках, хотя в философии науки она уже давно утратила всяческое влияние и в настоящее время в чистом виде никем не поддерживается. Как направление в философии науки позитивизм зародился в XIX в., в оформлении его идей видную роль сыграли О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер, Р. Авенариус, Э. Мах, представители Венского кружка — М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат и другие.
В психологии исследования, выполненные в парадигме позитивизма, достаточно распространены. В ряде исследований главная задача, которую решают психологи, — поиск связей между отдельными переменными, измеряемыми при помощи стандартизованных методик; на основании комплекса эмпирических данных исследователи пытаются делать обобщения теоретического уровня. При этом пользуются конструктами, введенными в эмпирическое поле, а не выведенными из него, однако методологические следствия подобного дедуктивного конструирования данных, как правило, не рефлексируются: данные мыслятся в качестве «жестких» фактов, над которыми надстраиваются теоретические интерпретации. Хотя именно сторонники качественных методов критикуют за позитивистские ориентации «количественников», качественные исследования тоже нередко строятся на основе позитивистской парадигмы.
51 Формирование, определение и организация выборки исследования.
Прежде напомним некоторые исходные понятия, с которыми мы уже сталкивались. Эго генеральная совокупность, выборка, репрезентативность выборки, способы формирования экспериментальных выборок.
Генеральная совокупность — это все множество объектов, в отношении которого формулируется исследовательская гипотеза.
Так, например, в одном случае такими генеральными совокупностями являются все мужчины и все женщины, в другом — все подростки, которые смотрят телепередачи, содержащие сцены насилия, или все младшие школьники Ленинградской области или какого-либо района и т.д. Генеральные совокупности, в отношении которых исследователь собирается сделать выводы по результатам исследования, могут быть по численности и более скромными. Например, при изучении профессионального самоопределения студентов-выпускников некоторых факультетов в отдельном вузе генеральная совокупность, казалось бы, весьма невелика и допускает сплошное исследование.
54 Разновидности стратегий поиска проблемной ниши эмпирического исследования: индивидуальная, межличностная, анализ первоисточников, компьютерный поиск.
Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании. С гносеологической точки зрения проблема – это специфическая форма организации знания, объектом которого является не непосредственная предметная реальность, а состояние научного знания об этой реальности. Проблема является формой знания, способствующей определению направления в организации научного исследования – она указывает на неизвестное и побуждает к его познанию, обеспечивает целенаправленную мобилизацию прежних и организацию получения новых, добываемых в ходе исследования знаний.
60 Обеспечение валидности и надежности результатов исследования. Экологическая валидность.
Лежащая в основе использования количественных методов идея обеспечения «Настойчивое требование надежности исследовательских результатов сводит на нет изучение необычных или исключительных человеческих переживаний, в то время как поиск генерализуемых правил приводит к созданию нормативных методов, в свою очередь сводящих на нет возможности изучения уникальных для данной личности человеческих переживаний. Валидность переопределяется самоустраивающимся образом, делая акцент на сравнение новых методов с предустановленными критериями и тем самым снижая возможность соотнесения изучаемого поведения с его проявлениями в условиях повседневной жизни; в результате у научного сообщества вырабатывается скептическое отношение к использованию количественных методов.
62 Дискурсной анализ, нарративный анализ, герменевтический анализ; репертуарные решетки, количественный контент-анализ.
Методы анализа текста применяются при поиске, систематизации, оценке, отборе информации, диагностике, анализе и прогнозировании событий или поведения субъекта, из-за чего широкое применение эти методы получили в системах безопасности. Возможности применения методик анализа теста с интерактивными компьютерными системами и базами данных значительно ускоряют развитие искусственного интеллекта. В связи с этим остановимся на некоторых общих чертах всех методов анализа текста и выделим критерии их систематизации.
Дискурс-анализ — комплексный социолингвистический подход, целью которого является исследование дискурса. Согласно Джонатану Поттеру, в дискурс-анализе «уделяется особое внимание способам организации версий окружающего мира, общества, событий и внутренних психологических миров, производимых в дискурсе».
64 Требования к научным публикациям.
Имеется несколько вариантов текстового представления научных результатов: а) тезисы научного доклада; б) отчет о научно-исследовательской работе; в) письмо в редакцию (краткое сообщение о научных результатах; г) статья в научном журнале либо в сборнике научных работ; д) научная монография.
Основной формой научной публикации является статья в научном журнале. Существуют общепринятые требования, предъявляемые к научной статье. Стандарт подготовки рукописи «Психологического журнала» приводится в приложении 3.
В США используется стандарт оформления статьи, принятый АРА (Американская психологическая ассоциация). В титуле статьи указываются имя и фамилия автора (авторов) и место его работы. Заголовок статьи краткий (не более 15 слов). Он должен кратко информировать читателя о сути исследования. Статью сопровождает изложение содержания (abstract) — не более 100—175 слов: информация о проблеме исследования, его предмете, об испытуемых, о методе, результатах и главные выводы. Резюме содержания статьи идет в реферативный журнал «Psychological Abstracts». В журналах АРА краткое резюме принято предпосылать статье, во многих других журналах оно помещается в конце статьи.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты