Методологические основы психологии
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Методологические основы психологии»
по дисциплине: «Методологические основы психологии»
2021
15.00 BYN
Методологические основы психологии
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Методологические основы психологии
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Поделиться
7 Субъективное и объективное знание в теориях познания. Экстернализм и интернализм
8 Критерии научности знания
14 Системно-исторический подход к развитию психологических теорий. Принцип развития
17 Процесс развития теории. Способ изменения теорий
18 Анализ различных теоретических подходов
20 Структура психологических теорий (по А. В. Юревичу)
21 Диатропика парадигмальных координат психологического знания: философско-методологические и психологические основания
22 Межпарадигмальный диалог и его особенности
23 Деятельностный подход в психологии
24 Интеллектуальные исследовательские традиции в психологии
26 Основные области исследований в рамках бихевиористской традиции
27 Значение работ Э. Торидайка. Формула S-O-R Р. Вудвортса
29 Необихевиористская ревизии классического бихевиоризма в психологии в работах Бандуры, Миллера, Долларда, Мишеля, Роттера
30 Методологический бихевиоризм Халла и Толмена
31 Методология экспериментального анализа поведения Скиннера
7 Субъективное и объективное знание в теориях познания. Экстернализм и интернализм
Раскрытие законов развития научного знания и выработка критериев различения объективного и субъективного в результатах познания – важнейшие направления методологии науки в двадцатом столетии. Научное знание – как объективно установленные факты или надындивидуальные схемы познания и теоретизирования, стоящие за их получением, – является опосредствованным.
Субъективное знание – это система представлений субъекта о непосредственно знаемом, т.е. получаемом в результате непосредственного наблюдения за внешним миром или во внутреннем плане движения мысли.
8 Критерии научности знания
Критерии научности знания — это правила оценки результатов познания, их соответствия стандартам науки. Развитие самого общего понимания науки в различных областях привело к дифференциации понимания научности.
Критерии научности знания :
1.Системность знания: наука – определенная структура, а не бессвязный набор отдельных частей. Система характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований каких-либо элементов в ее структуру. В рамках научного знания есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), а также знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики. Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации.
18 Анализ различных теоретических подходов
В современной науке широко используется ряд теоретических подходов, или теоретико-методологических направлений. Как правило, каждый подход имеет в своей основе некоторое (небольшое) количество плодотворных идей, которые развиты далее в совокупность принципов и более конкретных методологических предписаний.
Таким образом, структуру теоретического подхода условно можно представить следующим образом. Методологический подход основан на некоторых ключевых идеях или принципах. В более развитом варианте подход может иметь собственные методологические концепции (или их эскизы), описывающие в общем виде суть данного подхода. В рамках подхода могут быть также созданы собственные специфические методы и их комбинации. Развитый подход также предполагает осознание собственных возможностей и ограничений.
20 Структура психологических теорий (по А. В. Юревичу)
Согласно А.В. Юревичу, в структуре большинства психологических теорий можно выделить три основных компонента: центр, периферию и неявную область. К центральным компонентам относят общий образ психологической реальности, ключевую категорию и центральный феномен, набор основных понятий и систему отношений между ними. Периферическая область психологических теорий включает вспомогательные утверждения теории и систему их аргументации, а также подкрепляющий теорию эмпирический и обыденный опыт. Неявная область теории включает в себя некоторый эмоционально-личностный опыт ее создателей. Этот опыт состоит из личностного знания, т.е. понимания основных конструктов теории ее создателями, личностные переживания авторов, из рефлексии, над которыми эти теории обычно и зарождаются, а также из личностных образцов поведения (Юревич, 2002).
21 Диатропика парадигмальных координат психологического знания: философско-методологические и психологические основания
становление психология была философской дисциплиной, а перманентный методологический кризис начался совместно с обособлением психологии в самостоятельную науку. Извечными вопросами, определяющими методологический кризис психологии, являются философское фундирование и поиск предмета изучения.
На данный момент вопрос о философских основаниях психологии игнорируется, однако тогда, на короткий период, кризис был преодолен, а сформированная методология позволяла достигать прогнозируемых результатов. Методологический кризис разгорелся с новой силой вместе с разрушением существующей политической системы, а возникшие плюралистические методологические позиции были, вплоть до сегодняшнего дня, не в состоянии предоставить реальный выход, кроме признания множественности психологий. Одной из возможных альтернатив дальнейшего развития психологии является формирование самостоятельной научной дисциплины – философии психологии. Психологии необходима философская концептуализация, взгляд из метапозиции на ее историю и дальнейшее развитие, формирование единой концепции предмета.
22 Межпарадигмальный диалог и его особенности
Проблема межпарадигмального диалога является предметом обсуждения психологическим сообществом уже не один десяток лет, демонстрируя широчайший спектр авторских позиций и подходов и, одновременно, крайний дефицит конструктивных предложений.
Основной проблемой формирования отношения к существующему парадигмальному многообразию является нахождение его причинных и методологических оснований, а также проверенной временем целесообразности. Причем сложность решения данной задачи обусловлена, во-первых, наличием разных (иногда диаметрально противоположных) систем парадигмальных координат, а, во-вторых, самоопределением в исследовательских приоритетах: следование предписываемым нормативам научности или выход за их рамки во имя нахождения соответствия с реалиями жизни, что наиболее рельефно прослеживается в известном антагонизме между «естественнонаучным» и «гуманитарным» знанием, количественными и качественными, статистическими и клиническими методами исследования.
23 Деятельностный подход в психологии
Деятельностный подход в психологии – совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешнепрактических ее форм.
Предпосылки деятельностного подхода: 1) необходимость новой методологической ориентации, способной вывести психологию из кризиса; 2) сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований абстрактных законов сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности; 3) исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности – одна из центральных.
24 Интеллектуальные исследовательские традиции в психологии
Понятие «интеллектуальная традиция» получило в историко-науковедческих публикациях распространение на рубеже ХХ–ХХI вв., сама же исследуемая реальность была отрефлексирована гораздо раньше и известна под термином «национальная наука». За последним лежало представление о национальной специфичности науки, ее зависимости от культурно-исторического контекста, от стоящих перед конкретным обществом социокультурных и познавательных задач. Данный конструкт встречается в вариациях «интеллектуальная традиция», «исследовательская традиция», «национальная традиция».
Выделено пять национальных интеллектуальных традиций: японская, китайская, индийская, тибетская, английская.
26 Основные области исследований в рамках бихевиористской традиции
Бихевиоризм является одним из самых дискуссионных направлений в социально-психологическом знании, что во многом объясняется противоречивостью его методологических установок, теоретических воззрений, этических предпочтений, своеобразием истории его формирования и развития.
Программа бихевиоризма сводилась к нескольким четко сформулированным пунктам:
• предмет психологии — поведение;
• поведение зависит от секреторных и мышечных реакций, полностью детерминированных внешними стимулами;
• анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиться, как и во всех остальных естественных науках, внешне наблюдаемыми феноменами.
27 Значение работ Э. Торидайка. Формула S-O-R Р. Вудвортса
Эдвард Ли Торндайк Стал одним из основателей бихевиористского движения. Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «connection» — связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.
именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.
29 Необихевиористская ревизии классического бихевиоризма в психологии в работах Бандуры, Миллера, Долларда, Мишеля, Роттера
Так называемая медиаторная линия развития представлена в социальной психологии наиболее широко и связана с такими авторами, как Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура, Р. Уолтере и др. Основной проблемой бихевиористской ориентации традиционно является научение. Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения, за пределы которого исследователи обычно не выходят. В рамках бихевиоризма предложено общее описание хода научения и сформулирован ряд законов, принципов, относящихся к переменным ситуации научения. Пытаясь ответить на вопрос о том, как происходит научение, авторы фокусируют внимание на условиях окружения (среды) - стимулах, которые «ответственны» за приобретение, модификацию, ослабление определенных поведенческих образцов. Научение представляют как установление или изменение ассоциации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают, или подкрепляют его.
30 Методологический бихевиоризм Халла и Толмена
Эдвард Толмен - формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) - промежуточные переменные - зависимая переменная (реакция). Среднее звено (промежуточные переменные) - не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.
Результаты опытов Толмена, изложенные в его основной работе «Целенаправленное поведение у животных и человека» (1932), заставили критически переосмыслить краеугольную схему бихевиоризма S R («стимул — реакция»).
Халл ввел в формулу «стимул - реакция» другое среднее звено - потребность организма. Она придает поведению энергию, создает незримый потенциал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплени, и тогда реакция закрепляется и организм чему-то научается. Им были сформулированы законы поведения – теоретические постулаты. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции. Потребность определяет характер поведения, различного в ответ на разные потребности. Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новых связей.
31 Методология экспериментального анализа поведения Скиннера
В своих экспериментах Скиннер явно отдавал предпочтение экспериментированию над животными, преимущественно голубями и крысами, считая, что отличие человека от животных на самом деле совсем не принципиально.
Радикальный бихевиоризм Скиннера опирался на разработки эволюционных теорий, связывая поведение людей с событиями среды. Он считал, что природа отбирает внешние видовые признаки, способствующие выживанию, аналогично обстоит дело и с поведением. Человек не свободен, так как сам никогда не управляет своим поседением, которое детерминировано внешней средой. Человеком отбираются и сохраняются только те виды поведения, которые получают подкрепление.
Скиннер видел задачу психологии в том, чтобы определить однозначное соответсвие между событиями внешней среды и специфическим поведением. Ситуацией, в которой можно проконтролировать все воздействующие факторы, может быть только экспериментальная (ввел метод экспериментального анализа поведения).
Все факторы, влияющие на поведение, получили названия независимых переменных, ответные поведенческие реакции - зависимых переменных.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты