Логопедия
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Логопедия»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
15.00 BYN
Логопедия
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Логопедия
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Поделиться
1. Брадилалия. Определение. Этиопатогенез. Симптоматика.
2. Тахилалия. Определение. Этиопатогенез. Симптоматика.
3. Разновидности тахилалий. Этиопатогенез, симптоматика баттаризма и полтерна. Понятие о клаттеринге.
4. Обследование детей с нарушениями темпа речи.
5. Основные направления преодолений нарушений темпа речи.
6. Задачи, методы, приемы устранения брадилалии.
7. Задачи, методы, приемы устранения тахилалии, баттаризма и полтерна.
8. Понятие заикания. История изучения заикания. Статистические данные о распространенности заикания.
9. Анализ основных теорий заикания.
10. Различные классификации заикания.
11. Современные взгляды на этиологию и механизм заикания.
12. Эволюционное и симптоматическое заикание.
13. Особенности течения заикания в разные возрастные периоды, динамика речевых и личностных особенностей, периодичность проявления заикания, рецидивы.
14. Физиологические симптомы заикания.
15. Психологические симптомы заикания.
16. Характеристика речевых судорог по типу, локализации, степени тяжести проявления.
17. Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок.
18. Особенности проявления невротической формы заикания.
19. Особенности проявления неврозоподобной формы заикания.
20. Дифференциальные признаки невротической и неврозоподобной форм заикания.
21. Принципы, содержание и приемы обследования лиц с заиканием.
22. Схема логопедического обследования лиц разного возраста с заиканием.
23. Дифференциальная диагностика заикания и других форм нарушений речи; сочетание заикания с другими видами речевых нарушений. Прогноз: условия, определяющие прогноз.
24. Система профилактики заикания: первичная, вторичная и третичная профилактика.
25. Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы в системе современного комплексного подхода к преодолению заикания.
26. Задачи, направления и формы коррекционно-воспитательной работы в системе современного комплексного подхода к преодолению заикания.
27. Торможение патологических речедвигательных стереотипов в системе современного комплексного подхода к преодолению заикания.
28. Регуляция эмоционального состояния в системе современного комплексного подхода к преодолению заикания.
29. Развитие координации и ритмизации движений в системе современного комплексного подхода к преодолению заикания.
30. Формирование речевого дыхания в системе современного комплексного подхода к преодолению заикания.
31. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения в системе современного комплексного подхода к преодолению заикания.
32. Развитие просодической стороны речи в системе современного комплексного подхода к преодолению заикания.
33. Развитие планирующей функции речи в системе современного комплексного подхода к преодолению заикания.
34. Инструментальные методы воздействия в системе современного комплексного подхода к преодолению заикания.
35. Принципы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с заиканием.
36. Традиционная методика преодоления заикания у детей дошкольного возраста (Н.А. Власова, Е.Ф. Рау).
37. Методика исправления заикания у детей дошкольного возраста в процессе ручной деятельности (Н.А. Чевелева).
38. Методика исправления заикания у детей дошкольного возраста (С.А. Миронова).
39. Система преодоления заикания у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности (Г.А. Волкова, И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская).
40. Логопедическая работа с заикающимися детьми предшкольного возраста (Л.М. Крапивина).
41. Особенности организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с заиканием.
42. Программа работы с детьми дошкольного возраста с заиканием в условиях учреждения дошкольного образования.
43. Воспитание плавной речи у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
44. Воспитание плавной речи у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
45. Воспитание плавной речи у детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях.
46. Организация и содержание работы с детьми дошкольного возраста с заиканием в учреждениях здравоохранения.
47. Методика логопедической работы с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях стационара (В.И. Селиверстов).
48. Структура логопедических занятий с детьми дошкольного возраста с заиканием.
49. Возможности использования технических средств, психогимнастики при устранении заикания у детей дошкольного возраста.
50. Работа учителя-логопеда с семьей ребенка дошкольного возраста с заиканием.
51. Особенности логопедической работы с младшими школьниками с заиканием.
52. Система исправления речи у школьников I–IV классов в процессе ручной деятельности (Н.А. Чевелева).
53. Методика преодоления заикания у детей младшего школьного возраста (А.В. Ястребова).
54. Структура логопедических занятий с детьми младшего школьного возраста с заиканием.
55. Организация и содержание работы с заикающимися подростками и взрослыми в разных типах учреждений.
56. Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара (С.С. Ляпидевский).
57. Комплексная система преодоления заикания у подростков (М.И. Буянов, Б.З. Драпкин).
58. Системы и методики преодоления заикания у взрослых.
59. Логопсихотерапевтический подход к реабилитации подростков и взрослых с заиканием.
60. Эффективность устранения заикания.
3. Разновидности тахилалий. Этиопатогенез, симптоматика баттаризма и полтерна. Понятие о клаттеринге.
Баттаризм (парафразия) - неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи. Часто сочетается с другими нарушениями речи.
В качестве причин и механизмов возникновения можно рассматривать соматические, психогенные факторы и привычку. Неврологические исследования указывают на изменения в физиологии и анатомии мозга, которые или свидетельствуют о пренатальных нарушениях, или они унаследованы как конституциональная особенность.
Из психических факторов следует назвать недостаточную концентрацию внимания, несоответствие темпа мышления и речи.
Механизм баттаризма и анатомо-физиологических позиций также можно объяснить преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы.
6. Задачи, методы, приемы устранения брадилалии.
Для того, чтобы определить наличие проблемы, специальных исследований не требуется. Картина, как говорится, на лицо. Замедленная речь заметна сразу.
Но в связи с тем, что брадилалия может являться следствием каких-либо внутренних нарушений, рекомендуется все же обследовать ребенка у невролога, логопеда и психолога. Иногда, при подозрениях на органическую причину нарушения, может потребоваться сделать МРТ, ЭЭГ или РЭГ головного мозга.
Диагностику внешней речи проводит логопед. Он анализирует состояние артикуляционного аппарата, отмечает правильность звукопроизношения, ритмическую сторону речи, интонационную составляющую.
Кроме того, у ребенка проверяют также уровень развития мелкой моторики, мимики, интеллектуального развития.
Коррекция брадилалии, как и многих других речевых расстройств, должна проводится комплексно.
9. Анализ основных теорий заикания.
Патофизиологическая теория заикания.
В основе этой теории лежит учение И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности, о неврозах. Последователи теории С.С.Ляпидевский, М.Е. Хватцев, Н.И. Жинкин рассматривают механизм заикания как функциональное расстройство, логоневроз и определяют, что заикание является нарушением темпа, ритма и плавности устной речи, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Патогенетическая теория заикания.
Сторонники патогенетической теории (Л.И.Белякова, Е.В.Оганесян) рассматривают заикание как физиологический дефект или дефицит, имеющий органическую основу (нарушение голосообразования, слогообразования, органическое поражение центральной нервной системы).
Психологическая теория заикания.
По мнению авторов психологической теории (Р.Е.Левина, С.А. Миронова, Н.А.Чевелева, А.В. Ястребова), заикание - это расстройство коммуникативной функции речи в результате трудностей подбора и структурировании языкового материала.
12. Эволюционное и симптоматическое заикание.
Эволюционным называется заикание, развивающееся в период становления детской речи в возрасте 2-5 лет, относящееся к особому виду патологического реагирования детей этого возраста.
Ряд факторов в силу возрастных особенностей речи ребенка может обусловливать возникновение заикания, например общая предрасположенность в определенной фазе возрастного развития ребенка. На этом фоне эндогенные моменты также могут способствовать возникновению заикания (органическое поражение мозга, особенности его анатомо-функционального строения, наследственность). Личность человека развивается путем индивидуального освоения социального опыта во взаимодействии с окружающей средой. В этот процесс входит и онтогенез речевого развития.
Общая предрасположенность к заиканию, обусловленная развитием ребенка. Имеются в виду факторы, действующие на развитие ребенка дошкольного возраста, играющие в возникновении заикания неспецифическую, но заслуживающую внимания роль. Эти факторы часто недооценивают при определении причины заикания.
15. Психологические симптомы заикания.
Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится.
Нулевая степень фиксации.
Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.
Умеренная степень болезненной фиксации.
Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.
Выраженная степень болезненной фиксации.
18. Особенности проявления невротической формы заикания.
Невротическая форма заикания у детей характеризуется нестабильной клинической картиной. В спокойной обстановке речь практически обычная, без затруднений. При волнении, эмоциональном перенапряжении, непривычной обстановке у ребенка развивается сильное заикание. Например, таким деткам проблематично отвечать на занятиях, знакомиться с людьми.
Постепенно речевые затруднения сказываются на поведении и характере. Ребенок сознательно не употребляет труднопроизносимые слова, маскирует свой дефект растягиванием звуков. Он избегает незнакомые компании, избегает волнительных ситуаций: выступлений на публике, споров. Дошкольники отказываются участвовать в праздниках, утренниках.
В дальнейшем это откладывает отпечаток на всю жизнь и приводит к огромным комплексам, неумению вливаться в коллектив, разговаривать с людьми. Вот почему нужно вовремя обратиться к специалистам и провести коррекцию заикания.
21. Принципы, содержание и приемы обследования лиц с заиканием.
При обследовании детей с дизартрией важными являются данные о состоянии общей и речевой моторики, особенностях психического развития. Обследование заикающихся предполагает изучение не только проявлений заикания, а прежде всего тщательного изучения особенностей эмоционально-волевой сферы, так как известно, что эффективность устранения заикания зависит не столько от тяжести заикания, сколько от психологических особенностей заикающихся. При обследовании детей с алалией большое значение должно придаваться изучению познавательной деятельности, особенно мышления, что весьма важно для дифференциальной диагностики сходных состояний.
Принцип индивидуального подхода и установления контакта предполагает учет всех личностных особенностей ребенка, помогает раскрыть характер динамики нарушения, своеобразие формирования психологических особенностей, выяснить, какую роль играют нарушения речи в судьбе ребенка, как они отражаются на трудовой деятельности, на взаимоотношениях с окружающими.
24. Система профилактики заикания: первичная, вторичная и третичная профилактика.
Первичная профилактика заикания направлена на устранение факторов риска. Включает отказ от вредных привычек во время беременности и регулярное наблюдение у врача, а также выполнение рекомендаций по образу жизни, лечению сопутствующих заболеваний. Важное значение имеет предотвращение родового травматизма и любых травм в последующие годы жизни ребенка.
Вторичная профилактика заикания - это работа с детками из группы риска. У них еще нет заболевания, но есть предрасположенность. Они должны наблюдаться у невролога, если есть какие-либо проблемы, а также у логопеда, психолога, и получать соответствующее лечение.
Большая роль отводится семье:
Необходимо создавать благоприятную атмосферу дома, избегать конфликтов, ссор, относиться к ребенку доброжелательно. Старайтесь больше общаться и чаще уделять внимание: его потребностям, желаниям. Когда разговариваете, не коверкайте слова и не сюсюкайте, а произносите их четко, в меру громко и медленно, но выразительно.
27. Торможение патологических речедвигательных стереотипов в системе современного комплексного подхода к преодолению заикания.
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовал поиск различных приемов и средств преодоления дефекта. Многочисленность и недостаточная эффективность методик преодоления заикания объясняются сложностью его структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о его природе.
При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воз действия на заикающегося - медицинского или педагогического. В первом случае - это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором - меры педагогические (дидактические) и в третьем - различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.
Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалес, Кленке, Лихтингер и др.). Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.
30. Формирование речевого дыхания в системе современного комплексного подхода к преодолению заикания.
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовал поиск различных приемов и средств преодоления дефекта. Многочисленность и недостаточная эффективность методик преодоления заикания объясняются сложностью его структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о его природе.
При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося - медицинского или педагогического. В первом случае - это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором - меры педагогические (дидактические) и в третьем - различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.
Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалес, Кленке, Лихтингер и др.). Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.
33. Развитие планирующей функции речи в системе современного комплексного подхода к преодолению заикания.
Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедура, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление Ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и пути преодоления этого заболевания. В связи с тем, что заикание является весьма сложным речевым дефектом с разнообразными проявлениями, во все времена рассматривали воздействие и медицинское и педагогическое, и различные сочетания лечебного и педагогического воздействия.
36. Традиционная методика преодоления заикания у детей дошкольного возраста (Н.А. Власова, Е.Ф. Рау).
Н. А. Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:
сопряженная речь, когда ребенок вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Это наиболее легкая для заикающихся форма речи. В случае даже очень тяжелых форм заикания ребенок сопряженно говорит совершенно свободно. Это связано с тем, что при этой форме речи он фактически лишь копирует чужую фразу (ее конструкцию, манеру произношения), да и произносит ее даже не самостоятельно, а с посторонней помощью. Степень самостоятельности здесь практически сводится к нулю.
отраженная речь предполагает (в отличие от сопряженной) только лишь повторение ребенком фразы вслед за логопедом без ее совместного проговаривания. Ребенок здесь также полностью использует чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произношения, но он уже лишен частично помощи в виде совместного ее проговаривания. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся детей форма речи. Здесь уже появляются элементы самостоятельной речи. Правда, это пока еще отдельные самостоятельно вставленные слова, и в то же время это еще и как бы полуотраженная речь. Ведь ответ на конкретно поставленный вопрос позволяет ребенку использовать и определенную конструкцию предложения, и почти все слова, содержащиеся в вопросе, добавив лишь 1-2 слова.
39. Система преодоления заикания у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности (Г.А. Волкова, И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская).
Методика предназначена для детей 2-7 лет, направлена на преодоление заикания в процессе игровой деятельности и на повышение игровой активности детей, перевоспитание особенностей личности и поведения.
Состоит из следующих разделов:
Методика игровой деятельности (система игр).
Логоритмические занятия.
Воспитательные занятия.
Воздействие на микро-социальную среду детей.
Этапы логопедических занятий:
Этап молчания (4-6 дней) и шепотной речи (10 дней).
Этап сопряженной (4-5 недель) и отраженной речи (4-5 недель).
Этап опросно-ответной речи (8-10 недель).
Этап самостоятельной речи (8-14 недель).
42. Программа работы с детьми дошкольного возраста с заиканием в условиях учреждения дошкольного образования.
В специальных детских учреждениях заикающиеся дети комплектуются в отдельные группы в соответствии с определенной возрастной категорией. Цель коррекционно-развивающего обучения в этих группах — устранение заикания. Решение этой сложной задачи возможно при правильной, научно обоснованной организации системы воспитания и обучения, предусматривающей последовательное целенаправленное преодоление отклонений в пользовании самостоятельной речью и нормализацию свойственных заикающемуся ребенку личностных особенностей, проявляющихся в общении.
В детском саду, а также в отдельных специальных группах для заикающихся детей при массовых детских садах обеспечивается воспитание, включающее коррекционно-развивающее воздействие на речь, а также физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие с учетом их возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей.
В настоящее время эффективность логопедической помощи заикающимся детям в дошкольном возрасте общепризнана.
45. Воспитание плавной речи у детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях.
Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства.
В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена. Первое - развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, координации движений, чувств темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности, характера. Второе - развитие речи и коррекцию речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и коррекцию речевых нарушений в зависимости механизмов, симптоматики расстройства и методики его устранения.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу первого года жизни словарь ребенка составляет в норме 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов.
48. Структура логопедических занятий с детьми дошкольного возраста с заиканием.
1. Оргмомент с элементами психотерапии. 2. Общая моторная зарядка. Для снятия мышечного напряжения; Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела; Преодоление двигательных уловок. 3. Речевая зарядка: 4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный); 5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса; 6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений. 7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи). 8. Работа по закреплению навыков правильной речи: Сопряжённая фонема; Отражённая фонема; Вопросно-ответно форма. 9. Домашнее задание. 10. Подведение итогов.
52. Система исправления речи у школьников I–IV классов в процессе ручной деятельности (Н.А. Чевелева).
В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А. Чевелева в своем пособии предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1-4 классов в процессе ручной деятельности. Принципиально она мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми - дошкольниками. Меняется в основном здесь лишь выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий:
сопровождающей речи;
завершающей речи,
предварительной речи,
закрепления навыков самостоятельной речи.
55. Организация и содержание работы с заикающимися подростками и взрослыми в разных типах учреждений.
В подавляющем большинстве у подростков и взрослых заикание является следствием длительно протекающего процесса, возникшего в детстве. В данные возрастные периоды речевой дефект наиболее ярко выражен, стоек в своих проявлениях, спаян с личностью, с нарушенной системой отношений личности и поэтому с трудом поддается устранению, часто склонен к рецидивам. При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соответствии с его особенностями методы коррекционного воздействия в рамках существующего комплексного лечебно-педагогического подхода к заиканию. За основу лечебно-педагогического воздействия следует считать следующие положения.
Комплексность как взаимопроникновение медицинских и педагогических приемов. Например, психотерапевтическая методика - аутогенная тренировка - включает в себя речевой» логопедический материал, индивидуальные логопедические занятия, в свою очередь, проходят с использованием психотерапевтической методики функциональных тренировок и т. д.
58. Системы и методики преодоления заикания у взрослых.
Методы коррекции заикания – одно из огромных направлений в методах коррекции речи. Все коррекционные воздействия следует начинать только после того, как выставлен диагноз. Симптом – это не болезнь, наличие запинок в речи не сводится к нарушению дыхания. Обычно заикание, как и другая патология речи, определяет область поражения, которую и следует лечить.
Речевые симптомы важно правильно классифицировать. К речевой патологии будут отнесены нарушения устной и письменной речи. Клинические нарушений речи могут быть периферического характера:
дислалия
дисфония
ринофония
ринолалия.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты