Конституционное право
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Шпаргалка
на тему: «Конституционное право»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
15.00 BYN
Конституционное право
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Конституционное право
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 139.
Поделиться
1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права.
2. Место конституционного права в национальных правовых системах, его соотношение с другими отраслями права.
3. Источники конституционного права.
4. Конституционно-правовые отношения. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений. Возникновение и прекращение конституционно-правовых отношений.
5. Конституционно-правовые нормы и институты в системе конституционного права. Общие и особенные черты норм конституционного права.
6. Конституционно-правовая ответственность.
7. Конституционное право как наука. Предмет, метод и источники науки конституционного права.
8. Понятие и сущность конституции. Формы и структура конституций. Структура Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).
9. Классификация конституций. Порядок принятия, изменения и отмены конституций.
10. Социальная, политическая и правовая сущность Конституции. Функции Конституции.
11. Юридические свойства Конституции. Толкование Конституции.
12. Основные черты и особенности Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
13. Понятие и сущность конституционного строя. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь.
14. Конституционные характеристики Белорусского государства.
15. Современные проблемы конституционализма в Республике Беларусь.
16. Гражданское общество как атрибут конституционного государства.
17. Понятие и сущность гражданского общества, его признаки и структурные элементы.
18. Конституционный строй как совокупность экономических, социальных, духовно-культурных и политических отношений.
19. Конституционные основы экономических отношений.
20. Конституционные основы социальных отношений.
21. Конституционные основы духовно-культурных отношений.
22. Конституционные основы политических отношений.
23. Понятие и сущность государства как конституционно-правового института.
24. Конституционно-правовой статус политических партий. Виды партийных систем.
25. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь.
26. Конституционно-правовой статус религиозных организаций в Республике Беларусь.
27. Особенности правового статуса негосударственных организаций в Республике Беларусь.
28. Понятие и сущность народовластия. Непосредственная демократия: понятие и юридическая природа. Формы непосредственной демократии.
29. Представительная демократия, ее юридическая природа и формы.
30. Особенности народовластия в Республике Беларусь.
31. Понятие и классификация форм правления. Монархия и её виды.
32. Понятие и классификация форм правления. Республика и её виды.
33. Понятие политических режимов и их классификация.
34. Концепция прав человека и ее отражение в Конституции Республики Беларусь.
35. Принципы правового статуса личности.
36. Историческое развитие прав и свобод человека и гражданина.
37. Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
38. Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина.
39. Политические права и свободы человека и гражданина.
40. Социальные права и свободы человека и гражданина. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
41. Современные проблемы защиты прав человека и гражданина в Республике Беларусь.
42. Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства в Республике Беларусь.
43. Принципы гражданства.
44. Приобретение и сохранение гражданства.
45. Прекращение гражданства.
46. Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь.
47. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Порядок депортации иностранных граждан за пределы Республики Беларусь.
48. Сущность и юридическая природа государственного суверенитета.
49. Происхождение и развитие теории суверенитета. Народный суверенитет.
50. Национальный суверенитет. Гарантии суверенитета Республики Беларусь.
51. Понятие и формы государственно-территориального устройства. Симметричное и асимметричное устройство государства.
52. Понятие и признаки унитарного государства. Централизованное и децентрализованное унитарное государство.
53. Федеративное государство: понятие и признаки.
54. Классификация федераций. Централизованные и децентрализованные федерации.
55. Симметричные и асимметричные федерации.
56. Ассоциированные государства.
57. Понятие федерализма. Координированный и кооперативный федерализм.
58. Дуалистический и договорной федерализм.
59. Понятие института интервенции в федерализме.
60. Межгосударственные союзы.
61. Понятие и сущность конфедерации. Правовой статус Европейского Союза (ЕС).
62. Правовые и организационные основы СНГ.
63. Правовые и организационные основы ОДКБ.
64. Правовые и организационные основы ЕАЭС.
65. Генезис Союза Беларуси и России.
66. Союзное государство Беларуси и России.
67. Сущность и содержание избирательного права.
68. Понятие и принципы избирательной системы.
69. Виды избирательных систем. Мажоритарная система.
70. Виды избирательных систем. Пропорциональная система. Смешанные системы.
71. Понятие и социальная функция референдума.
72. Виды референдумов. Предмет референдума.
73. Основные принципы проведения выборов и референдумов в Республике Беларусь.
74. Порядок проведения республиканских референдумов в Республике Беларусь.
75. Порядок проведения местных референдумов в Республике Беларусь.
76. Правовые последствия референдумов в Республике Беларусь.
77. Сущность и целесообразность разделения властей. Разграничение функций ветвей власти.
78. Основные принципы разделения властей в Республике Беларусь.
79. Понятие и назначение института президентства.
80. Место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов.
81. Порядок избрания Президента Республики Беларусь.
82. Компетенция Президента Республики Беларусь.
83. Исключительная компетенция Президента Республики Беларусь.
84. Компетенция Президента Республики Беларусь в законодательном процессе.
85. Общие положения об институте парламентаризма.
86. Структура и срок полномочий Парламента - Национального собрания Республики Беларусь.
87. Порядок проведения выборов и отзыва депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
88. Порядок формирования состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Отзыв члена Совета Республики.
89. Компетенция Парламента - Национального собрания Республики Беларусь и его палат.
90. Делегирование Национальным собранием Республики Беларусь законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь.
91. Основные организационно-правовые формы работы Парламента - Национального собрания Республики Беларусь и его палат.
92. Постоянные и временные комиссии палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь, их состав и компетенция.
93. Досрочное прекращение полномочий Парламента - Национального собрания Республики Беларусь.
94. Понятие законодательного процесса.
95. Стадии законодательного процесса. Законодательная инициатива.
96. Порядок принятия законов в Республике Беларусь.
97. Понятие Правительства. Порядок формирования, состав и структура Правительства - Совета Министров Республики Беларусь.
98. Компетенция Правительства Республики Беларусь в экономической сфере.
99. Компетенция Правительства Республики Беларусь в социальнокультурной сфере.
100. Компетенция Правительства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
101. Компетенция Правительства Республики Беларусь в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства.
102. Компетенция Правительства Республики Беларусь в области внешнеполитической деятельности.
103. Компетенция Правительства Республики Беларусь в области кадровой политики.
104. Компетенция Премьер-министра Республики Беларусь.
105. Подотчетность и подконтрольность Правительства Республики Беларусь.
106. Порядок деятельности Правительства Республики Беларусь. Правовые акты Правительства.
107. Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь.
108. Конституционные основы судебной власти.
109. Конституционно-правовые основы судебной системы Республики Беларусь.
110. Правовая охрана конституции и ее формы.
111. Конституционный Суд Республики Беларусь: порядок формирования, функционирования, компетенция.
112. Юридическая сила решений Конституционного Суда Республики Беларусь.
113. Верховный Суд Республики Беларусь: задачи и состав.
114. Верховный Суд Республики Беларусь: порядок формирования и полномочия.
115. Экономическое правосудие в Республике Беларусь.
116. Конституционно – правовой статус органов прокуратуры.
117. Цели и направления деятельности Прокуратуры Республики Беларусь.
118. Принципы организации деятельности Прокуратуры Республики Беларусь.
119. Компетенция Прокуратуры Республики Беларусь.
120. Государственный контроль: понятие, принципы, содержание.
121. Конституционно-правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов.
122. Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы: порядок формирования и структура.
123. Принципы организации и деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов.
124. Компетенция Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов.
125. Основные направления деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов.
126. Понятие местного управления и самоуправления.
127. Основные системы осуществления публичной власти на местах.
128. Основные принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
129. Система и компетенция органов местного управления в Республике Беларусь.
130. Система и компетенция органов местного самоуправления в Республике Беларусь.
131. Особенности компетенции Советов первичного, базового и областного уровней в Республике Беларусь.
132. Порядок проведения выборов депутатов местных Советов в Республике Беларусь. Отзыв депутатов местных Советов.
133. Основные формы работы органов местного управления в Республике Беларусь.
134. Основные формы работы органов местного самоуправления в Республике Беларусь.
135. Территориальное общественное самоуправление в Республике Беларусь, его органы и порядок их формирования.
136. Экономическая основа местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. Местное хозяйство и его состав. Местный бюджет. Внебюджетные фонды.
137. Правовые акты органов местного управления и самоуправления и их юридическая сила.
138. Проблемы реформирования системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
5. Конституционно-правовые нормы и институты в системе конституционного права. Общие и особенные черты норм конституционного права.
Норма права – это общеобязательное правило поведения, содержащееся в нормативном юридическом акте.
Конституционно-правовые нормы представляют собой санкционированные государством и обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников конституционных отношений.
Конституционно-правовым нормам присущи признаки, свойственные всем правовым нормам. К основным признакам конституционно-правовых норм можно отнести следующие:
1. конституционно-правовые нормы относятся к наиболее важным, принципиальным общественным отношениям, к деятельности, имеющей особое значение для общества, государства, коллектива и личности;
2. конституционно-правовые нормы распространяются на все сферы общественной жизни: политику, экономику, идеологию, иные социальные отношения;
3. конституционно-правовые нормы устанавливают: систему и виды органов государственной власти, местного управления и самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, полномочия и формы деятельности, а также регламентируют отношения между указанными органами.
10. Социальная, политическая и правовая сущность Конституции. Функции Конституции.
Сущность заключается в том, что конституция представляет собой запись соотношения политических сил, существующих на момент её принятия.
Конституция – это документ, в котором согласованы, насколько это возможно, политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть – общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность защищает в политической борьбе свои социальные интересы и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции.
Безусловно, создать конституцию, которая бы учитывала бы все социальные интересы в равной мере едва ли возможно. Часть общества более влиятельная по тем или иным причинам, в первую очередь экономическим, оказывает более сильное, либо определяющее влияние на содержание конституции.
15. Современные проблемы конституционализма в Республике Беларусь.
В Республике Беларусь происходит становление демократического социального правового государства, в котором не только провозглашаются права и свободы человека, но и создаются действенные механизмы претворения в жизнь конституционных ценностей, принципов и норм. При этом современный конституционализм базируется и на устойчивом фундаменте национальных особенностей и традиций государственного строительства.
Важнейшей, фундаментальной, конституционной ценностью в Республике Беларусь является демократическое социальное правовое государство, выступающее исходным основанием эффективной реализации других конституционных ценностей, включая высшую конституционную цель и ценность – человека. Через осмысление и реализацию конституционных положений происходит становление человека и гражданина как носителя конституционных прав, свобод и обязанностей, активного участника конституционных правоотношений.
20. Конституционные основы социальных отношений.
Важным направлением социальной политики государства является охрана труда и здоровья людей. Гражданам Республики Беларусь Конституция (ст.41) гарантирует право на здоровье и безопасные условия труда. Государство создает условия для полной занятости населения, при необходимости обеспечивает обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей. Лицам, занятым в отраслях производства с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда предоставляются дополнительные льготы, которые служат формой компенсации со стороны государства за работу в условиях, наносящих ущерб здоровью человека.
Важным направлением политики государства является развитие системы социальных служб, т.е. учреждений, предоставляющих гражданам социальные услуги. В широком смысле эти услуги охватывают всю социальную сферу общественной жизни, в которую входят вопросы оплаты и условий труда, занятости, обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры и т.д.
25. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь.
Согласно Закону Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» (в ред. Закона от 19 июля 2005 г.) в связи с реализацией права граждан на объединение в республике могут создаваться общественные объединения.
Общественным объединением, в силу статьи 1 указанного Закона, является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения нематериальных потребностей и достижения уставных целей.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов общественными объединениями, союзами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
30. Особенности народовластия в Республике Беларусь.
В зависимости от субъекта, осуществляющего власть, различают понятия государственной власти и народовластия.
Народовластие − это принадлежность всей полноты власти народу. Принцип народовластия нашел отражение в целом ряде статей Конституции Республики Беларусь.
Власть народа (публичная власть) в Республике Беларусь осуществляется в трех основных формах:
1. Государственная власть, суть которой выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями и принуждением со стороны государства.
2. Общественная власть как объединение отдельных групп граждан, общественных организаций и движений, религиозных общин, семьи, трудовых коллективов, при проведении совместных акций.
35. Принципы правового статуса личности.
Целостность системы прав человека и гражданина определяется системой принципов закрепления и реализации их правового статуса. Конституционное выражение в Основном Законе Республики Беларусь получили следующие принципы правового статуса личности:
1. равноправие;
2. неотчуждаемость прав и свобод;
3. непосредственное действие прав и свобод;
4. гарантированность прав, свобод и обязанностей;
5. признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Беларусь составной частью ее правовой системы, что определило универсальный набор прав и свобод, способный обеспечить нормальную жизнедеятельность личности;
6. запрещение злоупотребления правами и обязанностями;
7. запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.
40. Социальные права и свободы человека и гражданина. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Права и свободы, входящие в группу социально-экономических (социальных) и культурных, являются основой всех иных прав и свобод и поэтому образуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. Они относятся к таким важным сферам жизни, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование, и служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.
В Конституции Республики Беларусь закреплены положения, определяющие социальные, экономические и культурные права человека и гражданина. К ним, к примеру, относятся:
• право на предпринимательскую деятельность (часть 3 статьи 13);
• право на частную собственность (часть 1 статьи 13 и статья 44);
• право на труд (статья 41);
• право на отдых ( статья 43);
• охрана семьи (статья 32).
45. Прекращение гражданства.
Выход из гражданства Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, и при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь».
Гражданство Республики Беларусь утрачивается:
- вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»;
- по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного;
- по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.
50. Национальный суверенитет. Гарантии суверенитета Республики Беларусь
Нормы конституционного права неразрывно связывают не только понятия государственной власти и народовластия, но и национального суверенитета, который выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние (язык, письменность, культура и т.д.), так и внешнеполитические вопросы (отношения с другими нациями, народностями, создание новых государственных образований или национально-государственных единиц, вхождение в состав каких-либо межгосударственных союзов или государств и т. д.).
Понятие «суверенитет нации» возникло в ХХ в. Данное понятие отождествлялось с обладанием реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, полновластием нации или правом нации на самоопределение политически, вплоть до создания самостоятельного национального государства.
55. Симметричные и асимметричные федерации.
Кроме того, все федерации делятся на симметричные и асимметричные. Симметричными являются такие федерации, составные части которых в соответствии с конституцией страны равноправны между собой и в отношениях с федерацией (Австрия, ОАЭ и др.). Симметричными федерациями юридически были СССР, СФРЮ, ЧССР. Однако в любой федерации имеются элементы асимметрии, поэтому полностью симметричных федераций фактически не существует, и большинство федераций мира являются асимметричными. В таких федерациях наряду с равноправными субъектами имеются другие территориальные образования (федеральные территории, федеральные округа, ассоциированные государства и т. п.).
60. Межгосударственные союзы.
Межгосударственные союзы – это всевозможные союзы между государствами, заключенные на основе межгосударственных договоров.
Наиболее ярким примером межгосударственного союза является конфедерация. Конфедерация – это объединение государств, достаточно тесный их союз, но межгосударственно-правовой, а не государственный, который не ведет к созданию нового государства.
Особенности конфедерации:
1.это такой союз государств, когда не возникает нового государства (поскольку отношения государств в конфедерации регулируются нормами международного права);
2. как единое целое она выступает только в международных отношениях;
3. наличие таможенных и иных ограничений, препятствующих движению лиц, товаров, услуг, капитала;
4. отсутствие единой территории;
5. отсутствие единого гражданства.
65. Генезис Союза Беларуси и России.
Подписание 2 апреля 1996 г. Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об образовании Сообщества России и Беларуси явилось важнейшим и принципиально новым шагом в интеграционных процессах стран СНГ. В силу статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об образовании Сообщества Стороны решили на добровольной основе образовать глубоко интегрированное политически и экономически Сообщество России и Беларуси в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий для повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.
Целями Сообщества были: объединение материального и интеллектуального потенциалов своих государств, для подъема экономики; создание равных условий для повышения уровня жизни народов и духовного развития личности. Сообщество было основано на принципах суверенитета и равенства Сторон, демократии и уважения прав человека, общепринятых принципов и норм международного права.
Высшим органом Сообщества стал Высший Совет, в который входили главы государств и правительств, руководители парламентов, а также председатель Исполнительного Комитета.
70. Виды избирательных систем. Пропорциональная система. Смешанные системы.
В науке конституционного права и избирательной практике различают следующие способы определения результатов выборов:
• мажоритарную систему;
• пропорциональную систему;
• смешанную систему.
Пропорциональная система является наиболее демократичным способом определения результатов выборов. По данной системе мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах.
Пропорциональная система может применяться наряду с мажоритарными системами. В таких случаях она называется смешанной. Например, половина народных депутатов Украины (225) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина (тоже 225) − по пропорциональной.
75. Порядок проведения местных референдумов в Республике Беларусь.
Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 процентами граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве:
в области и городе Минске - не менее 50 человек;
в районе, городе, районе в городе - не менее 20 человек;
в поселке, сельсовете - не менее 10 человек.
80. Место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов.
В большинстве демократических государств мира глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, представляющее государство вовне и внутри страны.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 г., согласно которой был впервые учрежден институт президентства, Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти.
Согласно действующей Конституции Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Как высшее должностное лицо в государстве Президент не входит ни в одну ветвь власти и фактически является властным арбитром по отношению к другим органам государственной власти. Как глава государства, Президент обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти и, таким образом, располагает огромными возможностями для реализации государственной политики.
85. Общие положения об институте парламентаризма.
Парламентаризм представляет собой систему правления, в основе которой находится деятельность законодательного органа - парламента. Вместе с тем, просто наличие такового ещё не означает целостность парламентаризма как политического института. Необходима работающая система, куда входят все ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная. Но главное - парламентаризм определяется как «форма взаимодействия гражданского общества и государства, опирающаяся на признание ведущей роли парламента - законодательного коллегиального представительного органа - в системе организации государственной власти».
В силу статьи 90 Конституции Парламент-Национальное собрание является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.
Согласно статье 91 Конституции Республики Беларусь в состав Палаты представителей избирается 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
90. Делегирование Национальным собранием Республики Беларусь законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 101 Конституции Республики Беларусь Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента Республики Беларусь могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
Не допускается делегирование полномочий Президенту на:
1. издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, толкование Конституции;
2. изменение и дополнение программных законов;
3. утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
4. изменение порядка выборов Президента и Парламента;
5. ограничение конституционных прав и свобод граждан.
Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
95. Стадии законодательного процесса. Законодательная инициатива.
Законодательная инициатива – процесс внесения в парламент законопроекта для последующего его рассмотрения в соответствии с порядком, установленным Конституцией и иными актами законодательства.
Право законодательной инициативы – это установленное Конституцией право разработать законопроект и внести его для рассмотрения в Парламент в установленном порядке.
В большинстве стран это право принадлежит парламентариям, правительству, главе государства и, естественно, народу как единственному источнику власти.
Реализация права законодательной инициативы парламента осуществляется как членами палат, так и группами парламентариев.
Первоначальной стадией законодательного процесса является осуществление права законодательной инициативы соответствующим органом или лицом и внесение в парламент законопроекта. Согласно статье 99 Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит:
1. Президенту Республики Беларусь;
2. депутатам Палаты представителей;
3. Совету Республики;
4. Правительству.
100. Компетенция Правительства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
1) определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов;
2) обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;
3) определяет порядок учета и ведения государственных кадастров природных ресурсов, осуществления мониторинга окружающей среды;
4) принимает решения о создании заповедников, национальных парков, заказников и иных особо охраняемых природных территорий республиканского значения, утверждает положение о них и их границы;
5) объявляет в необходимых случаях отдельные участки территории Республики Беларусь зонами чрезвычайной экологической ситуации;
6) организует работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других значительных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий;
7) обеспечивает развитие системы экологического воспитания и обучения граждан и др.
105. Подотчетность и подконтрольность Правительства Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 106 Конституции Республики Беларусь (часть вторая) Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь, а Премьер-министр информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» Правительство по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.
Статья 106 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что Правительство ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.
110. Правовая охрана конституции и ее формы.
Стабильность общественной жизни во многом зависит от соблюдения Конституции. В любом обществе есть люди и организации цели и деятельность которых представляет угрозу для Конституции. Угроза так же происходит от превышения полномочий или злоупотреблений со стороны должностного лица и органов государственной власти, главы государства, Парламента, правительства и т.д. Нарушение Конституции опасны тем, что у людей появляется неверие в правовые основы, а это порождает в государстве массовое нарушение закона, хаос и т.д.
Правовая охрана Конституции – совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституционных норм.
Соблюдение режима конституционной законности демократическое государство обязано обеспечить соблюдение Конституции и охранять ее от нарушения. Более грубым и опасным нарушением наказываются в уголовном порядке. Высшие гарантии безопасности Конституции заложены в ее тексте. В ст.137 К РБ – Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, директивы, указы и другие акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения закона, директивы, указа с Конституцией действует Конституция.
115. Экономическое правосудие в Республике Беларусь.
До последнего времени экономическое правосудие в Республике Беларусь осуществлялось хозяйственными судами, которые являлись органами судебной власти, осуществлявшими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц.
Они осуществляли правосудие путем разрешения споров между субъектами хозяйствования в сфере отношений, возникающих из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений, в том числе и с участием международных организаций, иностранных лиц и граждан.
В целях совершенствования судебной системы Республики Беларусь, обеспечения единства судебной практики, повышения качества осуществления правосудия, дальнейшего развития специализации судов и судей при рассмотрении дел, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения судов − Верховный Суд Республики Беларусь, возглавляющий систему судов общей юрисдикции страны.
120. Государственный контроль: понятие, принципы, содержание.
Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь в сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным статусом как Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, поэтому речь идет о его конституционных контрольных полномочиях.
Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:
а) непосредственный контроль Президента Республики Беларусь;
б) президентский контроль через соответствующие президентские структуры.
Главными направлениями контрольной деятельности Президента Республики Беларусь являются следующие:
1) контроль в процессе формирования органов управления;
2) контроль за численностью, структурой аппарата государственного
управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы; контроль за инвестиционной деятельностью органов управления;
3) контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных
организаций в области государственного управления;
4) контроль за исполнением законов Национального собрания, соблюдением законности и государственной дисциплины.
125. Основные направления деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов.
Основными задачами Комитета государственного контроля и его территориальных органов являются:
- защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
- проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за выполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет государственного контроля;
- осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;
- осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;
- предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере.
130. Система и компетенция органов местного самоуправления в Республике Беларусь.
Правовые основы местного управления и самоуправления регулируются разделом V Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Систему органов местного управления составляет совокупность государственных органов, осуществляющих государственно-управленческую деятельность на местном уровне. Система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Система органов местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления – коллегиальные и единоличные.
Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.
В Республике Беларусь устанавливаются 3 территориальных уровня Советов:
1. первичный;
2. базовый;
3. областной.
К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы.
К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения) и районные Советы.
135. Территориальное общественное самоуправление в Республике Беларусь, его органы и порядок их формирования.
Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (сельские, домовые, уличные комитеты, комитеты общественного самоуправления и т. д.).
Органы территориального общественного самоуправления выбираются открытым или тайным голосованием на собрании всех жителей или уполномоченных. В собрании жителей в соответствии со ст. 28 Закона, вправе участвовать граждане, достигшие 18 лет. В состав этих органов также могут быть избраны лица, достигшие 18 лет.
Органам общественного и территориального самоуправления Законом предоставляется шесть прав, и только три из них косвенно связаны с решением управленческих задач. Одной из основных является внесение на рассмотрение местных органов власти предложения по всем вопросам местного значения и участие в их рассмотрении.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 139.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты