Социология
МИТСО (Международный университет) Витебский филиал
Шпаргалка
на тему: «Социология»
по дисциплине: «Социология»
2021
15.00 BYN
Социология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Социология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Поделиться
1. Объект и предмет социологии.
2. Специфика социологического подхода к изучению общества.
3. Место социологии в системе наук.
4. Структура социологического знания.
5. Функции социологии.
6. Предпосылки возникновения социологии как науки.
7. Общество как целостная социальная система.
8. Основные социологические теории личности.
9. Социализация личности как непрерывный процесс.
10. Стадии социализации.
11. Факторы социализации.
12. Воспитание личности как приобщение к культуре.
13. Социальный статус личности.
14. Социальная роль и социальное ожидание.
15. Типология общества.
16. Типы культур.
17. Социальные конфликты и пути их разрешения.
18. Социальное поведение как взаимодействие.
19. Социальный контроль и его регулятивные функции.
20. Основные элементы социальной структуры общества.
21. Социальная группа и ее типы.
22. Сущность социальной стратификации.
23. Социальная мобильность.
24. Социальные институты, их функции и виды.
25. Образование как социальный институт.
26. Семья – базовый социальный институт общества.
27. Важнейшие принципы социального управления.
28. Стили социального управления.
29. Социологическое исследование как форма научного познания.
30. Основные виды социологических исследований.
31. Организация работы исследовательской группы.
32. Социологическое исследование документов.
33. Социологический опрос и его виды.
34. Социологическое наблюдение.
35. Социологический эксперимент.
36. Обработка социологической информации.
37. Обобщение результатов социологического исследования.
1. Объект и предмет социологии.
Объект социологии, в общем, совпадает с объектами других наук, которые принято называть общественными: совместная жизнь людей является объектом экономики, демографии, социальной психологии, политологии, этнографии и т. п., но у каждой из общественных наук свой специфический предмет. Именно предмет, а не объект определяет содержание той или иной науки.
Предмет науки – это те аспекты или особенные черты, которые исследователи выделяют в объекте, руководствуясь своими научными интересами, т. е. представлениями о важных, существенных явлениях и процессах. Выделенные аспекты или особенные черты – это не часть реально существующего объекта, а его научный образ, особый способ видения объекта, характерный для данной науки.
3. Место социологии в системе наук.
Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.
5. Функции социологии.
Основные функции социологии:
- познавательна функция. Она имеет своей целью изучить общество и понять его структуру, а также особенности взаимодействия различных индивидов и групп в обществе;
- концептуально-описательная функция. Эта функция предоставляет исследователю определенную систему, которая позволит отразить особенности социальной реальности.
- концептуально-описательная функция. Эта функция предоставляет исследователю определенную систему, которая позволит отразить особенности социальной реальности.
- оценочная функция. Это значит оценка того или иного общества, существующих в нем институтов, правил и потребностей.
- объясняющая функция. Значит, давать оценку событиям на основе тенденций и фактов, выявленных в ходе исследования.
7. Общество как целостная социальная система.
Общество – это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов.
Социология рассматривает общество как целостную систему, включающую в себя подсистемы более низкого порядка. Общество, как система сложная, многомерная, динамично изменяющаяся во времени и пространстве, имеет сложную многомерную структуру, включающую элементы разной степени сложности, которые объединены разного рода связями, взаимодействиями и коммуникациями, функционирующие в тесном единстве.
Основатели социологии – О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель рассматривали общество как целостную функционально связанную систему, элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.
9. Социализация личности как непрерывный процесс.
Социализация личности - это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, - с другой.
Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди которых выделяются две основные:
а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;
б) культура труда производственной и других видов деятельности.
В таком случае становление и развитие личности как процесс овладения индивидом социальным опытом и его приумножения в своем развитии может быть представлен двумя условными этапами.
Первый состоит в формировании и закреплении основных социальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и др. Это этап общей социализации личности.
11. Факторы социализации.
Одним из существенных изменений в процессе социализации, происшедших за последние десятилетия, стало то, что в нем относительно самостоятельную и довольно важную роль стали играть глобальные факторы – мир, планета, космос.
Планета –понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите.
Мир – понятие социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.
Социализация человека происходит под влиянием мировых, планетарных процессов: экологических, демографических, экономических, военно-политических. Следствием этих процессов стало то, что судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономик и политики.
13. Социальный статус личности.
Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор паук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).
15. Типология общества.
Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.
Различают такие типы общества как: 1) доиндустриальное, 2) традиционное общество 3) индустриальное, 4) постиндустриальное, 5) информационное общество.
1. Доиндустриальное общество – это общество, в котором экономика и культура зиждется на ручном труде и ручной технике. Главным объектом производственной деятельности людей служит природа, и, соответственно, ведущими являются добывающие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, горнорудное дело). В этом историческом типе обществ различаются два подтипа: примитивные первобытные общества и появляющиеся позже «варварские» и «цивилизованные» общества.
17. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Социальный конфликт — столкновение, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение.
Противоречия могут быть
1. примиримыми
2. антагонистическими (непримиримыми).
Запоздалое разрешение конфликта способствует его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, правильное ведение переговоров позволяет разрешить конфликт.
19. Социальный контроль и его регулятивные функции.
Под социальным контролем понимается особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций. В его функционировании можно выделить две стороны: нормативную, которая сводится к действию ценностно-нормативных регуляторов человеческого поведения, и институциональную, которая представлена существованием в обществе системы субъектов социального контроля (специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций). Согласно Ж- Гурвичу, в обществе существуют различные сферы социального контроля, в которых также можно выделить различные иерархии ценностей и идеалов. В число таких сфер социального контроля входят религия, мораль, право, искусство, познание и обучение.
21. Социальная группа и ее типы.
Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.
Выделяют следующие разновидности социальных групп:
1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные.
2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные.
23. Социальная мобильность.
Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную. Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение). Горизонтальная мобильность – это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус.
25.Образование как социальный институт.
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
27. Важнейшие принципы социального управления.
Выделяют следующие группы принципов социального управления: общие и частные.
Общие принципы имеют всеобщий характер, они реализуются независимо от уровня и сферы социального управления. Необходимо отметить, что перечень общих принципов управления, встречающийся в научной литературе различен, но, проанализировав и обобщив их, можно выделить следующие: системность, законность и дисциплина, объективность, гибкость, гуманизм, оптимальность и эффективность, научность.
29. Социологическое исследование как форма научного познания.
Соц исследования представляют целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания о исследуемом объекте для решения конкретных теор и практ соц проблем. В соответствии с характером исследовательской деятельности, выделяют эмпирические и теоретические исследования. Эмпирическое социологическое исследование направлено на получение первичной социологической информации об объекте. Теор соц исследование имеет целью разработку абстрактных моделей (теорий, концепций, идей, методов, гипотез) без непосредственного контакта с объектом исследования.
31. Организация работы исследовательской группы.
Организация исследовательских групп.
В настоящее время мы во все большей степени зависим от коллективной работы, особенно при необходимости соотносить между собой результаты исследований. Здесь возникают те же проблемы и действуют те же принципы, на которых строятся
межличностные отношения в любой группе. Основными предпосылками
успешной деятельности группы являются:
1) esprit de corps - дух коллегиальности, основанный на чувстве солидарности и взаимном доверии между членами группы.
33. Социологический опрос и его виды.
Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета. Ее предназначение - дать достоверную информацию.
Интервьюирование – форма очного проведения качественного опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.
35. Социологический эксперимент.
Эксперимент - это такой метод исследования, с помощью которого путем планомерного управления условиями изучаемой ситуации проверяются и испытываются гипотезы о причинных связях явлений.
Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:
1. Экспериментатор. 2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - 3. Экспериментальная ситуация 4. Экспериментальной объект.
Структура эксперимента непосредственно связана с этапами его организации и проведения.
37. Обобщение результатов социологического исследования.
Анализ и обобщение результатов социологического исследования представляет собой соотношение новой информации, полученной в ходе сбора социологических данных, с уже имеющимися знаниями о нем, сформулированными в концептуальной модели объекта и исходных гипотезах. Задача на этом этапе состоит в том, чтобы объяснить смысл первичной информации, сформулировать обобщающие положения, свести их в определенную теоретическую систему.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты