Всемирная литература
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Всемирная литература»
по дисциплине: «Всемирная литература»
2021
15.00 BYN
Всемирная литература
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Всемирная литература
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
1. Славянские литературы в контексте мировой литературы. Проблема интерпретации литературных произведений другими видами искусств.
2. Романтизм в славянских литературах. Черты, национальное своеобразие, представители (на литературных примерах).
3. Модернизм и авангардизм в литературе. Характеристика течений. Литературные примеры из любых славянских литератур.
4. Постмодернизм. Отличительные черты и своеобразие (на материале литературных произведений писателей любой из славянских стран).
5. Реализм в славянских литературах ХІХ – ХХ веков. Этапы развития, представители.
6. Русский роман второй половины ХІХ века (на примере произведений И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, М.Е.Салтыкова–Щедрина – на выбор).
7. Роман Ф.И.Достоевского «Братья Карамазовы» как роман-синтез философских и творческих идей писателя (или другой роман, кроме «Преступление и наказание» – на выбор).
8. Нравственно-философские искания Л.Н.Толстого, их отражение в творчестве.
9. Анализ одного из романов Л.Н.Толстого.
10. Поэзия «серебряного века» в русской литературе: особенности развития, представители, анализ творчества одного из поэтов (на выбор).
11. «Тихий Дон» М.А.Шолохова. История, человек, народ в романе.
12. Русская литература второй половины ХХ века. Направления, течения, представители, произведения.
13. Изображение Великой Отечественной и Мировой войн в славянских литературах.
14. Отражение массовых репрессий эпохи сталинизма в произведениях русских писателей (А.Рыбаков «Дети Арбата», Ю.Домбровский «Факультет ненужных вещей», А.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» – на выбор).
15. Современный русский литературный процесс (с середины 80-х гг. – по настоящее время). Общая характеристика.
16. Славянская поэзия и драматургия ХIХ-ХХ веков. Проблематика, имена, анализ творчества одного из писателей любой из славянских стран.
17. Современная славянская проза. Направления, представители, анализ одного из произведений любого из авторов.
18. Анализ творчества одного из польских писателей ХІХ века.
19. Анализ творчества одного из польских писателей ХХ века.
20. Анализ творчества одного из чешских писателей ХІХ века.
21. Анализ творчества одного из чешских писателей ХХ века.
22. Анализ творчества одного из болгарских или сербских писателей.
23. Украинские писатели: имена, произведения, анализ 1 произведения одного автора на выбор.
2. Романтизм в славянских литературах. Черты, национальное своеобразие, представители (на литературных примерах).
Романтизм, черты: глубокая неудовлетворённость обществом, самим собой и уход от этой действительности в иные миры (мир иллюзий, мечты). между этими мирами – пропасть; субъективность; контрастность; символика образов; народность; историзм; патриотизм; особенный герой: 1) одиночка, оторванный от своей среды и оказавшийся в непривычных условиях, 2) стремится к свободе и к любви, 3) конец либо трагичен, либо неясен, 4) отрезок времени в жизни героя – чаще всего настоящее, 5) эгоист, индивидуалист
В первой половине 19 в. в рус. лит. из Зап. Евр. приходит романтизм. Исторической почвой появления романтизма в рус. лит. стала война 1812г. Основоположник рус. романтизма – поэт Жуковский, баллада «Светлана». В русском романтизме в основном отсутствует мистика и глубокий пессимизм. В отличие от западноевропейского в русском романтизме отсутствует эротизм, на первый план выступают не индивидуалистические, а общечеловеческие ценности.
4. Постмодернизм. Отличительные черты и своеобразие (на материале литературных произведений писателей любой из славянских стран).
Постмодернизм – новое видение мира, специфическая философия, ироничное переосмысление.
Первоначально он возник в Западном искусстве. Название термину дал американец Ихаб Ханан. Философское осмысление дал Отар Жан.
В русской литературе он появился в к. 60-х гг. 20 века. Но появился подпольно. Легализация произошла только в 80-х гг.
Существует три постулата постмодернизма:
В истории всё повторяется.
Действительность невозможно объяснить, т.к. нет истины
Нет грани между реальным и художественным мирами
Предпосылкой русскому постмодернизму в идеологии был социализм в эстетике соцреализма.
Литературные постулаты:
Постмодернизм отвергает причинно-следственную связь, линейные построения, не даёт объяснений действиям героев.
Действительность лишена абсолютных ценностей и воспринимается как текст
Вводит запрет на ощущение жизни как трагедии
6. Русский роман второй половины ХІХ века (на примере произведений И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, М.Е.Салтыкова–Щедрина – на выбор).
Во второй половине XIX века в литературе закрепляются основные «специализации»: проза, поэзия, драматургия, критика. После долгих лет господства поэзии на первое место выходит проза. А самые большие достижения русской литературы этого времени связаны с жанром романа. Именно роман вывел русских писателей в первый ряд мировой литературы. Русский роман создал новый тип героя и новый тип конфликта. Это не столько внешний конфликт — героя со средой, сколько внутренний — героя с самим собой, хорошего «я» с плохим «я». Герой русского романа ставит перед собой не материальные, а духовные задачи, главная из которых — жить хорошей жизнью, то есть в согласии с совестью. В этом была новизна русского романа. В западноевропейском романе, выросшем из авантюрной литературы, персонажи действовали в соответствии с обстоятельствами, то есть подчинялись внешнему конфликту. Проще говоря, в западноевропейском климате «Преступление и наказание» превратилось бы в «Историю одного преступления». А в романе Достоевского после преступления все только и начинается. В русском романе герой действовал, чтобы преодолеть внутренний, духовный конфликт. Поэтому сюжет русского романа не такой увлекательный, более размытый. Зато русский роман приобретает психологическую глубину и философскую напряженность. Выдающимися романистами второй половины XIX века были Иван Сергеевич Тургенев, Иван Александрович Гончаров, Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой, Николай Семенович Лесков.
8. Нравственно-философские искания Л.Н.Толстого, их отражение в творчестве.
Критикуя общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Исторический прогресс, считал он, решал вопрос о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который должна была дать созданная им «истинная религия». В ней Л. Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты и роль церкви в общественной жизни. Самосовершенствование человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви.
По Л. Толстому «царство Божие - внутри нас», и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо. Считая всякую власть злом, Л. Толстой пришел к отрицанию государства. В общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, а упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей.
10. Поэзия «серебряного века» в русской литературе: особенности развития, представители, анализ творчества одного из поэтов (на выбор).
Серебряный век русской поэзии — период рубежа 19-20 веков. Это период расцвета поэзии, философской и религиозной мысли. Основные направления и школы серебряного века:
Модернизм. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе {романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты (модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Основная чёрта модернизма — субъективность. Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и футуризм как основные течения модернизма.
Символизм. На начальном этапе своего существования отражал декадентские тенденции — уныние, страх перед жизнью, неверие в человеческие возможности (Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус). Затем к символистам присоединяются К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, И. Анненский, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый. Центральными темами символистов становятся: личность, история, вечность. Идея конструирования мира в процессе творчества. Отказ от рациональности в искусстве. Символ как средство для передачи созерцаемых тайных смыслов, центральная эстетическая категория. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
12. Русская литература второй половины ХХ века. Направления, течения, представители, произведения.
Русская литература в 1950-1990 годах развивалась не равномерно, чутко откликаясь на политическую ситуацию в стране. Художественные герои взрослели вместе с их авторами, а литературные произведение наиболее ярко выражали проблемы, которые волнует на тот момент общественность. Чтобы понять душу и взгляд на мир человека того времени, мало узнать, какие исторические шаги пришлись на пору его жизни, намного важнее и эффективнее, взять книгу того времени. Авторы 50-90-х годов, словно любопытному ребенку, впитывали любое движение, любое дуновение ветерка свободы, но и так, же легко поддавались репрессиям со стороны правительства. Несмотря на цензуру, советский читатель продолжал желать читать, литература не могла померкнуть или прогнуться под требования властей. И даже грубые действия, вроде высылки или лишение свободы за свободу слова, не убивало в русских авторах желание писать. Этот литературный период очень интересен в своем многообразие, человеческое сознание бурлило и искало ответы на все те вопросы, удовлетворить которые не могли власти или авторы прошедших лет..
14. Отражение массовых репрессий эпохи сталинизма в произведениях русских писателей (А.Рыбаков «Дети Арбата», Ю.Домбровский «Факультет ненужных вещей», А.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» – на выбор).
«Архипелаг Гулаг» - это история возникновения, существования и развития системы лагерей, созданных советским режимом. Большинство заключенных не понимали, за что они попали туда. Их забирали и бросали за решетку. Здесь не существовало каких-то нравственных норм. Заключенные работали по двенадцать часов, измученные и голодные. В нечеловеческих условиях и унижениях они старались не терять человеческий облик. История Гулага начинается еще с революционных времен, когда в лагеря отправлялись инопартийцы. С приходом к власти Сталина лагеря стали пополняться врачами, инженерами, учеными, «врагами народа».
Понятие «враг народа» стало обширнее с началом Великой отечественной войны, когда стали ссылаться обрусевшие немцы, побывавшие в плену люди. После войны их ряды пополняли эмигранты и настоящие предатели-власовцы и казаки-красновцы. Все, кто отправлялись в лагеря, попадали под 58 статью, которая предполагала сроки заключения: 10, 15, 20, 25 лет. 10 лет давали только детям. Основной целью следствия было сломить волю человека. Задержанные подвергались страшным пыткам, дела составлялись так, что арестованный тянул за собой других. Через такое и прошел Солженицын. Чтобы не повлечь за собой невинных, он подписал обвинительное заключение и был приговорен к восьми годам заключения и вечной ссылке. Самым страшным и жестоким карающим органом стал Революционный трибунал. Здесь могли применить высшую меру без суда. Позже расстрелы отменили, их заменили на 25 лет лагерей.
16. Славянская поэзия и драматургия ХIХ-ХХ веков. Проблематика, имена, анализ творчества одного из писателей любой из славянских стран.
XX век в русской драматургии начался пьесами А.П. Чехова. Это утверждение сегодня вряд ли станет оспаривать кто-либо из авторитетных исследователей, ибо оно верно не столько в строго календарном смысле, сколько соответствует самой чеховской художественной практике, тех принципиально важных для театра XX века открытий, которые им были сделаны. Чеховские пьесы рубежа веков – и «Иванов», и «Чайка», и «Дядя Ваня», и «Три сестры», и «Вишневый сад» – по сей день скрывают в себе некую тайну, обещают возвышенное откровение. Именно поэтому так богата сценическая история чеховской драматургии, а в мировом театре последнего десятилетия XX века Чехов стал, безусловно, самым репертуарным из классиков, оставив позади даже Шекспира. Пожалуй, нет в современной театральной практике ни одного известного режиссера, который бы не внес своего вклада в сценическую историю чеховских пьес: это и Брук, и Ронкони, и Стрелер, и Крейча, и Штайн, и Палитч, и Шеро, и многие-многие другие.
Секрет, думается, прежде всего в универсальности чеховской драматургии. Она органична в любом времени и способна выразить не только его доминантные черты, но и самые неуловимые, тончайшие нюансы духовной жизни. Русская драма обязана Чехову очень многим – и теперь, в начале века двадцать первого, так важно вспомнить и подытожить, чем же именно.Герой Чехова – это прежде всего свободный человек, который оставляет свой след в мире уже тем, что живет, вне зависимости от более или менее успешного соблюдения общепринятых формальностей, связанных с родом занятий, социальным положением или степенью личной одаренности. В чеховских персонажах всегда ощутим серьезный внутренний потенциал, но этот потенциал, как правило, так и остается нереализованным. И вот уже сто лет мировой театр мучается чеховскими неразрешимыми вопросами. Что же не так в этом мире и в этих хороших, в сущности, людях? Почему все так же не удается построить и нашу жизнь на иных, светлых, гуманных, справедливых началах? Чеховский герой всегда остается живым вопросом, загадкой, неисчерпаемой в своей глубине. По существу каждый его персонаж – это «вещь в себе», замкнутая, закрытая и вполне самодостаточная система. Здесь каждый сам себе и жертва, и палач, и судья, и обвинитель, и защитник. Все правы и все виноваты, все по-своему несчастны. Чеховские герои не слышат друг друга, поэтому в его пьесах мы находим не диалоги и полилоги, а длинные монологи одних персонажей, то и дело невпопад прерываемые другими монологами. Каждый говорит о своем, наболевшем, будучи уже не в состоянии почувствовать и разделить чужую боль.
18. Анализ творчества одного из польских писателей ХІХ века.
Среди поэтов 19 века выделяются Мицкевич, Словацкий и Красинский, который писали в стиле романтизма. Первые произведения Мицкевича являются началом романтизма в польской литературе. Для его стихотворений характерны невиданная до этого свободная от условностей форма и тематика. Адама Мицкевича называют вождем польского романтизма. Особенно известным его произведением является поэма «Пан Тадеуш». Одним из самых выдающихся польских поэтов 19 века является Юлиуш Словацкий. На сочинения Словацкого сильное влияние оказали произведения Шекспира и Байрона. Талант Словацкого многогранен, его произведения отличаются певучестью языка, полетом фантазии, богатством образов. Образцом совершенства среди его произведений является ответ Красинскому «К автору трех псалмов».
Самым видным представителем польской литературы конца 19 века был Адам Аснык, произведения которого отличались отзывчивостью на самые разные настроения и виртуозностью формы. Из авторов драматургии наиболее известны Ян-Александр Фредро, Сигизмунд Адам Белциковский,Пржибыльский, Иосиф Наржимский, Вацлав Карчевский, Михал Балуцкий, и многие другие.
20. Анализ творчества одного из чешских писателей ХІХ века.
Матерью чешского реализма считают Божену Немцову, которая нарисовала идиллическую картину сельской жизни в повести «Бабушка» (1855) (поэтому ее называют еще и бабушкой чешского реализма). Важную роль в утверждении реализма сыграл крупнейший выразитель чешской поэтической мысли Ян Неруда (не путайте с чилийским поэтом Пабло Нерудой, взявшим псевдоним по имени чешского писателя). Он автор сборников стихов «Баллады и романсы», «Песни страстной пятницы», «Космические песни», «Простые мотивы»; сборников прозы, лучший из которых – «Малостранские повести. В них высмеиваются мещанство, некоторые стороны городской жизни.
Среди имен этого времени Алоис Ирасек, автор исторических романов «Псоглавцы», «Гусистский король», исторических драм «Ян Гус», «Ян Жижка», повестей, сказок. Лекции Ирасека об истории Чехии времен независимости явно отразились на мировоззрении Я.Гашека, слушавшего его в гимназии. Следует помнить о том, что без произведений исторического жанра не может быть сформировано национальное самосознание.
22. Анализ творчества одного из болгарских или сербских писателей.
М. Павич. Родился в Белграде, по собственным словам, «...на берегах одной из четырех райских рек, в 8.30 утра в семье скульптора и преподавательницы философии...». Среди предков писателя и до него были литераторы — в 1766 году один из рода Павичей опубликовал сборник стихотворений.
В 1949—1953 годах учился на философском факультете университета Белграда, позже получил степень доктора философии в области истории литературы в Загребском университете.
Перед тем как полностью посвятить себя литературному творчеству, М. Павич некоторое время преподавал в различных университетах (в парижской Сорбонне, в Вене, Фрайбурге, Регенсбурге и Белграде). Был наставником сербского писателя и литературоведа Савы Дамянова[1]. Его первый поэтический сборник («Палимпсести») был издан в 1967 году. В 1971 году был опубликован следующий стихотворный сборник «Лунный камень» («Месечев камен»).
Кроме того М. Павич работал в газетах, писал критические работы, монографии по истории древней сербской литературы и поэзии символизма, переводил стихи с европейских языков. Известность принёс роман «Хазарский словарь» (1984 год), ставший бестселлером. Его книги переведены на несколько языков.В 1991 году вошёл в состав Сербской академии наук и искусств.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты