Основы социально-гуманитарных наук
МГАСК (Могилевский государственный Архитектурно-строительный колледж)
Шпаргалка
на тему: «Основы социально-гуманитарных наук»
по дисциплине: «Основы социально-гуманитарных наук»
2021
15.00 BYN
Основы социально-гуманитарных наук
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Основы социально-гуманитарных наук
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
1. Философия: понятие, философские вопросы.
Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Философия включает в себя:
— учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);
— о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории)
— учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);
— теорию познания
— проблемы теории познания и творчества;
— этику;
— эстетику;
— теорию культуры;
— свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.
2. Мировоззрение: понятие, структура.
Система взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения.
Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты.
Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Знания являются основным компонентом мировоззрения.
Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями.
Ценность– это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека.
3. Бытие и небытие. Материя и сознание.
Понятие "бытие" – одно из самых общих, наиболее емких, объемных и поэтому трудно определяемых философских понятий. Следует иметь в виду, что необходимо различать "бытие" как понятие и "бытие" как реальную структуру.
В философии выделяются следующие концепции бытия:
1) космическая концепция, представляющая бытие как все существующее (весь бесконечный мир, космос, метагалактики, галактики, звездные системы, звезды и планеты и т.д.), а человека (и человечество) с их культурой и земной природой считающая частью бесконечных проявлений бытия; рассматривает бытие как всё время изменяющееся, развивающееся, совершенствующееся или деградирующее;
2) социологическая концепция, утверждающая:
· бытие – это, прежде всего, общественное бытие, реальный процесс жизни людей в обществе, в условиях политической организации;
· сущность жизни отдельного человека определяется совокупностью экономических, политических, социально-классовых и др. общественных отношений.
4. Предмет и основные направления гносеологии.
Гносеология – это один из разделов философии, который исследует проблемы природы и возможностей познания, соотношения знания с реальностью, изучает всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности. Гносеология в качестве философской дисциплины занимается анализом всеобщих оснований, дающих возможность рассматривать познавательный результат в качестве знания, выражающего реальное истинное положение вещей.
Выделяют три основные направления в гносеологии: Рационализм; Эмпиризм; Критицизм. Рационализм – это одно из философских направлений, которым разум признается в качестве основы познания и поведения людей.
5. Рациональное познание.
Рациональное познание (от лат. «ratio» — разум) — это особый способ получения информации, который по своей сути опирается на сведения, получаемые человеком с использованием разума. Это один из особых способов отражения действительности, который является характерным только для человека. Он имеет меньшее количество ограничений, чем чувственное познание.
При рассмотрении рационального познания можно выделить несколько ключевых особенностей:
• Обобщенность. Данный подход позволяет человеку выделять некоторые общие части для различных предметов;
• Абстрактный характер оценивания. Данная методика позволяет отсекать несущественные признаки конкретного предмета.
• Целенаправленный подход. Проводится мыслительный эксперимент, в ходе которого осуществляется преобразование предмета;
• Использование языка. Любые полученные знания закрепляются, передаются и систематизируются с использованием языка.
6. Индивид. Индивидуальность. Личность.
Индивид – это единичный представитель вида homo sapiens, биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый человек).
Индивидуальность – это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого. Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Как правило, только другие люди могут сказать, чем один человек отличается от другого.
Напротив, личность– это то, что формируется и наблюдаемо самим человеком. Личность – совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Понятие «личность» отражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность возникает в результате культурного и социального развития.
7. Подсистемы общества.
Существование общества обеспечивается активностью его членов, теми взаимодействиями, которые различными люди выстраивают друг с другом. Эти взаимодействия в свою очередь могут иметь весьма разнообразный характер, что позволяет разделить их на ряд подсистем общественной жизни, среди которых традиционно выделяют четыре:
Политическую, Экономическую, Социальную, Духовную. Экономическая и социальная сферы общества.
Все сферы общества теснейшим образом взаимосвязаны между собой, их существование друг без друга невозможно, равно как и существование общества без какой-либо из данных сфер. Социальная сфера общества представляет собой базис общества в чисто человеческом смысле – это совокупность тех отношений, которые возникают между людьми в ходе осуществления ими своей жизнедеятельности.
8. Нелинейные интерпретации социальной истории.
Во 2-й половине XIX в. социальный и экономический кризис Западной Европы развеял претензии европоцентризма — направления в философии истории, согласно которому история Европы является идеальной моделью развития в целом. Обществознание этого времени сориентировалось не только на общее и универсальное, но и особое, неповторимое в истории. Эта сторона исторического процесса получила свое развитие в нелинейных концепциях истории, в рамках которых человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем.
9. Теории происхождения государства.
У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. По мнению представителей данной теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
10. Монархия как форма правления. Ее виды.
Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.
При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.
11. Административно-территориальное устройство государства.
Под административно-территориальным делением понимается деление территории государства на части. Административно-территориальное устройство белорусского государства — это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь В соответствии со ст. 9 Конституции Республики Беларусь территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.
Законом определены основные принципы административно-территориального деления. Оно основывается на следующих принципах:
единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.
12. Структура Конституции Республики Беларусь.
Структура Конституции представляет собой систему группировки конституционных норм и последовательного их расположения. Конституционные нормы включаются в разделы и главы. Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные, переходные положения. В целом Конституция выглядит следующим образом: В преамбуле закрепляется: субъект принятия Конституции – народ Республики Беларусь; цели принятия Конституции – утверждение прав и свобод каждого гражданина Республики Беларусь, обеспечение гражданского согласия, незыблемых устоев народовластия и правового государства; принципы (основополагающие начала), на которых основывается Конституция, а именно: принцип ответственности народа Республики Беларусь за настоящее и будущее; принцип приверженности общечеловеческим ценностям, принцип неотъемлемости права на самоопределение.
13. Организация законодательной власти в Республике Беларусь.
Законодательная власть— власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.
Нижняя палата - Палата представителей, верхняя - Совет Республики.
Срок полномочий составляет 4 года.
14. Контрольно-надзорные органы власти. Судебная власть.
В Республике Беларусь существуют контрольно-надзорные органы, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти – законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. По своему статусу они являются независимыми государственными органами и выполняют специфические функции государства. К таким органам Конституция Республики Беларусь относит Прокуратуру и Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
Прокуратура Республики Беларусь – это единая, централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь.
15. Местное управление и самоуправление.
Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:
местные Советы депутатов;
исполнительные и распорядительные органы;
органы территориального общественного самоуправления;
местные референдумы;
собрания;
другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.
Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из:
областных,
районных,
городских,
поселковых,
сельских исполнительных комитетов,
местных администраций.
16. Правовое государство и гражданское общество.
Гражданское общество есть сфера неполитических отношений: экономических, социальных, духовных, культурных, семейных, профессиональных, спортивных, молодежных, этнических, религиозных и др.
Гражданское общество не вводится законом, Конституцией, иным юридическим актом. Оно формируется постепенно, естественно, само по себе по мере развития и совершенствования всей системы общественной жизни.
Гражданское общество – промежуточная инстанция, между индивидом и государством. Гражданское общество – это такое состояние общества, при котором каждый индивид получает реальные материальные и духовные возможности для свободного, равноправного самовыражения, активного участия в управлении делами общества и государства.
Итак, гражданское общество не создается сверху. Оно возникает снизу в результате взаимодействия свободных, равноправных и независимых граждан, их объединений. Не государство формирует гражданское общество, наоборот, гражданское общество оказывает давление на государство, заставляя стать его демократическим и правовым.
17. Избирательное право: понятие и его принципы.
Избирательное право имеет два назначения — объективное и субъективное.
Избирательное право – это относительно автономная система норм конституционного права, которые регулируют порядок проведения выборов в органы власти.
Объективное избирательное право — это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при проведении выборов. Следовательно, избирательная система (в широком смысле) и избирательное право (в объективном значении) практически совпадают, схожи по своему содержанию.
Субъективное избирательное право — это совокупность конкретных прав гражданина на участие в выборах. В этом значении избирательное право граждан подразделяют на активное избирательное право, т. е. право избирать, и пассивное избирательное право, т. е. право избираться, быть избранным.
18. Партия: понятие, признаки, функции.
Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.
Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.
Признаками партии являются:
функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
наличие народной поддержки, добровольность членства.
19. Партийная система: понятие, типы.
Партийная система — это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.
Выделяют следующие типы партийных систем:
1) в зависимости от характера политического режима:
демократические,
авторитарные,
тоталитарные;
2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее:
однопартийные (в них обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе – Заир, Камерун),
двухпартийные (в них обеспечивается право одной из двух партий в случае ее победы на выборах на большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента – США, Великобритания).
20. Политическая идеология: понятие и ее типы.
Формой выражения теоретических политических знаний выступает политическая идеология. Это система идей какой-либо социальной организации, в которой обосновывается направление развития общества и формируется программа социальных преобразований.
Идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства. Политические ценности — это представления и понятия субъектов о формах осуществления политики, благах, достижение которых обеспечит та или иная политика, действиях, необходимых для удовлетворения интересов общества.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты