Социология
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Социология»
по дисциплине: «Социология»
2021
15.00 BYN
Социология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Социология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
1. Социология: общая характеристика, объект, предмет, цели, задачи.
2. Функции социологии.
3. Структура социологического знания.
4. Связь социологии с другими науками.
5. Причины возникновения социологии. Этапы ее развития.
6. О.Конт как родоначальник социологии.
7. Социология марксизма.
8. Общество: общая характеристика, признаки.
9. Общество как социальная система.
10. Классификация типов общества.
11. Социальная структура общества.
12. Социальная стратификация.
13. Социальная мобильность.
14. Социальный статус. Социальная роль.
15. Модели социодинамики общественного развития. Социальные изменения.
16. Эволюция и революция как формы социальных изменений.
17. Понятие социального развития. Прогресс и регресс.
18. Кризис как стадия развития социальных систем.
19. Социальные институты: общая характеристика, виды, функции.
20. Семья как социальный институт.
21. Семья как малая социальная группа.
22. Структура и функции семьи.
23. Типология семьи и брака.
24. Тенденции развития брачно-семейных отношений.
25. Социологическое исследование: определение, функции, виды.
26. Этапы проведения социологического исследования.
27. Программа социологического исследования: структура, функции.
28. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации: виды, особенности проведения.
29. Анкета как инструментарий анкетного опроса: композиция, виды вопросов в анкете.
30. Социологическое интервью: виды, особенности проведения.
31. Наблюдение в социологии.
32. Социологический эксперимент.
1. Социология: общая характеристика, объект, предмет, цели, задачи.
Социология – это наука о закономерностях становления, функционирования, развития общества и общественных, социальных отношений. Социология как область научного знания возникла в середине XIX века в результате потребности в изучении сложных общественных структур и поведения человека в рамках социальных институтов.
Объектом изучения социологии является общество. Этот главный объект социологии выступает как объективно существующая реальность, не зависящая от исследователя.
Предмет изучения социологии.
3. Структура социологического знания.
– это не просто совокупность различных представлений, взглядов и научных понятий об обществе, а Определенная упорядоченность знаний о нем, его явлениях и процессах.
Наиболее распространенной является трехуровневая структура социологического знания, в которой выделяются: общесоциологические теории; специальные (частные) социологические теории; конкретные социологические исследования.
Эти три уровня различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и широтой обобщений и выводов.
Общесоциологические теории касаются глубинных, или как говорят, Сущностных моментов развития общества. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования социальных явлений, о движущих силах развития общества и т. п. К общесоциологическим можно отнести теории общественной, прежде всего, производственной деятельности, теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и других отношений между людьми.
Специальные социологические теории касаются исследования Отдельных Сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательная область намного уже, чем общесоциологических и ограничен, как правило, конкретными подсистемами общества, например, экономической или социальной
5. Причины возникновения социологии. Этапы ее развития.
К научным причинам относятся:
1) выдающиеся открытия в области естественных наук, под влиянием которых формировалось мнение о возможности полного познания окружающего мира;
2) проникновение науки во все сферы жизни общества и достижение ею чрезвычайно высокого престижа;
3) появление атеизма как мировоззрения и утрата религией статуса единственной носительницы истины привели к превращению науки в своего рода религию.
В западноевропейском обществе сложилась ситуация, в рамках которой прогрессивно мыслящие люди увидели в науке механизм преобразования природы. И это логично вело к стремлению создать науку об обществе, позволяющую трансформировать его с целью улучшения жизни людей.
7. Социология марксизма.
Наиболее существенные положения социологической теории марксизма сводятся к следующему:
• понимание общества как социальной системы, включающей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли, в конечном счете, экономической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определяющий ее качественную характеристику;
• интерпретация социальной истории как естественноисторического процесса, основанного на последовательной, поступательной и закономерной смене общественно-экономических формаций — первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства, и прежде всего системой производственно-экономических отношений. Этим, в конечном счете, определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации.
9. Общество как социальная система.
Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся, характеризующуюся целостностью, устойчивостью, динамизмом, открытостью, самооорганизацией, самовоспроизводством, эволюцией. Общество функционирует и развивается по своим собственным законам.
Признаки «общества»:
- данное образование не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
- браки заключаются между представителями данного социального образования;
- оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
- социальное образование имеет территорию, которую считает своей собственностью.
11. Социальная структура общества.
Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в социологии. Не случайно в целом ряде изданных на Западе научных трудов и учебных пособий социология определяется как наука о социальной структуре общества, социальных группах и их влияния на поведение людей. Проблеме социальной структуры общества отводится видное место и в отечественной социологической литературе.
Любое общество предстаёт не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчленённое на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии социально-экономических, политических, духовных и иных объективно обусловленных связей и отношений. Более того, только в рамках этих связей и отношений они могут существовать и проявлять себя в обществе. Это обуславливает целостность общества и его функционирования как единого социального организма. Эти вопросы раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и др.
Трудно переоценить вклад внесённый в исследование данных проблем П.А. Сорокиным.
13. Социальная мобильность.
Социальная мобильность - это процесс движения индивидов между иерархически организованными элементами социальной структуры.
П. Сорокин определяет социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта, т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.
Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, понимают переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне.
Перемещение некоторого индивида из баптистской в методистов религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужчины, так и женщины) в другую при разводе или повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса , - все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Такими же примерами являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, теории Дарвина) в пределах одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии. Во всех этих случаях «перемещение» может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении.
15. Модели социодинамики общественного развития. Социальные изменения.
Социальная динамика - совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур, ведущих к их обновлению. Вся совокупность идей о социальной динамике (развитии общества) сводится к двум моделям: Линейная(прогресс либо регресс) и цикличная.
Модель общественного развития выделяются в зависимости от представлений исследователя о роли прогресса и революций, признания цели или бесцельности истории.
Античность. Идея линейности: Прогресс: Общество совершенствуется, в нём постоянно приращиваются научные знания, жизнь человека улучшается (Сократ); Регресс: История движется по нисходящей линии, от золотого века (царства благочестия и высокой морали) к железному веку (полное падение нравственности) (Гесиод). Идея цикличности:
Средневековая религиозная философия. Представлена идея линейного развитияв ярко выраженной форме: Согласно христианскому вероучению, история – это линия, начало которой – грехопадение людей, а конец – второе пришествие Христа, Страшный суд и наступление царства Божия на земле.
17. Понятие социального развития. Прогресс и регресс.
В понятийном аппарате современной теоретической социологии произошло разделение категорий «социальное изменение» и «социальное развитие». Под социальным развитием все чаще понимаются не все изменения в социальных системах, а лишь их определенный тип. На этот счет можно встретить различные точки зрения. Причины дискуссионности данного вопроса в социологии состоят в неоднозначности понимания в современной науке того, что есть развитие.
В одних случаях под развитием понимается движение по восходящей линии, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к новому, более высокому. Понятие «развитие» применяется здесь к процессам совершенствования, улучшения, усложнения и в данном значении совпадает с содержанием понятия «прогресс».
В других случаях под социальным развитием имеются в виду лишь такие изменения объектов, в результате которых возникает их новое качественное состояние (без его оценки): осуществляются более или менее глубинные структурные изменения, ведущие к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Учитывая неоднозначность понятия «развитие», в Социологическом энциклопедическом словаре дана широкая трактовка процессов развития, имеющих место в социальной сфере жизни общества. Под социальным развитием понимается совокупность экономических, социальных, политических и духовных процессов, развертывающихся в обществе. Таким образом, социальное развитие может быть прогрессивным и регрессивным, эволюционным и революционным.
19. Социальные институты: общая характеристика, виды, функции.
Социальные институты: понятие и типология.
Для поддержания общ. порядка и обесп.стабильности взаимод-вия соц. групп и общ.ва в целом сущ-ет система соц. контроля, важной частью кот. явл-ся соц. институты.
Соц. институты – совок-ть различных форм регуляции общ. отношений, специальных учреждений, системы норм, соц. ролей, обесп-щих реализацию ф-ий, необходимых для сущ-ния и р-тия как соц. общностей, так и общества в целом.
21. Семья как малая социальная группа.
Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.
С. уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и ф-ий семьи. Структура семьи - это не только ее количнный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, соц.ролей отношений ее членов.
В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них специализируется на решении принципиально важной для выживания и нормального функционирования общества проблемы.
Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения.
23. Типология семьи и брака.
Типология семей - распределение семей в зависимости от существования особенностей их социально-демографического состава и функций.
Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:
1) традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина - владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи - мужчина);
2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда - эксплуататорский характер)
25. Социологическое исследование: определение, функции, виды.
Социологическое исследование: структура, виды, функции.
Социологические исследования представляют целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания о исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. В соответствии с характером исследовательской деятельности, выделяют эмпирические и теоретические исследования.
Эмпирическое социологическое исследованиенаправлено на получение первичной социологической информации об объекте. Теоретическое социологическое исследовании имеет целью разработку абстрактных моделей (теорий, концепций, идей, методов, гипотез) без непосредственного контакта с объектом исследования.
В зависимости от глубины анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых задач, кратности исследования выделят различные виды социологических исследований.
27. Программа социологического исследования: структура, функции.
Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности. Программа выражает, что надо делать, с помощью чего и как это выполнить. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования.
В процессе составления программы решаются проблемы выбора объекта, разработки конкретной методики сбора, обработки и анализа данных, апробируется надёжность эмпирической информации. Разработка обстоятельно аргументированной программы требует не менее половины интеллектуальных затрат исследования.
29. Анкета как инструментарий анкетного опроса: композиция, виды вопросов в анкете.
Анкетный опрос — такая разновидность метода опроса, при котором общение между социологом (исследователем) и респондентом опосредуется анкетой.
Анкета — разновидность вопросника, используемого для сбора эмпирических сведений при письменном опросе. Анкета представляет собой документ, имеющий массовый тираж и содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам. Различают следующие виды анкетирования. По способу доставки: раздаточное (анкета оставляется респонденту для заполнения, а затем собирается в условленное время), почтовое (рассылка по почте), прессовое (публикация анкеты средствами массовой информации).
Огромная популярность анкетирования обусловлена его несомненными достоинствами:
- организационной простотой;- экономичностью;- оперативностью.
31. Наблюдение в социологии.
Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. В отличие от естественных наук, где наблюдение считается основным и сравнительно простым методом сбора данных, в социологии это один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования.
Социологическое наблюдение характеризуется целым рядом существенных признаков. Во-первых, оно должно быть направлено на социально важные области, т. е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются существенными для развития личности, коллектива. Во-вторых, наблюдение следует проводить целенаправленно, организованно и систематизировано. В-третьих, наблюдение в отличие от других социологических методов характеризуется определенной широтой и глубиной. Широта наблюдения предполагает фиксацию как можно большего количества свойств объекта, а глубина - выделение наиболее значимых свойств и наиболее глубинных и сущностных процессов. В-четвертых, результаты наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению. Хорошей памяти здесь мало, нужно применять процедуры протоколирования, унификации данных, кодирования языка и др. В-пятых, наблюдение и обработка его результатов требуют особой объективности. Именно специфика проблемы объективности в социологическом наблюдении и отличает его от наблюдения в естественных науках.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты